Мы настолько привыкли к этому явлению, что, порой, не замечаем «бумажек», растыканных повсюду, где достанет рука человеческая. Разве только на лбу их ещё не клеят. А надо бы.
Прошлась я сегодня по городу и постаралась взглянуть на Киев незамыленным взглядом. И знаете, что увидела?
Киев утонул в рекламе!
В глазах рябит от этих пёстрых бордов, наклеек, табличек, надписей, слоганов. Но ещё хуже объявления типа: «куплю», «продам», «сниму», «обменяю»... и так до бесконечности. Они просто оккупировали все вертикали. Они на стенах домов, на столбах, на заборах и ограждениях, на остановках общественного транспорта и подъездах. Наклеены в несколько слоёв, одно объявление на другом. Рядом – старые, уже раскисшие, растёкшиеся бумажки и совсем свеженькие, наклеенные бесстыжей рукой лишь пару часов назад.
Всё это придаёт древнему городу какой-то совершенно убогий, обветшалый и нищий вид. И это – в наше-то время передовых технологий. На дворе ХХI век, высокие технологии. Интернет прочно и основательно вошёл в жизнь горожан, казалось бы, исключив необходимость в любую погоду и время суток выходить из дома для поиска или распространения какой-либо информации. Но, люди, похоже, действуют по принципу: другие клеят, значит оно того стоит.
И ведь это не одиночное явление. Страдает от бумажной саранчи не только Киев. Она захватила всю страну и упёрто не хочет отпускать.
Когда же всё началось?
Думаю, все ещё помнят призывы типа «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» или «Вон фашистских оккупантов!». С расклейки таких вот листовок, пожалуй, и началось формирование «объявленческой маскультуры» (точнее – бескультурья). Революционеры, партизаны, расклеивая листовки могли распрощаться с жизнью прямо у стены, на которой ещё не высох клей. Поэтому, в одиночку не выходили. Клеили, в основном, по ночам. Места расклейки выбирались заранее в светлое время суток. Пока один клеит – другой наблюдает по сторонам. Листовки развешивали небольшими партиями (50–60 единиц) на заборы, столбы, сараи – везде, где только можно, где люди сумели бы поутру увидеть и быстро прочесть текст.
Но тогда это было ради каких-то высоких целей. И это ещё можно было понять. Люди рисковали жизнью. Сейчас же расклейка чаще всего проводится с целью сделать на этом деньги. Многие даже умудряются строить на этом большой, быстрый и довольно прибыльный бизнес. А некоторые, ещё более предприимчивые люди, позиционируют это плебейское занятие, как крайне прогрессивную бизнес-идею. И продают её желающим быстро выстроить свой бизнес с минимумом затрат.
Я лично убедилась: Интернет сейчас кишит предложениями различных рекламных агентств, готовых на заказ изготовить рекламные листовки или объявления, продумать их дизайн, район расклейки, а также готовых самостоятельно расклеить ваши объявления (листовки), да ещё и представить соответствующий фотоотчёт. В общем – любой каприз за ваши деньги. В подобных предложениях агентства прямым текстом указывают, что расклейка обычно проводится на досках объявлений, остановках общественного транспорта, подъездах, стенах зданий и т. д. Такой вид рекламы даже выделяется в отдельное направление, называется «быстрой рекламой», и, по словам некоторых, с позволения сказать, рекламщиков, имеет множество преимуществ, среди которых: оперативнось, доступная цена и широкий охват аудитории. Якобы вашу рекламу увидят около 80–90 % населения в районе расклейки.
Впрочем, если у вас нет возможности воспользоваться услугами подобного агентства, но очень нужно дёшево и быстро расклеить свои объявления, то и тут о вас позаботились «добрые люди». Я нашла несколько сайтов, которые содержат основные правила и советы по расклейке объявлений, для «чайников» так сказать. Желающих экипируют до зубов всеми необходимыми знаниями. Подскажут, как правильно выбрать формат, бумагу, текст объявления, где разместить, в каких районах города, в каких местах, на какой высоте. Расскажут, как и чем лучше крепить объявления. Даже посоветуют, как лучше одеться, собираясь на улицы города с клеем и листовками. И – в путь-дорогу! Идите, засоряйте своей макулатурой город.
Расклейка объявлений быстрыми темпами перерастает в настоящую индустрию. Этому способствует отсутствие противодействия со стороны государства и общественности, а также фактическое отсутствие наказания за подобные действия.
3 миллиарда гривен
Всё же нужно отметить, что в Киеве власти в последнее время немножко зашевелились. Главное управление контроля за благоустройством г. Киева Киевской городской государственной администрации совместно с налоговиками и милицией в феврале 2011 года провело рейд по выявлению расклейщиков рекламных объявлений на столбах Киева. Хотя мне лично непонятно, почему выделили только столбы, если объявления – везде? Как сообщает пресс-служба КГГА, в ходе рейда, который проходил в Деснянском и Днепровском районах города, «были выявлены нарушители, которые размещали рекламные листовки на городской инфраструктуре». Согласно сообщению, профильное управление КГГА приняло соответствующие меры административного воздействия. А все материалы были переданы в Государственную налоговую милицию для установления законности предоставления услуг по изготовлению и размещению рекламных листовок.
По словам начальника ГУКБ Киева Сергея Садового, проблема несанкционированного расклеивания объявлений действительно существует, особенно в местах массового скопления людей. И это, несмотря на то, что в районах города установлены специальные доски (их, в частности, можно увидеть на подъездах жилых домов). По мнению чиновников, внешний вид города в основном портят частные предприниматели и коммерческие структуры. Особенно страдают от расклейки коммунальные предприятия, у которых на балансе опоры освещения, остановки общественного транспорта и здания: только объявления сорвут, как на следующий день всё возвращается на свои места.
Кроме того, как подчеркнул Садовой, существуют определённые трудности в привлечении нарушителей к административной ответственности. Дело в том, что нарушитель разыскивается по наклеенному объявлению. Специалисты ГУКБ звонят по номерам, указанным в объявлении и приглашают расклейщика в управление для составления протокола. Конечно же, как вы понимаете, нарушители – не идиоты и в управление не спешат. Тогда ГУКБ приходится обращаться в правоохранительные органы, чтобы те помогли установить личность нарушителя по номеру телефона и приняли соответствующие меры. В общем, тягомотина ещё та...
К слову, на очистку лишь одного столба от несанкционированной рекламы из бюджета города тратится от 85 до 103 грн. В целом же на освобождение и восстановление городской инфраструктуры в прошлом году было потрачено более 3 млрд наших с вами кровных бюджетных гривен.
В масштабах страны
Не меньшие убытки в борьбе с рекламно-бумажным спамом несут и другие города Украины. Например, в Виннице, по словам начальника инспекции по контролю за благоустройством и санитарным состоянием города Алексея Зубрицкого, в течении прошлого года было составлено около 20 протоколов об админправонарушениях. В Мариуполе тоже работает такая инспекция. Она же занимается вычислением недобросовестных рекламопроизводителей и рекламодателей.
Недавно мне довелось пообщаться с главой правления Подольского регионального центра политических и социальных исследований Виктором Мищишиным. По его словам, в последнее время в Каменце-Подольском ситуация с расклейкой уже не такая критическая, как была раньше. В городе действует инспекция по контролю за благоустройством, созданы специальные места для расклейки объявлений и рекламы. Кроме того, в самой популярной местной газете уже более 15 лет (!) действует рубрика бесплатных объявлений, которая оттягивает на себя большой поток текущей рекламы.
Впрочем, тут есть другая проблема. Чаще всего, и в Мариуполе, и в Виннице, так и в других городах страны, заложниками ситуации оказываются не заказчики, а исполнители – люди, которых поймали «с поличным» во время расклейки объявлений и рекламных листовок. В основном это – студенты, пенсионеры и временно не работающие граждане, зарабатывающие, говоря грубо, на кусок хлеба. Некоторые попадаются неоднократно.
В общем, как не крути, а ситуация с расклейкой оставляет желать лучшего. Мне кажется, что тех мер, которые уже задействованы, слишком мало. Необходимо вести комплексную борьбу с рекламно-бумажным спамом, прибегая одновременно к нескольким способам пресечения этого беспредела. Кроме того, для большей эффективности нужно использовать опыт разных городов и даже разных стран.
А как у них?
Сейчас активная борьба с расклейкой объявлений ведётся в соседней России. Причем способы противодействия самые разнообразные и в каждом городе свои. Чаще всего просто нанимают на деньги налогоплательщиков бригады «обдирал» и те целую ночь чистят город. Но случаются и нестандартные методы решения проблемы. Например, необычный способ инициировала одна из московских рекламных компаний, устанавливающая рекламные стенды возле подъездов. Жителям, ставшим свидетелями незаконной расклейки, предлагается сообщить организаторам номер и адрес предприятия, которые указаны в объявлении и, по возможности, описание внешности расклейщика. За это «ловец» получет приз: открытку на околоподъездном стенде, в которой можно поздравить своих близких и родных.
В Иркутске расставили по городу для размещения бесплатных объявлений специальные тумбы, а в Бишкеке – столбы на центральных остановках защитили сеткой. В свою очередь, в Хабаровске, как сообщает «Комсомольская правда», используют недорогую, но очень эффективную меру борьбы: все вертикальные поверхности, которые облюбовали «бумажные спамеры», очищают и обрабатывают специальным веществом – «антиклеем». К обработанной им поверхности просто невозможно ничего приклеить. Такой состав действует в течении полугода после обработки. Как показывает практика, обработка «антиклеем» обходится в разы дешевле, чем проведение очистки и ремонта инфраструктуры. В Москве таким веществом покрыты даже некоторые памятники (например, Маршалу Советского Союза Жукову).
Впрочем, есть одно «но». Такая борьба – это, по сути, борьба с собственно объявлениями, а не расклейщиками, а тем более не с их работодателями-скупердяями, которым жалко потратиться на санкционированную наружную рекламу. А ведь все они – не анонимны. И это обстоятельство, к слову, уже пытаются использовать. В Китае, в частности, решили брать рекламодателей измором – ставят указанные в объявлениях номера телефонов на принудительный автодозвон с интервалом в несколько минут, таким образом, напрочь блокируя работу фирмы. И уже через пару дней механический голос телефонного робота начинает сниться рекламодателю в кошмарных снах. Этим методом собираются воспользоваться и в Москве. А в Краснодаре технологию измора решили даже усовершенствовать – чтобы избавиться от надоевших звонков «авторам» объявлений нужно прийти и заплатить штраф.
Можно поступить ещё радикальнее. Принять закон, который бы разрешал отключать телефоны, указанные в незаконной расклейке. Как по мне, неплохой метод.
Кстати, о законах
В поисках информации, необходимой для написания этой статьи, мне пришлось пересмотреть на сайте Верховной Рады множество интересных документов и законов. В результате я, человек не особо посвященный в юриспруденцию, политику и законодательные процессы, пришла к субъективному выводу: законодательная база Украины во многих вопросах недоработана, а часть законов попросту устарела и нуждается в поправках и дополнениях. Как вот, например, Закон Украины «О рекламе». В 2008 году народный депутат Виктор Уколов подал на рассмотрение проект закона № 3569 http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511=34091 о внесении изменений в Закон «О рекламе», изменения касались установления ответственности за размещение рекламы в неприспособленных для этого местах. Но, к сожалению, как это часто у нас бывает, этот важный законопроект был отклонён и снят с рассмотрения. Таким образом, фактически, наши горе-законодатели дали зелёный свет дальнейшей незаконной расклейке объявлений и рекламы, поспособствовав загаживанию столицы и страны в целом.
Кроме того, пересмотрев Кодекс Украины об административных правонарушениях, я поняла, что у нас не так уж и строго наказывают за такое правонарушение, как незаконная расклейка. Чаще всего привлекают к админответственности по статье 152 КУоАП, где сказано что нарушение государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства на территории населённых пунктов влекут за собой наложение штрафа на граждан от 20 до 80 необлагаемых минимумов, и на должностных лиц, граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от 50 до 100 необлагаемых минимумов.
Я глубоко убеждена, что расклейщиков объявлений и рекламы, а также заказчиков и производителей подобного вида рекламной продукции, необходимо штрафовать не только по ст. 152 КУоАП, а ещё и и по статье 186 КУоАП (самоуправство), где чётко определяется, что самоуправство – это самовольное, вопреки установленному законом порядку, совершение своего действительного или мнимого права, которое не нанесло существенного вреда гражданам, либо государственным или общественным организациям. Здесь, правда, другие уровни штрафов – для граждан от 3 до 5 необлагаемых минимумов и предупреждение, для должностных лиц – 4–7 необлагаемых минимумов. В этом вопросе меня поддержал упомянутый ранее Виктор Мищишин, заявив что незаконную расклейку объявлений в непредназначенных местах не только можно, но и нужно, кроме прочего, приравнивать к самоуправству.
Пока у нас нет отдельной статьи Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая чётко регулировала бы ситуацию с расклейкой объявлений и рекламы в непредназначенных для этого местах, нужно бороться хотя бы теми способами, которые доступны. Лишь бы было кому бороться. Лишь бы тема эта «цепляла» не только таких энтузиастов, как я, но и чиновников, которые, в основном, пустили всё на самотёк.
В свете предстоящих событий
Думаю, со мною согласятся большинство читателей – нужно уже сейчас серьёзно ужесточить меры по борьбе с незаконным расклеиванием объявлений, чтобы в будущем не лить горькие слёзы. Ведь не за горами чемпионат Европы по футболу ЕВРО-2012. Всем ясно, что количество желающих заработать на приезжих в разы увеличится и, соответственно, столицу с новой силой захлестнёт бумажный бум, а киевлян (настоящих киевлян) – чувство стыда за родной город.
Впрочем, слабую надежду на улучшение ситуации, подают городские власти. По их словам, в ближайшем будущем планируется наладить более эффективную работу с правоохранительными органами по установлению личностей нарушителей, а помимо штрафа по ст. 152 КУоАП, горе-рекламистам придётся ещё и заплатить штраф за порчу городского имущества.
И напоследок… хочу обратиться, воззвать к самим киевлянам и тем, кто проживает в столице временно. К их совести. Только от каждого из вас зависит, каким будет облик нашего родного Киева. Ведь не зря же говорят: не там чисто, где убирают, а там, где не мусорят. Хватит уже руководствоваться стадным инстинктом, мол «если другие клеят, то и мне можно, ведь одна моя бумажка роли не сыграет». Такой откровенно примитивный способ мышления, конечно, удобен, но он ведёт нас в тупик и превращает город в свалку.
Алёна ХОДЧЕНКО, активист гражданской кампании «Форум спасения Киева», одна из инициаторов создания
политической партии «Форум»