Пока же складывается впечатление, что в основном действующие лица киевской драмы (или трагикомедии) склонны отдавать предпочтение варианту контроля над поводком. Что не удивительно: за два года пребывания в кресле мера г-н Черновецкий успел потрафить влиятельным лицам всех цветов политических спектра – от голубого и оранжевого до красного и малинового.
Яйца в разных корзинах – гарантия политического выживания?
Бывший нашеукраинец Черновецкий, дорвавшись до вожделенного кресла, очень быстро сориентировался во властной многовекторности и, не пренебрегая соратниками окончательно, без труда сдружился с регионалами. Залогом дружбы стали 240 га столичной земли, выделение которой журналист интернет-издания «Украинская правда» В. Чивкуня связывает с именами одной из лидеров ПР, ныне главы СНБОУ Раисы Богатырёвой и экс-мэра Макеевки, бывшего первого зам. председателя Донецкой ОДА, а далее – министра охраны окружающей среды в правительстве Януковича Василия Джарты. Последнего аналитики называют «правой рукой» Рината Ахметова и связывают его имя с криминалитетом Донбасса. Залог пришёлся к месту, и присутствие Леонида Михайловича в бело-голубых списках на внеочередных парламентских выборах было бы вполне случившимся фактом, не помешай тому непомерные претензии самого Леонида Михайловича, коей потребовал для себя место в первой десятке. Однако отсутствие его фамилии в списке регионалов – отнюдь не свидетельство охлаждения добрых отношений. В нём нашли себе место приближенные Леонида Столичного: вознесённый им и только им в чертоги власти Виталий Журавский (один из замов Черновецкого, глава Христианско-демократической партии), его же волею получившие неограниченный простор для деятельности Александр Супруненко (брат зятя Черновецкого, депутат Киеврады, член комиссии по вопросам собственности) и Вадим Столар, директор ООО «Торговый дом «Відродження», депутат Киеврады от НСНУ и личный друг Черновецкого-младшего (а, по озвученной в «Свободе слова» информации А. Турчинова, он же – один из соучередителей скандального «Элита-Центра»).
Охлаждение отношений с НУНС, в свою очередь, компенсировалось присутствием в списках «Нашей Украины» отца небезызвестного Олеся Довгого – Станислава Довгого, в кучмистском прошлом – главного связиста страны, главы наблюдательного совета «Укртелекома» и члена кинаховской ПППУ. Видимо, проявленное во время массового бегства людей Кинаха в лагерь оппонентов мужество и верность нашеукраинцами были оценены по достоинству, и Станиславу Алексеевичу удалось реабилитировать своего брата – Тараса Довгого, ранее неоднократно проходившего в депутаты по спискам той же «Нашей Украины», но в 2002 году сбежавшего в «Заеду». Тараса в список включили. Но на 119 место, на котором он и пребывает за пределами парламента. Одним из подразделений КГГА руководит племянник Анатолия Матвиенко – лидера УРП «Собор», являющейся составной частью блока НУ–НС – Сергей Березенко.
Еще один зам. – первый, – успевший зарекомендовать себя верным и жёстким сторонником Черновецкого, Анатолий Голубченко, ранее (в правительствах времен Кучмы) занимавший министерские кресла, уютно расположился в списке социалистов. К его глубокому, вероятно, сожалению, – не на проходном месте. Курирующий ряд главных управлений КГГА (топлива, энергетики и энергосбережения; по вопросам чрезвычайных ситуаций; по делам защиты населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС; труда и занятости; по вопросам защиты прав потребителей), г-н Голубченко запомнился киевлянам пламенными речами в защиту скандального повышения коммунальных тарифов. О личных же интересах его семьи киевлянам напоминает ресторан «Эгоист» и салон красоты «У пани Анеле», принадлежащие его жене Елене.
Многократная и многосторонгняя подстраховка – последовательно проводимый Черновецким принцип построения отношений, благодаря которому марсианский мэр довольно крепко стоит на киевской земле.
Вот, правда, с БЮТ вышел некоторый прокол. Жирные куски коммунальной собственности – компании «Киевэнерго», «Киевхлеб», «Киевмлын», «Киевгаз» и «Киевводоканал», фактически отданные Андрею Иванову и Василию Хмельницкому (депутатам от БЮТ: первый – Киеврады, второй – Верховной Рады), подельникам зятя Черновецкого Вячеслава Супруненко, не поспособствовали укреплению отношений с блоком Юлии Тимошенко. Более того: бывшие звёзды партии «Жінки за майбутнє» – политпроекта Людмилы Кучмы, переметнувшиеся после Помаранчевой революции под крышу БЮТ, пробыли там недолго и в декабре 2006 г. были исключены из её парламентской и столичной фракций. А посему в деле установления доброжелательных отношений с бютовцами стали бесполезны, что, безусловно, не помешало команде г-на Черновецкого включить их, как людей дальновидных и весьма успешных, в свой семейный подряд.
Словом, если бы Кощей Бессмертный прошёл стажировку у нынешнего киевского градоначальника и, вместо того, чтобы полагаться на спрятанное в одном яйце, позаботился бы об умножении количества охранных яиц, быть ему Бессмертным до сегодня.
Старый конь борозды не испортит
Эта народная мудрость также не чужда г-ну Черновецкому. И потому, раздавая всем сестрам по серьгам, подельников бывшего мэра он не обошёл. За ударниками бюрократического труда и ветеранами дерибана, в совершенстве владеющими искусством делать общее частным, г-н Черновецкий благоразумно и предусмотрительно сохранил насиженные и изобильные места. Таким образом, ядро челяди, неизменно верное меру (независимо от его фамилии и политической принадлежности) сохранило в своём составе таких прославленных ордероносцев, как Анатолий Николаевич Муховиков и Михаил Николаевич Голица. На их совести тысячи гектаров столичной земли, столице уже не принадлежащей, и десятки тысяч жертв квартирных афер. В 80-х годах заводской секретарь парткома, с 1987 года Толя Муховиков уже пребывает на руководящих должностях в горвласти. А с 1992 года, т. е. с того самого времени, когда приватизация столичной недвижимости в буквальном смысле слова была замешена на крови (скольких оборвавшихся жизней стоила приватизация только улицы Пушкина!), г-н Муховиков получил возможность распоряжаться киевской землёй и имуществом. С 2002 года он – бессменный зампред Киевгоргосадминистрации, начальник Главного управления земельных ресурсов.
Бывший слесарь-электромонтер Миша Голица приобщился к киевской власти практически одновременно с получением диплома о высшем образовании – в 1981 году. С 1992 года, будучи первым замом начальника квартирного управления столицы и действуя под патронатом г-на Суркиса, удачно распорядился немалой частью киевской недвижимости. После чего благодарный патрон и наставник на три года приспособил его к не менее доходному делу – управлению делами АО Футбольного клуба «Динамо». Усовершенствовав приватизационный профессионализм в футбольном деле, г-н Голица в 1996 году вернулся к старому и с тех пор в качестве главного обеспечителя жилых площадей, начальника Главного управления жилищного обеспечения столицы, остается незаменимым, став к тому же с 1998 г. зампредом КГГА.
К числу особо ценных кадров, поднаторевших в строительстве светлого настоящего, принадлежит и Виктор Михайлович Падалка, заимевший непосредственное отношение к столичной власти сразу после службы в армии – с 1975 года, а к распоряжению бюджетом столицы и её финансами добравшийся к 1989 году. С сентября 2000 г. матёрый финансист Витя Падалка – зампред КГГА, начальник Главного финансового управления.
А вот Владимир Владимирович Головач, ныне курирующий деятельность сразу двух в опредёленном смысле стратегических Главных управлений – контроля за благоустройством Киева и внутреннего финансового контроля и аудита, с 1998 года был всего лишь советником г-на Омельченко. При Черновецком же прожжённый специалист пошёл на повышение, став в 2006 и. о. его заместителя, а с декабря 2007 – полноценным замом.
На повышение пошёл и ответственный за чудесные трансформации архитектурного облика столицы последних лет Эдуард Владимирович Лещенко. Эдик Лещенко подвизался на этом поприще с 1997 года в должности зам. начальника (далее – первого зама) Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды, а с июля 2006 года сей архидизайнер высшей марки повышен до ранга и. о. зампреда КГГА.
Наконец, Бронислав Станиславович Стычинский. Биография этого вундеркинда заслуживает отдельного внимания. Уроженец Житомирской области, Славик Стычинский поступил в Черниговский юридический техникум после 8 класса. Едва успев получить диплом о его окончании, юноша в свои неполные 19 лет трудоустроился инспектором отдела соцобеспечения в одном из районов столицы. В 35 – он уже замминистра юстиции, а с 2003 года – бессменно зам. главы КГГА, руководитель аппарата.
И все эти кузнецы и кузнечики счастья народного, изощрённые в борьбе за народное благо, все эти трудяги кресел и портфелей, эти прагматики с большой дороги ох как понадобились Леониду Михайловичу в его нелегком мэрском деле.
Проект «Щаслива родина». Фамилия «родини» тоже известна
Принцип семейного подряда во власти – третий и, пожалуй, самый уязвимый, принцип деятельности Леонида Михайловича. Оно-то, конечно, с одной стороны, как-то сподручнее расставить на все значимые посты, приставить ко всем кормушкам и т. д. брата-кума-свата, назначить брата жены заместителем жены брата, поощрить некислыми должностями сестру зятя, друга сына, папу друга сына, брата папы друга сына и даже второго сына от третьего брака первой жены одного из двоюродных племянников. Но, во-первых, это ж какую память надо иметь, чтоб не запутаться (а память у Леонида Михайловича, судя по печальной судьбе его предвыборных обещаний, не является его сильной стороной). И, во-вторых, многочисленные члены семейного подряда представляют некоторую угрозу интересам постоянных клиентов киевской власти. Их масса грозит переделом уже сотворённого с киевской недвижимостью, той, которая на вес золота и приобщение к которой золотит прикоснувшиеся ручки, даже те, которые ничего не крали. А экстренно размножившееся семейство претендует на все большую и все более лакомую часть пирога, на который зубы точили особи несопоставимо большего калибра – отдельные львы, а не тараканы, коих тьма. И это обстоятельство, более, чем какое-либо другое, подталкивает не столь политические силы, сколь отдельных, но многочисленных их членов, «что-то делать с Леонидом Третьим». Члены хотят удовлетворения их жизненных потребностей. Даже если для этого насилие над столицей придётся совершить ещё раз и в особо извращённых формах.
И то, что за время сидения Лёни-Космоса на столичном престоле дерибан земли достиг и перестиг размеров, о которых его предшественник только мечтал, и то, что на фоне вопиющей и неприкрытой кражи земли (со всем находящимся на ней включительно) у киевлян и у страны в целом столица европейской державы как никогда задыхается в транспортных пробках и утопает в мусоре, это, конечно, тоже важно. Но – более, как разменная монета в политической игре. И уничтожение киевских культурных святынь – Андреевского спуска, этой Мекки живописцев Украины, и бульдозерная зачистка памятников истории и культуры, и разрушение Лавры (!), ставшее результатом корыстных административных решений, как и планируемое обфонтанивание площади Богдана Хмельницкого, грозящее разрушением Софии Киевской (последние два мероприятия поставили Украину на грань исключения из ЮНЕСКО) – это тоже важно. Как козырь в борьбе за голоса киевлян. Или как повод (даже судебный), чтобы намертво вцепиться в конец поводка и предельно укоротить его.
Меж поводком и вольным выгулом
Партии в целом сколь угодно могут быть искренни в своём негодовании разнузданным поведением пришельцев. Партии могут всерьёз озабочиваться сменой власти в столице, апеллируя к настроениям киевлян (согласно проведённым в ноябре прошлого года социологическим опросам, большинство жителей Киева, 44,2 %, поддерживают идею роспуска Киеврады и проведения внеочередных выборов депутатов. Не поддерживают – 32,7 %, а 23,1 % опрошенных не определились. Проведение же досрочных выборов мэра считают необходимым практически половина киевлян – 46,5 % (против – 30,9 %)). И лидеры партий и блоков вполне могут действительно от души болеть за интересы государства, чьим лицом является столица, и даже за киевлян. Но вот их члены…
Возбуждённые запахом вожделённой плоти столицы, члены совершают несанкционированные и потому непристойные телодвижения в сторону власти. Что заставляет партийных лидеров задаваться вопросом: а не лучше ли для всех короткий поводок для Черновецкого, чем непредсказуемость нашествия новой орды тараканов.
Кто останется вменяемым, очутившись у кормила столичной власти, и будет ли кто-то таковым на месте, заведомо развращающем и растлевающем? Вопрос кандидатуры, таким образом, становится едва ли не вопросом № 1, не менее важным, нежели вопрос законодательного обеспечения выбора киевлян: избрания мэра в два тура, что обеспечило бы большую легитимность городского головы и объективность в его выборе, внесения изменений в Закон о референдуме, снимающих зависимость регистрации инициативных групп от самой горрады и т. п. И чем более продуманными и согласованными будут действия политигроков в этом направлении, тем меньше шансов у Кощея Бессмертного сохранить свои яйца в неприкосновенности.
(Створено N.N., Лютий 3, 2008, 10:56 PM)