Nov 15,2008 00:00
by
Александр АРБУЗОВ, Центр иссле
Создание первой паромной переправы через Дунай лишит Молдову части автотранзита. Пока между Румынией и Украиной продолжается тяжба по поводу строительства судового хода Дунай — Черное море, оба государства смогли договориться о подготовке к реализации фактического первого украинско-румынского проекта, способного принести пользу двум странам и нанести ущерб Молдове. Речь о паромной переправе Орловка — Исакча, способной дать реальный толчок развитию еврорегиона «Нижний Дунай». Данный проект, предложенный еще в 1997 году компанией «Лимба» (Измаил) и получивший одобрение местных властей, в последнее время активно поддерживает и румынская сторона. Это тем более удивительно, что от реализации такой инициативы пострадают экономические интересы Молдовы. В течение последних трех лет на уровне руководителей Одесской области и Тульчинского уезда Румынии были достигнуты договоренности, и недавно работа над проектом перешла к реальным шагам. Так, по информации автора, 2 октября был подписан протокол о реализации этого проекта между главой Ренийской райгосадминистрации Андреем Булгаровым и мэром Исакчи Илие Петрэ. А уже 6–7 октября о важности данного проекта проинформировал участников международной конференции по проблемам Дунайского региона в Брюсселе председатель Одесской облрады Николай Скорик. Орловка находится на берегу Дуная напротив Исакчи примерно на полпути между Измаилом и Рени. Расстояние между двумя паромными комплексами составляет около 1 км, время движения парома 15–20 мин. В конце 1990-х, когда впервые был предложен проект Орловка — Исакча, еще существовал оптимальный подъезд к будущему паромному комплексу. А именно трасса Болград — с. Орловка, по которой танки Болградской дивизии должны были двигаться к Дунаю (сейчас в Орловке еще остались бетонные съезды). Причем параметры этой дороги, не пересекающей населенные пункты, давали возможность использовать ее как взлетно-посадочную полосу для боевых самолетов. Сейчас этой трассы фактически нет. Часть дороги Болград — Орловка была разрушена в целях «борьбы с контрабандой», поскольку на нее выходит участок территории Молдовы. Украине пришлось строить новые дороги в обход разрушенных участков. Широкого резонанса эта проблема не получила, поскольку основное внимание было приковано к передаче Молдове участка берега на Дунае в с. Джурджулешть. Причем Украина так и не получила обещанный участок автодороги возле Паланки. Интересно, что в середине 90-х одним из определяющих факторов в борьбе с этим проектом называлось влияние Молдовы. Хотя строительство паромной переправы нанесет ущерб именно Молдове, которую лишит автотранзита. В настоящее время автотранспортное сообщение между Украиной и Румынией осуществляется через погранпереходы в Черновицкой и Закарпатской областях и транзитом через Молдову. Поскольку основной поток автотранспорта в/из Балканских стран ориентирован на Киев, Центральную и Восточную Украину, а также Россию и Белоруссию, то очевидно, что новый погранпереход на юге Одесской области станет самым оптимальным для международных автоперевозчиков. Не стоит забывать и о факторе нестабильности в Приднестровье. Новая паромная переправа сократит маршруты перевозок в Турцию, Грецию, Болгарию, Восточную и Центральную Румынию на 200–250 км. Планируемая стоимость перевозки на пароме для легкового автомобиля составит $7–10, для грузового — $20–30, для автобуса — $20. При движении по существующим вариантам транзита через Молдову дополнительные расходы для большегрузного автомобиля только на топливо составят не менее $100–120. Плюс потери времени — не менее 10–12 часов с учетом прохождения двух границ. В случае реализации этого проекта для инвесторов станет интересным строительство автодороги Одесса — Рени. «Укравтодор» пока только рассматривает возможность строительства этой дороги и моста через Белгород-Днестровский лиман в обход проблемного участка с Молдовой на условиях концессии. Экономических обоснований для окупаемости этой платной дороги пока не было представлено. Хотя транспортный поток только грузовых автомобилей достаточно внушителен и составляет около 200 тыс. в год. Так, украинские международные автоперевозчики в 2007 году осуществили свыше 23 тыс. поездок в этот регион, в том числе в Болгарию — 4327, в Грецию — 689, в Румынию — 12847, в Турцию — 5481. Необходимые инвестиции в украинскую часть проекта составляют всего около $4 млн. В Румынии затраты оценили намного больше, возможно, потому что рассчитывают на помощь Евросоюза. Причем в Исакче уже принято решение о предоставлении в концессию на 50 лет земельного участка в 12 га под строительство паромного комплекса. В Украине же пока главной угрозой является неумение отстаивать национальные интересы. Даже с Молдовой. |