Паранойя на заданную тему
Jul 03,2007 00:00 by Андрей ГРУБОВСКИЙ, Київ

Не так давно в Российской Федерации прошел конкурс “Дети рисуют Путина”. Мероприятие было общенациональным, широко (и не без помпы) освещалось в средствах массовой информации — в общем, носило вполне организованный, плановый и целенаправленный характер.

Целью его, и этого никто не скрывал ввиду полной очевидности, было с младых ногтей воспитывать россиян в духе любви к своей стране, а значит, конкретно к Владимиру Владимировичу Путину — персональному олицетворению Российского государства вполне в духе бессмертного “Государство — это я”. Характерная деталь: фоном очень многих рисунков служит российский флаг во все поле изображения. Так, и только так дети видят Путина по телевизору и верят, что у России есть два равноценных атрибута государственности: государственный флаг и лично В.В.Путин. “Мы говорим: “Россия” и подразумеваем: Путин”.

Примечательно, что даже в годы самого махрового культа личности Сталина советских детей не поощряли рисовать его портрет. Попробовали бы только! И “дорогого Леонида Ильича” подрастающее поколение тоже не изображало. Даже для советского культа личности очередного генсека проводить такие конкурсы на государственном уровне было уж слишком. Даже советский агитпроп, как теперь оказывается, знал меру. А в нынешней России, похоже, он сорвался с тормозов: если в следующий раз телевизор покажет российских детей, коленопреклоненных перед Его Президентством, это уже не слишком удивит. Коль уж проводить аналогии с годами “развитого социализма”, то это будет аналогом не СССР Леонида Брежнева, а Северной Кореи Ким Ир Сена.

Сам Путин очень любит говорить о торжестве демократии в управляемой им стране. Вот только в демократической стране непременно должно быть достаточно людей, относящихся к первому лицу государства без подчеркнутого подобострастия. А теперь вопрос: могли ли организаторы подобного конкурса допустить, что некоторые его участники проявят в своих рисунках не самое доброе отношение к президенту? Вряд ли. Не зря же одно из конкурсных творений так и называется: “Мечтаю посидеть за одной партой с Путиным”. (Хорошо хоть, конкурс проводился среди детей, а не среди мечтательных девиц возраста созревания.)

Более того, сама идея конкурса должна была воспитывать у детей убеждение, что к тов. Путину можно испытывать только два чувства — либо любовь, либо огромную любовь. Критического отношения к главе государства быть не должно. Причем российским детям надлежит вырастать в уверенности, что вот это и есть не просто демократия, а самая настоящая в мире демократия. Впрочем, отсутствие иных, кроме безграничной любви, чувств к Путину компенсировалось другим.

Просмотр шедевров детского патриотического творчества вызывает весьма сильное сожаление — увы, нет рядом квалифицированного социального психолога. Ведь то, что у детей на языке (на бумаге), то у взрослых на уме, детские рисунки ставят исключительно точный диагноз обществу.

Немало конкурсных картинок, авторы которых и близко не стремились нарисовать карикатуру, тем не менее получились именно карикатурами. По крайней мере, такими они выглядят для стороннего, не подверженного путиномании наблюдателя, которому не остается ничего, кроме философских сентенций вроде: “Россияне так любили анекдоты про Вовочку, что очень обрадовались, когда он стал президентом”. Это свидетельствует: действительность, которую бесхитростное детское сознание пыталось отобразить с искренней любовью, карикатурна сама по себе. Вот примеры: “Путин гуляет с собакой на необитаемом острове”. Или: “Путину открывают именную плиту с отпечатком ладоней на аллее звезд”. Или еще: рисунок “В дзюдо Путин — чемпион”, где нарисованы двое стоящих людей в кимоно, а сзади — плакаты: “Россия — лидер во всем” и “Путин вперет вперет” (?!). Еще: “Президент с прекрасными дочерьми”. Ну, понятно: какие же еще могут быть дочери у повелителя России и любимца всех детей, как не прекрасные? “Президент и его собака гуляют в огромном лесу” — судя по рисунку, деревья в “огромном лесу” ростом с собаку, а Путин, ну, конечно же, намного-намного выше самого огромного леса! “Мы в ответе за животных” — на этом полотне российский президент, сидящий за полированным столом на фоне российского флага, ласково гладит стоящую на этом же столе собаку. Остается лишь спросить: а “мы” — это кто? “Путин на отдыхе” — здесь детская фантазия изобразила главу Российского государства, в сосредоточенном одиночестве на берегу реки ловящего рыбу, а чуть поодаль на том же берегу — российский флаг с надписью: “Здесь был Путин”. “Путин учит детей дзюдо” — на этом рисунке триумфатор Путин окружен лежащими на татами в неестественных позах поверженными детьми. А еще В.В. на рисунках объясняется в любви жене, читает книжку своей собаке Кони, катает на машине Кондолизу Райс, ремонтирует свой “Запорожец” (sic!). И вообще, нет ничего на свете, чего не умел бы делать Путин.

А как вам такой детский рисунок: “Путин обсуждает с Патрушевым проблемы приграничных городов”? Не узнаете стиль сталинского соцреализма с эпохальными полотнами, наподобие “Великий вождь обсуждает проблемы осеменения крупного рогатого скота в Горно-Бадахшанской автономной области”? Другой рисунок: “Владимир Владимирович по утрам всегда чистит зубы, а в ванной у него золотой унитаз”. Какая глубина, какое многообразие смыслов! Тут и золотой унитаз как символ великой державы, символ процветания означенной державы и персонального успеха отдельного ее гражданина, тут и “Путин — такой же, как мы” (чистит зубы, молодец), и “Путин живет совсем в другом мире” (см. унитаз), тут и классовая ненависть, очень похожая на обычную зависть и мирно уживающаяся с преклонением перед богатством, тут и неосознанная констатация: Путин — олигарх. “Президент и его собака Кони отдыхают в заповеднике” — здесь юный автор абсолютно уверен в том, что президенту дозволено сидеть на травке и рвать цветы хоть в заповеднике, хоть где угодно, он же не какой-нибудь Вася Тютькин!

А вот что совсем не смешно, так это другая часть рисунков: “Путина-разведчика с парашютом забрасывают в тыл врага”, “Верховный главнокомандующий в кабине реактивного сверхзвукового истребителя МиГ-27”, “Путин убивает вражеского шпиона”, “Путин увеличивает (в смысле расширяет. — А.Г.) границы нашей родины”, “Поле битвы — Россия”. И это уже по-настоящему страшно. Юные россияне растут в убеждении, что Россию окружают одни враги, а главная цель их родины — “увеличивать” границы. Зачем нужны “увеличенные” границы? Ответы на этот вопрос тоже есть среди конкурсных рисунков. Например, такой: “Мир в семье — мир в стране. Президент с женой на отдыхе у храма Аполлона в Дельфах”. Нужно ли уточнять, в какой стране, согласно детским представлениям, расположены Дельфы? Наверное, в той самой, в которой “мир”. Кстати, “Путин сохраняет мир” — название еще одного рисунка. Только так: если бы не Путин, не было бы на земле мира! Что же касается границ, то рисунок “Россия в надежных руках” соседствует с другим: “Вселенная в надежных руках”. Это, наверное, уже после “увеличения” границ. А чтобы никто не сомневался, есть еще рисунки: “Путин в космосе” и “Звездный отпуск”. Хорошо хоть, титул первого космонавта пока оставлен за Гагариным...

Шокирующая смесь типичного советского агитпропа с обязательным воспеванием “горячо любимого вождя” и штампов американской масс-культуры полувековой давности — вот такой предстает российская действительность, отраженная в детских рисунках. Какой же нормальной страной на этом фоне выглядит Украина! 

 Путин учит детей дзюдоПрезидент с прекрасными дочерьмиПутин и его маленькие друзья

Путин учит детей дзюдо                                   Президент с прекрасными дочерьми    Путин и его маленькие

                                                                                                                                        друзья