Бандера, Путин и маркетинг
Jun 03,2014 00:00 by Сергій КОШМАН

Прекрасно иметь бренд страны, который знают далеко за ее пределами. Плохо, когда этот бренд развивает вражеская страна, инвестируя в него колоссальные ресурсы десятки лет. А потом начинают использовать против тебя, и делать это эффективно.

На данный момент, мы полностью отдали бренд «Бандера», мы его проиграли.

Очевидно, что «бандеровец» - это одно из наиболее употребимых слов российской пропаганды и один из наиболее мощных мемов российской массового сознания по отношению к Украине. НКВД, КГБ, ФСБ десятилетиями развивало и использовало все негативные атрибуты мифа «Бандеры».

Попытаемся разобраться в словах, в их смыслах и в примерах использования.

Начнем с того, что так совпало, что «банда бандеровцев» звучит как «масло масляное». Это - важная деталь, но не ключевая. Плюс, очевидна связь Бандеры с «немецко-фашистскими захватчиками». Она была, и мало кто будет вникать, о чем Степан Андреевич общался с представителями Третьего рейха. Пойдем дальше.

Появление производного «бандерлоги» тоже не случайно. Существует четкая смысловая привязка. Вот несколько примеров толкований этого слова, которые я встретил в Интернете:

- обезличенная масса, легко управляемая;

- заурядный, непримечательный человек, представитель «серой массы»;

- человек, легко поддающийся влиянию массовой пропаганды, «зомбированию»;

- стая людей малокультурных, как правило, визгливых, мусорящих и трусливо-агрессивно настроенных к окружающим;

- украинские националисты (бандеровцы), последователи Бандеры.

Многие и знать не знают, что Бандеру звали Степан. И тем более, что он Степан Андреевич. Знать это не выгодно агрессору. Ситуация была бы совсем другая, если бы Степана звали более украинским именем, или еще лучше, его отчество было бы Адольфович.

Можно сравнить с использованием в российских СМИ имени Путина. Российские СМИ обязательно повторят, что именно «Владимир Владимирович Путин». Делают на этом акцент. Владимир Владимирович - это так по-киевски, так по-княжески, там по-православному.

Кстати о Путине. Думаете он случайно говорил «бЕндеровцы»? Нет. Это вкрапление другого смысла. Помните что он сказал на знаменитой пресс-конференции? «Одних жуликов меняют на других жуликов и проходимцев». Потом был знаменитый спич про губернатора Коломойского. Путин использует аллюзии к, наверное, самому культовому персонажу современной массовой литературы, к иконе «жуликов и проходимцев» - Остапу Бендеру.

Когда Путин «ошибается» и говорит «бендеровцы» - мы смеемся. На самом деле это делается сознательно, появляются все новые и новые связки негативных атрибутов бренда «Бандера».

Что в сухом остатке? Бандеровцы – это банда, фашисты, нацисты, трусы, зомби, биомасса, жулики и проходимцы. Поэтому это слово так ласкает слух агрессоров, и любых противников изменений в Украине. Надо понимать, что за коммуникацией бренда «Бандера», именно с такими негативными атрибутами, стоят гигантские ресурсы,  с четко выстроенными коммуникационными каналами.

Сейчас происходит попытка выйти в «Голубой океан» со знаменитыми «жидобандеровцами» и другими производными, но без системной коммуникации, с существенными ресурсами, это попытка может закончиться неудачей в среднесрочной перспективе.

Мы проигрываем борьбу брендов. «Сепаратисты» против «бандеровцев». «Сепаратисты» мало кому понятны, не вызывают такой бури эмоций и ассоциаций. Российские СМИ называют «сепаратистов» - «сторонники проведения референдума». Я не знаю статистику, но слышал, что среди сотрудников российского спецназа орудующего на Донбассе «сторонников проведения референдума» действительно много.

РФ серьезно продолжает развитие брендбука. Мы помним как у МТС и Киевстара появились молодежные пакеты «Джинс» и «Диджус». У российских пропагандистов появился Правый Сектор. Молодежный пакет бренда «Бандера». Коммуникация идет мощнейшая. В каждой точке конфликта, в каждой зоне нестабильности живут и работают «боевики Правого Сектора». У них такое же покрытие как у МТС и Киевстара. Даже лучше. И диктор несколько раз повторяет очень четко и по слогам «бо-е-ви-ки Пра-во-го Сек-то-ра». Похоже, скоро разрешат вешать билборды Правого Сектора на оккупированных территориях. Уверен, вскоре будет какая-то сильная привязка к негативным символам и смыслам, которые я пока не уловил*.

Российская пропаганда вообще очень любит символы. Например, Славянск, как город для проведения спецоперации, был избран не случайно. Баннеры и заголовки российских новостей красноречиво говорят: «Славянск – символ сопротивления». Мы видим как происходит архаизация РФ. Славянск - это самое правильно место. Архетипы далекой древности просыпаются на глазах. «Владимир Владимирович за Славянск!», - этот лозунг не оставит равнодушным ни одного православного…

Мы тоже любим играться словами. Но пока делаем это как любители, больше для удовольствия. Достаточно вспомнить В. Титушко. Мы развили мем «титушко». Для этого были определенные предпосылки в виде мема «тушки». Все-таки если бы фамилия Вадима была Иваненко – развития бы не получилось. Потом появились «тритушки». Это было от души и бесплатно. Сейчас этот украинский бренд и мем угасает. Нет инвестиций и заинтересованности. Но все может измениться, если ФСБ станет выгодно. Когда-то бренд «Бандера» стал очень полезен НКВД.

В этой колонке я попытался показать, что «игра в слова» это зачастую геополитика. Это очень серьезно.

Каждому герою – своя эпоха. Потом имя начинает жить своей жизнью. Если кому-то выгодно, появляется бренд и миф, который имеет мало общего с живым человеком жившим много-много лет тому назад.

Мое мнение, что нам нужно отпустить публичный бренд «Бандера». Его развивает вражеская страна. Пусть Степан Андреевич останется в сердце каждого патриота по-своему. Мы его обязательно будет вспоминать, как и многие другие фигуры украинской истории. Будем обсуждать и думать…

Современным языком офисных работников: Бандера – это наша NOKIA. Сейчас нам нужен свой Apple.

http://www.day.kiev.ua/uk/blog/politika/bandera-putin-i-marketing

*От редакции. С момента написания этого материала стало очевидным, что и наименование Правого Сектора творилось в Кремле с дальним прицелом. Коннотации производного от него термина «правосеки» очевидны. Однако по мастерству в создании брендов для врага мы не оказались аутсайдерами: колорады, лугандоны, ДыРа (донецкая республика) – коннотационно и семанитчески насыщенные мемы с хорошим потенциалом активности. Но редакция категорически не согласна с выводом автором  о необходимости «отпустить» бренд «Бандера». Мы, нация бандеровцев, своими успехами – военными и цивильными вполне можем перезагрузить этот бренд на мировом уровне.