Jan 31,2008 00:00
by
Виктор ГЕВАРИН, Донецк
Партия Регионов раздувает психоз по поводу ближайшего вступления Украины в НАТО. Но более лицемерного заявления не придумать. Неужели господину Януковичу не известно, что для членства в НАТО стране-претенденту в первую очередь необходимо адаптировать собственное вооружение к стандартам блока? Вы, уважаемый «проффесор», не задумывались над вопросом: «Возможен ли Курск в Украине?» Ответ, на первый взгляд, выглядит простым. Сразу захочется сказать: «да». Но это далеко от истины. Что мы знаем о военно-морских силах Украины? Военное ведомство умело прячет правду, выставляя лишь «Гетьмана Сагайдачного» на всеобщее обозрение... Этот корабль, достроенный уже при независимой Украине, в 1992 году, едва ли не единственный из боевых кораблей мог считаться современным. А вот почему трагедии «Курска» у нас не будет, по крайней мере, в буквальном виде, то єто потому, что единственная подводная лодка ВМС уже десятилетие не оставляет свою базу. И, скорее всего, пойдет на слом. В настоящий момент украинская армия к ведению боевых действий просто не готова. Разве что может участвовать в локальном конфликте. Да и боеспособных частей в Украине – раз-два и обчелся. По памяти только и вспоминается 95-ая аэромобильная (читай – десантная) бригада (с отдельным полностью контрактным 13-ым «натовским» батальоном и приданной вертолетной эскадрильей), имеющая на вооружение тяжелые пулеметы, минометы и гранатометы. Место ее дислокации – Житомир. Можно еще разве что вспомнить 72-ую отдельную механизированную бригаду (включая «тяжелый» батальон ОСБР), имеющую на вооружение БМП, БТР и танки. Место дислокации – Белая Церковь. И это при том, что Украина имеет огромное количество устаревшего вооружения. По количеству бронетранспортеров она превосходит Турцию, Францию и Германию. Количество танков – в три раза больше, чем у Франции, и лишь на полсотни меньше, чем в Германии. По боевым вертолетам мы, хотя и отстаем от ведущих европейских стран, то не намного. По боевым самолетам мы тоже впереди Европы всей. Но это техника в лучшем случае выпущена в конце восьмидесятых. Да и управлять боевой техникой военные уже не умеют. Нет денег на обновления изношенной техники, порой нет даже горючего. Однако вернемся к военному флоту. В июне 1992 года правительство Витольда Фокина утвердило программу конверсии предприятий и военных объектов Севастополя. Предприятиям и научным подразделам ВПК была поставлена задача до 1995 года перейти на выпуск товаров для населения, а также гражданской продукции. Это притом, что Украина имела 30% всего военного кораблестроения СССР. Эта политика, продолженная правительствами Л. Кучмы и Е. Звягильского, привела к гибели всей отрасли. По-видимому, господа из правительства думали, что боевые корабли растут, как груши на вербе. Многие надеялись получить корабли Черноморского флота СССР и тем самым решить все проблемы ВМС Украины. В итоге на сегодня до 60% боевых кораблей Украины построены до 1981 года (срок службы военного корабля 15-30 лет при условии проведения плановых ремонтов, которые во время распределения ЧФ не проводились). Лишь 3 корабля взошли на воду за годы независимости (в том числе и «Гетьман Сагайдачный»). А в 2005 году мы получили сокращение боевого состава флота в 8 раз! Более того, на это время ядро боевого состава насчитывало 5 кораблей разных классов, что никоим образом не смогут защитить морские границы государства. К тому же, эти корабли постоянно будут угрожать технологической катастрофой на случай их выхода из баз. Уже сейчас ни один противолодочный крейсер (кроме «Гетьмана Сагайдачного») не может быть полноценным, потому что вертолеты КА-25 исчерпали моторесурс и должны быть снятые с вооружения. К тому же они не производятся, а геликоптеры других марок не приспособлены к базированию на кораблях ВМС. Один из наибольших кораблей – крейсер «Адмирал Головко» спущен на воду в 1964 году и годен разве что в металлолом. Артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» еще более стар и закладывался еще в годы правления И. Сталина. Его отправили в резерв, потому что, как свидетельствуют моряки, «дедушка плавает как старая калоша». Противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины» на вооружении до 30 лет и, хотя еще могут выполнять свои функции, но морально устаревшие. То есть из 15 боевых кораблей с уверенностью можно выпускать в море только 2-3. Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Но все это свидетельствует об одном: Украина потеряла не только гражданский флот (Бласко), но и не имеет флота военного. Бюджет Минобороны выделяет флоту всего 7% (мировая практика свидетельствует, что доля военно-морских сил в военном бюджете не может падать ниже 30%). Закрыты все научные исследования для ВМС. Но ситуация не столь трагична, как кажется. Судостроительные и судоремонтные заводы даже сейчас могут строить современные военные суда всех классов от авианосцев до ракетных катеров включительно. Однако Украине нужно освоить выпуск корабельного вооружения, главных дизельных установок, аккумуляторных батарей для подводных лодок и тому подобное. К сожалению, во времена СССР в Украине в полном объеме боевые корабли не проектировались. Все это – серьезная проблема, требущая своего решения в первую очередь. Однако военно-техническую базу возобновлять нужно, ведь Украина могла бы получить военные заказы на строительство военных кораблей, как это произошло, например, в танкостроительной отрасли. Но нам необходимо решить, какой военный флот в Черном море нам нужен и какой мы сможем содержать. Ведь мировой опыт свидетельствует: нужен баланс сил флота и возможностей, целей и реальной безопасности государства. Поэтому революция в ВМС давно назрела, и чем быстрее мы поймем, что дешевле и надежнее утилизировать те старые корабли, которые достались нам от Советской Армии, и создать мобильный небольшой, но достаточный флот, тем быстрее решится проблема обеспечения безопасности государства сморя. К сожалению, мы продолжаем наихудшие советские традиции. Рабоче-крестьянская армия все еще висит удавкой на шее Украины. |