Насилие – жестокая сторона супружества
Jun 16,2010 00:00 by Лана БОРИСОВА, Львов

В 2007 г. Генеральный секретарь ООН Господин Ги Мун инициировал Всемирную кампанию по искоренению насилия над женщинами под названием «Объединимся ради преодоления насилия по отношению к женщинам». Кампания продлится до 2015 г. Украина присоединилась к борьбе, создав аналогичную национальную кампанию «Стоп насилию!» Согласно статистическим данным, 95% потерпевших от домашнего насилия составляют женщины. В Украине один случай насилия в 2007 г. стоил 7306 грн (без компенсации морального ущерба).

Жестокая реальность «битья»

Насилие в семье – феномен, который получил достаточное распространение не только в Украине, но и во всем мире, и касается всех слоев населения. «В моей семье все поколения мужчин с большим уважением относились к женщинам. Мне сложно представить даже возможность применения силы по отношению к женщине. Поэтому я считаю, что необходимо создавать новые модели поведения для тех людей, которые столкнулись в своей жизни с жестокостью, и особое внимание уделять воспитанию детей», – с такими словами серебряный призер Олимпийских игр по плаванию Денис Силантьев присоединился к рядам «Национальной сети мужчин-лидеров против насилия».

Наталья Сухорукова, главный специалист отдела обеспечения гендерного равенства и противодействия торговле людьми Департамента семейной политики и организации оздоровления Министерства семьи, молодежи и спорта Украины, утверждает существование связи между гендерной дискриминацией и насилием: «С гендерным неравенством связаны не только ситуации, при которых дискриминация женщин проявляется в меньшем размере заработной платы. Неуверенное положение женщины приводит к большим гендерным проблемам – насилию. Гендерное насилие, по определению Фонда Народонаселения ООН, это насилие, которое касается мужчин и женщин, жертвами которого преимущественно являются женщины. Оно возникает как следствие неравных властных отношений между женщинами и мужчинами и касается (но не исчерпывается) физического, сексуального и психологического вреда, включительно с запугиванием, страданиями, принуждением или лишением свободы в семье или в обществе. Это также касается насилия, которое совершает или не останавливает государство».

В начале 2010 г. «Программа равных возможностей и прав женщин в Украине» (общий проект ЕС и Программы развития ООН в Украине) презентовали результаты нового социологического опроса относительно насилия в украинских семьях. Следует заметить, что подобное исследование было проведено впервые за последние 10 лет. Оказалось, что почти половина населения Украины страдала от насилия в семьи в течение своей жизни, а 30% – испытывали насилие в детстве. Если женщины чаще сталкиваются с насилием в семье во взрослом возрасте, то мужчины – в детском. Около 75% жертв разных видов насилия за помощью ни к кому не обращались, остальные – преимущественно к другим родственникам. Только одна десятая жертв физического насилия обращались за помощью к органам внутренних дел. Половина опрошенных убеждены, что в случае физического насилия следует обращаться к милиции и столько же ей доверяют.

Марианна Евсюкова, директор юридического Департамента Международного женского правозащитного центра «Ла Страда – Украина», сообщила: «За 9 месяцев 2009 г. на профилактическом учете в органах внутренних дел находилось более 91 тыс. чел., совершивших домашнее насилие. В 2008 г. на учете стояло на 10 тыс. чел. меньше. Согласно нашего опроса общественного мнения в 2007 г. 81 % респондентов считали насилие в семье существенной проблемой для Украины. 66 % назвали эту проблему общественной, которая выходит за пределы частной жизни».

По словам начальника управления по делам семьи и молодежи Харьковской облгосадминистрации Анатолия Бабичева, 90% женщин, попадающих в больницы Харьковской области с последствиями избиений и изнасилований, пострадали от насилия в семье. «По аналогичному поводу также обращаются мужчины, дети или пожилые родители, но это бывает редко и составляет 10% всех случаев насилия в семье», – сообщает А. Бабичев.

На языке закона

По словам Анны Христовой, кандидата юридических наук из Национальной юридической академии им. Я. Мудрого, начиная с 90-х гг. прошлого века в разных странах мира начинают приниматься, в частности активно в европейских странах и странах СНГ, отдельные акты о предупреждении и предотвращении насилия в семье. «Украина была первой в Восточной Европе и странах СНГ, принявшей в 2001 г. Закон Украины «О предупреждении насилия в семьи». В сентябре 2008 г. вступили в силу изменения в закон, которыми, в частности, был упраздненный институт виктимного поведения. Одновременно были внедрены коррекционные программы, как методы влияния на обидчиков. Также предусмотрена ответственность за уклонение от нее», – поделилась Анна Христова.

Наверное, не лишним будет напомнить, о каких видах насилия речь идет в отечественном законодательстве и поговорить об упущениях. Закон определяет четыре вида домашнего насилия, которое совершают одни члены семьи по отношению к другим: физическое, психологическое, экономическое и сексуальное.

На законодательном уровне введено понятия члена семьи – лица, находящиеся в браке; проживающие одной семьей, но не находящиеся в браке между собой; их дети; лица, находящиеся под опекой или попечительством; являющиеся родственниками прямой или косвенной линии родства при условии общего проживания. Анна Христова обращает внимание на то, что остается открытым вопрос признания членами семьи родственников, которые не проживают на одной территории: «Было судебное разбирательство по иску дочери, которая с детьми проживает в летней кухне. Ее отец и дед внуков, живущий в доме на одном дворе, издевается над ними. Суд выяснил, что хотя они живут в одном домовладении, не ведут общего быта. Из-за отсутствия факта общего проживания дело закрылось». В мировой практике к членам семьи причисляют даже домохозяек, нянь, водителей, садовников, охранников, которые проживают вместе с хозяевами.

Марианна Евсюкова согласна с Анной Христовой по поводу целесообразности исключения из закона понятия «виктимное поведение» (то есть, когда жертва сама провоцирует своего обидчика на правонарушение): «В свое время я консультировала на нашей «горячей линии». Позвонила одна женщина и рассказала о том, что муж ее избивает уже третий раз. Участковый, вместо того, чтобы защитить жертву, вынес ей официальное предупреждение о недопустимости виктимного поведения. Хорошо, что подобная статья исчезла из закона».

В случае семейного насилия в нашей стране изымается жертва из места совместного с обидчиком проживания. В других странах мира из среды насилия изымается именно обидчик. Там работают так называемые социальные общежития, в которых могут остановиться обидчики, когда проходят коррекционный курс. Охранительные ордера ограничивают права отцовства: общение с ребенком, доступа к местам, в которых часто находится жертва и ребенок.

В законе предусмотрено: в случае повторения семейного насилия после официального предупреждения, обидчик направляется на коррекционную программу. Пока что, как говорит Анна Христова, такие программы как всеукраинская система еще не запущены. Никакие штрафы и аресты не могут защитить от повторения актов насилия, характеризующиеся своей цикличностью. Могут помочь в этом программы вспомогательной коррекции поведения всех членов семьи: и обидчиков, и жертвы. Но и эти программы имеют незначительный процент эффективности.

Как это не парадоксально, но в Криминальном Кодексе Украины мы не найдет статьи, которая бы предусматривала ответственность именно за совершение насилия в семье, хотя и прописана ответственность за разные вид насилия, которые имеют признаки преступления: телесные повреждения разной степени тяжести, побои, изнасилование, истязание. В отличие от других стран, у нас такие дела возбуждаются по заявлению потерпевших, на которых ложится функция обвинения при рассмотрении дела в суде. Неблагоприятные стечения законодательной базы, усиленные страхом и боязнью осуждения, приводят к тому, что женщины отбрасывают мысли о наказании обидчиков и отказываются признавать себя жертвами.

Европейских опыт

Женевьева ДеЛануа, эксперт по коммуникациям проекта ЕС «Права женщин и детей в Украине – коммуникационный компонент» из Бельгии говорит, что с насилием борются во всем мире. Только во Франции в прошлом году было зарегистрировано 1 млн. случаев домашнего насилия. В соответствии с данными Всемирной организации здравоохранения, каждая пятая женщина хотя бы раз в жизни испытала избиение или изнасилование. По оценкам Мирового Банка, в индустриально развитых странах каждая пятая женщина, умирающая в возрасте 15-44 лет, умирает вследствие травм и болезней, вызванных актами насилия.

В США 40% женщин стали жертвами издевательств, а каждая третья военнослужащая подвергалась сексуальному насилию со стороны коллег. В Японии – 59% женщин стали жертвами насилия со стороны партнеров. В Индии и Шри-Ланке каждый год более чем 5000 женщин становятся жертвами из-за приданого. По статистическим данным, ежегодно 60 млн. женщин в мире «выпадают» из народонаселения из-за преждевременной смерти, вызванной разными формами издевательств и насилия. По статистике правонарушений, связанных с преступлениями относительно своих близких, среди потерпевших в Шотландии женщины составляют 94% случаев, а обидчиками – лишь в 3%. В Великобритании каждая четвертая женщина становится жертвой насилия в семье, при этом каждую неделю от рук своих настоящих или бывших партнеров гибнут две женщины.

По словам главы западно-украинского центра «Женские перспективы» Любови Максимович, наши европейские соседи активно противостоят насилию благодаря законодательству. Согласно с польским Криминальным кодексом, насилие в семье подпадает в категорию «преступления против семьи и опекунства», а определение насилия в семье включает физическое и психологическое насилие. О насилии в семье может сообщить любой человек на основании подозрения. Хотя потерпевшая личность не должна сама возбуждать дело, на практике такие дела недостаточно серьезно рассматриваются как правоохранительными органами, так и прокурорами.

Согласно статистическим данным полиции, за каждый из последних трех лет было около 87 тыс. вмешательств полиции в ситуации насилия в семье. Польша не имеет исправительных или реабилитационных программ для жестоких мужчин, которые могли бы быть суррогатным наказанием, исключать повторение преступления и оградить пострадавших. Уровень рецидива насилия в семье – 72,4%.

В Швеции случае насилия в семье безоговорочное преследование было введено в 1998 г. в. Уголовное дело может передаваться в суд даже тогда, когда женщина отозвала свое формальное заявление. Первый немецкий приют для женщин был открыт в Берлине в 1976 г. Сейчас в Германии действует более 400 таких приютов. Если правонарушитель угрожает или причиняет повреждение личности, проживающей совместно с ним, то австрийская полиция должна выселить обидчика из совместного жилья и близкого окружения, даже когда обидчик является собственником жилья. Одним из ключевых черт Акта о защите от насилия в семье есть то, что в случае насилия полиция должна реагировать, невзирая на интересы потерпевшей стороны. Только относительно вынесения временного судебного запрета потерпевшая самостоятельно принимает решение.  

Недавно мне попалась в руки выдержка из Криминального кодекса Сирии. По одной из статей если мужчина застал свою жену или кого-либо из своих родственников за актом супружеской измены или незаконным половым актом, ранил или убил ее участников, то он не подлежит наказанию. Согласитесь, что по сравнению с такими законодательными нормами наши «прорехи» в юриспруденции выглядят, по меньшей мере, мелочью. Но стоит ли эта «мелочь» человеческой жизни, которая дается нам только раз?!