Что ждет жителей «ЛНР» и «ДНР» в 2021: главные угрозы
Jan 29,2021 00:00 by Дмитрий ПЕТРАК

Чем дольше часть Донбасса остается оккупированной, тем более вероятно, что эта территория станет непригодной для жизни людей и уже через несколько лет там будет нечего восстанавливать.

2020 год многое изменил в жизни жителей «ЛНР» и «ДНР», которые и без коронавируса еле выживали, а теперь и вовсе существуют в безысходности. Об этом говорят и главари-коллаборационисты, например Александр Ходаковский, Андрей Пургин, российский диверсант Игорь (Гиркин) Стрелков. Никто из них не прогнозирует оккупированному Донбассу счастливую судьбу, наоборот, все говорят об этой территории как о «клоаке».

Кроме того, марионеточные «правительства» в прошлом году запустили процессы, которые в долгосрочной перспективе окончательно убьют регион. В 2021 году жителям «ЛНР» и «ДНР» угрожает не только знаменитое «МГБ», «подвалы» и аресты — это давно понятно. Сажают и пытают боевики своих и чужих уже седьмой год, поэтому попасть в мясорубку может каждый.

Сейчас же поговорим не об угрозе репрессий, а о других бытовых и экономических проблемах, которые заставят даже упрямых «русскомирцев» задуматься: умирать вместе с «Л-ДНР», или поискать для себя и своих детей лучшее место для жизни.

1. Изоляция жителей «ЛНР» и «ДНР». Неработающие КПВВ

С весны-лета 2020 года КПВВ на Донбассе работают с ограничениями из-за капризов главарей, пропускают людей только два: в Станице (каждый день) и Новотроицком (дважды в неделю). Российские пункты пропуска на неподконтрольной границе также работают нестабильно. Все это буквально изолирует жителей оккупированного Донбасса от внешнего мира: пенсионеры не могут выехать за украинскими пенсиями, выпускники не могут уехать, чтобы вступить в украинский вуз. Им оккупационные администрации придумывают дополнительные запреты и ограничения, только чтобы удержать на оккупированной территории, ломая молодым людям жизни. Из-за ограничений на КПВВ уехать навсегда из «Л-ДНР» с вещами и мебелью или техникой на украинскую территорию сложно и взрослому населению. В 2021 году изоляция продлится под любым предлогом, оккупанты почувствовали, что таким образом имеют власть над жителями, не позволяя населению расползаться в Украину и на Россию.

2. Закрытие шахт и промышленных предприятий в «ЛНР» и «ДНР»

Оккупационные администрации уже начали процесс отказа от шахтерского дела в 2020 году: в «ЛНР» весной закрыли шахты «Новопавловская», «Миусинская», «Вергелевская», летом — шахту «Никанор-Новая». В «ДНР» начали ликвидацию шахт по примеру «ЛНР» осенью. Список закрытых шахт «ДНР» не сообщает, но из источников известно о закрытии не менее пяти угольных предприятий на оккупированной территории Донецкой области. Этот процесс будет продолжаться и в 2021 году. Шахты на Донбассе всегда были дотационными, их до 2014 года поддерживала Украина, а у Кремля финансировать убыточные предприятия желания нет. Шахтеры имеют огромные долги по зарплате — например, на «Макеевуголь» не видели зарплату четыре месяца, угольщики «ШУ «Донбасс»» не получают зарплату с марта 2020. Постепенно все шахты в «ЛНР» и «ДНР» будут закрыты и затоплены, это лишь вопрос времени.

Такая же участь ждет, к сожалению, и промышленные предприятия. Металлургические и коксохимические заводы изнашиваются, ржавеют и не имеют сырья, поэтому работают на 10% от мощности. Яркий тому пример — Алчевский меткомбинат или же Енакиевский. Заводы типа «Стирол»» или «Силура» не имеют рынков сбыта, работать им на непризнанной территории нет смысла. Поэтому «Стирол» законсервировали, «Силур» пока не исчезает, но сократил работников и не платит зарплату. Все предприятия и шахты оккупанты «отжали» у украинских бизнесменов или украинских госучреждений в 2016 году. И, собственно, уже тогда их судьба была прогнозируема. Теперь же она очевидна. Работники этих горе-шахт и заводов, которые пытаются бастовать, устраивают «мирные сходки» с требованиями выплатить им зарплату, однако лучше бы не теряли на это время, а подумали, куда они могут поехать, устроиться, чтобы вовремя сбежать из «Л-ДНР» и вывезти свои семьи.

3. Проблемы с питьевой водой и прорывы канализации

Изношенность водопроводов и канализационных сетей в «ЛНР» и «ДНР» приближается к апогею. В Донецке жалуются на желтую «питьевую» воду из крана, из-за прорывов регулярно нет воды в Макеевке, Енакиево, Снежном, Торезе, Кировском. На Луганщине те же проблемы в Брянке, Ровеньках, Стаханове, Свердловске, Красном Луче. Коммунальщики латают дыры, но это не спасает, прорывы на водоводах будут происходить до тех пор, пока трубы не превратятся в решето. А тогда водоснабжение просто прекратится. Вкладывать деньги и полностью менять сети Кремль не будет. Собственно, почему он вдруг должен это делать, если миллионы россиян в XXI веке живут без водопровода и канализации, Донбасс тоже будет так жить.

Вот, собственно, последний пример проблем с водобой в «ДНР». Макеевка, 15 января, уже два месяца вода из прорыва в трубе заливает придомовые участки, размыта дорога, началось проседание грунта. Коммунальщики бездействуют, жители пытаются своими силами строить заграждения, чтобы защитить свои участки и дома.

«Шансов на быстрое решение проблемы у местных мало. Это депрессивный город с малым количеством платежеспособного населения. Многие не оплачивают коммунальные услуги. Работникам не платят зарплату, особенно в выходные. Нет денег на ремонт и на материалы для его осуществления», — сообщают из Макеевки.

4. Превращение населенных пунктов «ЛНР» и «ДНР» в Припять

Закрытие градообразующих предприятий — шахт и заводов, невозможность найти работу, проблемы с водоснабжением, износ жилищного фонда (протекающие крыши, дома, которые трескаются и оседают, их никто не ремонтирует) и дорог вынудят большинство людей искать другое место для жизни. Именно поэтому жители маленького оккупированного города Зоринск летом 2020 года отчаянно протестовали против закрытия шахты «Никанор-Новая». Они записывали свою забастовку на видео и, не скрывая правды, говорили: если шахты не будет, их город умрет. Шахту таки закрыли, поэтому сколько еще протянет Зоринск — год, два? — вопрос риторический.

И таких сел, городов и поселков на оккупированном Донбассе очень много. Когда в 2014 году проукраински настроенные пользователи соцсетей распространяли апокалиптические фото мертвых городов «освобожденных» россиянами Абхазии и Осетии, жители «ЛНР» и «ДНР» не верили, что то же самое ждет оккупированный Донбасс. Прошло семь лет, и подконтрольная Кремлю территория вплотную приблизилась к этому апокалипсису.

5. Пересыхание водоемов и рек, проседание грунта, радиационная угроза в «ЛНР» и «ДНР»

Это еще одна причина, которая заставит людей бежать. На Луганщине водоемы начали массово высыхать с 2020 года — именно из-за закрытия шахт и нарушения водоотлива. В Луганске в парке им. Горького полностью высохло озеро «Восьмерка», которое когда-то было местом молодежных гламурных тусовок. Шахтные воды питали, например, и огромное промышленное Исаковское водохранилище, которое почти полностью высохло. Этот резервуар — единственный источник воды для Алчевского металлургического комбината, и его исчезновение приведет к тому, что завод будет остановлен.

На оккупированной Луганщине из-за закрытия предприятий регион потерял несколько миллионов кубометров воды, которая ушла из местных водоемов и затопила шахтные выработки. Из-за затопления шахт «Новопавловская», «Миусинская», «Вергелевская» и прекращения водоотлива шахты «Романская» районы и города останутся без водоснабжения. В таких реках как Миусик, Хрустальная, Ломоватка, Белая шахтные воды составляли более 50% от общего стока.

На оккупированной территории Донецкой области другая проблема — землетрясения. Макеевку, например, трясло так, что в домах падала посуда и образовывались трещины на стенах. В Горловке на территории одного из поселков просел грунт и горела земля. Местные говорили, что горение происходит за счет газа, который выходит из брошенных и затопленных шахт.

 «ЛНР» и «ДНР», а также Украине и России заодно грозит экологическая катастрофа из-за затопленной шахты «Юнком», в которой в советское время был осуществлен ядерный взрыв. Три года назад оккупационные администрации прекратили откачку воды из этой шахты, и сейчас радиоактивная вода уже поступает в питьевые горизонты.

Доктор технических наук, главный научный сотрудник Института телекоммуникаций и глобального информационного пространства НАН Украины Евгений Яковлев рассказал Радио Свобода, что Донбасс на пороге кризиса из-за поднятия грунтовых вод, которое может привести, в том числе, и к сейсмической активности. «Подземные ходы объединяют разделенный Донбасс, причем страдать в случае затопления будет, в первую очередь, подконтрольная Киеву часть. Для подземной воды политических границ не существует, она течет по своим законам. И мы ниже их по гипсометрии. Донецк, Горловка, Стаханов — это зона водораздела, они выше. Качать из глубины 250-300 метровраза в 3-4 дороже, чем из глубины 60-80 метров», — объясняет Яковлев.

Поэтому, к сожалению, в будущем может случиться так, что из-за экологической катастрофы бежать придется не только с оккупированного, но и с украинского, и даже российского Донбасса.

https://ghall.com.ua/2021/01/27/chto-zhdet-zhitelej-lnr-i-dnr-v-2021-glavnye-ugrozy/?utm_referrer=https://zen.yandex.com

На фото: когда-то курортный городок Широкино сегодня.