По всей видимости, в последнее время поэтам Одессы приходится выходить на публику в экстремальных условиях. То в город съезжаются в большом количестве заезжие графоманы, то эпидемии штурмуют город, то ещё что-нибудь. Вот и теперь, презентация нового сборника известного одесского поэта старшего поколения, философа, культуролога Ильи Рейдермана проходила в Одесском литературном музее 19 декабря, в день, когда за окном стоял десятиградусный мороз, а непроходимые снежные заносы не позволяли ценителям поэзии добраться в центр Одессы из других районов. Но даже при всём этом зал, в котором проходила презентация, был полон. Книга автора стихов, которая вышла в самом конце 2009 года, получила название «Одесские Этюды» и каждый пришедший на презентацию имел возможность унести собой экземпляр с замечательными произведениями.
Среди давным-давно состоявшихся личностей в литературной истории Одессы имя Ильи Рейдермана полнозвучно. Илья Исаакович Рейдерман родился в Одессе на ул. Княжеской в 1937 году. Детство прошло в одном из городков Донецкой области. В 1965 году окончил филологический факультет Пермского университета, после чего работал журналистом, преподавал и – писал стихи. В советские времена его статьи в большой периодике выходили под псевдонимом Илья Рудин. Жизнь подарила ему встречи с Анной Андреевной Ахматовой и Анастасией Ивановной Цветаевой, которые весьма тепло отзывались о творчестве Ильи Рейдермана. Его первая книга стихотворений «Миг» вышла в г. Кишинёв в 1975 году. «Одесские этюды» – уже седьмой поэтический сборник в его творческой биографии. Кроме того, были публикации в фундаментальных антологиях современной поэзии, в российской, украинской и одесской периодике. Лекции по культурологии Илья Рейдерман читает по сей день, расширяя масштаб и объем культурного поля Одессы, знакомит поколение за поколением с вечными ценностями. Поэзия его сочетает легкость и лирическую поэтичность. На склоне лет потеряв всех своих близких, поэт, тем не менее, продолжает творить, неустанно передавая свои знания заинтересованной молодежи. И в нем, несмотря на возраст, есть горячая заинтересованность жизнью, людьми, искусством.
На презентации автор познакомил гостей со стихотворениями, вошедшими в последний сборник. По словам самого автора, для него «эта книга дорога тем, что писалась она в трудные времена. Главная её часть, «Зимние сны», была написана в санатории «Лермонтовском» в январе 2005 года – была такая же снежная зима». И признаётся слушателям дальше: «Эта книга, «Одесские этюды», не случайно названа так. В ней тема Одессы достаточно заявлена. Для меня это город, от которого неотъемлема, прежде всего, история. Без истории, без прошлого, город теряет своё лицо, и, я знаю, для нас всех, присутствующих здесь, это очень болезненно. И в этих стихах, посвящённых напрямую городу, непременно связывается сегодняшний день с прошлым. И ещё я хотел бы заявить одну вещь. Я вообще себя в сегодняшней литературе чувствую не очень уютно. Ну, вероятно, для этого у каждого из поэтов есть причины. Я рос как раз в той ситуации, когда в качестве оппозиционной силы Советской власти набирал силу так называемый авангард: авангардные художники, авангардные тенденции в поэзии… И вот тогда, когда было время моего самоопределения, я рискнул и сказал: «Мы пойдём своим путём» и решил выбрать путь классика. Мой учитель поэзии, Андрей Сергеев, личный друг И. Бродского, лауреат Букеровской премии, который следил за моим творчеством, будучи футуристом, моим устремлениям не препятствовал. И здесь, в этой книге, я, наверное, в наибольшей мере состоялся именно как классик. И я предполагаю, что это окружающих как-то смущает. То ли это какая-то старомодность, то ли это что-то вечное, что имеет право на жизнь в будущем. Я, разумеется, думаю, второе».
Пресс-служба Южнорусского Союза Писателей