Не думаю, что найдется хоть один человек, хотя бы раз не посмотревший этот замечательный фильм. Помните эпизод, где герой Андрея Миронова идет на условленное с контрабандистами место встречи? А теперь вспомните, где находилось это условленное место. Правильно, возле аптеки.
А теперь представьте, как разворачивались бы события, если бы действие фильма происходило в Киеве. Представили?! Вы представили, как метался бы несчастный герой в поисках нужной аптеки?! В городе, где аптеки расположены на каждом квадратном сантиметре! В городе, где аптек больше, чем жилых домов. Я не видела ни одной страны с таким средоточием аптек.
Бедный герой мечется, возле каждой падает, возле каждой «Тшерт побери!» Да ему, бедолаге, не то что рук и ног, ему даже ребер и пальцев на всех конечностях не хватит! Это уже была бы не «Бриллиантовая рука», а «Бриллиантовое все».
Впрочем, почему была бы? Так оно и есть. Сказать, что у владельцев аптек все в шоколаде, значило бы сильно приуменьшить. У них таки все в бриллиантах. Уж очень прибыльное дело – наживаться на хворях нации, бóльшая часть которой не просто болеет, а зачастую тяжело болеет. Да и количество заболеваний чаще всего одним-двумя не ограничивается.
В таких условиях очень непыльное и весьма прибыльное дельце – открыть аптеку и, наладив стабильный поток импорта через границу (главное – с таможенниками поделиться), снимать ощутимый навар, не прилагая особых усилий. И это в лучшем случае. Поскольку в худшем (а таких случаев ох как немало!) вам за немалые деньги просто подсунут фальсификат. И хорошо, если вы – человек внушаемый и от одного только сознания, что пьете очень дорогой и, разумеется, очень «эффективный» препарат, вам будет становиться лучше. А если нет? Тогда все зависит от диагноза. Может, и выживете.
Прибыли воротил аптечного бизнеса зависят не только от таможенников. Или даже не столько от таможенников. Куда важней найти общий язык с чиновниками от медицины. Называется это «пройти регистрацию». Путь долог и тернист. Чиновник – он и в Африке (и, конечно, в медицине) чиновник. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Этот тернистый путь очень хорошо и не понаслышке известен г-же Раисе Богатыревой. Не зря она возглавляла нашу систему здравоохранения. Нет, не могу оставить это словосочетание без кавычек. «Система здравоохранения» – вот теперь правильно. Так вот, не зря проблема регистрации медпрепаратов обсуждалась на заседании РНБО. Не в том смысле не зря, что толк какой-то от этого будет. А в том смысле, что понятно, почему и зачем. Это на научном языке называется ИКД, на общедоступном же – «имитация кипучей деятельности». Перед выборами.
А какие люди лоббируют аптечный бизнес в парламенте! Одно только словосочетание «аптечный бизнес» чего стоит! У новоявленных «аптекарей» уйма маркетинговых трюков разработана. Чтоб при любом раскладе остаться не в накладе. К примеру, недавно я покупала лекарства в весьма популярной киевской аптеке (на Красноармейской, 81), которая считается аптекой низких цен. У меня был целый список препаратов. И все в маленьких дозах, поскольку курс лечения постоянно корректируется. Церебролизина мне нужно было 3 мл – барышня предложила мне ампулу 10 мл. Я согласилась, решив, что использую содержимое на несколько инъекций. И уже придя домой, прочитала на ампуле «использовать одноразово». Как вы считаете, барышня должна была меня об этом предупредить? Препарат не из дешевых, стоимость одной ампулы – около 70 грн. Я не спорю, может, кого-то и литровая расфасовка устроила бы, но барышня держала в руках мой список, понимала, что бóльшую часть дорогостоящего лекарства мне придется вылить, однако не сочла нужным меня предупредить: прибыль – прежде всего! Вот вам и маркетинговый трюк. А мне урок – «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Другими словами, не бывает дешевых аптек. Деловары всегда найдут, на чем урвать.