”Iнформацiйно-аналiтична Головна | Вст. як домашню сторінку | Додати в закладки |
Пошук по сайту   Розширений пошук »
Розділи
Архів
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поштова розсилка
Підписка на розсилку:

Наша кнопка

Наша кнопка

Яндекс.Метрика


email Відправити другу | print Версія для друку | comment Коментарі (0 додано)

Почему Торез стал депрессивным городом?

Александр БЕЛОВ, Донецк on Листопад 01,2009

image

Триптих о шахтерской глубинке

Город Торез, получивший имя главы Французской компартии, всегда был на особом положении в УССР. Такой себе образцово-показательный и экскурсионный. До Краснодона, правда, по легендарности немного не дотягивал. Но вот в независимой Украине явно не прижился. Сначала раздробили угольное объединение «Торезантрацит», выделив из него блок шахт, расположенных на территории соседнего Снежного. Потом различными правдами и неправдами в кресло мэра города уселся Виктор Антонов. И с того времени город начал постепенно деградировать.

Впрочем, правдивые сведения о городской жизни не часто проникают в прессу. А если копнуть, вырисовываются интересные картинки полукриминальной городской жизни.

Этюд первый.

Торезский угольный генералитет и проблемы отрасли

В условиях мирового финансового кризиса, а, проще, в условиях выживания, у населения нарастает негативное отношение не только к власти, но и к большей части лидеров местных профсоюзов, которые в Торезе представляет по большей части Профсоюз работников угольной промышленности (ПРУП). Что не удивительно: лидер ПРУП, председатель ее ЦК и нардеп Верховной Рады от Партии регионов Виктор Иванович Турманов своим депутатством не в последнюю очередь обязан жителям этого города, чьи голоса в 2002 году впервые принесли ему  кресло на Печерских холмах. Правда, сами жители называют главной причиной его победы отнюдь не массовую любовь горожан, а подтасовки и многочисленные нарушения в ходе избирательной кампании и голосования. Называют и помощь орлов губернатора Януковича (напомним, что шел Виктор Иванович в верховную власть по 59-му Снежнянскому избирательному округу, в который входил и Торез, от печально знаменитой «За ЕДУ»). Как бы там ни было, но с того самого 2002 года стал г-н Турманов своего рода «куратором» города. Им является и сейчас – от партии Виктора Януковича.

Говорят, что свита делает короля. В случае с организацией, «короля» делают его «наместники». И в этом отношении у Виктора Ивановича в подшефном городе не сложилось. Возьмем, к примеру, объединение «Торезантрацит». А еще ýже – шахтоуправление им. Л. И. Лутугина, где в мае текущего года состоялось заседание постоянно действующей комиссии по безопасности труда, на которую были приглашены горные мастера, механики, помощники и заместители директора, начальники управлений и цехов шахтоуправления. Проводил заседание комиссии зам. директора по производству Н. К. Лебезко.

Тут мы прямо-таки должны сделать длинное, но оправданное (как сможет заметить читатель) лирическое отступление, поскольку личность этого господина весьма интересна сама по себе. В 1999-м г-н Лебезко возглавил производственное объединение «Снежноеантрацит». За недолгое время управления этим государственным предприятиям задолженности по выплате заработной платы выросли до шести месяцев, исчезло как таковое УМТС, а три из семи шахт пошли под закрытие. Одну из оставшихся – «Северную» – при нем и его последователях раздали в аренду различным структурам и до сих пор не могут вернуть в государственную собственность. После таких структурных изменений Снежное и превратилось в депрессивный город. После того, как упомянутый господин поруководил ПО «Снежноеантрацит», остались в полнейшей разрухе и шахты, и вспомогательные предприятия, а падение производства достигло такого уровня, что шахтеры суточную добычу поднимали на-гора в котомках.

Лебезко вновь был призван историей на-гора, когда самостоятельные, обособленные предприятия Тореза объединили в одно шахтоуправление. Зачем – так и осталось непонятным и работникам этих предприятий, и жителям города. Но свет на эту загадку может пролить специализация Николая Кузьмича: г-н Лебезко – большой специалист по уничтожению угольных предприятий. Вот и на шахте им. Киселева в настоящее время вовсю идет демонтаж оборудования – все отправляют на металлолом. Не исключено, что вскоре жители Тореза, как и граждане всей Украины, услышат умные речи о продаже и приватизации угольных предприятий. А инициаторы и руководители этого разрушительного мероприятия станут счастливыми владельцами новых квартир и особняков где-нибудь на югах, например, в Ялте. Ну, любят южный берег Крыма наши руководители угольных предприятий.

Но вернемся к заседанию комиссии. В президиуме на сцене царило умилительное единство. Там радовали глаз трудящихся главный инженер шахтоуправления Е. А. Бабич, зам. директора по охране труда и технике безопасности А. И. Шульгин, а также председатели профсоюзного комитета ПРУП шахты им. Лутугина и шахты им. Киселева В. П.Злобин и С. Г. Кучерявенко.

Николай Кузьмич вел разговор о технике безопасности, дисциплине, травматизме, больничных листах, организационных делах и ответственности за отработку единственной в шахтоуправлении 23 коренной восточной лавы. Много нового о себе узнали и шахтеры: в своей речи оратор обвинял во всех «негараздах» предприятия исключительно наемных работников. Обещал через прокуратуру, милицию и суд расправляться с теми, кто не будет «вписываться» или будет уличен в каких-либо действиях, не отвечающих его личным требованиям. Как вытекало из сказанного, в травматизме также виноваты только шахтеры – и никто иной.

Вот как рассказывает об этом совещании один из его участников: «Холодные капли пота в жаркий день прокатились по всему телу, у многих присутствующих появилась испарина на лбу. От этой обстановки веяло былым «тоталитаризмом». Командиры производства сидели, низко склонив головы. Все запуганы, сцена угнетающая и напряженная – не то что слово сказать, даже глаза поднять вверх страшно».

Если верить г-ну Лебезко, сами шахтеры виноваты и в безработице, приватизации оставшейся госсобственности, продаже в частные руки земли вместе с находящимися на ней фабриками, заводами, шахтами и другими стратегически важными объектами, вместе с людьми. На них – ответственность за умирающие шахтерские города!

И все это слышали и слушали не только рядовые работники. Слышали и безропотно молчали профсоюзные лидеры ПРУП. Молчали и о том, что у шахтеров исчезла не только зарплата, но даже положенное им мыло, сократился отпуск, «не положенный» тем, кто болеет, находится на курсах повышения квалификации, исполняет служебные государственные обязанности или учится заочно. Молчали о том, что рабочих увольняют без согласия профсоюза, вынуждая писать заявления по собственному желанию (и люди пишут и тоже молчат, потому что не доверяют судам, пишут в надежде на перспективу быстро найти работу без «волчьего» штампа в трудовой книжке: «уволен за прогулы и за невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором»). Вот так «турмановцы» защищают интересы рабочих.

Но молчат не все. Скажем, депутат местной горрады Алексей Оболенцев направил во все инстанции депутатские запросы с целью сократить производственный травматизм, отстоять права рабочих. «Я писал о предательском профсоюзе, который в городе возглавляет Н. Т. Крамаренко – председатель Теркома профсоюза угольщиков, возглавляемого Виктором Турмановым, – рассказывает депутат. – Именно он помогает администрации обманывать и трудящихся, и пенсионеров. Мной были направлены документы во все инстанции, чтобы выяснить, куда вывезли уголь почти 1000 углеполучателей за второе полугодие 2006 года – тот уголь, о котором бывший генеральный директор Данилов отчитался на сессии горрады. Я подал в суд, который вынес решение, чтобы шахта обеспечила подвоз квартирного угля именно за второе полугодие 2006 года и за весь 2007-й. А вот 2004-го и 2005-го суд не признал из-за пропущенных сроков обращения. Не могли быть пропущены сроки, поскольку о задолженности прошлых лет вопрос я поднимал ежегодно, он стоял в секретариате президента Украины, поэтому администрация государственного предприятия «Торезантрацит» и профсоюзы в СМИ сообщали о том, что задолженность по квартирному углю будет ликвидирована, и обращения в суды на этот момент не являются своевременными. Нужно уметь ждать…»

Люди ждали зарплаты, спецодежды, угля, выполнения норм охраны труда и техники безопасности, регулирования отпусков и других социальных вопросов – и жестоко обманывались. В этих условиях наемные работники, чтобы не быть уволенными и суметь прокормить свои семьи и выжить, будут долго молчать, робко существовать и бояться, способствуя подлости, предательству и убийствам.

Три незаконных увольнения, две голодовки, угрозы, нападения из-за угла – такова цена, которую неуемный депутат заплатил за нежелание молчать. А чтобы не мог отстаивать интересы рабочих, его перевели работать в первую смену.

Вот и на заседании упомянутой постоянно действующей комиссии депутат довел до ведома ее членов нормы законодательства, в которых еще существуют обязанности и ответственность собственника перед бригадой, коллективом, наемными работниками согласно ст. 252 п. 8 КЗОТ Украины. Горячее выступление в защиту своих товарищей-шахтеров не осталось незамеченным. Через три месяца Оболенцева просто уволили с работы. В третий раз.

Позицию администрации можно понять. Если вспомнить аферы с квартирным углем, чья реальная сортность и качество не соответствует указанной в документах… Подоходный налог, который по закону за квартирный уголь платить не нужно так же, как и оплату за его подвоз, однако людей платить заставляют… Сараи пусты, карманы вывернуты, документы списаны, сроки обращения в суды пропущены. Люди покупают уголь из копанок, которые крышуют милиция, прокуратура, СБУ и прочие «блатные». Отпуска шахтеров сокращаются. Руководители же считают «левак». Главное – с хозяевами города вовремя рассчитываться.

Можно ли было избежать продажи в частную собственность государственных предприятий, закрытия шахт, имеющих запасы антрацита более чем 90 млн т? Можно ли было избежать безработицы, сокращения рабочих мест, нарушения всех и всяческих прав наемных рабочих шахт города Тореза? Представляется, да. Если бы не было монолитного молчания тех, кто должен эти права защищать – профсоюзов. Тех самых, которые должны быть рабочими. Тех самых, которые ныне – карманные.

Продолжение следует


3486 раз прочитано

Оцініть зміст статті?

1 2 3 4 5 Rating: 4.64Rating: 4.64Rating: 4.64Rating: 4.64Rating: 4.64 (всього 14 голосів)
comment Коментарі (0 додано)
Найпопулярніші
Найкоментованіші

Львiв on-line | Львiвський портал

Каталог сайтов www.femina.com.ua