”Iнформацiйно-аналiтична Головна | Вст. як домашню сторінку | Додати в закладки |
Пошук по сайту   Розширений пошук »
Розділи
Архів
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поштова розсилка
Підписка на розсилку:

Наша кнопка

Наша кнопка

Яндекс.Метрика


email Відправити другу | print Версія для друку | comment Коментарі (3 додано)

Не священная война

image

Утро 12 ноября 2019 г. отличалось от привычного утра для жителей израильского города Ашдод. Террористическая группировка «Исламский джихад» начала на рассвете дня массированный ракетный обстрел Южного округа и центральных областей Израиля.

Правительство еврейского государства незамедлительно отреагировало на серьезные боевые действия со стороны противника, направив точечные удары со своей стороны исключительно по представителям и членам ИД. Тем не менее, со стороны арабского меньшинства прозвучала совсем иная оценка этого события на одном из заседаний Кнессета. Депутат от совместной партии*: ХАДАШ, РААМ, БАЛАД, ТААЛЬ, Ахмед Тиби заявил, что удары по территории сектора Газа являются «преступлением против человечества».

Подобного рода заявления неоднократно звучали и с трибуны ООН, во время военной операции «Несокрушимая скала» в2014 г., и со стороны террористической организации ХАМАС, а также стран-союзников арабского мира.

Итоги военной операции «Черный пояс», как была названа военная операция Израиля по ликвидации членов террористических группировок и их позиций, остаются неоднозначными, как для мировой прессы, так и для многих военных экспертов в области региональной безопасности Ближнего Востока. В зависимости от политических симпатий сторон, некоторые из них считают операцию успешной для Израиля, другие утверждают, что, наоборот, именно палестинские боевики достигли своей цели.

Достижения и потери с двух сторон

Израильской армии ЦАХАЛ удалось ликвидировать 26 членов террористической группировки в течении 48 часов, избежав собственных потерь. «Врата ада», как их называют террористы, открылись для Абдаллы аль-Бальбиси, Ибрагима аль-Дабоса, Халеда Фараджа, а также одного из лидеров «Исламского джихада» Баха Абу аль-Атта, и многих других членов организации, которые брали участие в ракетных обстрелах по мирным жителям юга и центра Израиля.

Ликвидация такого большого количества террористов всего за два дня операции и есть достижение израильской армии. Благодаря системе точечных ударов, ЦАХАЛу удалось нанести сокрушительный удар по позициям боевиков, причинив минимальный ущерб жителям Газы, насколько это было возможно.

Помимо боевиков и их позиций, была частично разрушена инфраструктура сектора, склады с оружием и боеприпасами, а также подземные тоннели.

С израильской стороны нет потерь среди солдат и мирных жителей. Лишь трое граждан Израиля были ранены в результате осколочного ранения. Бо́льшая часть обстрелов была произведена по близлежащим поселениям возле сектора Газы, кибуцам* и открытым полям. Также ракеты задели и южные города, Сдерот, Ашкелон и Ашдод, а также центральные области, в том числе, центр жизни Израиля – Тель-Авив.

Но южане уже привыкли к системе оповещений «Цева Адом»* и к работе Службы тыла, инструкции которых позволяют сохранить максимальное количество человеческих жизней.

Однако наиболее весомым фактором безопасности израильтян является система ПРО «Железный купол»*, которая была активно задействована в ходе данной операции и смогла предотвратить падение реактивных снарядов в населённые пункты.

Возможно, если бы была хоть одна жертва среди населения Израиля – течение операции вышло бы на новый виток развития, более агрессивного характера.

Что касается достижений, здесь мнения экспертов и аналитиков расходятся. За несколько дней более 400 палестинских ракет обрушилось на территорию Израиля. И да, не понести ни одной потери со стороны мирного населения — достижение, как и израильской армии, так и всех государственных служб, задействованных в ходе защиты населения.

Ликвидация хотя бы одного террориста (а в данном случае, 26) – успех израильских ВВС, а также других подразделений ЦАХАЛа, каждого, кто был причастен к операции. Ещё одно принципиально важное достижение — немедленная ликвидация ракетных установок на территории сектора.

Но что крайне важно, эскалация арабо-израильского конфликта. До 12 ноября2019 г. израильское правительство не раз заявляло о том, что террористическая организация ХАМАС несёт ответственность за все действия, которые совершаются на территории сектора Газа в отношении Израиля. Однако в ходе данной операции армия сталкивается лицом к лицу далеко не с новым, но недооценённым противником — «Исламским джихадом». Данная группировка является военным сателлитом хорошо известного врага Израиля номер один – Ирана.

В СМИ прозвучало мнение о том, что поражением операции являются условия перемирия, а именно: расширение рыболовной зоны и постепенное снятие блокады сектора Газа.

Да, эти условия довольно выгодны исключительно для палестинской стороны. Но, в то же время, это единственные оптимальные из всех не оптимальных условий, которые могло принять израильское правительство.

Также есть мнение о том, что террористам удалось парализовать жизнь в южных и центральных частях Израиля. Местными муниципалитетами была объявлена отмена занятий в школах, запрещалось выходить на работу гражданам, не работающим на местах особого предназначения. Это стандартная, вынужденная мера безопасности граждан является приоритетной для государства Израиль, а не очередное достижение террористов. Их главная цель — не отсутствие занятий в школах, а максимальное количество жертв, среди мирного населен и в конце концов— утопическое уничтожение Израиля.

Была ли эта цель достигнута? Определённо, нет. Выросла ли репутация ИД среди палестинцев? Определённо, да. Это создает нарастающую конкуренцию, пока еще главной, доминирующей организации на палестинской территории – ХАМАСу.

В любом случае, по ту сторону забора слышны громкие возгласы об однозначной победе над «сионистским врагом».

Говоря об итогах противостояния между Израилем и «Исламским джихадом», следует подчеркнуть значимость ХАМАСа. Некоторые конфликтологи предполагают, что ХАМАС мог быть косвенно задействован в конфликте. Другие же эксперты заявляют, что он занимал выжидательную позицию и предпочел не вмешиваться в локальную войну между конкурирующей группировкой и сионистами. И то, и другое вполне возможно. У ХАМАСа было непростое положение: с одной стороны, не вмешиваясь в конфликт, он не создает себе дополнительные трудности, так как Израиль изначально предупредил ХАМАС о невмешательстве в обмен на то, что израильские ВВС не будут уничтожать объекты организации.

С другой стороны, за несколько дней противостояния в секторе Газа значительно выросла репутация ИД среди мирного населения, несмотря на жертвы, которые составили, следуя информации из палестинских источников, 37 человек, включая боевиков и гражданских лиц.

Палестинский народ видит в лице джихадистов своих защитников, в то время как ХАМАС проигнорировал ракетные удары с двух воюющих сторон. Повлияет ли этот фактор на дальнейший рейтинг ХАМАСа? Увидим.

Преступник ли Израиль в данном конфликте?

Существуют различные подходы к решению региональных и международных конфликтов, а также разные инструменты воздействия на эти конфликты. Каждый из них влияет на национальную безопасность двух сторон, в зависимости от приоритетов государств.

Предлагаю условно разделить эти подходы на две, вполне простые в понимании категории: военный и дипломатический.

На Ближнем Востоке есть своя внутренняя кухня, которая крайне специфична по своей сущности. Одна из специфик заключается в географическом расположении Израиля: исламисты называют его «чёрным пятном» в регионе. Находясь в весьма невыгодном географическом положении, Израиль не может позволить себе модель европейской дипломатии в отношении стран-агрессоров или квазигосударств, и, уж тем более, применять дипломатический подход. В израильской модели решения конфликтов фактор национальной безопасности превалирует над репутацией на международной арене. Это здоровая оценка ценности населения в воюющей стране. Если бы в Израиле каждый раз закрывали глаза на массовое падение палестинских кассамов* на свою территорию или правительство пыталось бы решить эту проблему без посредников — вполне вероятно, что такие действия спровоцировали бы начало новой интифады*.

Целью израильской армии ЦАХАЛ являются стратегически важные объекты террористов или боевики лично. Такими объектами являются ракетные установки, откуда запускают ракеты исламисты в сторону юга и центра Израиля, склады с боеприпасами и оружием, подземные тоннели. В точечной ликвидации террористов Израиль весьма преуспел, благодаря своей высокотехнологичной военной технике. Проблематика ликвидации целей заключается в том, что террористы часто укрываются среди гражданских лиц и объектов гражданского назначения, в качестве убежища или с целью достижения временного затишья со стороны израильской армии. В качестве таких объектов они выбирают школы или детские сады на территории Газы. Учитывая данную ситуацию, Армия обороны Израиля старается наносить точечные удары только по позициям боевиков. Таким образом, они ликвидируют конкретную цель, по возможности, не допуская ущерба и жертв вокруг цели.

Однако далеко не всегда удаётся применить такую схему в некоторых военных операциях. В этих случаях ЦАХАЛ совершенно справедливо отказывается брать на себя ответственность за жертвы среди мирного населения. В ходе израильских операций террористы регулярно используют напрямую тактику «живого щита»: боевики ХАМАСа и «Исламского джихада» намеренно укрываются от обстрелов в местах гражданского назначения. Именно эти действия ставят Израиль в затруднительное положение: открыть огонь по мирным жителям, но уничтожить террористов, или не открывать огонь вовсе и ждать ответный удар со стороны противника по своей территории. Штаб командования армии выберет первый способ, единственный правильный. Таким образом, мы видим, что израильская модель решения конфликта, как и модель его врага, является военной моделью. Именно из-за неё Израиль нередко сталкивается с критикой на западе.

Кто критикует такой подход, соответственно, придерживается более лояльной модели поведения. 

Организация Объединённых Наций активно привлекает внимание общественности к арабо-израильскому конфликту. Отношение европейских представителей к Израилю довольно часто не отличается от мусульманской позиции. Прозападные силы требуют от израильского правительства решать конфликты исключительно дипломатическим и мирным путем, не применяя насилия в адрес мирных жителей.

ООН неоднократно называла оборонительные действия армии бесчеловечными в отношении «мирного населения Газы», подразумевая под этими словами обстрел террористических боевиков, прикрывавшихся детьми.

В этом заключается основное отличие подхода к оценке гуманитарных ценностей ООН и Израиля: неготовность первого потерпеть критику собственных действий в глазах мирового сообщества. Идеалистическая демократия запада крайне отлична от демократии Ближнего Востока.

В такой ситуации мы видим очевидную подмену понятий:

Во-первых, еврейский народ и израильское правительство, как цивилизованные и развитые субъекты деятельности, не притесняют другие народы, национальности, расы и религии на своей территории. Этому свидетельствует на редкость лояльная социальная политика государства в отношении арабских меньшинств, где вместе с евреями проживают мирные мусульмане, выходцы из северных частей Африки, такие как эфиопы и марокканцы, а также другие арабские представители. Точно такой же позиции придерживаются и евреи в отношении палестинцев, которые не поддерживают и не способствуют развитию террора.

Во-вторых, израильская армия не применяет насилие к палестинским гражданам, не поддерживающим терроризм, если только это не оборонительные действия со стороны Израиля.

В-третьих, с момента образования сектора Газа в2005 г., не было ни одного нападения израильской армии на сектор (за исключением, превентивных ударов с целью ликвидации террористических боевиков или их позиций). Но ракетные обстрелы со стороны сектора по территории Израиля производятся регулярно, с частотой несколько раз в месяц, как свидетельствует статистика прошлого года.

Можно ли в таком случае называть действия ЦАХАЛа и его командования насилием, когда это абсолютный пример обороны? А если речь и идёт о реальных жертвах среди палестинского населения, то скажем честно, не бывает ни одной региональной войны, в ходе которой не пострадало бы мирное население, постоянно находясь под ракетным обстрелом, с отсутствием системы ПРО. Однако для израильской армии жертвы среди гражданских лиц — это не цель, а жуткое следствие войны.

Здесь следует отметить, что невозможно соблюдать два, совершенно разных, подхода к решению одного конфликта. Дипломатическую модель поведения, навязываемую ООН, то есть, путь санкций и ограничений, невозможно и совершенно неправильно применять там, где необходима оборона.

Каждый региональный конфликт уникален и имеет свою, неповторимую специфику — и именно эту реальность необходимо понять и принять Организации Объединённых Наций.

В арабо-израильском противостоянии не может быть единой, верной позиции, любая оценка конфликта всегда будет субъективной. В этом и заключается одна из уникальных особенностей данного конфликта – это сложность достижения мира. 

Итак, проанализировав итоги военной операции «Черный пояс», можно прийти к следующим выводам:

Политика сдерживания со стороны Израиля показала силу и решительность безжалостно ликвидировать каждого, кто совершает террор на его земле. Однако последствия временного затишья остаются неизвестными. Обязан ли Израиль соблюдать свои условия, если противник нарушает их?

На данный момент ближневосточные политические шахматы начинают новую партию в большой игре. Грубое вторжение в старую игру нового игрока может затруднить процесс урегулирования конфликта, так как теперь существует влиятельная позиция не только ХАМАСа, но «Исламского джихада», с которым весьма непросто прийти к мирному консенсусу на равных условиях. Текущие события могут привести к различным сюжетам. Военным экспертам остается лишь предположить их.

Одно остается очевидным: данные события стали новым витком эскалации арабо-израильского конфликта. В том числе и качественным. Была оптимизирована система точечных ударов по террористам. Открыты новые трудности и новые цели перед Армией обороны Израиля. Операция указала на то, что за пределами защитного забора существует далеко не единственный враг ХАМАС, который также подрывает национальную безопасность на Святой земле. Отныне не только ХАМАС отвечает за агрессивные действия против Израиля, и не только он берет на себя ответственность за террор на границе и за ее пределами в воздушном пространстве.

Какими будут оборонительные действия и превентивные меры безопасности в еврейском государстве далее? Как фактор влияния «Исламского джихада» способен изменить путь достижения мира в столь затяжном и важном для всех государств региона конфликте? А также ответы на многие другие вопросы мы сможем получить лишь с течением времени.

Словарь терминов и обозначений:

*Совместная партия — израильская политическая партия, члены которой полноценно поддерживают арабские меньшинства и их интересы.

*Кибуц — израильская коммуна сельскохозяйственного типа. Проживают небольшими поселениям, преимущественно за чертой города. 

*Цева Адом — система оповещений о ракетных обстрелах. Привычное в русском языке обозначение «военная сирена». 

*ПРО «Железный купол» – система противоракетной обороны Израиля, которая способствует предотвращению падения снарядов на его территорию.

*Кассамы — неуправляемый реактивный снаряд кустарного изготовления, с помощью которого боевики сектора Газа производят обстрел израильских территорий. 

*Интифада — вооруженное восстание палестинских и пропалестинских арабов против Израиля. Часто сопровождаемое террором и террористическими актами. 


17149 раз прочитано

Оцініть зміст статті?

1 2 3 4 5 Rating: 4.99Rating: 4.99Rating: 4.99Rating: 4.99Rating: 4.99 (всього 432 голосів)
comment Коментарі (3 додано)
  • image Виктория Колтунова! Золотые слова! Подпишусь под каждым!
    (Створено Tatian Metell, Травень 14, 2020, 8:34 PM)
  • image Цитирую: "Можно ли в таком случае называть действия ЦАХАЛа и его командования насилием, когда это абсолютный пример обороны? А если речь и идёт о реальных жертвах среди палестинского населения, то скажем честно, не бывает ни одной региональной войны, в ходе которой не пострадало бы мирное население, постоянно находясь под ракетным обстрелом, с отсутствием системы ПРО. Однако для израильской армии жертвы среди гражданских лиц — это не цель, а жуткое следствие войны. Здесь следует отметить, что невозможно соблюдать два, совершенно разных, подхода к решению одного конфликта. Дипломатическую модель поведения, навязываемую ООН, то есть, путь санкций и ограничений, невозможно и совершенно неправильно применять там, где необходима оборона" Вот это следовало бы понять тем сторонникам русского мира. которые обвиняют Украину в гибели мирного населения на оккупированных территориях. Невозможно стрелять по противнику, окопавшемуся в детском саду или школе и не попасть по этой школе и соседнему дому. Боевики на Донбассе применяют к ВСУ ту же тактику, что и террористы Газы к ЦАХАЛУ. Но Израиль просто не обращает внимания на эти вопли, продолжая защищаться. В то время как в Украине пятая ватная колонна работает во весь рост, указывая нам на распятых мальчиков и убитых девушек. Кто хотел уехать с Донбасса в Украину, тот уехал!
    (Створено Виктория Колтунова, Травень 13, 2020, 10:54 AM)
  • image Вот так должно поступать со всяким агрессором! Украине следует поучиться у крохотной страны, окруженной врагами со всех сторон, как отвечать кулаком на кулак!
    (Створено Виктория Колтунова, Травень 12, 2020, 9:04 PM)
Найпопулярніші
Найкоментованіші

Львiв on-line | Львiвський портал

Каталог сайтов www.femina.com.ua