Новое чудовищное преступление барыг-застройщиков: жилой комплекс на месте нацистского концлагеря
Oct 29,2010 00:00 by Григорий МЕЛЬНИЧУК, Киев

Фонд госимущества почти за копейки продал стадион «Старт», где в 1942 году киевские футболисты сыграли исторический «Матч смерти». Проект застройки «территории» высотками уже готов…

Легендарный стадион «Старт» продан – об этом сообщили в газете «Ведомости приватизации», которую выпускает Фонд госимущества (ФГИ). Сумма сделки – всего 10 млн грн, сущие копейки за участок в более чем 4 га земли в десяти минутах езды от Крещатика. По словам аналитика компании SV Development Сергея Костицкого, реальная рыночная стоимость сотки земли даже на окраине составляет 15–20 тысяч долларов за сотку, а для коммерческого строительства в этом районе – свыше 50 тыс. Здесь же – всего 25 тыс. грн – то есть около 3 тысяч баксов за сотку. Столько стоит сейчас память о тех, кто жил и не сдавался в суровые годы фашистской оккупации, и возможность киевлян заниматься спортом.

Оставят только футбольное поле, других спортсменов выселят?

Имя счастливчика, который приобрёл почти задаром участок в центре столицы, фондом не разглашается, однако уже несколько месяцев на сайте компании-девелопера «Группа Развитие» появился проект строительства «Многофункционального жилого, офисного и торгового комплекса со спортивным комплексом «Стадион Старт».

Условием ФГИ была реконструкция стадиона, по крайней мере, так говорили в пресс-службе фонда. Действительно, футбольное поле остаётся, вот только его планируют развернуть на 90 градусов – так что от нынешнего стадиона может остаться только построенная после войны колоннада главного входа, другие спортивные объекты будут снесены и застроены. Сейчас, кроме основного футбольного поля, здесь расположены ещё и тренировочное поле, спортплощадки (кстати, доступные всем местным жителям), тренажёрные залы – по проекту им не нашлось места.

«Социальным ядром для жилого комплекса будут спортивно-оздоровительные центры, где члены клуба будут проводить время с пользой для себя» – рекламируют комплекс на сайте компании «Группа Развитие». Пустят ли туда спортсменов с нынешнего «Старта», кажется сомнительным. А ведь ныне на спорткомплексе тренируется около 300 человек, среди них есть известные спортсмены. Например, украинские чемпионы по пауэрлифтингу.

Что уж говорить об этическом моменте: здесь холодной зимой 1941–1942 годов располагался концлагерь, и именно на этом стадионе в 1942 году команда «Старт», среди игроков которой были и футболисты киевского «Динамо», выигрывала матчи у оккупантов. Героическая сага о «Матче смерти» появилась в советские времена – говорили, что за победу футболисты поплатились жизнью, хотя, на самом деле, их судьбы сложились по-разному: кто-то действительно погиб от рук оккупантов, но не за участие в тех памятных матчах. А кому-то и от своих досталось за «проживание на оккупированных территориях»… Но то, что стадион «Старт», безусловно, место, с которым связаны одни из самых трагических страниц истории города, спорить никто не станет.

А для застройщика это только бизнес, испокон веков застраиваются даже кладбища. Чего ждать в следующий раз? ФГИ продаст земли музея Великой Отечественной войны? Мемориал в Бабьем яру? Где уже планировали и парк с танцплощадкой в советские времена, а в наши годы – гостиницу…

Оставшиеся и уничтоженные старые киевские стадионы

В Киеве больше нет:

·                     стадиона «Наука» на Академгородке – там пытались делать комплекс для регби, но дело заглохло;

·                     стадиона «Днепр» – завода «Коммунист» – застроен домами.

На грани:

·                     стадион «Химволокна» – выкупили под застройку;

·                     стадион завода «Красный экскаватор» – перешёл в частные руки.

Из сохранившихся:

·                     «Спартак» на Куреневке, «Смена» на Оболони, «Атлет» на Дарнице возле мясокомбината, «Пионер» на Нивках – «Локомотив» еле отстояли, но там нет покрытия.

·                     «Восход» возле Дарницкого вокзала, ЦСКА на Воздухофлотском проспекте – состояние ужасное

Из первых уст

Николай БОГАТЫРЧУК, тренер, президент общественной организации «Футбольный клуб «Старт»: «Стадионы исчезают с карты Киева»

О «матче смерти» и школе жизни

– 9 августа исполнилось 68 лет легендарному «матчу смерти». Мы провели акцию по защите стадиона, а вечером состоялся матч между нынешней юношеской командой «Старт» и сборной фанов города Киева. Конечно, продажа стадиона – это безобразие. Это и память, и место отдыха для жителей микрорайона – ведь поблизости нет никаких парков. К вечеру здесь всегда много людей. Когда играет наша команда в первенстве города – а мы лидируем в своей группе, – как-то присутствовало 400 человек – тогда как на матчи некоторых команд премьер-лиги приходят от силы 20–50 зрителей…

О футбольном клубе и заводе Петровского

– «Старт» расположен по соседству с заводом Петровского и ему же принадлежал, едва ли не всё время здесь функционировал одноимённый футбольный клуб. Я был тогда на заводе начальником участка и заодно отвечал за стадион. В 1990-е годы оборонный завод уже не мог его содержать. Мне директор предложил – как хотите, так и хозяйничайте, чем сможем – поможем. В 1997 году по его инициативе мы организовали объединение «Футбольный клуб «Старт» – в то время спорту начали помогать меценаты, и нам был нужен счёт в банке, юридический адрес. Всё это завод разрешил сделать. Тогда клубу много помогли братья Савлоховы – и форму, и бутсы покупали. А мы, как могли, ухаживали за стадионом, наводили порядок.

О продаже стадиона

– В 2000 году налоговая передала стадион в ФГИ, якобы за долги завода, однако, там много юридических вопросов. Тут же отдали стадион в пользование объединению «Профессионал», они создали центр культурно-спортивного развития и передали стадион нам в аренду. В 2005 году нас пытались выгнать отсюда, сделать регбийный комплекс, а с 2007 года начинается эпопея по продаже стадиона фирме «Голден хаус». Причем речь идет о «некоммерческой продаже» – цена занижена в разы. Сейчас самое страшное, если они успеют стадион дважды перепродать – тогда концы в воду и ещё один стадион для Киева потерян.

О «Старте» – спортивном комплексе

– Здесь занимаются не только футболисты – на «Старте» в зале тренируется сборная Украины по пауэрлифтингу, тренировались здесь и Василий Вирастюк, и Алексей Соловьев. Рядом – большая палатка с 8 столами для настольного тенниса. А в наш футбольный клуб сейчас набираем детей 2000–2003 годов рождения: и почти все наши воспитанники – физически здоровые парни.

Можно ли сохранить стадион?

– Сейчас создаём комитет по спасению стадиона, я думаю, люди не дадут осуществить затею застройщиков – построить шесть высоток и торгово-развлекательный центр. Говорят, что стадиону нужен инвестор – мы предлагали это сделать уже не раз. Здесь можно устроить поле с искусственным покрытием, реанимировать спортплощадки. Построить небольшой медико-реабилитационный центр, под трибунами – ещё один спортзал, а в дальнем углу участка вполне можно построить и жилой дом – вот и инвестиционная привлекательность. Но, увы, власти и застройщиков интересует в первую очередь прибыль от продажи квартир, а сохранение стадиона для местных жителей не входит в их планы.

Как это было

«Матч смерти»: яркая легенда и простая правда

Легенда о «матче смерти» гласит: в августе 1942 года состоялся поединок оставшихся в оккупированном Киеве футболистов команды «Динамо» и немецких военных. Профессиональные футболисты легко обыгрывали немцев-любителей, и в перерыве между таймами в раздевалку киевлян вошёл немецкий офицер. Он пригрозил динамовцам расстрелом, если выиграют у оккупантов. Однако наши одержали уверенную победу 5:1 – за что и были расстреляны. На самом деле всё было по-другому – но не менее трагично.

А не сыграть ли вам в футбол?

Несколько футболистов «Динамо» действительно остались в оккупированном Киеве и искали работу. Неофициальной биржей труда тогда был Евбаз (Галицкий, а в народе – Еврейский базар, находившийся на месте нынешней площади Победы) – там директор хлебзавода № 4 Йозеф Кордик искал новых сотрудников. Идти никто не соглашался – ведь рабочие места освободились после диверсии подпольщиков: кто-то подсыпал в муку битое стекло и нескольких сотрудников расстреляли, не особо расследуя дело и не разбираясь, кто виноват.

Там и встретил директор вратаря «Динамо» Николая Трусевича. Кордик был футбольным болельщиком, а Трусевич окончил пищевой техникум – а немцы требовали, чтобы хоть часть сотрудников имела профильное образование. И привёл с собой ещё семерых игроков – так хлебзавод обзавёлся своей футбольной командой.

Сначала футболисты играли на задворках хлебзавода после работы, но как только об этом стало известно председателю киевской управы Леонтию Форостовскому, он предложил им играть на стадионе на ул. Керосинной (так тогда называлась Шолуденко). Арену построили ещё в 1939 г. для рабочих Шулявки, а весной 1942 года оттуда на Сырец перевели концлагерь – стадион освободился.

«Хлеба и зрелищ» – оккупанты пытались наладить мирную жизнь в городе: ввели продовольственные карточки, были организованы спортивное общество «Рух», в которое вошли представители украинской полиции, сотрудничавшие с немцами, футбольные команды оккупационных воинских частей. Директор хлебзавода не хотел ударить в грязь лицом, а динамовцы естественно не могли ему отказать – так и появилась команда «Старт».

Первая игра состоялась 5 июня против команды «Рух» – динамовцы победили со счетом 7:2. После матча футболистов на соседнем базаре кормили бесплатно – ведь громили коллаборцианистов! Следующие матчи команда «Старт» также неизменно выигрывала: 21 июня 6:2 у сборной венгерского гарнизона, 5 июля 11:0 у сборной румын, 12 июля 9:1 у военных железнодорожников, 17 июля 6:0 у воинской команды «PGS», 19 и 26 июля 5:1 и 3:2 у венгерской команды «MSG.Wal.».

6 августа состоялся матч со сборной немецких зенитчиков «Flakelf» – «Старт» опять победил со счётом 5:1. На 9 августа был назначен матч-реванш, перед началом игры на поле команды приветствовали друг друга, сфотографировались. Команда «Старт» завоёвывала всё большую популярность – на тот самый матч-реванш собралось более 2 тыс. человек.

Счёт открыли немцы, затем Иван Кузьменко дальним ударом сравнял счет, ещё два гола в первом тайме забил Макар Гончаренко. Во втором тайме немцы сравняли счет, но «Старт» вырвал победу – 5:3. Этот поединок и описывался в советской историографии как «матч смерти». На самом деле последний матч «Старт» сыграл аж 16 августа против «Руха» – победив со счётом 8:0…

Рождение легенды

Уже 18 августа сотрудники гестапо арестовали нескольких футболистов прямо на рабочих местах – на хлебозаводе. Основных версий ареста две. Первая: что немцы «вспомнили» о том, что динамовцы – сотрудники НКВД. Впрочем, это и так все знали – команда числилась за этим ведомством. И единственный кадровый сотрудник НКВД Николай Коротких действительно погиб на допросе в сентябре 1942 г. Вторая: что в хлебе, который пекли для военного госпиталя, снова нашли битое стекло. Впрочем, вместе с динамовцами были арестованы и другие рабочие.

Динамовцев-офицеров НКВД гестаповцы и отправили в Сырецкий концлагерь, ни о каком расстреле речь не шла. По одной из версий, там произошла стычка между заключёнными и охраной; по другой – подпольщики устроили пожар в мастерской по ремонту саней для немецкой армии. Но известно, что 24 февраля 1943 г. по приказу начальника концлагеря штурмбаннфюрера Радомского было расстреляно 200 узников концлагеря, среди которых оказались и трое футболистов – Николай Трусевич, Иван Кузьменко, Алексей Клименко – через 5 месяцев после «матча смерти». Всего же за «Старт» играли 17 футболистов.

Впервые о расстрелянных футболистах сообщили «Известия» 16 ноября 1943 года: «Это были игроки футбольной команды киевского «Динамо», которые долгое время скрывались от немцев». Но тему быстро «погасили» – всех, кто побывал на оккупированных территориях, записали в «неблагонадёжные». Комарова, Тимофеева и Гундарева обвинили в сотрудничестве с немцами и отправили в ссылку. Михаила Путистина регулярно вызывали в КГБ, он был «невыездным» – ведь официально выжил только Макар Гончаренко. Среди заключённых был и Фёдор Тютчев, но он не попал в число заложников. После войны он жил в Киеве и умер в бедности в 1968 г. Тютчев был свидетелем гибели динамовцев в концлагере, но отказался поддерживать миф о мести фашистов за проигранный «матч смерти».

21 ноября 1958 г. в газете «Вечерний Киев» вышла статья Петра Северова «Последний поединок», вскоре – книга с таким же названием. В 1963–1964 гг. на киностудии «Мосфильм» был снят художественный фильм «Третий тайм» об игре футболистов киевского «Динамо» уже с командой люфтваффе.

К 25-летию Победы с подачи ЦК КПСС началась кампания «по восстановлению исторической справедливости», были реабилитированы и футболисты команды «Старт». Погибших Н. Трусевича, А. Клименко, И. Кузьменко и М. Коротких посмертно наградили медалью «За отвагу», а оставшимся в живых футболистам «Старта» – В. Балакину, Н. Гончаренко, Н. Мельнику, М. Путистину, В. Сухареву и Н. Свиридовскому – вручили медаль «За боевые заслуги». В 1971 году на стадионе «Динамо» был установлен памятник с горельефными фигурами четырех футболистов (скульптор И. Горовой), а в 1981 году стадион «Зенит» переименовали в «Старт» и установили скульптурно-архитектурную композицию в честь «матча смерти» авторства Анатолия Хоречко.

…А в 2005 г. было закрыто дело, возбуждённое прокуратурой Гамбурга ещё в 1974 г. – следователи не обнаружили связи между расстрелом футболистов и результатами матчей.

http://mycityua.com/news/city/2010/08/25/172814.html