Явление кино в Одессе. Часть 1.
Aug 12,2010 00:00 by Виктория КОЛТУНОВА, Одесса

Записки из блокнота

с 1-го Международного одесского кинофестиваля

Это без иронии. Взаправду. В начале века Одесса играла роль киностолицы Российской империи. В СССР – одной из главных студий страны. В незалежной Украине кино сконало. А с ним попытались прикончить Одесскую киностудию. Не получилось. Но почти 20 лет студия стояла без дела, а Одесса наблюдала съемки приезжих киногрупп на своей территории.

В то время как крупный международный кинофестиваль в Одессе – вещь настолько сама собой разумеющаяся, что странно, почему «Кинотавр» его опередил.

Наличие киностудии, кинотрадиций, развитой инфраструктуры, отелей, общая культура горожан, море и климат, что еще нужно для кинофеста?

Начиная с 1939 года, до того мало известная французская деревушка Канны стала символом высокого киноискусства. Одесса по праву могла стать им еще раньше. Так что событие этого года вполне закономерно.

СТАТИСТИКА

Чем определяется статус кинофестиваля? Уровнем и количеством представленных на нем фильмов, количеством стран-участников, рангом посетивших его кинозвезд и уровнем организации.

Итак, по ОМКФ. Бюджет фестиваля 1 миллион евро. У Каннского – 20 миллионов, но это только начало.

20 стран-участниц (Франция, Перу, Канада, Италия, Россия, Испания, Голландия и т. д.)

Высокое жюри – председатель, киноклассик, режиссер Йос Стеллинг (Голландия), члены жюри – арт-директор фестиваля go EAST Светлана Сикора (Германия), актер Грегуар Колен (Франция), председатель НСКУ Сергей Трымбач (Украина), продюсер Сергей Члиянц (Россия).

100 фильмов. Из них 16 конкурсных. 40 000 зрителей. 400 показов. 250 аккредитованных журналистов.

Прибывшие звезды: Рутгер Хауэр, Вадим Перельман, Эммануэль Фассийон, Кшиштоф Занусси, Хью Родс, Аннемари ван де Монд, Даниэль и Диего Вега, Алексей Учитель, Юрий Мамин, Ольга Сумская, Наум Клейман, Владимир Машков, Николя Энжель, Михаил Жванецкий, Лариса Удовиченко, Катя Осадчая и так далее. Ну и Сергей Тигипко, конечно.

Уровень организации тоже на уровне. Включая традиционную красную дорожку, длиною в целый квартал.

НЕОЖИДАННОСТЬ

Узнав, что Президент фестиваля – Виктория Тигипко, я подумала, ну что ж, женщина молодая, возможности есть, почему бы ей не поиграться в фестиваль. Очень хорошо, от таких игр только польза искусству, польза народу. Однако, послушав ее выступление в первый день фестиваля, я удивилась. Президент отвечала на вопросы журналистов не только по организации фестиваля, но и по жанрам, и по стилям, разбирала какие-то специфические вещи. Потом, в коридоре, я подошла к ней и спросила: «Виктория, у вас, наверное, профессиональное кинообразование?» И удивилась, услышав ответ. Оказывается, Виктория кинообразования не получала, она просто очень любит кино, с детства часто и много смотрела, фестиваль задумала давно. Для того, чтобы осуществить эту мечту, несколько лет ездила на самые престижные фестивали, в Канны, в Венецию, Берлин, Карловы Вары, «Кинотавр», набиралась опыта. Потом собрала высококлассную команду. Денис Иванов, директор ОМКФ, работает в этой сфере больше 10 лет, за плечами у Дениса и его помощников более 50 осуществленных проектов. Такой же опыт у программного директора фестиваля, Алика Шпилюка. На этот проект его организаторы возлагают самые большие надежды, предполагая, что он станет одним из крупнейших фестивалей на восточноевропейском пространстве. Виктория уверенно объявила о начале следующего, 2-го ОМКФ, который откроется 15 июля 2011 года. Дай-то Бог, значение этого события для Одессы, Одесской киностудии, всего украинского кино, которое с помощью этого фестиваля потихоньку начнет возрождаться, трудно переоценить.

Правда, есть недовольные. Одесские кинематографисты (за исключением Киры Муратовой, которой, кроме ее фильмов, все остальное как бы параллельно, и общественной работой она вообще не занимается), обиделись на то, что их не позвали поработать в фестивале. А собственно говоря, зачем? Лишнюю зарплату платить? Со дня «Золотого Дюка» прошло 22 года, и если за эти годы, кроме разговоров о том, что… если бы… да кабы… ничего не произошло, то значит, и не могло произойти. Одна только регистрация в реестре Международных кинофестивалей стоила 60 000 евро, где одесские режиссеры взяли бы такие деньги? Кто бы им их доверил? А посадить их в красный угол, в качестве свадебных генералов, то… посмотрите на полстраницы выше, вон там какой генералитет!

ИЗЮМИНКИ

Их две. Главная – беспрецедентный показ фильма «Броненосец Потемкин» на Потемкинской лестнице. Эта, самая большая лестница в Европе, насчитывает 192 ступени. Традицию отмечать крупные праздники на лестнице ввел действующий мэр Одессы Эдуард Гурвиц. Это была замечательная идея, использовать ее, как гигантский театр, одесский Колизей, только не круглый, а продольный. Лестница когда-то насчитывала 200 ступеней, впоследствии 8 из них заняла верхушка подхода к морвокзалу. Вот на этой верхушке устанавливается эстрада с экраном, а зрители сидят напротив, на ступеньках. Похоже на знаменитую лестницу на площади Испании в Риме, где летом устраивают показы знаменитых кутюрье. Но наша лестница больше, у итальянской только 135 ступеней. На одесской, в этом театре на открытом воздухе, помещается 10 000 зрителей.

Итак, один из крупнейших специалистов по творчеству С. М. Эйзенштейна, кавалер множества международных кинематографических наград, искусствовед Наум Клейман привез с собой уникальную копию знаменитого фильма. Она содержит все вырезанные когда-то фрагменты и кадры. То есть фильм отреставрирован так, как он был создан в 1925 году знаменитым Сергеем Эйзенштейном. Кроме того, была восстановлена оригинальная партитура музыки Эдмунда Майзеля, которую исполнил вживую симфонический оркестр. Именно благодаря этому фильму, названному киноведами в 1978 году лучшим фильмом всех времен и народов, лестница и получила название Потемкинской. А кадр катящейся вниз коляски с ребенком – облетел весь мир, и, наверное, ни один человек, видевший фильм, этот кадр никогда не забудет.

Исторически события, изложенные в фильме, действительности не отвечают. Но это сейчас нас не волнует, потому что этот фильм вошел в историю человечества совершенно по другой причине. Как сказал Наум Клейман, фильм выглядит как хроника, а ощущается как драма. На экране революционные события начала прошлого века, а люди, которых за годы советской власти до отвращения перепичкали революционными фильмами, смотрят не отрываясь. Простая женщина, с виду жительница одесской Молдаванки, сидевшая рядом со мной, по окончании фильма сказала: «Какое же удовольствие я получила, давно такого не было». А ведь фильм в полном виде идет полтора часа. И никто не уходил, лестница была забита до отказа.

Этот феномен пытались разгадать многие. Пока однозначного ответа нет. Я, лично, думаю, что дело здесь в том, что если бы на экране была показана сама революция, он давно был бы забыт. Но нам показали условный «образ революции». На глазах зрителя, который становится участником событий, сопереживателем, сорежиссером, рождается магия кино, и этот процесс рождения искусства, процесс сотворчества, завораживает. И еще, думаю, что «Броненосец…» являет собой определенную матрицу, из которой после черпали слова, и целые блоки киноречи, все последующие создатели кино, и в этом смысле он также интересен современному кинозрителю, как квинтэссенция его любимого искусства. Добавим сюда необыкновенно напористый ритм, не оставляющий внимание ни на секунду, ни одного лишнего кадра!

Как тут отвлечься, уйти, просто некогда…

Вторая изюминка фестиваля – летняя школа для желающих обучиться будущей кинопрофессии. На нее было продано 1028 абонементов, для студентов около одесской киностудии построен палаточный городок. Мастер-классы давали Йос Стеллинг, Рутгер Хауэр, Вадим Перельман (пусть не смущает нашенская фамилия, он корнями киевлянин, а вообще-то из Голливуда), Кира Муратова, Сергей Члиянц, Любко Дереш (тут, наоборот, наш, украинский писатель), Наум Клейман, так что было чему поучиться. Кроме того, студенты могли посетить ретроспективы Киры Муратовой, Федерико Феллини и лучшие фильмы Одесской киностудии. Вот только в каталог закралась ошибка, автором сценария фильма «Зеленый фургон» (1959) был один Григорий Колтунов. А автор повести, А. Козачинский, скончался за 16 лет до ее экранизации. Этот фильм явился первой советской комедией, рассказывающей о событиях революции с юмором, (за что сильно претерпел, как любое начинание), и единственным фильмом одесской киностудии, которому поставлен памятник.

СТО ФИЛЬМОВ ФЕСТИВАЛЯ

Конечно, я их все не посмотрела. Пришлось выбирать. Но программа была почти однородной, насыщенной и достаточно сильной. Из того, что видела, на мой взгляд, лучшим был «Колыбельная» Юлиуша Махульского. Фильм из жизни «простой вампирской семьи», решающей проблему, на что жить будем? Это черная комедия, очень тонкая, умная, с выверенной режиссурой, хорошими актерскими работами второго плана. Впрочем, они все почти первого. Сказочное удовольствие.

Картина, которую все ждали, «Мамонт» с Жераром Депардье. Он обещал приехать, но накануне сломал ногу, гоняя на своем любимом мотоцикле. Вот и в фильме он играет престарелого француза, гоняющего на мотоцикле марки «Мамонт». Работая на бойне с 16 лет, его герой не утратил наивности и доброты, но не позаботился вовремя о своей пенсии. Пришлось собирать справки у бывших хозяев, которые ему не больно рады. Видимо, во французской налоговой системе тоже существует уловка оплаты труда «в конверте». Время от времени ему является в мечтах его первая любовь, которую играет красавица Изабель Аджани. Судя по тому, что в последнем отрывке она появляется с подтеком крови на виске, его первая жена погибла в аварии, в которой виноват был наш герой, и его мучает совесть. Хотя, если бы не кровь, и не ее реплика, «я прощаю тебя», то можно было бы подумать, что он просто видит свою старую, толстую жену такой, какой она была в молодости, и это было бы даже лучше, тоньше.

Порадовал перуанский фильм «Октябрь» (режиссеры братья Даниэль и Диего Вега). Кино в Южной Америке не очень развито, сказывается социальная напряженность в этих странах. Исключение составляет Венесуэла, штампующая «мыло», со скоростью автомата по выпуску этикеток на бутылки пива. И бразильская студия «Глобо», выпускающая сериалы, качеству которых могут позавидовать многие серьезные фильмы.

А тут настоящее хорошее кино из Перу. Об этом фильме речь еще пойдет.

«Пистолет Страдивари», (Украина, Россия, Алексей Луканев). Очень красиво, поэтично снята Одесса, все так весело, смотрибельно. Вот только авторы выдвинули претензию на жанр авантюрной комедии. А для авантюрной комедии здесь авантюризма-то и не хватает. То есть, для того, чтобы авантюра на экране получила право жизни, она должна быть блестящей. Задумка мошенника должна потрясать зрителя своей непредсказуемостью, изяществом. Настоящими аферными гэгами. А не просто так, герой прикинулся не тем, кто есть. Ну, прикинулся, и что? Это для Одессы, я дико извиняюсь, не авантюра! Это еще в Париже сойдет за фокус, но не в Одессе! У нас бы его разоблачила какая-нибудь тетя Сара еще на подходе к своей двери.

Вот и зрителя не потрясает.

«Святой Джон из Лас-Вегаса» (США, Хью Родс). Тоже большой замах, да маленький удар. Автор сценария и режиссер Хью Родс объявил, что снимал свой фильм по мотивам Данте Алигьери. Сюжеты, конечно, разные, но мотивы не обязательно в сюжетах заключаются. «Божественная комедия» - произведение настолько глубокое, философское, всеобъемлющее, что из него любые мотивы можно черпать, в том числе и нравственные, например. Но хотелось бы, чтобы в таком случае современная реплика на знаменитую средневековую поэму немного поднималась до ее уровня размышлений. А иначе, давайте просто скажем себе, это такое кино и не больше. Не любят люди, когда их обманывают. Никто не любит.

«Детям до 16…» (Россия. Андрей Кавун). Фильм не только хороший по всем своим компонентам, но и очень нужный, своевременный. Это первый фильм для юных после перестройки, в котором режиссер не заигрывает с ними, опускаясь до их, зачастую панковского, а иногда и нарочито маргинального уровня, а говорит на равных, предупреждая о том, что жизнь – штука сложная, неоднозначная, наделать ошибок легко, а выйти из них трудно. Четверо молодых актеров справились со своей задачей замечательно, но все-таки наиболее органичной, искренней была Лянка Грыу, которую я вижу уже во втором фильме, и она явно профессионально растет. И опять же, об этом фильме, как и об «Октябре» речь пойдет дальше.

Вот такой срез программы фестиваля. А теперь итоги:

Главный приз и приз зрительских симпатий (они редко совпадают, но в данном случае совпали, что говорит о востребованности этого фильма) – «Детям до 16…» (Россия)

Приз за лучшую режиссуру: Юлиуш Махульский, фильм "Колыбельная" (Польша)

Лучшая актерская работа: Арнуд Бос, фильм "Кондитер" (Нидерланды)

Специальные призы жюри: фильмы "Октябрь", режиссеры Даниэль и Диего Вега (Перу)

и "Мое самоубийство", режиссер Дэвид Ли Миллер (США).