Jan 22,2010 00:00
by
Лана БОРИСОВА, Львов
После вступления Польши в ЕС к таким традиционным факторам, стимулирующим миграцию, как более высокий уровень доходов, культурная и географическая близость, сравнительно невысокие административные барьеры, добавились новые. А именно: быстрый экономический рост, сокращение безработицы, увеличение спроса на рабочую силу в тех секторах экономики, где нехватка произошла из-за массовой эмиграции местных работников. Профсоюзы потенциально могут играть роль защитников прав трудовых мигрантов. Но так ли это на самом деле? Сложности допуска к труду По словам генерального консульства Республики Польша во Львове, до вступления страны в Шенгенскую зону каждый год в среднем 300 тыс. украинцев получали польские визы. После расширения Шенгенской зоны поток трудовых мигрантов из Украины не уменьшился. На протяжении января-мая 2009 г. польские работодатели согласились принять на работу 108 тыс. людей, что на 43% больше, нежели раньше. Больше всего труд украинцев требуется в единственном секторе – сельском хозяйстве. Именно фермеры изъявили желание принять 77 тыс. людей из соседних Украины, Беларуси, Молдовы и России. Это почти вдвое больше, чем в 2008 году. Беата Саморай, Миколай Павлак и Якуб Вишневски детально исследовали положение мигрантов из Украины на рынке труда Польши в проекте «Вызовы, стоящие перед мигрантами из Беларуси, Молдовы и Украины на рынке труда и в обществе государств, недавно вступивших в ЕС», осуществлённого в рамках Седеркопингского процесса. Оно показало, что положение мигрантов на рынке труда Польши определяется, главным образом, уровнем их квалификации и характером правового статуса. «Польша традиционно привлекала сезонных рабочих из Украины, которые, в основном, получали случайные заработки. Как и все новые государства-члены ЕС, Польша сохраняет ограничения доступа граждан третьих стран на свои рынки труда», - поделилась Беата Саморай. В 2007 г. Польша отменила разрешения на труд для сезонных рабочих из Беларуси, России и Украины. Тем не менее, опросы показали, что мигранты по-прежнему продолжают сталкиваться с препятствиями на рынке труда стран Центральной и Восточной Европы. В частности, речь идёт о сложности доступа на рынок труда, худших, чем у местных сотрудников, условиях труда, затяжных и непредсказуемых административных процедурах. Фактором, обуславливающим нестабильность положения мигранта в Польше, является строгое ограничение срока действия трудового соглашения. Для сравнения: местный работник может заключить с работодателем бессрочный или долгосрочный контракт, что крайне редко допускается (если вообще допускается) в случае с иностранным гражданином. Несмотря на то, что легально трудоустроенные мигранты из Украины формально защищены теми же законами, что и права местных работников, их возможности воспользоваться подобной защитой на практике крайне ограничены: они обязаны выезжать за пределы страны пребывания немедленно по истечении разрешения на работу. Нелегально трудоустроенным мигрантам грозит депортация, что нередко позволяет работодателям нарушать их права и частенько принуждают к работе в худших условиях. Например, им меньше платят за сверхурочный труд, заставляют работать больше, чем нужно, и редко дают оплачиваемый отпуск. Внутренний рынок труда Вступление Польши в Европейский Союз серьезно преобразило внутренний рынок труда. Но в стране удерживается один из самых высоких уровней безработицы в ЕС (11,4% в 2007 г. и 8% в 2008 г. против среднего показателя по ЕС на уровне 7%). Нехватка работников стала общей проблемой для польских предприятий, что отчасти объясняется крайне низким индексом занятости населения (52,8% против 64% по ЕС в целом). По словам эксперта Миколая Павлака, 30% опрошеных работодателей, желающих нанять дополнительного сотрудника, не смогли найти кандидатов, подходящих по уровню квалификации или готовых работать за предложенную зарплату. «Еще одно исследование, проведенное компаний KPMG, показало, что 50% польских фирм сталкиваются со сложностями при поиске сотрудников. Год назад доля предприятий, испытывающих дефицит кадров, выросла до 60%. Начиная с 2004 г. вследствие отъезда как минимум 800 тыс. польских граждан на постоянную работу за рубеж, в основном, в страны Западной Европы (некоторые источники оценивают в 1,6 млн.), а также бурного экономического роста, на повестку дня стал вопрос реэмиграции и трудовой иммиграции. В силу потребности ряда работодателей в дешёвой и надёжной рабочей силе, иммиграция из Украины возросла и играет вспомогательную роль на польском рынке труда», - информировал Миколай. Влияние вступления в ЕС на эволюцию политики в сфере трудовой миграции особенно очевидно на примере Польши – крупнейшего государства из недавно присоединившихся к ЕС. Перемены произошли как в законодательной, так и в институциональной и административной областях. В то же время следует отметить, что директива в отношении въезда и пребывания граждан третьих стран на территории ЕС сама находится в развитии. Можно ожидать того, что принятие некоторых проектов – директивы об ответственности работодателей, эксплуатирующих труд нелегальных рабочих – повлияет на положение трудовых иммигрантов из Украины в Польше. В августе 2006 г. в силу вступил новый закон, регламентирующий режим въезда, пребывания и выезда граждан стран ЕС и членов их семей. В соответствии с этим законом, граждане Украины, являющиеся членами семей граждан ЕС, получили право беспрепятственно перемещаться по территории ЕС, имея при себе действительный документ, удостоверяющий личность и гражданство обладателя. В декабре 2007 г. Польша вошла в Шенгенскую зону. Сам по себе факт присоединения страны к зоне свободного перемещения людей не имел правовых последствий, поскольку Польше уже пришлось адаптировать своё законодательство при вступлении в ЕС к стандартам Союза. Страна также ратифицировала ряд европейских директив по правам на передвижение и проживание в ЕС некоторых категорий граждан – работников, предпринимателей, лиц, прекративших трудовую деятельность, а также студентов. Эти нормы распространяются на тех граждан Украины, которые получили статус лиц, постоянно проживающих на территории любой страны-члена ЕС. Профсоюзная рука помощи «Профсоюзы могут выполнять роль защитников прав трудовых мигрантов, однако ни один из опрошенных иностранных работников не состоял в каком-либо из профсоюзов. Подобное явление было обусловлено отчасти тем, что профсоюзы имеют достаточно небольшой вес во многих странах, а отчасти тем, что роль мигрантов на рынке труда не рассматривалась в качестве значимой», прокомментировал Якуб Вишневски. Хотя оба наиболее крупных и влиятельных профсоюза Польши: «Солидарность» и «Всепольськое объединение профсоюзов», не интересуются вплотную вопросами, связанными с положением мигрантов, они занимают благожелательную позицию по отношению к регулируемому привлечению иностранной рабочей силы. По словам одного из представителей крупного польского профессионального объединения, они не только не возражали против доступа граждан третьих стран к рынку труда, но и выступали против дискриминации по признакам гражданства, национальности и прочим, а также содействовали тому, чтобы мигранты вступали в местные профессиональные союзы. Подобной позиции профсоюзы придерживаются и в отношении прав польских трудящихся, трудоустроенных в других странах-членах ЕС. В то же время, профсоюзы Польши поддерживают ратификацию директив ЕС, предусматривающих введение санкций против компаний и лиц, нанимающих нелегальных иностранцев, однако подобный подход можно рассматривать в контексте усилий по защите права граждан Польши на труд. Исходя из принципа взаимности, они заинтересованы в практической реализации норм, способных улучшить положение польских граждан, трудоустроенных в ряде западноевропейских стран, открывших доступ польской рабочей силе на свой рынок труда: Ирландия и Великобритания. К сожалению, не было выявлено никаких неправительственных организаций (НПО), занимающихся защитой прав трудовых мигрантов. К тому же, практическая роль неправительственных организаций в оказании помощи мигрантам была минимальной. Несмотря на то, что мигранты из Украины и осведомлены о существовании подобных механизмов защиты их прав, они редко обращаются к НПО, помогающим иностранцам. Те негосударственные структуры, которые работают с мигрантами, заняты, в основном, решением проблем беженцев и лиц, обратившихся за убежищем, тогда как иностранные рабочие никогда не рассматривались ими в качестве одной из целевых групп. Некоторые польские благотворительные организации, помогающие беженцам иногда также осуществляют правовую и материальную поддержку нуждающихся работников-мигрантов. Так, польская организация “Каритас” оплатила лечение и легализацию пребывания в стране мелкого торговца из Украины, незаконно прожившего в Польше несколько лет. Некоторые специализированные НПО в исключительных случаях оказывают мигрантам бесплатную юридическую помощь, которой, в частности, воспользовались отдельные рабочие, находившиеся в правовом конфликте со своими работодателями. Это особенно важно для нелегально трудоустроенных мигрантов, которые из страха депортации не обращаются в государственные структуры даже в случае существования серьезной опасности для их здоровья. В исключительных случаях принимаются жалобы и от нелегальных работников. |