Nov 10,2011 00:00
by
Павел ЧЕРНОВ, Киев
Украина закипает. Видели вы когда-нибудь, как на костре закипает уха? Сначала как бы случайно появляется один пузырек и тут же бесследно исчезает, затем в разных местах второй, третий, десятый... И вдруг, спокойная доселе поверхность мгновенно превращается в кипящее варево, способное в одно мгновение сорвать крышку и выплеснуться и на костер и на кашевара, который столь беспечно подбрасывал в костер новые поленья. Так и нынешнее украинское общество: то тут, то там возникают очаги напряженности – в среде предпринимателей, «афганцев», «чернобыльцев», которые так же быстро гасятся, как и возникают, казалось бы, не составляя никакой угрозы для нынешней власти. Подумаешь, десять тысяч, в Европах на порядок больше протестантов, а тамошние власти и ухом не ведут, да к тому же и полиция дубинками машет похлеще наших, и ничего, живут. Увы, не понимают на Банковой, что на Западе – это отработанная годами, эффективная система выпускания пара, разновидность массового снятия стресса. Ибо в демократической Европе жители ее абсолютно уверены, что ИХ правительства сделают ВСЕ для сохранения прав и свобод собственных граждан. Совершенно иная ситуация в Украине. Никуда не деться от того факта, что нынешнее правительство так и не стало общенациональным, оно по сути своей является выразителем интересов наиболее агрессивной части постсоветской номенклатуры, которую мы нередко называем властью олигархов. Увы, это не совсем так. В наследие от СССР Украина получила мощнейший, сплоченный бюрократический аппарат, который и доселе безраздельно правит страной, а собственно олигархи являются его необходимой составляющей. Именно бюрократия выступает на сегодня цементирующим ядром украинского государства, регламентируя все стороны жизни общества, именно она делегирует из своей среды депутатов, судей, прокуроров и министров, которые служат не государству Украина, а собственной касте. Главная задача бюрократии – повторное перераспределение национального богатства в виде «распила» национальной казны. И делает это она методами классического средневековья – казнокрадством, взятками, фискальными поборами с чужих, и налоговыми льготами для своих. Госбюджет является их «законной» военной добычей, основная часть которого перепадает верхушке бюрократической иерархии, а крохи – мелкой сошке, которая все же надеется со временем «выбиться в люди» и получать большую долю от награбленного или украденного. Необходимым качеством для каждого члена такого сообщества выступает круговая порука – безоговорочная преданность кастовым интересам, которые ставятся выше интересов государства и общества, в котором они живут. Можно совершать любые преступления – грабить страну, как это делают Фирташ, Бойко, Колесников, приторговывать ее национальными интересами, как это делал Ющенко или делает Янукович, можно, в конце концов, «крышевать» наркотрафик, подобно тандему Кернес-Добкин. Ты всесилен, когда ты в стае и живешь по ее законам. Такая социальная система получила название феодального социализма. Однако как быть с ней в информационном обществе, когда человечество пребывает в условиях мощнейшего рывка инновационных технологий и завершается индустриальная фаза его развития. Увы, нынешняя украинская бюрократия, вскормленная в рамках прошлой эпохи, изо всех сил стремится сохранить существующий статус-кво, ибо в новой системе координат ей просто нет места. Украина уже переросла индустриальную фазу, новые технологии, включая информационные, все более прочно входят в жизнь миллионов наших сограждан, вступая в антагонизм с отжившими отношениями индустриальной эпохи. Это и порождает основное противоречие нынешнего этапа развития Украины – разрыв между стремлением общества двигаться вперед и желанием бюрократически-олигархической верхушки оставить все в прежнем состоянии. Время для них давно остановилось, украинская бюрократия до сих пор пребывает в блаженном неведении, как изменился мир в последние десятилетия. Можно ли надеяться выиграть информационную войну с оппозицией, используя методы 50-летней давности, да еще поручая ее таким господам как Богословская или Лукьянов? Ведь в последние годы в Украине выросли десятки молодых политологов, профессионально исследующих социальные процессы. Они, молодые, по определению лишены любых штампов совкового мировоззрения. Именно они задают тональность в многомиллионном Интернет-пространстве, которое все более зрело и ответственно оценивает действия политиков. Да, господа пиховшеки еще пытаются навязывать обществу идеологический примитивизм, однако их усилия все более теряют смысл. Но согласимся, что по сравнению с 2004 годом верхушка ПР продвинулась в плане использования современных политтехнологий. Но, увы, в плане выработки стратегических решений регионалы так и остались провинциалами, неспособными подняться до уровня государственного мышления. Их деятельность адекватна их интеллектуальному потенциалу, который, как подметил известный политолог З.Бжезинский, постоянно снижается вот уже два десятилетия с каждым новым президентом Украины. Нынешняя власть оказалась просто неспособной изыскать формы политического влияния, отвечающие уровню развития нынешнего украинского общества. Убогость набора инструментов влияния на общество этой власти просто потрясает. Даже катастрофическое падение рейтинга регионалы объясняют не провальной политикой нынешней власти, а кознями зловредной оппозиции, мешающей им вести народ к светлому будущему. Совковое воспитание предопределяет и их отношение к оппозиции, как злейшему врагу, который должен благодарить власть за нары и баланду, а не вякать на политические темы. Наивные господа (и у нас, и за рубежом) надеялись, что у президента хватит здравого смысла «достойно» выйти из политического тупика, куда попала Украина вследствие авантюры с судебными преследованиями ведущих оппозиционеров. Спешу заверить европолитиков: Тимошенко будет выпущена, как только дело коснется личных интересов членов команды Януковича (запрет на въезд в европейские страны или арест банковских счетов), однако ни днем раньше. И не вопрос, что безответственная политика нынешних правителей ускоряет сужение социальной базы ПР и способствует международной изоляции Украины. Уже сейчас парламентские выборы будущего года бюрократическая верхушка планирует выиграть с помощью пресловутого админресурса и перекраивания избирательного законодательства. Увы, коротка память у нынешней власти, ибо новый-старый закон о выборах с неизбежностью повторит сценарий 2002 года. Там мажоритарщики дружными рядами вошли в пропрезидентское большинство, однако даже страх перед Кучмой не обеспечил устойчивой коалиции. Мажоритарщики исходили из того, что затратная победа на выборах в округах дает им право самостоятельно решать, за что и как голосовать, исходя из собственных интересов. И не надо быть провидцем, чтобы уверенно прогнозировать, что продвижение Украины к президентским выборам 2015 г. радикально изменит политический формат Верховной Рады явно не в пользу ненасытной команды Януковича. Однако до выборов надо дожить, а здесь возникает множество проблем. Перечислим главные из них. 1. Партия регионов окончательно позиционировала себя в качестве политсилы, ориентированной на поддержку крупнейших корпораций Украины, близких семье Януковичей. Соответственно, вся государственная политика направлена на поддержку указанных корпораций в ущерб как малого и среднего бизнеса, так и всей страны. 2. Украина остро нуждается в системных реформах. В противном случае – хроническое отставание в развитии, неуклонное снижение уровня жизни населения, что резко усилит социальное напряжение в обществе. На сегодня никакой стратегии реформ не выработано, а возможности для их осуществления нынешней властью упущены окончательно. К тому же ряд ФПГ Украины также не заинтересованы в реформах, ибо они обеспечивают собственные сверхприбыли эксплуатацией дешевой рабочей силы, сырья и налоговых льгот. Власть изо всех сил стремится законсервировать существующие отношения, невзирая на реальную угрозу потери государственности. 3. Социальная политика нынешних хозяев Банковой обусловила мощные электоральные потери ПР, причем наиболее ощутимы они на юго-востоке страны. Системные ошибки неизбежно будут толкать Януковича на ужесточение внутренней политики, насаждения жандармских методов, что окончательно лишит его массовой поддержки. 4. Государственный механизм разъедает системная коррупция, которая приобрела размеры, угрожающие безопасности страны. Основа ее – теневая экономика, вновь принявшая заоблачные масштабы. Коррупция уже парализовала правоохранительную систему, образование, медицину, армию, все более уродует экономику и даже внешнюю политику. 5. Правоохранительная система Украины, вместо исполнения законов и контроля за их соблюдением, выполняет политические заказы властных структур. Нередко это делается путем нарушения законодательства, что развращает правоохранителей и делает их опасными для общества. 6. Модель поведения команды Януковича в Украине напоминает поведение колонизаторов в покоренной стране. Безмерная жадность, рейдерство, самонадеянное невежество, плохо скрываемое презрение к местным кадрам, – вот далеко неполный перечень «достоинств» основной массы донецких варягов. Отсюда – все менее скрываемая холодная ненависть к «донам» практически во всех уголках Украины. Общую картину не меняют даже такие успешные менеджеры, как мэр Киева А. Попов. Если Киев регионалами не выигран за два первых года, он не будет ими выигран никогда! В заключение отметим еще одно крайне важное обстоятельство. Нет нужды доказывать, что Украина – слабое государство в экономическом, политическом, военном, социальном и т.д. аспектах. Об этом прекрасно осведомлены наши ближние и дальние соседи, которые в меру собственных геополитических интересов учитывают это, хотя далеко не всегда во вред Украине. В этих условиях крайне важно четко определить наш внешнеполитический курс, ориентированный на собственный долгосрочный национальный интерес. Увы, и здесь замшевые (простите, страусиные) туфли оставили свой неизгладимый след. Янукович НИКОГДА не будет принят в клуб европейских джентльменов-политиков и НИКОГДА они с ним не будут разговаривать на равных. И вопрос не в пресловутых судимостях Януковича, а в том, что господина, уличенного во лжи (причем многократно), перестают воспринимать как равного себе политика. Иметь партнерские отношения с государством и одновременно сомневаться в честности его главы – это явный перебор, который неминуемо подтолкнет рационально мыслящих европейцев максимально дистанцироваться и от такого главы, и, увы, от такого государства. Перестанем строить иллюзии: европейский вектор политики Украины команда Януковича закрыла, оставив лишь щель для имитации переговоров с Западом, ибо отечественная бюрократия принципиально неспособна принять правила игры цивилизованной Европы. Когда же речь заходит о якобы европейских устремлениях украинских олигархов, они давно поняли, что прибыли от безудержного грабежа Украины на порядок превышают их потери от возможных санкций западных стран. Теперь о восточном векторе. Неискушенные киевские правители готовы уступить России очень многое, даже часть суверенитета, взамен ставя лишь одно условие: «Техас должны грабить техасцы». В ответ россияне предлагают идти дальше – играть на равных на всем постсоветском бизнес-пространстве. Но не надо быть провидцем, чтобы понять, что такая формула заведомо обрекает провинциальных завгаров, мясников и геологов на поражение с более продвинутым российским капиталом. А это даже пострашнее западных санкций, и потому союз с Россией для нынешней власти столь же неприемлем, как и вхождение в ЭС. Увы, два братских народа, в который раз оказались заложниками недальновидности собственных политических элит. Что дальше? В условиях приближения мирового кризиса пребывание Украины в столь специфической ситуации чревато серьезными социально-политическими последствиями вплоть до развала страны. Метания Януковича между несколькими центрами притяжения неизбежно приведут его к политической изоляции и, как следствие, попыткам сдачи национальных интересов Украины. Неизбежное отставание в экономическом развитии и безудержная коррупция обусловят падение жизненного уровня населения страны. А неспособность вести диалог с обществом (и оппозицией как его частью), неумение договариваться со странами – возможными финансовыми донорами делают этот политический режим обреченным. Это вопрос времени, и не надо питать иллюзий, что полицейские методы смогут надолго удержать эту камарилью у власти, ведь в массе своей милиционеры думают так же, как их нищие матери. Что же касается оппозиции, то судебные преследования Ю. Тимошенко уже обеспечили ей лидерство в среде противников Януковича и постоянный рост электоральной поддержки БЮТ, а сама Юлия Владимировна приобрела ореол мученицы в Украине и за рубежом. Складывается впечатление, что эта бездарная власть делает все возможное для максимального усиления и консолидации оппозиционных структур. И вряд ли стоит упрекать оппозиционеров в разобщенности или недостатке активности – украинская оппозиция лишь отражает уровень политической культуры нашего общества. Позволим себе перефразировать известное высказывание П.Чаадаева: оппозиция победит не потому, что она не совершала ошибок, а потому что просчеты нынешней власти превзошли все допустимые пределы. А это значит, что мы, сместив бездарных временщиков, еще не утратили шанс цивилизованного выхода из тупика. В противном случае Майдан покажется нам романтическим сном, случайностью, на темном фоне современной украинской истории. |