Как-то смотрела я телепередачу «Принцип домино». Тема передачи была – «Меня раздражает мой муж». Молоденькая женщина рассказывала о том, как она поменяла пятеро мужей, потому что они ее раздражали. Один зубом свистел, другой капал вареньем на скатерть, потому что ни за что не хотел придвигать к себе поближе вазочку. Третий во время близости носки снимать не хотел. Я-то, честно говоря, удивлялась, как она, довольно некрасивая и один раз замуж вышла, но бывает же, что людям везет. Вот она всем пятерым и указала от ворот поворот. Значит не сомневалась, что шестого найдет.
И вот что я подумала. А представим себе, что княгиня Трубецкая написала князю Трубецкому письмо во глубину сибирских руд такого содержания: «Любезный мой супруг! Сим вынуждена чувствительно Вас огорчить. Я не могу последовать за Вами на рудники, и не потому, что боязнь причинить расстройство чувств папеньке и маменьке заставляет меня отказаться от первоначально задуманного мною намерения, а потому что воспоминание о пролитом Вами на скатерть вишенном варении, приводит меня положительно в неистовство. А давеча, накануне Успения, Вы изволили обнимать меня, не снявши шлафрок. Прощайте!»
Нет, не могла княгиня написать такое письмо. И вот почему. Потому что Ее Сиятельство княгиня Екатерина Трубецкая в кино не ходила. И телевизор в своем доме не держала. А ездила в оперу, да бродила по саду, прижимая к груди томик с «Бедной Лизой». А потому оставила роскошную знатную жизнь, отказалась от всех богатств, княжеского звания и поехала за мужем на каторгу. Потому что любила. И не только. Думаю, не люби она мужа, все равно бы поехала. Потому что брак для нее был священен. Один на всю жизнь. Потому что личность князя была для нее священна. Как всякая другая человеческая личность. Так она была воспитана.
А наша телевизионная девушка была воспитана на том же телевизоре. И жизнь свою делала с героинь телесериалов. А у этих героинь авторы тоже на том же телевизоре воспитанные. Только немножко раньше. Но это не имеет значения. Потому герои и героини сериалов меняют только имена и цвет волос. Считается, в литературе есть только 37 сюжетов. В наших сериалах и сюжетов еще меньше, а уж характеров, образов, и по сусекам не наскребешь. Даже не характеров, а «носителей взаимоотношений», как я их называю, и «носителей ситуаций». Вот пример. Героиня положительная девушка. Она в истерике. (Все наши героини каждые полчаса впадают в истерику). Появляется герой. Он пытается объяснить любимой, что не просил Антона ее изнасиловать. Антон сам хотел, по личной инициативе. Но героиня кричит: «Оставь меня, я не желаю тебя слушать!»
- Но любимая, выслушай…
- Не буду, вон от меня!
- Дорогая, я не…
- Оставь, ты меня заколебал! Вон!
- Но послушай же, только два слова, я…
- Нет, нет, нет! (Закрывает руками уши, и сама бежит вон. Герой выбрасывает в урну цветы).
Название сериала подставьте сами. Любое, не ошибетесь. Возникает вопрос, а почему бы девушке, в самом деле, не дать своему любимому продолжить фразу? Почему она не может предположить, что ее любимый достоин быть выслушанным? А потому что, во-первых, она его не уважает как личность, а во-вторых, потому, что у автора тогда концы с концами не сойдутся. Надо же ему как-то ввести героев в конфликт, а то ж интрига пропадет, провиснет. Он же, автор бедный, других способов еще не придумал. Не может. Потому что сам других героинь, кроме скандальных дурочек себе не представляет.
А может у него просто муза скандальная? Вот и диктует. Но почему ж скандальная у всех?!!
Второй пример. И кстати, тоже в «Принцип домино». Выступает молодой уверенный в себе театральный режиссер. Рассказывает, как он вывел на сцену секс, голых актеров, называет все своими именами и вообще, он жутко прогрессивный режиссер. В спектакле для подростков и молодежи, заметьте. Бедная Елена Ханга, которой уж не впервой обсуждать на ТВ размер презервативов, и то засомневалась, а стоит ли в спектакле для молодежи и подростков…
Но режиссер парировал Ханге просто наповал. Во-первых, заявил он, он является учителем молодежи, которая без него так и не узнает, как и куда. Во-вторых, у него на спектаклях бешеные сборы. Вот, мол, те режиссеры, которые ставят всякие там слюнявые «Быть или не быть?» пусть заботятся о наполнении зрительного зала, а у него с этим все просто блестяще. Он мэтр по заполнению залов. И собственных карманов, что естественно вытекает из предыдущего положения, и что он абсолютно не скрывал.
По утверждению режиссера, подростки просто ломятся к нему на спектакль. Где еще так легально, не боясь быть застуканными родителями, можно услышать, как это все называется, и что со всем этим делать. И несут деньги за билеты, естественно. И часть этих денег, как мы поняли, законно выплачивается режиссеру. Вот тут и становится все на свои места. Искусство театральное, оказывается, можно превратить в искусство по отниманию денег. И для этого вовсе не надо становиться на большой дороге. Сами придут и дадут. Главное придумать, как позвать. А тут наш режиссер долго голову ломать себе не стал. Секс штука притягательная и жизненно необходимая. А в жизни подростка просто суперпритягательная и необходимая.
Скажете, эк она хватила! Сравнивать режиссера с грабителем с большой дороги? Это уж слишком!
Вовсе нет. И я это сейчас докажу. Грабеж – это процесс насильственного отъема ценностей у одних личностей в пользу других. В данном случае, режиссер, насильственно отнимая НЕЧТО у подрастающей личности, превращает это в деньги, поступающие в его пользу.
Это НЕЧТО – чувства, душевный трепет, тайна высокого, доселе неизвестного, что приходит с возрастом, окутанное туманом непознанного и ароматом любви.
Те подростки, которые заплатили режиссеру за то, чтобы быть им ограбленными, никогда не узнают, как заливает огнем щеки при случайном прикосновении к руке любимой, как бьется в тесной грудной клетке сердце от первого поцелуя, как прерывается дыхание от случайно заслышанного за спиной любимого голоса, как невозможно сдержать бег собственных ног к почтовому ящику за желанным конвертом…
Потому что все уже названо своими именами (своими ли? Ты богат русский язык), потому что все уже не тайна, и не чувство даже, а физиологическая потребность, вроде процесса поглощения пищи, и даже процесса обратного поглощению. И тот, для кого не стало первого поцелуя, тот ограблен и на закат солнца над вечерним морем, на музыку Шопена, на «Танец» Матисса. Потому что если и увидит это, то оно его не тронет. На радость от рождения своего будущего ребенка, когда придет этот час. Потому что все рождается из любви, все чувства, всякая другая любовь рождается из той, самой первой, что пришла на рассвете жизни. А он нищ. Он ограблен. На всё. Все они ограблены. На всё. Навсегда.
Есть и другая крайность. У Малахова в «5 вечерах» ток-шоу на тему девственности. Ярый противник секса, крайне выраженный девственник заявляет свою позицию: «Секс это грязно, отвратительно и стыдно. Если это не так, то почему вы ЭТО скрываете? Почему вы с этим прячетесь?»
Не прав он бедный. Именно оттого, что ничего современное ТВ не скрывает, ему видать секс и опротивел. Честно сказать, от телевизионного секса меня тоже жутко тошнит. Хорошо, что я подрастала в другое время, когда все это скрывали под покровом романтики и поэтичного флера, а потому надеюсь, сохранила в своей душе то трепетное и поэтическое отношение к любви, которое воспитала во мне классическая литература.
А тот бедный девственник из ток-шоу тоже ограблен. Он тоже никогда не узнает, не ощутит биения собственного сердца. Он тоже нищ. И ограбил его тоже разбойник с большой дороги, коллега вышеназванного режиссера, – ТВ.
Еще есть один легальный способ отъема денег в обмен на приносимый клиенту вред. Иду я как-то мимо швейного ПТУ, а там, на железке, ограждающей тротуар от проезжей части, сидит стайка девушек лет 15-ти. И все они, как одна, держат в руках бутылки с пивом, щебечут и отпивают глоток за глотком. Я остановилась и спрашиваю: «Девочки, а зачем вы пиво пьете? Это же вредно для организма, тем более, женского».
А они мне отвечают: « Во-первых, не вредно, потому что иначе бы его не пили абсолютно все. А во-вторых, нам это очень нравится».
- Неправда, - отвечаю я. Не пиво вам нравится, оно горькое, что в нем хорошего? Вам нравится соответствовать тому образу, которое навязывает вам телевидение. Телевидение показывает вам красивых, модно одетых молодых людей, с белоснежными зубами, времяпрепровождение которых сводится к одному – поглощению пива. Вспомните рекламу «Клинского» - «Что мы делаем, когда собираемся вместе? Да пиво пьем». И действительно, чем им еще заняться, когда видать в голове пусто, никакие другие занятия не предполагаются, вот и остается только пиво хлебать.
- Вы хотите сказать, что мы зомбированные? – обиделись девочки.
- Именно так. Вы пытаетесь подстроиться под навязываемый вам образ. А навязывают его вам с одной целью, залезть в карман, вытащить оттуда две гривны, данные вам родителями на завтрак и заставить вместо бутылки молока проглотить бутылку пива. И делает это ТВ, потому что ему плевать на ваше здоровье и ваше будущее. В обмен на них ТВ получит свою долю прибыли от тех проданных бутылок пива, которые вы проглотите.
Слава Богу, девочки попались разумные. И явно задумались. А ведь могло быть и по-другому. Ну, так, скажем. В ответ на мою непрошенную сентенцию, одна из них подлетает в воздух на два метра, разворачивается на 180 градусов и с лету ногой мне в зубы «Йе-е-е-ех!» Как Анджелина Джоли. Или еще кто-нибудь в … опять же, подставляйте любой вариант, не ошибетесь.
Кстати, об Анджелине Джоли. Заметьте, из нашего обихода почти исчезло понятие кинозвезда. Какая школьница советских годов не мечтала стать кинозвездой или хотя бы познакомиться с таковой. Кинозвезды и женские и мужские были кумирами молодежи и зрителей постарше. На них равнялись, им подражали, в них жутко и безответно влюблялись. И было за что, потому что они являлись символами своей эпохи, выразителями дум и чаяний, кинозвезды творили мир. Жан Габен появлялся на экране и все, ему и играть не надо было, перед нами сам собой раскрывался огромный внутренний мир духовного гиганта. Одри Хепберн, создавшая чистый образ, предмет для поклонения, знаменитые красавицы-итальянки Джина Лоллобриджида, Лючия Бозе, София Лорен, сыгравшая в проститутке королеву (Филумена Мартурано). Каждая из них – это огромный человеческий мир, великолепный человеческий экземпляр, маяк для молодежи. А наша Валентина Серова? Не слишком красивая, с плохой фигурой, а стала идолом для советского народа, потому что создавала неповторимый и живой женский образ. А какая школьница не видала себя в грезах рядом с Николаем Олялиным, Иваном Миколайчуком?
Но спросите современную девушку, о чем она мечтает? И тут же услышите сказанное с придыханием восторга: «Стать моделью». Не кинозвездой, их сейчас вобщем-то и нет, а моделью. А дальше спросите ее, моделью чего? Автомобиля, моста, изображенного в пенопласте генплана города? Это ведь все тоже модели. Девушка посмотрит на вас, как на умственного урода. Конечно же, моделью, ходящей по подиуму! Туда-сюда, туда-сюда. Ножка за ножку и все. Ни тебе ума для этого не надо, ни фантазии. Ни «Щуку» оканчивать, или там, на худой конец, ВГИК. Роли на память учить, от мастера курса нагоняй получать. Надо только иметь длинный, вытянутый вверх скелет, узкие бедра и лицо с «общим выраженьем». Потому что подлинный художник, тот, кто одевает модель, создает различные произведения вкуса и стиля. А потому нуждается в невыразительном лице, чтобы каждый раз, гримируя его под именно этот наряд, создать желаемый образ. Но в данном случае именно художник, кутюрье, с помощью стилиста и визажиста создают произведение искусства. Модель входит в произведение, как его незначительная часть, идеальная вешалка для одежды, образ-то не ее, а автора. Сама она образ не создает. Конечно, бывают и исключения. На подиумах появляются личности, индивидуальности, становятся подлинными звездами, но все они как правило пытаются перейти в кино. Потому что понимают, если ты человек творческий, твое место там. Там, где ты выражаешь себя, а не юбку с топиком.
Но откуда же такой бум на желание стать вешалкой? Да оттуда же, все от него, родимого, от ТВ. Он тут как тут. Он показывает кучу передач про моду, что само по себе очень хорошо, но он здесь же взахлеб рассказывает нам, как это здорово быть моделью, потому что они летают в разные страны, носят красивые шмутки, и к ним пристают в самолетах богатые мужчины. А больше в жизни нашим девушкам видать ничего и не надо. Это наш дорогой ТВ подсовывает в качестве образца для подражания ту скандальную девицу, что упорно не дает любимому сказать два заветных слова, а ежели у него зуб свистит, немедля меняет его на другого, вместо того, чтобы послать его к стоматологу. Это он создает культ надменных идиоток, жен современных бизнесменов, помешанных на СПА и маникюре, без самого захудалого царя в голове. Это он уговаривает наших девушек пить пиво, и в то же время худеть, не думать о карьере ученой, потому что это сложно и трудно, а мечтать о карьере модели, потому что это «делает ей красиво».
И бедные, ни в чем не повинные девочки, (не повинные, потому что не они придумали, как с помощью ТВ изымать деньги у народа, а взамен учить его жить глупо, но красиво), изводят себя голодом, и ловят каждое слово ТВ про модели, как истину, провозглашенную на горе Синай.
Однажды одна из художниц-модельеров, желая видимо, показать, что человек под одеждой остается все-таки самим собой, своей человеческой сутью, вывела в своем дефиле на подиум шеренгу абсолютно голых моделей. Это дефиле показала самая главная в мире моды передача фэшн-тиви. Я ее видела, и мне хотелось плакать от жалости. Роскошно одеваемые обычно в передачах моды красавицы, оказались просто смертельно худыми. Выпирающие ребра, торчащие вперед тазовые кости, то чего обычно не видно под дорогими тканями, но что позволяет этим тканям свободно ниспадать. И удручающе одинаковые лица. По подиуму гордо прошествовала вереница селедок, вставших на хвосты.
Каждая передача фэшн-тиви содержит краткое интервью с моделью. Они говорят по-английски, и наши украинки тоже, слава Богу, хоть это хорошо, английский выучили. Я не учила английский, мои иностранные языки испанский и португальский, но одно я понимаю: абсолютно все интервью модели заканчивают фразой: «Ай лав фэшн-тиви». Ну, содержание и мотивы мне понятны, попробуй не признаться в этой самой лав к фэшн-тиви, так снимут, что родная мама не узнает. Но почему же все они говорят только одну эту фразу? Ну, хоть бы пропели ее для разнообразия, просвистели, или какое-то еще слово вставили, так нет же. Опять-таки у кумиров наших девочек, оказывается, ни ума, ни фантазии. Зато их показывает ТВ и вбивает в бедные подростковые головы – вот он, вот, смысл вашей жизни, ваш жизненный идеал. И тем самым грабит их на всякие другие идеалы.
Великий звуковой ушел. И уступил свое место великому грабителю.
Мало того, ТВ еще грабитель наглый. Он не стесняется своей профессии, хвастает ею, преподносит как образец для подражания. Чтобы не быть голословной, привожу пример из передачи Д. Нагиева «Окна». Там была разыграна такая ситуация. Зрелого возраста жена обращается к Нагиеву с просьбой повлиять на ее гражданского мужа, который неизвестно где находит адреса молодых женщин, с которыми этой гражданской жене изменяет. Нагиев, как водится, вызывает в студию мужа и его очередную молодую кандидатку на свою измену. Ею оказывается весьма пухлая курносая молодая особа, которая ничего о гражданской жене мужа не знает, но внезапное появление в ее жизни чужой жены, ее вовсе в смущение не приводит. Молодая особа продолжает настаивать на своем праве на чужого мужа, аргументируя тем, что каждому в жизни положен кусочек счастья, типа того, что, мол, поносил сам, дай поносить другому.
В конечном счете, оказывается, что жена содержит брачное бюро, в конторе которого содержатся адреса девушек, желающих выйти замуж. Муж по ночам выходит из дому с ключом от конторы, взятым им потихоньку из сумочки жены, просматривает адреса клиенток фирмы и по физическим параметрам выбирает себе подходящую девицу для времяпрепровождения.
Ситуация под руководством Нагиева разрешается следующим образом. Муж читает жене стихи, в которых объясняет ей, что уже ее «отлюбил», что она уже его не привлекает как женщина, и он ее покидает. Заодно объясняет ей, кормившей его 10 лет именно с доходов от брачного бюро, что молодая особа привлекает его своей «чистотой и невинностью». Стихи действительно неплохие по форме, хотя и гадкие по содержанию, но жена, уже бывшая, аплодирует поэту, как и все восхищенные зрители. Затем поэт со своей новоявленной «невинностью» отбывают любить друг друга, а жена остается оплеванной.
Вот такой расклад героев, их действий и оценок этих действий зрителями, которые учатся жить, заглядывая в чужие окна. Вернее, которых Нагиев учит жить на примерах своих героев.
А теперь произведем свой собственный расклад. Муж, по нашей терминологии «вор», потому что ворует чужие наработки в чужой конторе. По тюремной терминологии он «крыса», потому что ворует у собственной жены. Пухлая «невинность» далеко не невинна, ибо если бы была таковой, то немедленно бежала бы от обманувшего ее доверие «мужа» и не пожелала бы разрушения чужой семьи. По нашей терминологии она «хапуга», потому что ничтоже сумняшеся прихватила чужую собственность, чужого мужа. Итак, уже два вора. Оставшаяся у разбитого корыта жена, просто редкостная дура, потому что даже не поняла, как только что ее муж при всех зрителях, при нескольких миллионах честного народу размахнулся и закатил ей плюху по физиономии, прочитав стихи, в которых рассказал, как она ему физически надоела. Вместо того чтобы объяснить наглецу, что такие вещи произносятся наедине, эта придурочная (по нашей терминологии) еще ему хлопает. Ну и пусть тогда остается с носом, если года прожила, а ума не нажила.
Но ведь зритель-то, особенно молодой, смотрит на все это, открыв рот от восторга. Вот ведь как жить надо, по Нагиеву! У него, молодого, опыта еще нет, чтобы отличить дрянную драматургию от подлинной жизни. Задуманная, как вобщем-то нормальная передача, раскрывающая на примерах своих героев, разные жизненные ситуации, передача превратилась в свою противоположность, потому что ситуации эти не получают должной оценки ведущего, он ведет своих героев в неправильном направлении. Да и герои его, уже просто осточертели, одни и те же личности с лексиконом: «Ну, ты уже мне пи-и-ик понимаешь, да я тебя пи-и-ик, понимаешь… и пиик, понимаешь..»
Но чему удивляться. Поскольку ТВ грабитель, то и моральные ценности у него соответствующие. Просто старый матерый вор учит молодых салаг своему ремеслу, учит, как воровать ночью ключи от контор, чужие наработки, чужих мужей. Это его профессия, профессия вора.
А «Вор должен сидеть в тюрьме!» - категорически утверждал Жеглов.
Бедная княгиня Екатерина Трубецкая, бедная княгиня Мария Волконская, нет вам покоя в своих могилах, Ваши сиятельства, если вы знаете во что превратились ваши праправнучки! Их души изнасилованы, оплеваны, изгажены, а подлец на свободе!
Возникает вопрос, если все вышеперечисленные передачи относятся к российскому ТВ, то в чем проблема? У нас есть наши прекрасные передачи «Ключовий момент», «Без табу», «Я так думаю». С умными очаровательными ведущими. Мягкими, интеллигентными, прекрасно владеющими украинским литературным языком.
А проблема есть. Потому что грабитель не спрашивает разрешения войти, не стучит в дверь. Рождаясь на московских телестудиях, он летит над снежными просторами России, беспаспортно пересекает кордоны, приземляясь в каждом украинском городе. Закройте двери на мульти-лок, накиньте цепочку, просуньте в дверную ручку швабру. Затворите ставни, опустите плотные шторы. Напрасно. Грабитель все равно войдет в ваш дом, проскользнет по кабелю, просочится в щели, усядется перед вами, нагло ухмыляясь. Он, ТВ, сейчас хозяин в вашем доме. Он входит в глаза и уши ваших детей, не спрашивая согласия родителей.
Спросите любого психиатра, и он вам расскажет, что дома престарелых переполнены старушками, которые утверждают, что соседи по квартире воздействуют им на мозги вредными лучами. Обычное проявление старческого слабоумия, скажут психиатры. Не знаю… Может это не старушки слабоумные, может они как раз от старости стали мудрыми и прозорливыми, как Кассандры. А слабоумные это мы с вами. Потому что не замечаем, как соседи по коммунальной квартире действительно действуют на наши мозги, и именно лучами. Наши северные соседи. А мы этого осознавать не хотим.
Моя покойная бабушка, царствие ей небесное, в минуты большой душевной паники, переходила с русского языка на чистейший одесский и восклицала:
«Люди добрые, ратуйте! Геволт!»
Люди добрые, спасите! Грабят!!!