Указ президента о назначении главой Киевской государственной городской администрации (КГГА) Александра Попова официально закрепил основные условия сделки между Банковой и действующим мэром Киева. В результате ставленник Виктора Фёдоровича сосредоточил в своих руках исполнительную власть столицы, получив право первой подписи при распоряжении бюджетом. Наследивший же в уголовном кодексе Леонид Михайлович взамен получил свободу (и это подтверждают отполированные до блеска результаты проверок КГГА силовиками, которые ответили на официальные запросы «Зеркала недели») и возможность показываться на сессиях Киеврады, называясь мэром, по меньшей мере, до 2012 года.
Что при этом досталось местному самоуправлению столицы? Здесь мнения разделились. Одни назвали акт президента циничным переходом от политического шулерства к политическому бандитизму, когда нерейтинговая в столице партия власти открыто отобрала у киевлян право переизбрать мэра. Другие сочли подобный политический ход весьма тонким и успешным для того, чтобы навести в столице порядок. Третьи продолжают биться над формулой некоего баланса: мол, каким бы неправедным образом Янукович ни отнял власть у Черновецкого, у него не остаётся другого выхода, кроме как показать здесь результат. В любом случае Киев от этого только выиграет. Тактически. Хотя стратегически так и останется заложником политических игр и амбиций.
Мы же, находя отдельные рациональные зерна в вышеперечисленных доводах, ограничимся исключительно фактами вышеупомянутой сделки и заметим, что основных инструментов, которыми партия власти воспользовалась для того, чтобы выменять, а не выиграть в ходе честных выборов себе корону Киева, было два. Это закон о столице, куда были внесены нужные изменения, допустившие возможность назначить главой администрации неизбранного киевлянами мэра. И сам мэр, давший множество поводов себя шантажировать. События разворачивались стремительно. Инструменты применялись профессионально. Попытаемся по порядку.
Ещё в марте, на волне победы Януковича и на фоне упавшего рейтинга Черновецкого, Банковая засучила рукава и начала активно и демонстративно наводить в столице порядок. Леонид Михалычу дали испытательный срок – до первого мая, а силовикам поставили задачу: копать без ограничений. Черновецкий, естественно, засуетился, силовики же углубились в недра КГГА и Киеврады. Пресс-конференции вице-премьера Сивковича, информирующего об удачных находках чуть ли не вошли в привычку. Было мало конкретики и много намеков. Следствие идёт. Общественность же, четыре года наблюдавшая за тем, как можно безнаказанно грабить город, затаилась в ожидании акта справедливости в отношении главных героев столичной истории – Черновецкого, Довгого, Кильчицкой, Басса и пр. Однако земля полнилась слухами, а в сети оперов МВД, СБУ и прокуратуры попадала всё больше мелкая да средняя рыбешка. То задержали начальника управления здравоохранения г-жу Качурову, то объявили в розыск главу землеустройства, то глава земельной комиссии Киеврады г-н Евлах перенёс инфаркт и подался в бега… При этом крупные рыбины столичной власти продолжали исправно появляться на людях и исправляться. В рамках испытательного срока, разумеется. Уже тогда стало ясно, что Банковая сделала в столице свою ставку. И вряд ли на справедливость.
В июне в мэрии появился Александр Попов. Через пару недель экс-министр ЖКХ и мэр Комсомольска сформировал свою команду, вытеснив с олимпа забронзовевших в «джипах» и «майбахах» птенцов Черновецкого. Отвечать же на вопросы журналистов о законности своих действий при живом-то мэре хозяйственник Попов сразу не полюбил, и предпочитал флегматично переводить стрелки на политический верх. А там продолжали размышлять. До сентября. Когда, собственно, и появились известные нововведения в законе о столице. Сегодня можно сколько угодно рассуждать об их соответствии 141-й статье Конституции…. А можно просто усвоить традиционный расчёт Банковой: «вы там поспорьте, в КСУ сходите, а тем временем глава КГГА будет назначен и начнёт работать. А там уж, как говорится, судьи решат, как надо…». На самом деле уже в сентябре президент Янукович мог назначить Попова на ответственный пост. Однако накануне местных выборов и блицкрига по ликвидации райсоветов в столице это было бы слишком хорошим подарком оппозиции. Дата была перенесена на январь. Но назначение произошло все-таки в ноябре. Почему?
По информации «ЗН», дело в Попове, которому надоело пояснять свою нелегитимность. Но ещё больше Александру Павловичу, сегодня работающему на результат, надоело зависеть от изменчивого настроения Леонида Михайловича. За которым, кстати, оставалось право первой подписи, как главы КГГА, уполномоченного принимать решения по распределению бюджета. Более того, мэр оказался хорошим учеником – он стал также умело торговать своей подписью, как торгуют его свободой коллеги Попова (но об этом чуть ниже). Плюс Черновецкий никогда не стеснялся (и не стесняется) в нужный момент в нужном кабинете намекнуть, что может и в отставку пойти (что совсем не устраивает Януковича, все ещё не имеющего в столице рейтингового кандидата, способного победить на выборах). Конечно, в момент такого обострения Черновецкому сразу дают таблетку под названием «МВД», «СБУ» или «прокуратура» – и он успокаивается, но слово, как говорится, не воробей, может и планы расстроить.
Несмотря на то, что Александр Павлович оказался человеком мягким и уступчивым, а также, по мнению участников событий, не готовым к уровню столичных интриг, он таки проявил характер. И президент откликнулся – указом о его назначении. Тем не менее, стоит заметить, что сегодняшний полновесный глава КГГА Попов абсолютно логично отсылает всех к законам о столице и местном самоуправлении, указывая, что в руках у Черновецкого осталось достаточно много рычагов влияния на столицу. Да, прикасаться к бюджету – зась! Но принятие бюджета, земля, коммунальная собственность и прочие вещи, которыми ведает исключительно Киеврада, – у Черновецкого. И вот именно где-то в этом месте и состоялся основной обмен предметами первой необходимости между президентом и мэром. Леониду Михайловичу за корону тактично и в последний раз предложили лестницу. Для того чтобы он плавно спустился с вершины своей неограниченной власти и оказался в привычной для себя атмосфере Лазурного берега или ещё чего…, а не свалился, спеленатый, где-нибудь в районе Резницкой, Владимирской, Богомольца или Фрунзе. Раскопки-то не закончены.
Однако для того чтобы максимально объективно подойти к рассмотрению второго инструмента, которым так мастерски сегодня манипулирует власть, мы направили запросы в силовые структуры, продублировав Киев и центральный уровень МВД, прокуратуры, СБУ, КРУ, а также администрации президента, где разработку столицы курирует заместитель главы АП Геннадий Васильев. Признаёмся сразу, что в силу внимательного наблюдения за происходящим мы и не надеялись на то, что нам доложат о поимке какой-нибудь крупной рыбы. И не ошиблись, в общем-то. Хотя и благодарны ответившим за оперативность.
Прокурору Киева Ударцову, например, за то, что он в деликатной форме отослал нас на сайт прокуратуры, где много чего написано о возбуждённых делах в отношении взяточников КГГА. Что, в целом, свидетельствует об ударных и стабильных буднях прокуратуры. Однако ничего не говорит о желании выйти на след тех, в отношении кого, по-видимому, прямых команд сверху не поступало. В силу заключённой сделки.
Начальник управления СБУ столицы Парамонов оказался более конкретным – хотя тоже не слишком удачливым рыбаком. По предоставленным данным, СБУ в 2010 году активно занималась изучением градостроительной и земельной сферы столицы, коммунальной собственностью и другими потенциально доходными направлениями, которые осваивала команда Черновецкого. По результатам проведённых проверок возбуждено девять уголовных дел, где фигурируют должностные лица КГГА и Киеврады. Четыре из них возбуждены в отношении должностных лиц, пять – по факту совершённых преступлений. Так, в сопровождении следственного отдела управления сегодня находятся уголовные дела в отношении начальника главного управления градостроительства и землепользования КГГА, начальника главного управления охраны культурного наследия, начальника главного управления здравоохранения здоровья и медицинского обеспечения (нецелевое использование средств бюджета). (Документ на сайте «ЗН». – Авт.) Все эти должностные лица содержатся под стражей.
В рамках одного из уголовных дел объявлен в розыск руководитель постоянно действующей комиссии Киеврады Алексей Евлах. В общей сложности по уголовным делам в отношении чиновников КГГА проходят 10 лиц. Дела же, которые возбуждены СБУ по факту совершения преступлений, связаны с нарушениями в деятельности главных управлений по физической культуре и спорту, коммунальной собственности, городского бюро инвентаризации и КП «Реклама». Кстати, интерес к деятельности КП «Реклама» был проявлен и прокуратурой столицы. Нашли на сайте. И здесь следует немного задержаться. Потому как, по сведениям достоверных источников, именно коммунальные предприятия, которые столичная власть метала как икру, увеличив их количество с 46 до 246 (!), стали одними из самых успешных точек приложения коррупционных умений команды Черновецкого.
Схема проста как слеза. По закону, КП 20 % своих доходов должны перечислять в городской бюджет. Должны. Но не перечисляли. Информация прокуратуры, затерявшаяся в общем потоке новостей, о том, что только «Киевреклама» за 2010 год задолжала бюджету аж 27 миллионов, собственно, подтверждает эту версию. Деньги уходят из бюджета на КП и назад не возвращаются. Скулёж по поводу обмена подписи на бюджетные транши для придуманных КП достал Попова, став последней каплей в президентском паркере, подписавшем указ.
Показательные дела в отношении деятельности КГГА расследует МВД. О чём нам и сообщили в столичном ГУ. На сегодня в зоне расследования милиции – четыре уголовных дела, возбуждённые по результатам проверки по факту разворовывания средств городского бюджета в сфере строительства и коммуналки. Так, должностные лица КП «Киевзембуд» «освоили» 10 миллионов. Предприимчивый заместитель директора в розыске. КП «Киевжилспецэксплуатация» заключило договор с неким ООО на замену лифтов в Шевченковском и Голосеевском районах. ООО получило восемь миллионов и… не заменило лифты. Милиция разбирается в роли каждого в этой истории. В отношении директора ООО и одного из руководителей КП ведутся следственные действия. 23 миллиона бюджет подарил одному из ОАО, которое в рамках субподряда «ударно строило» линию скоростного трамвая. Миллионы, как вы понимаете, ушли налево и были легализованы. Участники аферы арестованы. Кстати, в запуске скоростного трамвая для киевлян приняло активное участие и КП «Киевпасстранс». Вместе с очередной подставной фирмой. Не повезло. Теперь придётся отчитываться за 850 тыс. гривен.
А вот Черновецкому, Довгому, Бассу со товарищи, действительно, повезло больше. Ведь это у них надо спрашивать, где тысячи га разворованной земли, где десятки коммунальных предприятий, уплывших из Киева под аккомпанемент дружных голосований депутатского корпуса и подписей на решениях мэра?! Признаемся, нас это тоже сильно интересует. Впрочем, как и людей, которые занимались расследованиями этих преступлений и в СБУ, и в милиции, и в прокуратуре. Однако эти результаты не вошли в предоставленную официальную статистику. Сделка-то уже вошла в силу.
Интересно, что СБУ, к примеру, занималась земельными махинациями команды Черновецкого ещё с 2008 года. Как рассказывают знающие люди, много занимательных сюжетов было раскрыто ещё до прихода Януковича. Однако настоящую заинтересованность в результатах проявила именно эта команда. Всего один пример глазами участника событий. Помните, громкую историю с 1000 (!) земельных участков, выделенных Киеврадой на подставных лиц? У людей просто за гроши покупали документы, на каждого оформляли по 10 соток плюс решение сессии и… подпись Леонида Михайловича, конечно. Здесь вам не 25 миллионов… Дознаватели работали день и ночь. Летний обыск у Довгого, кстати, в рамках этой пикантной истории. Искали факсимиле. Оно потом нашлось – только у его заместителя по земельным вопросам.
И что?
Ребята работали с умом. Ни одной подписи самого Довгого ни на одном решении нет. Только факсимиле. Которое у зама и главы земельной комиссии Евлаха. Ни одного письменного распоряжения Довгого на этот счёт тоже нет. (Заметим, сегодня Олесь Станиславович стал априори осторожен. 242 объекта на приватизацию, которые лоббировал г-н Супруненко, исправившийся секретарь снял с повестки дня последней сессии. Чем, кстати, вызвал большое раздражение семьи). Доказать же вину Довгого можно только, если тот же г-н Евлах даст показания на своего непосредственного руководителя и подтвердит, что не сам креативил. Но Евлах, во-первых, скрывается, а во-вторых, никогда не даст никаких показаний – потому что это будет уже сговор и совсем другая – более жёсткая статья. «Всё, как в старые добрые советские времена. Круговая порука, взятие на себя ответственности исполнителем и большая благодарность крыши, которую прикрыли. Потом позиция следователя (которому можно дать на лапу) и, конечно, «самого справедливого» суда в мире. Можешь попасть под амнистию, или пять лет условно. Зато у тебя два участка и денег немеряно. И большой человек по гроб жизни будет обязан...», — небезосновательно кручинится компетентный «силовик».
Плюс Киеврада – коллегиальный орган, где индивидуальной ответственности никто из депутатов не несёт, плюс подпись Черновецкого на незаконном решении? Так это ж тоже – факсимиле, да ещё и в потоке тысяч бумаг, халатность и только… Плюс политическая воля. Точнее, её отсутствие. В общем, как всегда за всё ответят стрелочники. Их деяния, собственно, сейчас и расследуют МВД, прокуратура, СБУ. А большие с большими поделятся. Без шума и пыли. И, кстати, не факт, что самый большой в этом примет участие: Янукович, говорят, Черновецким брезгует.
Вместо выводов
Вот, собственно, и все подробности состоявшегося обмена. Безусловно, стратегического не только для сторон, его провернувших, но и тех, кого вот так просто (даже не спросив согласия) забрали у одного хозяина и передали на попечение другому. Просто феодализм какой-то… Вряд ли стоит сейчас рассуждать о том, к чему приведёт власть Попова–Януковича в столице. На самом деле у нас формируется новая-старая политическая реальность. Когда политическая целесообразность и желание сохранить власть любой ценой определяет линию поведения. И ни закон, ни Конституция, ни мнение общественности – ничто не может помешать подобным сделкам. Потому что закон можно откорректировать (есть большинство), Конституцию изменить (теперь можно и в зал не приходя – Чечетов рукой махнет и готово), общественность проигнорировать, и всё это объяснить крайней необходимостью провести реформы.
Тем не менее, скажете вы, у киевлян сегодня появился реальный шанс. Получить скоростной трамвай, новые станции метро, транспортные развязки и, возможно даже вернуть в коммунальную собственность ключевые предприятия типа «Киевгаз», «Киевводоканал», «Киевхлеб» и т. д. Попов публично поставил себе такие цели. Потому что результат в столице, который так нужен партии власти и лично Януковичу, можно показать только в случае корректировки денежных потоков в сторону приоритета городских, а не личных интересов. По-видимому, в Киеве эта вынужденная корректировка сейчас происходит. И, слава Богу, снова добавите вы, измученные черновецкими и довгими. Признаюсь честно, и автор видит в этом рациональное зерно. Как, впрочем, и в том, что последние шаги власти в столице наконец-то дали чёткий ответ на вопрос: с помощью какого инструмента власть собирается руководить страной. Да, господа, на наши улицы пришла централизация и авторитаризм. Точка. Спасибо Виктору Фёдоровичу за откровенность. Ему, надо полагать, регулярно докладывают, что даже в Европе всё чаще звучат реплики о том, что только так, собравшись в кулак и принимая непопулярные решения, власть может вывести свою страну из кризиса.
Однако рассказывает ли Виктору Фёдоровичу его окружение, что в той же Европе сильную власть и централизацию рассматривают как краткосрочную тактическую, скорее, экономическую меру, а отнюдь не государственную стратегию. И теперь вопрос только в том, как он – Виктор Янукович – рассматривает свою политику: как тактику для проведения реформ (в столице, в регионах, в стране…) или как стратегию для удержания собственной власти. Как в России. Ведь в первом случае речь идёт исключительно об экономических рычагах. Во втором – о политических принципах.
Потому что в Европе никому и в голову не придёт в кризис сворачивать демократию, ликвидировать местное самоуправление и избирательно использовать закон, карая чужих, а милуя своих и нужных. Не говоря уже о сделках, подобной столичной. Потому что там для всякого короля припасена камера, а не лестница. На всякий случай.
http://www.zn.ua/1000/1550/70873/