Жизнь на пороховой бочке. О безопасности экологической и не только
Nov 09,2009 00:00 by Ярослава МИХАЙЛОВА, Киев

Не знаю, какие чувства при виде телесюжетов о пожарах, полыхающих в разных частях земного шара, испытываете вы, а у меня возникает ощущение угрозы, нависшей над жителями Киева. И это, уверяю вас, не паранойя. Опасность пожара, который может вспыхнуть в любой момент, увы, более чем реальна. Речь идет не о том, что трудно предусмотреть: не о каких-то там детских шалостях со спичками, коротком замыкании и не о том, что кто-то вдруг просто с бодуна заснул с сигаретой в зубах. Речь идет о том, на что закрывают глаза все, кто несет за это ответственность. Кто получает на своих «ответственных» постах немалые зарплаты. Может быть, вы заметили (жители Соломенского района Киева это заметили точно), что прямо посреди города то и дело откуда-то возникают клубы дыма. Повсеместно то здесь, то там кто-то что-то непрерывно жжет. Достаточно порыва ветра – и крупномасштабная катастрофа обеспечена. Учитывая густоту населенности – с многочисленными человеческими жертвами. И что характерно: обращения жильцов не дают ни малейших результатов.

Вот как вы думаете, куда нужно обращаться в таких случаях? В ЖЭК? Безрезультатно. В райадминистрацию? Обращались многократно. В том числе и с коллективными письмами. Результат тот же. В пожарную? МЧС? Да не смешите! В летнюю пору люди вынуждены, несмотря на жару, закрывать окна. Хотя спасения все равно нет – едкая отрава просачивается в щели, разрушая органы дыхания. А если у человека сердечно-сосудистое заболевание? Аллергия? Астма? Или, может, здоровому человеку полезно время от времени дышать дымком?..

Но настоящая «дымовая страда» начинается осенью, в период листопада. У дворников есть строжайшее предписание ни в коем случае не жечь листья, а только собирать их для вывоза. Полагаю, они это предписание выполняют. Но в тех районах, где имеются частные застройки или ведется строительство, люди предпочитают на вывозе мусора экономить. Часы «пик» – преимущественно ночные.

Что должен подумать человек, разбуженный среди ночи едким дымом, окутавшим его квартиру? Не пройдя соответствующей многолетней подготовки, он, скорее всего, решит, что в квартире пожар. Но жители Соломенского района, наученные горьким опытом, такую версию чаще всего не рассматривают. Хотя, на всякий случай, ее тоже не следовало бы сбрасывать со счетов.

Я, хоть и привычная, растерялась: закрыть окна задымленной квартиры – задохнешься, оставить открытыми – с улицы продолжает валить дым… Мечусь по квартире, то закрывая, то открывая окна, с тоской думая о том, что опять ночь пропала. Слышу, как хлопают окна в соседних квартирах. Рядом живет пожилая женщина с больным сердцем, этажом ниже – маленький ребенок. Мелькает мысль: а вдруг не с улицы, вдруг это в доме что-то горит? Пожарных беспокоить не решаюсь. После того как в 3 часа ночи они по телефону сначала долго допытывались у меня, где именно горит (как будто из окна квартиры да еще в темноте это можно определить), а потом пригрозили, что в случае ложного вызова меня оштрафуют, я поняла, что не имею морального права будить пожарников, не располагая точными адресами очагов возгорания. Опять «сажусь на телефон». По полученному в справочной номеру МЧС меня даже не выслушивают (впрочем, как и по всем остальным номерам). Оно и не мудрено – оказалось, что это номер службы чрезвычайных ситуаций при Министерстве чрезвычайных ситуаций (!..). Придя в себя от изумления, уточняю у важного господина в телефоне, правильно ли я его поняла и действительно ли его функция спасать свое министерство от всяких там чрезвычайных ситуаций. Важный господин важным голосом подтверждает мою догадку. И посылает меня по другому номеру. На этот раз в МЧС городского калибра. Но и этот «калибр» не снизошел до моих мелких проблем и послал меня дальше. На этот раз я оказала ожесточенное сопротивление, на которое городской «калибр» и не подумал бы реагировать, не сошлись я в пылу перепалки на важного господина, ответственного за сохранность своего министерства и давшего мне номер телефона «калибра» помельче. Какой, спросите, была реакция? Практически –никакой. «Калибр» позвонил ответственному (!) дежурному по Соломенскому району по имени Юрий Федорович. А тот вообще не стал себя утруждать какой бы то ни было реакцией.

Решив не сдаваться, я продолжала звонить – в пожарные службы, в милицию… Всюду мною были крайне недовольны, посылали меня по следующим номерам, требовали адрес места, откуда дымит, и не понимали, зачем я отрываю от дел такие ответственные и важные службы, если у меня лично – никакого пожара. И никто не озаботился тем, что где-то под покровом ночи происходят вещи, за которые предусмотрены наказания, то есть вещи противозаконные. Ну да, имеются такие законы. Но кто отвечает за их исполнение, неизвестно.

Недавно я побывала в Министерстве охраны окружающей природной среды Украины. Принимавшая мое заявление сотрудница задумчиво произнесла: «Интересно, что вам ответят. У нас в районе то же самое». А мне (сославшись на информацию, предоставленную ЖЭКом) ответили, что «місць спалювання відходів не виявлено».

Так кто же должен положить конец этим кострам посреди столицы? Почему какие-то несанкционированные огни возникают, несмотря на запрет жечь мусор в городах? Не потому ли население Украины так катастрофически сокращается, что мы едим дерьмо, пьем дерьмо и дышим дерьмом, настоянном не только на выхлопных газах, но и на дыме горящих свалок? Не потому ли у нас рвутся боеприпасы на складах, что какой-то «калибр» вовремя не отреагировал на увиденное, услышанное, замеченное? Почему все эти «ответственные» безответственные лица насквозь пронизаны пофигизмом? И что должно произойти, дабы они работали не на безопасность своих ведомств, а реально отвечали за то, чтобы ничего чрезвычайного не могло случиться с нами? Чтобы мы, раз уж нам некуда деться от выхлопных газов, не вынуждены были дышать впридачу токсичными дымами, возникающими по недосмотру разгильдяев? Почему, в конце концов, никто не думает о том, что поскольку за эти несанкционированные костры посреди города предусмотрена административная ответственность, можно было бы пополнять таким образом казну города/страны?

Одним словом, мы, украинцы, реально живем на пороховой бочке, независимо от наличия или отсутствия рядом с нами складов со снарядами. Потому что рядом с нами всегда есть чванство, тупость, безответственность и абсолютное непонимание того, что любую беду проще предотвратить, чем героически преодолевать ее последствия.