Корупція на крові: Як тиловики за мільйони розбазарили полігон «Широкий Лан»
Mar 03,2016 00:00 by Олег ОГНЄВ, Обозреватель

Махінації із землею на полігоні Широкий Лан для місцевих тилових командирів – справа звична і прибуткова. «Пока украинские солдаты по колено в грязи пытаются выжить на необорудованном полигоне без воды и еды, а прокуратура назначает многочисленные суровые проверки, тыловики успешно разбазарили территорию, «отщипнув» от Широкого Лана тысячи гектаров и передав их агропромышленным компаниям», – написав Олег Огнєв у своїй статті для Обозреватель, передають Патріоти України.

Не удосужившись поставить палатки на сухую площадку, создать минимальные санитарные условия, пробурить скважины для воды и провести электричество – тыловики трепетно заботятся о своих многочисленных арендаторах, которые прямо на полигоне сеют и собирают урожай. И только отчаянный марш солдат, рисковавших попасть в дисбат за нарушение дисциплины, позволил повлиять на ситуацию.

Серпом по танкам

Махинации с землей на полигоне Широкий Лан для местных тыловых командиров дело привычное и доходное. На него не повлияли ни Революция Достоинства, ни объявленная «война с коррупцией», ни реальная война на Донбассе.

Еще с начала 2010-х годов, едва получив разрешение на коммерческую деятельность, военная часть, обслуживающая полигон Широкий Лан, начала масштабную программу по разбазариванию земель военного полигона. Из 29 тысяч гектаров полигона частным фирмам отдано 86% территории. Об этом одним из первых заявил народный депутат Андрей Вадатурский.

«И только по Широкому Лану из 29 000 гектаров, 25 000 – кем-то обрабатываются! Если стоимость аренды с одного гектара составляет 1 500 грн, то только за год полигон мог получить около 40 миллионов гривен прибыли, которую можно направить на улучшение условий размещения военных! Вот и решение: вместо того, чтобы деньги расходились непонятно по чьим карманам, их надо направить на обеспечение быта военнослужащих, чтобы полигон действительно стал лицом Николаевской области», – написал в Facebook народный депутат.

И вместо нормальной обкатки военной техники, полноценных стрельб и маневров, украинские военные вынуждены лавировать между пашнями, используя мощности полигона на десятую часть от возможностей. А «аппетиты» тыловиков достигли таких масштабов, что под угрозой уже находится не только полноценная боевая подготовка, но и условия жизни на полигоне.

Из-за таких схем, когда весь ШирЛан любовно раскроен между агрофирмами, тыловики, не долго думая, просто вкопали полевой лагерь в болото. Местное командование не спешит создавать для лагеря необходимую твердую площадку, засыпав ее гравием, ведь тогда тыловики не смогут передать землю под пашню и получить деньги от частников. Не говоря уже о том, чтобы разместить солдат в жилых блоках, а не в дырявых палатках.

Ведь тыловикам так просто привычней: солдаты приезжают и уезжают, война идет, а деньги текут рекой. И продолжают течь, несмотря на то, что за время войны на Донбассе Широкий Лан начал использоваться в десятки раз чаще, превратившись в место постоянных учений, принимая за раз тысячи бойцов и полноценные бригады. Ситуация, которая сложилась с 53 бригадой, повторялась, и судя по «рвению» тыловиков, будет продолжаться и дальше.

Миллионные схемы

Теневые механизмы получения средств тыловиками из военной части А-1890, которая отвечает за состояние полигона Широкий Лан, примитивны настолько, что заметны невооруженным глазом. Достаточно посмотреть на спутниковые снимки полигона, чтобы оценить масштабы махинаций с передачей земли.

В базе судебных дел тыловая часть А-1890 упоминается сотни раз, в них фигурирует 11 тысяч гектаров, вокруг которых идут судебные споры. И это только та земля, которая оспаривается. Для придания легального вида сделкам, тыловики, по большей части, не сдают землю напрямую, а заключают договоры о совместном использовании земли, ссылаясь на разрешение вести военной части предпринимательскую деятельность.

Например, когда Крым уже был аннексирован, а на Донбассе разгорались бои, тыловая часть А-1890 заключила с компанией «Д.І.М.» договор №771 от 28.04.2014. По условиям договора, тыловики предоставляют компании 477 гектаров, а также делают взнос в размере 245 тысяч гривен.

Аналогичные договоры были заключены с компаниями «Трихастьке-Агро», «Алеся», «Са.Єр.», «Маркет-агро», «Горизонт-агро», «СВАН», «Солоха», «ЛАН», «Нива», «Волощакевич», «Варяг». Все эти фирмы фигурируют в судебных делах.

Также, согласно данным земельного кадастра, часть территории полигона оказалась в собственности предприятия «Племрепродуктор Степове». И совершенно невероятным образом небольшие куски посреди полигона находятся в собственности физических лиц. Якубовской Тамаре Михайловне принадлежит 0.05 га, Семеновой Людмиле Михайловне – 0,15 га, Кравчину Андрею Васильовичу – 0,0475 га.

Судьба этих договоров в судах удивительным образом повторяется из года в год. Николавский квартирно-эксплуатационный отдел гарнизона и военная прокуратура пытается признать договор недействительным, но николаевские судьи оставляют соглашение между тыловой частью А-1890 и агрофирмами в силе.

Аукцион невиданной щедрости

При этом на стороне агрофирм в роли соответчика зачастую выступает сама тыловая часть А-1890. Судя по судебным документам, тыловики всецело поддерживают своих деловых партнеров – частные фирмы. Например, в 2013 году А-1890 самостоятельно подает в суд, с целью разорвать договор с предприятием «СВАН» о совместном использовании 5 тысяч гектаров. А уже в 2015 году выступает в суде на стороне ООО «Солоха», заменивший «СВАН», отстаивая действительность договора. Вполне возможно, что кардинально поменять позицию тыловой части помогло новое соглашением с ООО «Солоха».

«Дополнительным соглашением №11 от 14.02.2014 стороны дополнили пункт 1.2 договора и решили, что вклад «Военной части» в совместную деятельность – стоимость права обработки земельных участков общей площадью 5000 га, согласно Акта обмера земельного участка, который является неотъемлемой частью Договора, а также деловая репутация и деловые связи – составляет 2 055 000,0 грн», – цитирует николаевский суд договор. При этом еще в 2012 году тыловая часть по соглашению со «СВАН» вносила за ту же площадь в два раза меньше денег - 1 282 800 грн.

А по тому же соглашению агрофирма обязана два раза в год, до 1 декабря и до 1 апреля перечислять тыловикам 50% взноса. Таким образом, тыловая часть проводит «аукцион невиданной щедрости» и просто передает «за спасибо» 2 миллиона гривен и землю, получая обратно ту же сумму. В это же время адекватный владелец земли, сдавая ее по рыночной цене, в год получает 3-4 миллиона гривен, без всяких взносов.

Одним миром

Журналисты проанализировали судебные дела, и оказалось, что абсолютное количество дел просто «ходят по кругу», суды первой инстанции не признают договора недействительными, в апелляции также не видят в них ничего противозаконного, иногда дело доходит до Верховного Суда, который в лучшем случае возвращает дело обратно в николаевский суд.

И все это под неусыпным контролем военной прокуратуры, которая присутствует на каждом заседании и представляет интересы Минобороны, обязуясь бороться с коррупцией и всецело отстаивать интересы государства. А руководит военной прокуратурой Южного региона Украины генерал-майор Максим Якубовский, который был назначен в марте прошлого года и уже успел попасть в поле зрения СМИ.

Журналистам удалось выяснить, что Максим Якубовский ранее работал в проекте «Украинский выбор» Виктора Медведчука. И несмотря на наличие видео с его участием в мероприятиях проекта кума Путина, главный военный прокурор Анатолий Матиос о такой связи и слыхом не слыхивал. Напомним, как ранее писал «Обозреватель», сам Матиос не только избежал люстрации, но и является счастливым мужем миллионерши. Более того, изобрел «тепловизор Шокина», чудесным образом нарушающий законы физики.

Кроме того, подчиненный Матиоса Максим Якубовский уже сам успел «вляпаться» в коррупционный скандал, как только была опубликована его декларация о доходах за 2014 год. Чиновник, при официальном окладе около 10 тысяч гривен в месяц, смог купить новый элитный внедорожник Audi Q7, стоимостью около 70 тысяч долларов. А его семейство владеет участком на 1590 квадратов, двумя квартирами и жилым домом.

Не отстают от военного прокурора и николаевские судьи, которые рассматривали дела по тыловой части А-1890. Например, судья Ольга Смородинова, согласно ее декларации, при своей зарплате около 18 тысяч гривен в месяц ездит на автомобиле бизнес-класса «Volvo S80».

А в это время

Пока тыловая часть А-1890 раздает землю полигона Широкий Лан агрофирмам, военная прокуратура в лице Матиоса за ситуацию с размещением 53 бригады, решила наказать командиров бригады. И просто обойти своим вниманием тыловиков из А-1890. Создается впечатление, что военная прокуратура просто прикрыла тыловых махинаторов.

Ведь военная прокуратура не озаботилась тем, что за состояние полигона всецело отвечает командование тыловой части А-1810. Что за два года активного использования Широкого Лана тыловики не удосужились обеспечить хотя бы минимальные условия жизни прибывающих военнослужащих, а лишь городили грядки с агрофирмами.

http://patrioty.org.ua/blogs/koruptsiia-na-krovi-iak-tylovyky-za-miliony-rozbazaryly-polihon-shyrokyi-lan-110602.html

На фото: у таких умовах перебувають військові на полігоні Широкий Лан