Мечты сбываются, но не у всех
«Я ушёл в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от неё научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил». Эти слова принадлежат американскому мыслителю и натуралисту Г. Д. Торо, который в 1845-1847 г.г. шокировал общественность тем, что жил в построенной им самим хижине на берегу Уолденского пруда (возле Конкорда), самостоятельно обеспечивая себя всем необходимым для жизни; — позже эксперимент по уединению от общества Торо описал в книге «Уолден, или Жизнь в лесу».
Подсознательно человек всегда тянется к природе. Устав от суеты, наверное, каждый хотя бы раз в жизни подумывал, — как хорошо было бы иметь в каком-нибудь уютном лесу домик, виллу или избушку (в зависимости от фантазии), чтобы по утрам за чашкой кофе наслаждаться благодатным видом из окна…
Практика показала — имея власть и пользуясь ею, как продажной девкой, можно осуществить любое желание. И плевать, что украинские законы вроде бы и суровы. На самые сладкие куски земли вроде бы наложено строжайшее табу для перевода их в разряд частной собственности и строительства на них всевозможных многоэтажных «сиротских хатынок». В парках, у моря, реки или озера, в густых лесах можно только любоваться природой, но строить — ни-ни. Что там говорить — даже земли сельхозназначения продавать нельзя. Однако именно в парках, у моря и в лесах нынче больше всего понавешено «кирпичей», запрещающих проезд-проход, а то и выставлена охрана с автоматами — сюда ни-зззя, частная собственность!
В заповедник имени Ширы на территории Нескучненского заказника простым смертным проезд запрещен…
Законы в Украине для того и принимаются, чтобы на хапуг, дорвавшихся до власти, они не распространялись. Среди новых «хозяев» украинских лесов нищих нет. Наоборот, как правило, это люди, располагающие капиталами, которых с лихвой хватило бы на озеленение единственной в Украине и самой крупной в Европе пустыни «Олешковские пески», занимающей более 200 тыс. га на территории Херсонской области. Но посадить лес или вообще создать что-то новое — для этого требуются не только деньги, а и наличие (как бы это не высокопарно звучало) внутренней нравственности, чувства ответственности перед давешними и будущими поколениями. Однако наши столоначальники всех мастей и калибров больше склонны к проявлениям мелкоуголовной, жлобской психологии, и голова у них работает исключительно в одном направлении — как прихапать задарма то, что создавалось трудом нескольких поколений.
Валера Нескучненский
Сейчас много говорится и пишется о 140 га государственной резиденции Межигорье и 38 тысячах га заповедника Сухолучье, которые из государственной собственности трансформировались в вотчину В. Януковича. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что перепрофилирование госсобственности в приватные поместья сопровождалось соответствующим документальным оформлением (законно или незаконно — в данном случае вопрос риторический), благодаря чему Межигорье было оприходовано, как частная собственность, а Сухолучье — передано в аренду на 99 лет.
Великоновоселковский район Донецкой области на этом фоне выглядит уникально. Потому, как местные любители лесных насаждений, а по совместительству — партийные соратники В. Януковича, могут позволить себе отчекрыжить полюбившийся кусок государственного заказника под собственное имение, нисколько не заботясь об оформлении (хотя бы формальном) каких-либо документов. По крайней мере, в учреждениях, имеющих самое непосредственное отношение к земельным ресурсам, никто внятно так и не может объяснить, на каком основании один из таких любителей лесных насаждений обустроил личную резиденцию в Нескучненском лесу, близ Великой Новосёлки, являющимся государственным ландшафтным заказником.
Председатель Великоновоселковского райсовета Валерий Шира обустроил себе «хатынку» в государственном ландшафтном заказнике Нескучненский лес, просто «застолбив» за собой полюбившийся живописный кусок заповедной земли леса, как средневековый феодал. А правоохранительные органы дружно закрыли на это глаза
Речь идёт о страстном радиолюбителе-коротковолновике Валерии Петровиче Шире, который именно отсюда, из Нескучки, бороздит радиоэфир под позывным UR6IU. Кстати, зарегистрировавшись на пользующемся авторитетом сервере радиолюбителей России www.qrz.ru, в качестве способа установки с ним связи вне эфира Валерий Петрович указал адрес своего электронного почтового ящика, открытого на Рамблере с весьма оригинальным логином для разменявшего седьмой десяток дядечки — kissmi25.
Для тех, кто, в отличие от нового украинского Президента, не владеет английским даже со словарём, следует пояснить: kiss mi — это написанное с маленькой ошибочкой «поцелуй меня» (насчет 25-ти, тут, конечно, можно только догадываться — то ли 25 раз надо поцеловать, то ли в 25-ю точку). А тем, кто сомневается, что UR6IU — это, собственно, и есть «хозяин» Великоновоселковского района, председатель райсовета В. Шира, достаточно побродить по деловым сайтам в интернете — «поцелуйчатая» электронная почта там фигурирует в далёкой от радиолюбительства ипостаси. «Срочно сдаётся в аренду в самом центре п. Великая Новоселка (90 км от г. Донецка) здание бывшего магазина «Универсам». Площадь 1500 кв. м. Здание оснащено всеми коммуникациями (электричество, канализация, вода). Косметический ремонт в здании был произведен в 2008 г., капремонт крыши в 2007 г. Плюс, в здании есть подвал 700 кв. м. оснащённый электричеством». И куда обращаться — тот же kissmi25, спросить А. Алчиева. А кого же ещё спрашивать относительно торговых площадей в самом «центровом» месте райцентра, если не человека, который скромно трудится себе на должности зятя председателя райсовета.
Но вернёмся в Нескучненский лес. Земельный кодекс Украины классифицирует имеющиеся в стране земли как сельскохозяйственные, предназначенные для жилой и гражданской застройки, земли промышленности, естественнозаповедные, оздоровительные, рекреационные, историко-культурные и лесохозяйственные. Думается, нет нужды пояснять, что лес в Нескучном, ну, никак не предназначен для жилой и гражданской застройки. Согласно земельному законодательству, например, лесохозяйственные земли можно использовать исключительно в целях ведения лесного хозяйства. Чтобы использовать их в других целях, нужно перевести эти земли в другую категорию — например, жилой застройки. Решение об изъятии земель из категории лесохозяйственных требует согласования на уровне Кабинета Министров. А с недавних пор Кабмин вообще запретил Госкомзему согласовывать изъятие, передачу земли в собственность и аренду со сменой её целевого назначения. Учитывая, что лес в Нескучном — не просто лес, а ещё и государственный ландшафтный заказник, то есть, относится к землям природно-заповедного фонда, использование его в других целях — грубейшее попрание законодательства.
Спрашивается, на каком основании «банщик Януковича» В. П. Шира обустроил себе в этом лесу «хатынку», в которой и обитается? Попытки выяснить это у различных чиновников особым успехом не увенчались.
На вопросы отвечает руководитель Великоновоселковского районного отдела Госземресурсов И. Лещенко:
— Относится ли территория Нескучненского леса к землям природно-заповедного фонда?
— Да, относится.
— На каком основании (если было решение сессии Великоновоселковского поссовета — то дата принятия, кто подписал; Нескучненский лес территориально расположен в границах этого поссовета) выделялась земля в Нескучненском лесу гражданину В. Шире или его родственникам и в каком количестве?
— Не знаю. О таких решениях в отделе Госземресурсов ничего не известно.
— Оформлялись ли госакты на право собственности на землю на территории Нескучненского леса на граждана В. Ширу или его родственников?
— Нет.
— Кому-то ещё выделялась земля на территории Нескучненского леса?
— Не выделялась никому.
— Когда прокуратура Великоновоселковского района последний раз проводила проверку исполнения земельного законодательства?
— Такие проверки проводятся ежегодно.
На вопросы отвечает председатель Великоновоселковского поселкового совета Г. Зубатенко:
— На каком основании (если было решение сессии поссовета — то дата принятия, кто подписал) выделялась земля на территории Нескучненского леса граждану В. Шире или его родственникам и в каком количестве? Принимались решения Великоновоселковским поссоветом о выделении ещё кому-нибудь земель на территории Нескучненского леса?
— Земля в лесу никому не выделялось, по крайней мере с 2002 г., с тех пор, как я занимаю должность председателя поссовета. Лес находится за пределами населённых пунктов, поэтому им распоряжается райгосадминистрация.
— Когда прокуратура Великоновоселковского района проводила проверку исполнения земельного законодательства в поселковом совете?
— В августе 2009 г. была проверка относительно исполнения Закона Украины «Об отходах». В октябре 2009 г. — проверка соблюдения норм Закона «Об экологической сети Украины» — балка Северная, Великоновоселковский заповедник.
На вопросы отвечает отвечает первый заместитель председателя Великоновоселковской райгосадминистрации А. Папазов:
— В Великоновоселковском поссовете утверждают, что ни В. Шире, ни его родственникам земля на территории Нескучненского леса не выделялась, в отделе Госземресурсов утверждают, что им ничего неизвестно об оформлении права собственности на землю на территории Нескучненского леса ни В. Широй, ни его родственниками. Кто выделял землю В. Шире или его родственникам на территории Нескучненского леса, когда, на основании чего?
— Я нахожусь на работе в райгосадминистрации с 2005 г., при мне никаких решений не было, и я о таких решениях ничего не знаю.
Блат-хата
Об истории возникновения «блатхаты» в Нескучненском лесу рассказал Н. Балабан, депутат Донецкого областного совета двух созывов 1994-2002 г. г., депутат Великоновоселковского райсовета, в своё время имевший к этому строению непосредственное отношение:
— Домик, или дачу в Нескучненском лесу построили в 60-е г.г. прошлого века. В Великую Новосёлку должен был приехать первый секретарь ЦК Компартии України. П. Шелест. Дачу, собственно, и возвели с прицелом на организации встреч для высшего партийного руководства, чтобы было где и встретиться, и переночевать. Гостиницы тогда в райцентере ещё не было. Дачу строили по заказу райкома Компартии.
Когда в начале 90-ых после соответствующих изменений Конституции КПСС перестала быть «руководящей и направляющей» в государстве, домик в Нескучном оказался никому не нужен, хотя формально находился на балансе райкоммунхоза. Мне, как руководителю дорстроя (Н. Балабан много лет возглавлял Дорожное ремонтно-строительное управление Великоновоселковского района, позже ставшее филиалом Донецкой акционерной компании «Автодор» — прим. автора) предложили взять домик на баланс нашего предприятия. Я согласился. В этом домике работники ДРСУ отдыхали, отмечали дни рождения, там мы проводили праздники. Во время передачи домика с баланса коммунхоза на баланс дорстроя какие-либо документы на землю, техпаспорт и т. д. отсутствовали, этих документов попросту никогда не существовало, в домике этом тогда ещё семья жила, дедушка с бабушкой, они за ним и присматривали. Мы содержали это строение несколько лет, пока начальство Донецкого автодора не «уговорило» меня передать его на баланс Донецкому областному центру «АвтоВАЗТехобслуживание». Мы его и передали, исключив со своего баланса. Документов на тот момент тоже никаких не было, ни на землю, ни на здание. Что там оформлялось-переоформлялось дальше, и на кого — я не знаю.
Собственно, как оформлялось-переоформлялось, не трудно предположить. Открывшаяся в Великой Новоселке на рубеже 90-ых прошлого века СТО ВАЗа, — являлась структурным подразделением ДОЦ «АвтоВАЗТехобслуживание», директором СТО был В. Шира… Так же не трудно предположить, что неведение Госземресурсов, поссовета и райгосадминистрации относительно квартирования председателя райсовета в лесу объясняется тем, что оно до сих пор не подтверждено никакими решениями, предусмотренными законодательством.
Газета «Земля, Люди и Власть» неоднократно публиковала факты откровенного «крышевания» прокурором Великоновоселковского района Эдуардом Уздемиром незаконной деятельности председателя Великоновоселковского райсовета В. Ширы. Однако, воз и ныне там…
Куда же в таком случае смотрит принципиальный прокурор Великоновоселковского района Э. Уздемир, не так давно «обезвредивший» жительницу одного из сел, сеявшую подсолнечник на кургане? Курганы, как известно, относятся к категории земель историко-культурного назначения, использовать их в сельскохозяйственных целях запрещено. Прокурору пришлось немало потрудиться, чтобы «изобличить» нарушительницу, так как о том, что земельный участок сельчанки расположен на кургане не знала ни она сама, ни местный сельсовет. Однако в отношении весьма сомнительного лесного образа жизни В. Ширы недремлющее око главного стража законности в районе, похоже, замылилось. Жители Нескучного, попросившие не делать их имена достоянием гласности, рассказали что Э. Уздемир — не редкий гость в вотчине председателя райсовета. Там он якобы потчует своих гостей и вышестоящее начальство — Нескучнеская дача для «особ приближенных к императору» продолжает функционировать и в режиме «блатхаты» для номенклатуры, места там много, и В. Шире хватает, где жить, и другие пацаны не в накладе. Но это, скорее всего, наговаривают на прокурора, всем известно, что он — человек кристально честный и высокоморальный.
Необходимое отступление
Нескучненский лес — не единственный лесной массив великоновоселковской земли, относящийся к природно-заповедному фонду Украины. На территории района расположена часть крупнейшего в Донбассе Великоанадольского леса, имеющего статус заказника общегосударственного значения. Имеются основания утверждать, что кусок заповедной земли этого заказника был попросту украден у государства в результате аферы, осуществлённой через подставных лиц под непосредственным кураторством все того же председателя Великоновоселковского райсовета В. Ширы с помощью незаконного судебного решения председателя Великоновоселковского районного суда П. Дрюка, подменившего собой Кабинет Министров и даже Верховную Раду, при бездеятельности прокурора района Э. Уздемира.
Но прежде, чем говорить о самой афере, есть смысл вспомнить некоторые исторические, географические и законодательные нюансы.
Великоанадольский лес расположен на пологих склонах балки Кашлагач в верховьях небольшой речки с таким же названием. Лес просеками разбит на квадраты 500х500 м. Основные породы деревьев — дуб, клён, ясень, липа, всего — более 600 видов растений, из которых 37 охраняются законом. Заложен лес в 1843 г. выпускником Санкт-Петербургского лесного института, поручиком Корпуса лесничих В. Граффом, который, в так называемой Великоанадольской пустоши, на безводных склонах Кашлагача высадил в питомнике деревья разных пород — дуба, клёна, ясеня, тополя и др., и начал создавать искусственные пруды для накопления влаги. Дело Граффа было продолжено известными российским и украинскими учеными. В частности, в 1929 г. по методу известного почвоведа, лесовода, геоботаника и географа Г. Высоцкого (в 1919-1940 г. г. профессора Крымского университета, Белорусского сельскохозяйственного института и Всесоюзного НИИ лесного хозяйства и агролесомелиорации) были заложены молодые дубовые насаждения.
О том, что леса являются общегосударственным достоянием, понимали не только при царе, но и в годы Советской власти. Декретом Совнаркома РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков», подписанным В. Лениным 16.09.1921 г., Великоанадольский лес был объявлен неприкосновенным и подлежащим строгой охране. Как памятник природы республиканского значения он утверждён 1.11.1968 г. Великоанадольский музей леса — отдел Донецкого областного краеведческого музея, — был открыт в 1994 г. Это единственный государственный музей подобного профиля в Украине, расположен в с. Комсомольском Волновахского района Донецкой области.