Этюд второй. Чистяковские кошмары
«В поселке Рассыпное города Тореза Донецкой области улица Чистяковской дивизии возникла в 30-х годах прошлого века. Она носила название Вокзальная, затем Черновицкая и, наконец, в год 40-летия Великой Победы была названа в честь знаменитой, награжденной в боях, 127-й Чистяковской дивизии. На этой же улице расположены Братская могила погибших воинов и парк, заложенный в честь Победы. Безусловно, много людей и событий сменилось за такое долгое время. Но нам, жителям этой улицы, хотелось бы поговорить о событиях времени настоящего, происходящих в независимом, демократическом государстве, в котором мы все живем».
Это слова из письма жителей города Тореза в СМИ. Тревожное, полное отчаяния и надежд письмо. К нему нельзя остаться безразличным. Впрочем, если вы чиновник Торезского горисполкома из команды городского головы Виктора Антонова, то это – возможно.
Все началось с того, что с лета 2006 года стала усиленно вырубаться лесопосадка по улице Омская, 1а, что напротив улицы Чистяковской дивизии и в ста метрах от Братской могилы. Вся эта территория относится к юрисдикции Рассыпнянского поселкового совета города Тореза, далее же идет территория, относящаяся к юрисдикции железной дороги. Людям объявили, что идет строительство угольного склада (о предстоящем экологическом влиянии объекта на окружающую среду никто их в известность не ставил). Однако вместо склада построили производство по переработке (обогащению) рядового угля, принадлежащего ООО «Уголь-Карго». Схема производства далеко не нова. Не секрет, что в окрестностях Тореза, а также в соседних Шахтерском районе и городе Снежном процветает нелегальная добыча угля. Добытое там выдается за продукцию угольных предприятий и продается на электростанции. Через местный угольный генералитет проходит оформление государственной дотации на нелегальный уголь. Но для того чтобы придать ему товарный вид, его необходимо обогатить, то есть очистить от лишних примесей, довести до определенной кондиции, отсортировать. В районе Тореза еще с советских времен существуют три обогатительные фабрики. Но теневым дельцам потребовалась своя.
Хозяева нового предприятия действовали решительно. Сначала тиснули в местную газету «Горняк» объявление «Об экологических последствиях», в котором пообещали жителям экологическое благополучие. Какие только слухи (усиленно инспирируемые депутатами Рассыпнянской рады) не ходили о будущем производстве! Суть их сводилась к сплошному позитиву: дескать, ООО будет работать на немецком оборудовании и по немецкой же технологии, которые исключают вредные выбросы угольной пыли и шум. На поверку все это оказалось обычной ложью.
С 1 января 2008 года ООО «Уголь-Карго», построенное без разрешения на строительство, не зарегистрированное в государственных органах строительного контроля, без ввода в эксплуатацию, с незаконно сокращенной в 10 раз (с 1000 до 100 м) санитарной зоной стало усиленно «отбивать» вложенные деньги. «Чудо немецкой техники» без орошения и шумоподавления ежедневно, с 7 до 23 часов, перерабатывало и калибровало по сортам рядовой уголь (300 т в сутки). Восходящими потоками ветра вредная угольная пыль щедро разносилась по округе, легко преодолевая укороченную санитарную зону. А вредный вибрационный шум был слышен на полпоселка. К тому же, шума и пыли добавляла беспрерывная погрузка железнодорожных вагонов. Пылью щедро посыпано все вокруг – улицы, дворы, дома, а шум дробилок и грохотов, перерабатывающих уголь, таков, что головные боли для местных жителей стали фактом ежедневной жизни. Об отдыхе летом во дворе и, тем более, в парке, не может быть и речи. А посиделки на свежем воздухе за чашкой чая обернулись несбыточной мечтой.
На многочисленные жалобы в поселковую раду вразумительного ответа не последовало. Зато ее председатель О. М. Мирошниченко таинственно намекнул о «больших людях», крышующих ООО. Поражает тот факт, что Рассыпнянская рада находится во враждебной оппозиции к своим же избирателям, интересы и права которых должна защищать. Согласно договору аренды, поселковая рада вправе расторгнуть его за нарушение экологического законодательства. Вместо этого пострадавшие от деятельности ООО граждане получают от нее ответ: мол, «мы ничего не решаем».
Огромными усилиями, потоками писем в экологическую инспекцию и СЭС Тореза удалось добиться остановки производства ООО «Уголь-Карго». К сожалению, на один-единственный день. На другой – пломбы были сорваны и издевательство продолжилось. Прокуратура ни на что не реагирует. Только экономический кризис принес на нашу улицу долгожданное спокойствие. Но тоже ненадолго. Уже через несколько дней все беды возобновились.
Громада поселка не раз обращалась к местным депутатам, в прокуратуру и природоохранную прокуратуру, экологическую инспекцию, санэпидстанцию, требуя расторгнуть договор аренды земли ООО «Уголь-Карго» по ул. Омской, 1а в связи с нарушениями им законодательства и условий этого договора и положить конец незаконной и вредоносной деятельности ООО. Реакции – нет.
Интересна позиция местной прокуратуры. Прокурор города, советник юстиции Ф. В. Кашарский все-таки разродился отпиской. Отметив, что приведенные громадой факты подтвердились и юристы даже усматривают в них признаки совершения уголовного преступления, прокурор сообщил, что «во время проведения проверки на промышленной площадке установлены нарушения требований ст.ст. 15, 46 Закона Украины «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения» в части установки оборудования, не предусмотренного проектом, требований ст. 21 Закона Украины «Об охране труда» в части отсутствия разрешения на начало выполнения работ повышенной опасности, требований ст. 96 Земельного Кодекса Украины в части отсутствия межевых знаков, в связи с чем невозможно установить границы земельного участка, используемого предприятием, требованием ст. 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» в виде отсутствия разрешения инспекции государственного архитектурно-строительного контроля на выполнение строительных работ, требований ст. 18 Закона Украины «Об основах градостроительства» в части отсутствия актов приемной комиссии о принятии в эксплуатацию законченного строительством комплекса зданий и сооружений промышленной площадки для сортировки, хранения и погрузки угля, требований ст. 17 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» и ст. 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» в части отсутствия лицензии на проведение строительной деятельности».
Казалось бы, все хорошо, вот только выводы из упомянутых фактов прокурор делает довольно неожиданные. За уголовные преступления «составлен протокол об административном правонарушении (!) относительно директора ТОВ «Уголь-Карго», специалистами Восточной государственной региональной горнотехнической инспекции, Управления по контролю за использованием и охраной земель в Донецкой области, инспекции архитектурно-строительного контроля в Донецкой области директору промышленной площадки внесены предписания об устранении выявленных нарушений. Принятое прокуратурой города Тореза решение Вы имеете право обжаловать в прокуратуру Донецкой области и в суд».
Граждане обратились в суд. И что же? Судья Торезского городского суда Н. С. Арапина вынесла следующее постановление: «В удовлетворении административного иска… отказать». Вот и получается, что прокурор, подтверждая совершение предприятием серьезных правонарушений (фактический подлог документов, нарушения норм и стандартов деятельности), ограничивается простым предупреждением, а суд в решении местной рады в предоставлении земли под незаконное производство не видит никаких нарушений. Г-жа Арапина не усмотрела нарушения даже в том, что рада выделила под площадку земельный участок, не находящийся под ее юрисдикцией – по закону земля была передана железной дороге!
Окончание следует.