Гуманитарная катастрофа в России есть, только не из-за беженцев
Jun 08,2014 00:00 by Светлана ГАННУШКИНА, Москва

В российских СМИ мелькают сообщения о растущем потоке беженцев с юго-востока Украины: 4 тысячи, 8 тысяч... Губернатор Ростовской области Василий Голубев ввел на части территории режим чрезвычайного положения — область граничит с Луганским и Донецким регионами, где продолжается антитеррористическая операция, и в Ростове с начала июня число украинцев, желающих получить там временное пристанище, по словам ростовских чиновников, заметно увеличилось. В основном это женщины, дети, старики.

Впрочем, украинские пограничники не связывают наплыв людей в Россию с антитеррористической операцией: лето — летом люди всегда передвигаются активнее. Например, по их данным, 2 июня границу с Россией пересекли 11 151 гражданин Украины, а накануне выходных, 30 мая, 15 380 украинцев. Почти такое же количество граждан Украины ежедневно пересекает российско-украинскую границу на въезд в Украину, утверждают в пограничной службе Украины.

Ещё когда только возник этот вооружённый конфликт, Россия заявила, что готова принимать беженцев из Украины. В частности, в Москве для них даже была открыта специальная приёмная. Там действительно стали появляться люди, которые подавали заявления с просьбой о временном убежище. В основном это были украинцы, которые уже давно живут в России, и хотят жить постоянно, но текущий порядок не давал им такой возможности. Они обращались туда, получали документ, дающий им возможность ещё какое-то время находиться тут, после чего ставился вопрос о предоставлении временного убежища, но это вызывало уже большие сложности.

Потом, очень тоненькой струйкой, действительно пошли люди с Украины. Среди них было много людей, которым, корректно выражаясь, нужна была медицинская помощь. Например, к нам пришла пара, мать и дочь, которые заявили, что они приехали из Харькова, потому там всех берут в заложники. Кого берут в заложники? Всех! Кто берёт в заложники? Солдаты! Какие солдаты? Последовал совсем уже странный ответ — американские. Таких вот «беженцев» было несколько.

В последнее время стали появляться уже настоящие беженцы, а не люди, просто пользующиеся возможностью, которую надо было предоставить всем гражданам бывшего СССР давным-давно. Поток незначительный, многократно меньше, чем, например, поток из Сирии. Вчера пришла семья русских из-под Славянска, из самой горячей точки, среди них есть пострадавшие. Они приехали к знакомым в Подмосковье, которые предоставили им домик в деревне. Это люди, действительно нуждающиеся в помощи. Они обратились в областную иммиграционную службу, где им не выдали никакого документа и назначили встречу на 15 сентября. При том, что они имеют право оставаться в России всего три месяца, после чего становятся нарушителями. Я говорила об этом с главой миграционной службы, он ответил, что им надо подумать, как это оформлять, потому что беженцев очень много. «Очень много» — это несколько десятков.

Есть беженцы в Ростовской области. Премьер Медведев говорит, что их там 4 тысячи, и что это — гуманитарная катастрофа. Но это просто смешно, для России 4 тысячи беженцев — это вообще ничто, это много для Люксембурга. Потом последовало заявление Павла Астахова о 8 тысячах, тоже непонятно откуда. При этом в ростовскую миграционную службу на данный момент подали 7 заявлений о получении убежища. Я позвонила своим сотрудникам в Ростовской области, и они сказали, что видели беженцев: около 200 человек, которые помещены в какой-то лагерь или пансионат. Ещё в одном пансионате готовится 500 мест, и 1,5 тысяч жителей Ростовской области изъявили желание принять беженцев у себя. На гуманитарную катастрофу и введение чрезвычайного положения это никак не тянет. Во времена Чернобыльской аварии в маленькой трёхкомнатной квартире моей свекрови жило три семьи украинских беженцев, с бабушками и дедушками. И то это не было гуманитарной катастрофой.

Просто сейчас всё общество находятся в истерическом состоянии, да еще наши власти хотели бы, чтобы беженцев действительно было столько, что возникла необходимость в чрезвычайном положении.

То, что мы слышим от руководства страны, — это все политические заявления. Ни в какие логические рамки они не укладываются. Достаточно представить себе потоки беженцев из Сирии: Ливан принял миллион человек, Иордания приняла 600 тысяч, Турция приняло 800 тысяч. И мир готов им помогать, к этому присоединяются международные организации, которые поддерживают эти страны. Европа принимает 40-60 тысяч, и их упрекают в том, что они принимают недостаточно. Россия, собственно, тоже в это вложилась, направив в Турцию и Иорданию средств на 10 миллионов долларов, целенаправленно вложив их именно в предметы быта и медикаменты для сирийцев. При этом у нас вроде бы тоже есть установка на то, что мы готовы принять сирийских беженцев, об этом говорит МИД и их поддерживает Федеральная миграционная служба, однако на местах соответствующие органы затягивают процесс, доводя его до суда. А наши нынешние суды — это чудовищно, такой безответственности судей раньше нельзя было себе даже представить.

Кроме всего этого, нельзя забывать, что украинских беженцев мы сами и производим, надо помнить, от какой войны они бегут. Гуманитарная катастрофа в нашей стране действительно имеет место, только связана она не с беженцами из Украины. Когда-нибудь она кончится, всё в жизни заканчивается, но не хотелось бы, чтобы вместе с этой катастрофой кончилась и страна.

http://www.ej.ru/?a=note&id=25297

Прямая речь

Алексей Ковжун, советник губернатора Донецкой области:

Беженцы из Донбасса действительно есть, их много. По разным подсчётам, из области выехало порядка 100 000 человек, в основном это политически активная часть населения, люди, которые уезжают с расчётом вернуться после окончания конфликта. В фейсбуке есть достаточные живые площадки, например, Донбасс – Эвакуация, где люди обсуждают, кто и куда едет, организуют помощь друг другу с квартирами, с работой. Подавляющая часть беженцев отправилась в другие части Украины, по разным подсчётам, поток в Россию составляет около 4 процентов. Эта страна просто не кажется украинским активистам, которых вытесняют из своих домов военизированные банды, надежным убежищем.

Мыкола Вересень, журналист, политический и общественный деятель (Киев):

Раньше в Киеве с донецкими номерами было много чёрных джипов или чёрных мерседесов, а сейчас много обычных машин, также с донецкими номерами, но не чёрных и не больших. То, что их стало гораздо больше, чем полгода назад, очень заметно. Так что какое-то число людей действительно пытается временно, или на постоянно, уехать с востока. Известно, что Киев и Львов принимают беженцев, по радио всё время идут дискуссии, множество киевлян, которые имеют пустые дачи или, наоборот, уезжают на дачи, оставляя пустые квартиры, приглашают беженцев остановиться у них. Есть центры, где людей принимают, передают заявления по радио и телевидению с информацией, куда можно обратиться в случае нужды, а общественность очень давит на власти, чтобы они вплотную занялись всеми вопросами, связанными с переселением людей. Ещё месяц назад это были крымские татары, которым многие украинцы собирали вещи, одежду, детское питание, я сам лично отнёс туда часть моего гардероба. В общем, какие-то беженцы действительно есть.

Но сказать, что это явление массового характера, есть целые толпы беженцев, их где-то централизованно бы кормили и так далее — этого нет. Скорее всего, в эту часть Украины переезжают тысячи людей, но не десятки тысяч. Местные СМИ также не сообщают о том, что где-то идут настоящие потоки людей. Прошла информация о том, что в Ростовской области было объявлено чрезвычайное положение из-за беженцев, но тут же на разных сайтах выскочили фотографии русско-украинской границы, на которых никакой активности в плане беженцев нет. В плане террористов, приезжающих из России, активность есть, и это тоже зафиксировано на фотографиях. А никакого следа массового исхода людей из Донецка и Луганска в Россию я не видел, и даже намёка на это нет.

Но вообще такое впечатление, что особость Донбасса, ощущение, что они — такой отдельный этнос, сыграло с ними злую шутку. Ведь их любимый лозунг, что «Донбасс никто не может поставить на колени», а теперь мы видим, что семь миллионов человек в Донецкой и Луганской областях поставили на колени полторы тысячи каких-то странных людей, преступников. Вначале, когда в Киеве был Майдан, на востоке его не вполне правильно понимали. Очень боялась какого-то мнимого «Правого сектора», каких-то страшных националистов... И часть населения думала: нам надо проявить самостоятельность. Они это сделали, и даже провели какой-то референдум, на который некоторое число людей пришло и проголосовало. А сейчас, когда оттуда приезжают социологи, историки или участники антитеррористической операции, они говорят, что если бы более-менее честный референдум прошёл сейчас, результат был бы иным. Потому что никто не хочет жить там в нынешних условиях, никто не думал, что будет именно так. Но поезд ушёл, и что с этим делать теперь — никто понять не может.

Есть один путь, который может привести к какому-то позитивному результату. Это переговоры и параллельно — АТО. Но возникает вопрос: а с кем вести переговоры? Там 25 отдельных вооружённых групп со своими руководителями, которые борются, кроме прочего, между собой, и кто может сесть за стол переговоров с той стороны — непонятно. Население, конечно, страдает, и очень жалко людей, которые там оказались, но циничные эксперты говорят, что эти люди сами этого захотели. БольшАя, хотя, может быть, и не бОльшая, часть населения это поддерживала, а остальные не смогли никак их остановить. В результате получилось, что при молчаливом согласии большинства происходит то, что мы видим. Вчера в моей программе женщина из Луганска рассказывала, как ей позвонили и сказали: «Нас тут собралось 100 человек, мы не пускаем через мост украинскую армию в наш городок». Эта женщина спрашивает: «А чего вы хотите этим добиться? Хотите, чтобы у вас продолжалось мародёрство?». Они начинают думать, отвечают: «Да, может быть, мы не правы, может быть, надо пустить». То есть они сами не знают, какая их цель. Скорее всего, они хотят образования независимого государства, вряд ли сейчас многие из них хотят перехода в Россию. Потому что слухи из Крыма доходят, и они стремлению к такому переходу не очень способствуют.

И вот эти люди сидят там, и что они собираются делать, чтобы умиротворить ситуацию, совершенно непонятно. Очевидно, что если террористы там остаются, значит, какую-то базу среди населения они имеют, партизанское движение не может существовать без поддержки, история Че Гевары это хорошо показала. Но при этом там мародёрство, грабежи, убийства, изнасилования, а люди не выходят и не возмущаются. Может быть, им нравится так жить. А может быть, не нравится, но уже поздно? И совершенно непонятно, как затолкать этого джинна назад в бутылку, особенно при том, что Россия играет в этом активную роль, в СМИ здесь пишут о гробах, которые отправляют за границу. В России знают о том, что из Украины «грузом-200» отправляют российских граждан?

http://www.ej.ru/?a=note&id=25298

В блогах

Армия Украины/Спецназ/ГУР/ВВ МВС/ДПСУ/СБУ/НГУ: Очередной врунишка из кремлевской когорты по имени Дима Медведев сегодня распинался, что беженцев из Украины в российской Ростовской области просто пруд пруди. Мол, украинцы прям толпами бегут в РФ за статусом беженцев. «Сейчас уже количество обратившихся четыре тысячи человек, это беспрецедентная ситуация», — выпучив глазенки, вещал российский премьер.

Но вот незадача: в то же самое время власти Ростовской области опровергли эту брехню о беженцах. Как заявил пресс-секретарь зам губернатора Александр Титов, украинцы, приезжающие в регион, «приехали отдохнуть или навестить своих родственников в других регионах России», — мол, в сезон отпусков всегда такой поток гостей и туристов.
Урок Диме Медведеву и российским СМИ: когда врете, договаривайтесь с местными властями. А то разнобойчик получается. На потеху всему миру.

Деловой Славянск:Из Славянска выезжают беженцы, но говорить о массовой эвакуации людей не приходиться. Так, 4 июня из города выехало несколько групп жителей, в основном женщины с детьми, общей численностью не более 50 человек (при то, что население Славянска по последней переписи превышало 100 тыс. чел.). Как нам стало известно, некоторые горожане не смогли добраться до места сбора, так как просто побоялись попасть под обстрел. Те же, кто смог уехать за пределы Славянска надеются на то, что им будет куда возвращаться...

Наиль Азмагулов: Украина перекрыла движение на восьми пограничных с Россией пунктах. Даже беженцев не пускают.

Анна Русских: В Ростовской области в связи с высоким потоком беженцев на приграничных с Украиной территориях вводится режим чрезвычайной ситуации, сообщили "Интерфаксу" в правительстве области.
Зона ЧС распространяется на 15 муниципальных образований Ростовской области.

А тем временем ежедневно! из чуркестанов в Российские города приезжают тысячи и тысячи таджиков и узбеков и уже никто не знает, сколько их в России, а они продолжают прибывать (многие без документов или с фальшивыми доккументами или с сомнительными справками вместо документов) и занимать все подвалы и чердаки, заселять нежилой аварийный фонд, искать халявные легкие деньги, от грабежей, продажи наркоты, нелегального криминального бизнеса, и никому из власти не придет в голову закрыть границы или объявить ЧС!Как это объяснить? И где логика?

Elen Ostrouhova:что за ужас творится на Украине! только за сегодняшний день 50 000 беженцев перешло границу с РО. Пограничники Украины побросали свои посты! Бедные люди!!!

ПОДСЛУШАНО В СЕВАСТОПОЛЕ: Предоставлю жилье беженцам Донбасса в Севастополе, не более 4 человек. тел. 066-28-99-891

Крым в миниатюре: Бахчисарайский район принял прибывших детей из г. Славянск и г. Краматорск. Дети с Юго-Востока Украины приехали в Республику Крым как беженцы. Первая группа прибывших детей состоит из 173 детишек от 1,5 года до 16 лет. В данный момент в пути еще четыре автобуса. Сборы проходили в минимально кратчайшие сроки. Детям необходимы летние вещи разных размеров и средства личной гигиены.
Просим всех небезразличных людей откликнуться на призыв о помощи.

Еще многое требуется этим детям. Они приехали не отдыхать, родители остались у себя на родине. И мы, простые люди, просто обязаны им помочь. Многие приехали в одних шортах, и непонятно, как долго они будут вынуждены находиться вдалеке от дома.

Всем кто желает помочь, открыт расчетный счет «Российский Национальный Коммерческий Банк» корр.счет.№30101810400000000607, бик 044525607, инн7701105460, № счета 40817810140110013892 Широких Артем Сергеевич, г. Бахчисарай ул. Ракитского 1.

От имени всех детей Огромное Вам Спасибо!!! ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ!!!

Charles Mingus:Российские СМИ пишут о десятках тысяч беженцев из Украины за сутки... это очень круто... видимо все ж Вова заднюю включает. Это радует.

http://www.ej.ru/?a=note&id=25300