Мороз: история предательства в лицах.
Jun 17,2007 00:00

Официальная биография «самого честного политика в Украине» выглядит блестяще. Родился 29 февраля 1944 в деревне Буда Таращанского района Киевской области. Как и у большинства украинских политиков, его судьба связана с селом. Послевоенное лихолетья наложило, по-видимому, на характер Мороза неизгладимый опечаток. Глядя на его карьеру, трудно не сказать: этот человек всегда шел к достижению своей цели по судьбам своих близких. В советские времена его продвижение наверх было медленным и тяжелым. Только в 1983 году он закончил Высшую партийную школу при ЦК КПУ и в сорок лет стал Первым секретарем Таращанского районного комитета Коммунистической партии Украины, а с девяностого года в течение трех созывов подряд депутатствовал в Таращанском избирательном округе.

В районе его всегда считали своим. Он так и не оторвался от села, занимая высокие посты. Может, это одно из действительных его достоинств. Кстати, с районом у него просто мистическая связь. В  таращанском лесу был обнаружен труп Георгия Гонгадзе, в убийстве которого Александр Мороз обвинил президента Украины Кучму.

Молодость Александра Александровича была спокойной. Звезд с неба не хватал. После школы закончил украинскую сельскохозяйственную академию, получив специальность инженера-механика. Напомню, что в эти учебные заведения поступали по направлениям колхозов. Они же часто платили стипендию. Поэтому выпускники были привязаны к конкретным хозяйствам. Подобным образом начиналась карьера и у Виктора Ющенко. Правда, у него за спиной были два года службы в войсках КГБ. После получения диплома в шестьдесят пятом году Мороз пошел работать по специальности. Правда, как дипломированный специалист был направлен в Емильчинское райобъединение "Сельхозтехника" в Житомирской области, а не в свой родной колхоз. Год  прослужил в  Советской Армии – до шестьдесят шестого. После армии  не возвратился на Житомирщину, а восемь лет преподавал в Таращанском техникуме механизации сельского хозяйства и заведовал отделом механизации. С семьдесят четвертого по семьдесят пятый год работал старшим инженером-технологом и старшим прорабом механизированного отряда Таращанского райобъединения "Сельхозтехника". Затем год был старшим инженером уже областного объединения "Сельхозтехника" в Киеве. С 1976 года Александр Мороз на партийной работе в столице. Заведовал  сектором механизации и электрификации сельского хозяйства, затем был замом заведующего сельскохозяйственным отделом Киевского горкома коммунистической партии.

В  1983 году Александр Мороз стал секретарем Киевского областного совета профсоюзов. В советское время направление в профсоюзы получали обычно неперспективные чиновники. Как правило, на этом их карьера оканчивалась. Однако с началом перестройки в 1985 году Мороз всплывает и получает должность первого секретаря Таращанского районного комитета КПУ. В 1989 заведовал аграрным отделом в Киевском областном комитете партии.

Вот такая мелкая карьера советского чиновника нижнего звена. Ему уже ничего не светило и он, похоже, с этим смирился.  В 45 лет не оброс прочными связями, не заполучил своих покровителей в высшей иерархии власти. А до пенсии оставалось 15 лет. Так и окончил бы карьеру, не поднявшись выше третьего секретаря заштатного обкома, если бы не грянул 1991 год.

Вот здесь и проявился Александр Мороз как искусный интриган в украинской политике. Он четко просчитал то, что как минимум десять лет большая часть украинского общества будет жить ностальгией по коммунизму. И именно он подхватывает коммунистическую идею, немного её отретушировав. Возглавив прокоммунистическое большинство в Верховном Совете, он умело консервирует коммунистический режим, готовя себе место такого себе народного спасителя.

Начало народно-депутатской деятельности Мороза датируется девяностым годом. Тогда он был избран в Верховный Совет Украины и стал одним из пятерых координаторов парламентского большинства того времени – так называемой группы «239». В сентябре девяносто первого, спустя несколько дней после того, как КПУ была объявлена вне закона Мороз дал первый повод обвинить себя в приспособленчестве: он призвал коммунистов, решивших не изменять своим идеологическим убеждениям, объединиться в новую партию левой ориентации, которую многие восприняли как легальную преемницу ставшей нелегальной Компартии. Тогда, кстати, возле него всплыла краматорская акушерка Раиса Богатырева, ставшая одним из столпов Соцпартии, созданной в 1991 году. Были там и Чиж, и Марченко, и Витренко, и Винский и многие другие, позже ставшие врагами своего бывшего лидера. Одним из его помощников в этот период был экс-губернатор Харьковской области Олег Демин. В декабре девяносто третьего соцпартия объявляет о переходе в оппозицию к действующей власти и с тех пор с переменным успехом пытается соответствовать оппозиционному имиджу.

Так, что карьера нашего героя стремительно пошла вверх. С  1990 года - по настоящее время Народный депутат Украины. Председатель Верховной Рады Украины  в 1994 – 1998 годах и с июля 2006 года по настоящее  время.

В четырех пережитых страной президентских выборах Мороз дважды выходил на старт в качестве кандидата. Но президентом так и не стал. Александр Мороз впервые попытал счастья в борьбе за президентское кресло в 94-м году. Но дальше первого тура не прошел. Во второй тур вышли два Леонида – Кравчук и Кучма. Хотя политсовет СПУ обратился к избирателям, проголосовавшим за Мороза, не изменять своему выбору, фактически во втором туре президентских выборов большинство социалистических первичек играли на руку Леониду Кучме. Впоследствии злые языки болтали о неких договоренностях между Морозом и Кучмой, дескать, сначала Леонид Данилович со товарищи помог Александру Александровичу стать спикером, а потом главный украинский социалист со своими товарищами отплатил ему той же монетой, помогая экс-премьеру занять Президентское кресло. Сам Мороз это всегда отрицал. Но целый год Кучма с Морозом жили, душа в душу. Демонстрируя отсутствие разногласий с Президентом,  Александр Мороз даже голосовал не так, как его фракция. Но затем между ними началось противостояние. Закончилось оно полным поражением Мороза, который, побоявшись референдума, согласился на немного отретушированный кучмовский вариант Основного закона.

Примечательно, что, несмотря на обилие конкурентов в ходе каждого из неудавшихся «путешествий в президентство» г-на Мороза, наиболее скандальные истории возникали именно вокруг его имени. Напомню, что во время президентских выборов 1999 года упорно муссировались (уже забытыми Лапикурой и Вадимом Долгановым – ныне более известным в качестве супруга Сюзанны Станик) слухи о причастности Сан Саныча к истории с попыткой подрыва гранатой его прогрессивной коллеги по социализму, незабвенной Натальи Михайловны, в начале 90-х годов молившейся на него. Его соратники утверждают, что Витренко в свое время действительно была очень близка к Морозу, входила в наиболее узкий круг его друзей. Однако далее случился разрыв. Его причины Мороз пояснил так: «Вы понимаете, в чем особенность политической деятельности на переломных этапах, когда надо выступать от имени оппозиции, тогда каждый человек, который заявляет о соответствии своей позиции твоей, он ценен. И если ее нашел один из наших активистов - Илья Ромащенко, по статье, которую она подписала, но написал ее муж. Как потом выяснилось. Она рассказала об этом сама. Она совершенно никогда не занималась политикой раньше. И вот он привел ее в наш актив при подготовке первого съезда, учредительного съезда. Она занималась там экономической частью документов, которые связаны были с проведением съезда и подготовкой программного заявления и не больше. Вот, а потом сказался ее опыт преподавательской работы, она оказалась хорошим лектором, я бы сказал так, с политической демагогией в том числе, но поскольку женщина, поскольку кандидат наук, мы ее, так сказать, поддерживали, естественно, потом я, естественно, сделал ошибку - в том смысле, что помог стать ей доктором наук. И мой коллега по парламенту Сергей Долгунцов, который был ее научным руководителем и директором СОБСа, где она работала. Он говорил мне, что там нет пока, в общем-то, на докторскую диссертацию, да в общем-то, там не было и изначально. Ну, я исходил из того, что она все-таки представитель оппозиционной партии – видимо, преследования есть и так далее, я, так сказать, беспокоился, а потом она выставила свою кандидатуру против Сергея Долгунцова, на его же избирательном округе. Я говорил ей, что нельзя этого делать – это просто непорядочно. Она – нет: «я его размажу» и все прочее. Она его, конечно, «размазала» на 1000 голосов, то есть она взяла всего 1000 голосов примерно, и на этом ее эпопея и закончилась бы. Но вот так мы подняли ее, взростили в Конотопе. Получилось так, что она была избрана вместо умершего коммуниста. Я попросил, чтобы не выставляли других кандидатур, переговорил пару раз с мэром, который авторитетный был человек в городе; оказывали содействие в организации компании. И таким образом она стала депутатом. Ну, а все прочее уже известно...»

Действительно, что было дальше известно. В покушении на прогрессивную социалистку обвинили одного из начальников штабов Мороза. В данном контексте важно не то, был ли хоть как-то причастен к организации покушения сам Александр Мороз. Важно то, что обвиненного судом его же человека он в дальнейшем спасать не стал. Даже после «Оранжевой» революции не вспомнил. Не помог. То есть, согласился с обвинением? То есть, косвенно подтвердил то, что его начальник избирательного штаба действительно организовывал теракт? Так это надо понимать? Так может не все в инсинуациях кучмистских подвывал было вздором и бредом?

Мороз  мог он  обратиться к министрам Луценко, а потом и Цушко с просьбой пересмотра дела о покушении, нового его расследования. Но не сделал этого. Почему? Может, он действительно не желает расследования этого покушения? Покушение было и этот факт бесспорен. Но виновны ли те, кто сейчас находятся в заключении? Или их уже выпустили?

С делом Гонгадзе тоже немало странных фактов. И так ли уж случайно, что взрыв, произведенный при помощи обычной аудиокассеты с голосами Леонида Кучмы и его соратников, прозвучал после предательства «Каневской четверки»? Этот взрыв навеки похоронил подозрения в покушении на Витренко и смутную, весьма подорвавшую авторитет Мороза историю с «Каневской четверкой». Взрывная волна накрыла многих. А самого Сан Саныча вознесла на невиданный ранее уровень популярности и, в конечном итоге, вынесла на трибуны Майдана, где, стоя плечом к плечу с будущим Президентом Украины, Александр Александрович слушал, как вновь поверивший ему народ славил, средь прочих, и его.

Последнее избрание Мороза на пост спикера парламента в июле прошлого года стало основным катализатором распада "оранжевой" коалиции, с трудом создававшейся в течение трёх месяцев, так как стало фактическим нарушением всех договоренностей между СПУ, "Нашей Украиной" и БЮТ. В тот же день социалисты подписали новое соглашение о создании "Антикризисной" коалиции с Партией Регионов и Коммунистической партией.

В интервью для Forum UA Станислав Гуренко как-то охарактеризовал Мороза таким образом: «Мороз вообще очень адаптивный. Он быстрее всех нас адаптировался к ситуации. Он - «сын Горбачева». На это высказывание Сан Саныч обиделся. «Дело в том, что в данном случае то ли ошибаются, то ли, может, сознательно употребляют такое выражение. Мне кажется, что к Горбачеву адаптировался, прежде всего, сам Гуренко, потому что он 20 августа 91 года, когда я за него принимал постановление, вернее, проект заявления ЦК компартии Украины по поводу событий в Москве, и этот проект защищали 3,5 миллиона коммунистов Украины, …Гуренко в разговоре дал знать, вернее я понял, что он имеет связь с Горбачевым и все это фарисейство было ему известно. Поэтому, я думаю, что он быстрее всего мог бы к себе отнести эти высказывания. А то, что адаптироваться я мог быстрее других – с этим я согласен. Да, действительно, я в своей практической деятельности, политической деятельности, деятельности нашей партии исхожу из прагматических вещей, из реальной ситуации, которая сейчас есть в нашей стране и тогда была» (выделено мной – В.Г.). Похоже, в этом и правда вся сущность Мороза, обьясняющая цепочку его предательств. Он искренне не считает свои действия предательством. Для него это – лишь адаптация в новых политических условиях.