«Зачем ты это сделал?! Ты зачем ее пнул?!», – в ярости я хватаю за шкирку мальчишку лет 11–12. Чуть в сторонке стоит «виновница торжества» – маленькая собачонка, худющая настолько, что втянутый живот почти прирос к спине. На мордочке – ни малейшего признака обиды или испуга, скорее олицетворение библейской «рекомендации» подставить вторую щеку. Да разве только щеку? Все что угодно! Только бы поесть дали – ведь на тощем животике все признаки «счастливого» материнства.
«Зачем ты ее пнул?!» – «А чего она под ногами путается?» – «А я, случайно, не путаюсь у тебя под ногами? «Не-а» (оценивающий взгляд снизу вверх). – «А если бы вдруг Кличко тебе под ноги подвернулся, тоже пнул бы?» В ответ – молчаливая ухмылка, означающая: «Я что, совсем дурак?» На скорую руку внушив негодяю всю мерзость его поведения, начинаю рыться в сумке в поисках только что купленной колбасы.
Это событие разворачивалось во дворе соседнего дома, буквально в нескольких метрах от прелестного рукотворного оазиса. Есть такие, возле старых киевских домов, где каким-то чудом еще сохранились люди, любящие свой дом, свой город и старающиеся сделать среду своего обитания достойной человека. Уже мало что осталось от милых старых киевских двориков, но узкие полоски возле окон домов, благодаря усилиям жителей, по-прежнему утопают в зелени, радуя глаз жильцов дома и просто прохожих. А этот участок – один из моих любимых. Над ним «колдует» одна из жительниц, медсестра детского садика, расположенного неподалеку. Этот мини-сад – настоящее произведение садового дизайна с мини-озерком, водопадиком, холмами и в художественном беспорядке разбросанными валунами. Проходя мимо, высказываю свое восхищение хлопочущей в садике женщине. Та выпрямляет спину и с огорчением говорит: «Если бы все это еще не обрывали и не вытаптывали». «Неужели крадут цветы?» – «Даже не крадут. А просто – сорвут и тут же, рядом, бросают».
Что же мы за люди такие? Почему это происходит? Почему нам настолько неведомо чувство прекрасного, что, даже придя в городской парк, мы не способны просто пройтись по нему, получая удовольствие от общения с природой? Почему непременно нужно плюхнуться на скамейку или на траву, непременно нажраться и опять же таки непременно нагадить прямо там, где только что жрали.(эта лексика без меры, вообще говоря, раздражает). Пару лет назад, в пасхальный день, я решила пройти к дому через свой любимый парк, который кучка неравнодушных энтузиастов нашего района с невероятными усилиями и, увы, с минимальными результатами спасала от застроек. Увиденное привело меня в состояние полного уныния. Повсеместное наличие пьяных граждан во всей их первозданной красе: красные лица без малейшего проблеска интеллекта, вокруг груды упаковочной бумаги, кульки, бутылки… ступить некуда. Невольно подумала: «А стоило ли столько сил и нервов тратить на то, чтобы какие-то твари пришли и за полдня все вокруг себя загадили?» Они не увидели ни красоты ландшафта, ни прелести пробуждающейся природы, за чавканьем не услышали пения птиц.
Нынешним летом один мой знакомый отдыхал в Хорватии. В ответ на мой вопрос: «Ну и как?» Вот одно из его впечатлений. Мой собеседник сидел с женой вечером на скамеечке в парке. Уже темнело, неподалеку расположились трое молодых ребят. У каждого в руке – по бутылке пива. Один открыл бутылку и подбросил вверх пробку, остальные засмеялись, загалдели, мол, слабак, низко подбросил. И стали соревноваться, кто выше подбросит пробку. Так они развлекались около получаса – разговаривали, смеялись, подбрасывали пробки, потом засобирались. И тут началось самое удивительное: перед уходом ребята собрали (!) разбросанные пробки и бросили их в урну (!). Причем, как особо подчеркнул мой знакомый, один из парней промахнулся, вернулся и, подобрав пробку все-таки бросил ее в урну.
Интересно, перейдут ли когда-нибудь подобные впечатления от наших посещений европейских стран из разряда ярких в обыденность?
Что мы за люди такие? Неужели нам все равно, в каких домах жить, в какие подъезды входить, в каких лифтах подниматься?!
Неужели нам приятно жить в той вонище и грязище, которую мы, при полном попустительстве и даже содействии властей, разводим вокруг себя?
Коль уж мы настолько ленивы и неопрятны, то почему бы не прибегнуть к принципу коммерческой заинтересованности, как это делают в других странах? Я имею в виду мотивацию европейского жителя: «Я заинтересован в том, чтобы жить в чистом доме, чтобы мой двор был чистым, чтобы по соседству были красивые, ухоженные дома, потому что совокупность этих факторов способствует тому, что мое жилье (а это в любом случае – товар) растет в цене, независимо от того, решу я его продать или буду сам жить в таком красивом, ухоженном, а значит престижном доме/районе/городе?»
Может быть, хоть это сработает?