Так кончают революционеры- 2. Прибыльное это дело – революция
Jun 24,2011 00:00 by Виктор ГЕВАРИН, Донецк

Окончание. Начало см.: http://www.kontrast.org.ua/?news=1372

Многие считают, что вся предыдущая политическая карьера Владислава Каськива связана с именем второго президента Украины Леонида Кучмы. Именно с его подачи в окружении молодого директора национального  банка Виктора Ющенко и оказался Владислав. Но это более к  слухи, чем факты. За исключением одного: Виктор Ющенко все же поучаствовал в его судьбе. Возможно, и предложил его Виктору Андреевичу  не сам Леонид Данилович, чем  способствовал росту, но явно кто-то из ближнего окружения постарался. Иначе как объяснить то, что  исключенный из Черновицкого университета, якобы «за участие в студенческом забастовочной движении», а проще говоря – «бузу», был спешно «прощен и помилован» и в 1997 году успешно закончил филфак Киевского педуниверситета. При этом  хорошо «зарекомендовал» себя в 1993-1994 гг., работая заместителем директора Центрального союза Украинского студенчества и главой фонда развития союза.

Кстати, заметим, что Владислав, несмотря на иное профильное образование, общественные нагрузки выполнял все время связанные с близостью к деньгам. В 1994 г. молодой педагог – уже член Национального комитета Молодежных организаций, в 1995 г. – глава организационного комитета Конгресса молодых реформаторов Центральной и Восточной Европы.

А потом – быстрый взлет и работа руководителем программ в Фонде «Відродження», координатором Коалиции общественных организаций «Свобода выбора», руководство группой в рамках совместного канадско-украинского проекта по поддержке добропорядочности (!). Чувствуете, как четко и уверенно кто-то двигал Владислава по жизни, какие интересные занятия находил для него. Особенно подфартило с поддержкой украинской добропорядочности, которую канадские бабки укрепили чрезвычайно! По-видимому, уже в конце прошлого тысячелетия за его спиной маячила фигура Виктора Ющенко. В преддверии президентских выборов Ющенко начал рассовывать свои кадры во все националистические организации. Так, после смерти Славы Стецько он пропихнул на роль вождя КУН «Лешу – Мерседеса» – Алексея Ивченко, в РУХе  престарелого Удовенко сменил Тарасюк и т.д. Все это были кадры Виктора Андреевича.  Нашлось дело и для Каськива. В 2004 году Владислав Каськив стал одним из неформальных лидеров и координатором Гражданской компании «Пора», которая прославилась своими акциями во время «помаранчевой революции». В апреле 2004 года оформил права на марку «Пора», которая в январе 2005 года утвердилась как общественная организация, а в феврале того же года – как политическая партия с тем же названием. Члены «Черной Поры» под руководством Михаила Свистовича выступили против преобразования движения в общественную организацию, а затем и в партию, назвав это «предательством идеалов». В 2005 года Каськив стал инициатором создания т.н. Международного института демократии – «центра по распространению революции», лично (!) представив свой проект президенту США Дж. Бушу-младшему. Что ж, видимо укрепленная ранее добропорядочность зажгла для молодого политика зеленый свет на дороге к президентским телам не только в Украине.

Однако жизнь Каськива в «Поре» была далеко не жизнью бессребреника и кристальной чистоты революционера. Тридцатилетний Владислав Каськив в координации с руководством штаба Виктора Ющенко взялся играть роль главы молодежного «авангарда помаранчевой революции». Юрий Миленин пишет: «Не секрет, что в наше время бурных политических страстей и идеологических катаклизмов часть молодёжи без активной жизненной позиции приспосабливается к цинизму бессовестных функционеров и живёт во лжи... но зато при деньгах. Яркий пример – история политического проекта под названием «Пора». «Новое поколение честных политиков», «Где «Пора» — там всегда победа!». Такими лозунгами до сих пор щеголяют члены партии «Пора», отвечая на вопрос, кто они такие и чем эта партия отличается от других. Но это всего лишь пустая бравада, потому что даже рядовым партийцам хорошо известно: «Пора» была создана в 2004 году как некий «комсомол» при «Нашей Украине», и сила вкладываемых в финансирование этого «комсомола» денег легко перевешивает любые инициативы наивных идеалистов, которые пока еще остались в рядах партии и даже присутствовали в ее руководстве. Малочисленная группа студентов не заняла то знаковое место на Майдане, какое для нее изначально отводил штаб Ющенко, несмотря на обильное финансовое вливание (полиграфия листовок, которыми были обклеены все подъезды и заборы в Украине, была очень высокого качества; организация снимала офис в одном из самых престижных районов города и не имела проблем со связью, транспортом; часть активистов получала хорошую зарплату). Хотя, следует признать, благодаря именно тем процессам, которыми в действительности никто не управлял, «Поре» удалось раздуть миф о своей вездесущности и многочисленности своей организации».

«Пора» – коллективный технологический продукт украинских политиков, сделанный на деньги как украинских бизнесменов (в основном из «Нашей Украины»), так и западных фондов. «Пора» поначалу создавалась как массовое молодежное движение, главной целью которого было проведение уличных акций, митингов, пикетов в поддержку кандидата Виктора Ющенко. Поэтому люди, её финансировавшие, не особенно вникали в мотивации молодежи, приходившей в организацию, лишь бы все были за Ющенко. Владислав Каськив в то время был главным фандрейзером «Поры», то есть человеком, в обязанности которого входило искать деньги на проведение акций. Он имел широкие связи в секторе «неправительственных организаций» и среди украинских олигархов, благодаря чему, по слухам, получил деньги дважды под один и тот же «Проект гражданской информационно-мобилизационной кампании «Пора»: от зарубежных грантодателей, среди которых – Freedom House (подведомственен ЦРУ) и канадское Агентство международного развития, а также от структур Давида Жвании. Смета «проекта» составляла около миллиона долларов, из которых, по слухам, изрядная доля осела в карманах Каськива и его соратников, – не считая таких «мелочей», как бесконтрольное расходование собранных на Майдане пожертвований. Он стал лидером организации, имея в руках все финансовые потоки. Многие рядовые активисты, возмущенные непрозрачным использованием средств, вышли из «Поры», особенно перед ее преобразованием в партию (дольше всех сопротивлялись этому шагу те члены «Поры», которые задолго до прихода в нее Каськива печатали и расклеивали на улицах областных центров черно-белые наклейки «Що таке кучмізм?»). Юрий Миленин. нформационное издание «ЭХО».

Многие задавались в ту пору вопросом «Кто же финансирует организацию «Пора», годовому бюджету которой может позавидовать не один украинский город?». Явно не сам лидер: он учредил только две коммерческие структуры – ООО «Галич» и ООО «Евролайн». Оказывается, ее донорами являлись  те, против кого Каськив еще недавно обещал бороться до последней капли своей крови. В августе 2005 года лидер «пористов» настоятельно требовал уволить из органов государственной власти собственников бизнес-структур и их представителей. Пламенный боец революции призывал обнародовать данные того, как ряд чиновников заработали свой первый капитал, а также настаивал на разделении бизнеса и власти. Все это было. А в октябре 2005 года, отвечая на вопрос, кто финансирует «Пору», он сказал, что партии помогают «очень много верных друзей». Простыми словами – представители малого и среднего бизнеса. Кстати, последние, как сельди в бочке, заполнили перед парламентскими выборами 2006 предвыборный список «Поры», по всей видимости, намереваясь активно заниматься политикой, не отходя от бизнеса. «Симптоматично, что и координатор украинской молодежной организации «Пора» Владислав Каськив оказался последователем не Марата и Робеспьера, а прилежным учеником Сергея Мавроди.

Как оказалось, его авантюра была организована с размахом. Вокруг оранжево–революционного майдана стояли урны для пожертвований, в которые охваченные революционной эйфорией граждане каждый день вбрасывали около миллиона гривен. В эту цифру можно поверить, так как бывший комендант палаточного городка Роман Бессмертный заявлял, что, в общем, на организацию протеста в Киеве было собрано около 21 миллиона гривен. 15 миллионов – ушли на революцию, а остальные якобы – на социальные программы правительства. Сколько из этой суммы смогли «умыкнуть» В.Каськив и его заместители – тайна, покрытая мраком». «Информационное издание «ЭХО».

Впрочем, в те годы  говорили и о других не менее тяжких проступках лидера «Поры». «Основная наша претензия к Каськиву – это организация им тех действий, которые привели к избиению, пыткам и истязанию ни в чем не повинных ребят. Такие действия можно квалифицировать, как захват заложников. В первый раз за такое можно получить от 8 до 12 лет».  Эти слова произнес на пресс-конференции в УНИАН Валентин Радчук  – отец активиста «Поры», которого вследствие отданных «командирами Майдана» Владиславом Каськивым и Евгением Золотаревым приказов избивали и унижали унсовцы. В те дни в киевской прокуратуре находилось на дорасследовании уголовное дело №1-337/05. Его «героями» стали участники Майдана: руководители «революции» – В. Каськив и Е. Золотарев, а также представители так называемой «Дикой дивизии» УНА-УНСО и рядовые активисты «Поры». Согласно показаниям потерпевших, в декабре 2004 года они были задержаны Каськивым и избиты его подручными якобы за растрату крупной суммы денег, отпущенных руководством «Поры» «на революцию», – писала «Украина криминальная» в 2006 году. И далее: «Отметим, что следствие не мешало гражданам Каськиву и Золотареву свободно перемещаться по Киеву и Украине, вести активный образ жизни, участвовать в общественных мероприятиях. Отметим: вяло разыскиваемые милицией граждане Золотарев и Каськив, организовавшие похищение, избиение и грабеж граждан, сегодня претендуют на места в украинском парламенте по спискам политического блока «Пора-ПРП». Являясь фигурантами уголовного дела, эти граждане уже в самом ближайшем будущем могут обрести статус неприкосновенности, являющийся атрибутом депутатской деятельности. И тогда Министерству внутренних дел, прокуратуре и суду будет намного сложнее определить степень виновности этих граждан. В связи с этим вызывает удивление молчаливая позиция по этому поводу Юрия Луценко, министра внутренних дел Украины. Ведь фальсификация материалов уголовного дела, в котором фигурируют фамилии граждан Каськива и Золотарева, происходит в каком-то километре от кабинета министра – в Печерском райуправлении милиции Киева. Тем не менее, озвучивая списки кандидатов в народные депутаты, которые не в ладах с Законом, Юрий Луценко ни разу не упомянул фамилий «Каськив» и «Золотарев» ни в одном из своих публичных выступлений».

Из показаний  одного из потерпевших по уголовному делу № 1-337/05: «З 15 жовтня 2004 року мені стало відомо, що Каськів Владислав домовився з вигнанцями з «УНА-УНСО», які представлялися членами «УНА-УНСО» і носили вказану атрибутику, щоб вони охороняли акції та приміщення ГК «Пора» на вул Десятинній, 1/3 в м.Києві, акції протесту на Контрактовій площі, потім на вул. Банковій, з грудня 2004 року будинок № 20 по вул. Лютеранській в м. Києві... В грудні 2004 року Каськів Владислав підняв питання про те, що з фондів ГК «Пора» зникають гроші та матеріальні цінності. Він сам же вирішив знайти винних і покарати. Так як гроші і цінності видавалися усім активістам ГК «Пора» без будь-яких відміток, записів, знайти винних було не можливо.»

Із показів обвинуваченого Романа Дубеневича (прізвисько – «Рупор»):

«Вопрос о том, кто разворовывал деньги УНА-УНСО, выданные Революцией, – стоял очень остро... ... После инцидента, происшедшего 11-12 декабря 2004 года, мне стало известно, что деньги забирал себе Бурячок Олег, я был один раз даже очевидцем этого – даты я не помню. Также мне стало известно, что «Поляк» – Бондаренко Андрей, для того, чтобы укрыть хищения, договорился с главным координатором «Поры» Каськивым – предоставить нескольких активистов ОК «Пора» для того, чтобы их обвинить перед всеми в воровстве выделяемых средств и очиститься перед лидерами Революции. Каськив вместе с Золотаревым 11.12.2004 года затащили в автомобиль, принадлежавший Каськиву «Мерседес-Бенц Вито» N. и K. и Золотарев доставил их на Лютеранскую 20, где их ожидали Бондаренко и Бурячок. В данном здании Золотарев передал N и K Бурячку Олегу. Бурячок Олег дал команду удерживать N и K в здании и пытать с целью выяснения, какие средства, когда и кто расхищал. ”

Причини, мотиви та обставини крадіжки революційних коштів з’ясовували «громадські» слідчі – «Нацик», «Папай», «Рупор», «Кум», «Пальчик» та інші.

Із показів свідка:

В здании постоянно находились члены «УНА-УНСО»: «Рупор» – Дубиневич Роман Анатольевич, который называл данный штаб –«Пресс-центр», имея в виду, что в этом месте людей «прессуют» , а именно пытают и бьют, «Одесса» – Фролков Андрей Евгеньевич. «Папай», «Нацик»,  «Кум» – ранее воевал в Афганистане, «Пальчик» – Валерий, двое «Знаменских»: один по кличке «Сержант» – тот что ниже ростом, а второй, который выше ростом, – по имени Михаил, Дэц Александр Юрьевич, Мацюк Николай Павлович – бывший участковый инспектор милиции, иногда появлялся Бурячок Олег Анататольевич – помощник одного из лидеров «УНА-УНСО» Бондаренко Олега по кличке «Поляк». Мета «допиту» – будь-якою ціною отримати зізнанння у викраденні коштів. У хлопців відібрали речі, потім били, принижували, роздягали, знову били, переодягали в жіночий одяг і знущалися (в то время, как шумел революционный Майдан, и до Лютеранской доносилось громогласное «Так!», «Так!», подручные Каськива и Золотарева явно намеревались приступить к камерному обряду «петушения» «подследственных» – «УК»). Близько 17 години, наступного дня, до будинку на вулиці Лютеранській, 20 зайшли двоє активістів ГК «Пора», які розшукували зниклих товаришів. Мабуть, просто потрапили «під гарячу руку». «Слідчі» вирішили визнати їх також причетними до крадіжки коштів Майдану. Хлопці написали, що кошти зі скриньок на Майдані забирав Владислав Каськів, але після кількагодинних катувань та побиття дехто визнав і «свою провину».

Отримавши дорогоцінний компромат, катувальники трьох із чотирьох жертв кинули в автомобіль і відвезли на маталобазу, що по вулиці Електриків, 12. Там, після порції катувань, активісти ГК «Пора» змушені були трохи попрацювати, щоб відшкодувати «збитки», (на металобазі їх примусили носити і складати метал) та спокутувати таким чином провину перед «лідером» «Пори». Перервав їхню роботу особисто сам Владислав Каськів з Євгеном Золотарьовим та Олегом Поліщуком.

Із показів потерпілого:

 

“… Після їх приїзду охоронці зняли з них наручники, вивели з вагончика, посадили у вказаний автомобіль... Після того вони всі разом кудись поїхали. Після цього Каськів В.В. разом з Золотарьовим Є.В. відвіз їх: (N, M, і К) (прізвища, імена потерпілих) до офісу, розташованого по вул. Десятинній, 1/3. Прибули вони о 16.10 год. « Україна кримінальна».

Дело об избиении молодых людей так и осталось в анналах истории, виновные не понесли заслуженного наказания, а немного пошарпаный Каськив все же остался впоследствии на плаву. К Каськиву «появились вопросы» у товарищей, которые заподозрили своего вожака в финансовых связях с Б.Березовским, двурушничестве и попытке узурпации власти в организации. Каськив обвинения в свой адрес отрицал… Однако в апреле 2007 года он был исключён из партии на её съезде. Главной причиной этого было названо «поведение, противоречащее принципам создания «гражданской кампании «Пора». В частности, позицию Каськива охарактеризовали как «угодническую» по отношению к ряду находящихся у власти политиков. Против исключения не было подано ни одного голоса. Особое раздражение у партийцев вызывала, конечно же, позорная, провальная и баснословно дорогая предвыборная кампания «Поры», закончившаяся полным фиаско. Еще одной из причин раздора в «Поре» стал вопрос о поддержке «Народной самообороны» Юрия Луценко. Решение поддержать Луценко принял политсовет партии во главе с Евгением Золотаревым. Каськив же выступил против. Известно, что «Народную самооборону» финансировал олигарх Давид Жвания. Он же финансировал и «Пору» в 2004 году, еще когда она была не партией, а «гражданской кампанией».

Но это другая страница биографии нашего героя. Как писало о нем одно интернет-издание, «Лидер некогда общественной организации «Пора», оказавшейся лицензионным интеллектуальным продуктом западных агентств, фондов и институтов мировых демократий, расписался в собственной идеологической профнепригодности, так и не сумев впихнуть себя в элиту отечественного политпроизводителя. Сегодняшняя неудачно персонифицированная «Пора» способна существенно понизить рейтинг любого, даже самого мега-перспективного политбренда».

На фото – успешный функционер В. Каськив