1.1 Зооагрессия.
Убить животное только для того, чтобы лишить его жизни, все равно, что убить человека в себе. Известно, что причинение смерти живым существам может предшествовать другим деструктивным поступкам, например убийству человека и является как бы этапом развития злокачественной агрессии. В настоящей статье мы обратимся лишь к тем убийствам животных, которые совершаются несовершеннолетними с особой немотивированной жестокостью и садизмом.
Еще древнегреческий философ Пифагор предупреждал о пагубных последствиях подобных деяний. Он говорил: «Строго накажи своё дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство». Время показало правоту его слов. Действительно, многие патологические личности в детстве мучили животных. Известный маньяк А. Сливко увлекался выращиванием кроликов, а потом умерщвлял и разделывал их. А. Сальво, по прозвищу «бостонский душитель» в детстве закрывал собак в картонные коробки и затем стрелял по ним из лука навылет. Э. Кемпер убивший 8 женщин, в том числе свою мать, еще ребенком отлавливал кошек и отрезал им головы. Другой серийный убийца В. Кулик предпочитал их вешать. Людоед Малышев также с ранних лет пристрастился к убийству бродячих животных. Сначала он только убивал их, потом стал съедать. Чуть позже начал охотиться за людьми. 20-летний Д. Мэйси, отрубивший голову 13-летней девочке и застреливший ее брата, начал свою криминальную карьеру с истязаний кошек и собак. Органы погибших животных он хранил у себя в холодильнике. Д. Хьюберти, расстрелявший 21-го человека в ресторане быстрого питания, позже вспоминал, что первый опыт насилия приобрел, будучи подростком: из пневматического ружья расстрелял соседского пса. К.Э. Коул, погубивший 35 человек, на суде признался, что первое убийство совершил еще в детстве, задушив щенка. Б. Спенсер, убившая из винтовки двоих школьников, в полиции созналась, что любимым развлечением ее молодости было поджигать кошкам хвосты. Д. Дамер, расчленивший 17 человек, до этого практиковался на лягушках и кошках. Он протыкал их иглами и т.д. Этот список можно продолжать и дальше.
Некоторые специалисты считают, что около «60% будущих серийных убийц в детстве обнаруживали специфически жестокое отношение к животным» (Бухановский, 2003). Более того, установлено, что серийные насильники деперсонифицируют своих жертв, в каком-то смысле, сближая их с животными (Старович, 1991). Профессор лондонского «Института здоровья детей» Д. Скьюз утверждает, что «каждый третий педофил в детстве жестоко обращался с животными». Неслучайно, что при обследовании лиц, совершивших садистические изнасилования, рекомендуют расспрашивать их о подростковом делинквентном поведении. Детьми они нередко принимали участия в драках и проявляли жестокость к животным (Groth A.N., 1979).
Сведения из других источников подтверждают высказанные предположения. Д. Хеллман и Н. Блэкман «выяснили, что 75% из тех, кто обвинялся в преступлениях, связанных с насилием над личностью, в детстве издевались над животными». По другим данным, свыше 85% подростков, совершивших тяжкие преступления, ранее обращали на себя внимание жестокостью с животными (Семенова, 1970).
Также была установлена связь жестокого отношения к животным и жестокого отношения к детям. «По результатам исследований, из 57 семей штата Нью-Джерси, в которых издевались над детьми, в 50 издевались также и над животными. Эксперты, изучившие 23 британские семьи, в которых животные подвергались издевательствам, выяснили, что в 83% из них дети подвергаются жестокому или пренебрежительному обращению…[Таким образом] дети, которые мучают животных, скорее всего, просто повторяют то, что наблюдают дома; подобно своим родителям, они реагируют насилием на злость или раздражение… Жестокость в семье является самой распространенной причиной детской жестокости к животным».
Все сказанное говорит об актуальности проблемы жестокого обращения с животными. В ходе ее изучения был предложен термин «зооагрессия». Она понимается как «нанесение ущерба живой природе, жестокое обращение с животными… [и] включает в себя… браконьерство, кражи животных, другие виды человеческой деятельности, наносящие ущерб фауне». С нашей точки зрения, к объектам зооагрессии целесообразно отнести не только животных, но и некоторые виды растений (например, умышленное выжигание лесов). Вместе с тем, не стоит забывать, что промышленные и научные убийства животных зооагрессией не являются.
Подростковая зооагрессия имеет свои особенности. Как правило, она осуществляется в форме истязаний домашних животных группами подростков или единолично. Такая жестокость носит как бы локальный характер, она не приобретает массовых масштабов, столь характерных для преступлений взрослых: браконьерства, краж и контрабанды животных. Хотя в некоторых из этих правонарушений также участвуют подростки.
Следовательно, подростковая зооагрессия имеет враждебный, выражающийся в истязаниях животных, либо инструментальный характер, когда главной целью является получение прибыли от краж или промысла живых существ. Мы исходим из предположения, что враждебная зооагрессия является манифестацией деструктивного паттерна поведения подростка, симптомом психического расстройства, одним из проявлений которого в дальнейшем могут быть жестокие преступления против личности. Именно с этим связана первостепенная важность изучения враждебной формы подростковой зооагрессии. От других типов зооагрессии ее отличает ряд следующих признаков:
§ Особая жестокость, означающая, что животное подвергается избиениям, истязаниям; используется для ненаучных опытов, ему причиняются неоправданные страдания или применяется мучительный способ его умерщвления. Охоту и другие виды промысла с применением калечащих орудий следует рассматривать как особую жестокость только в том случае, если причинение страданий входило в мотивацию. Жестокое обращение может осуществляться в форме бездействия, т.е. в виде лишения животного пищи, воды, помощи. Все животные (дикие, дикие животные в неволе, синантропные, безнадзорные, одичавшие и бродячие домашние животные, животные, используемые в сельском хозяйстве) оказываются в сфере правового регулирования по вопросам защиты их от жестокого обращения. Особая жестокость в ряде случаев может рассматриваться как специфический признак подростковой зооагрессии. Давно известно, что «дети обращаются с животными почему-то более жестоко, чем взрослые люди», - считает профессор АГАУ В.Жуков.
§ Рецидивность, т.е. систематически повторяющаяся потребность в зооагрессии. Изучение более 100 случаев жесткого обращения с животными показало, что «потребность в повторении таких поступков отмечается почти у 75 % зарегистрированных лиц. Чаще всего отмечались групповые поступки. Выявился возрастной пик участников – 11–16 лет».
§ Провокативность - это стремление агрессора выдать свои деструктивные действия за самооборону. Для этого подросток своими намеренными действиями вызывает у животного агрессию, после чего «обороняется». «Часто эти люди искали прикрытие своей склонности, стремились обеспечить себя законным и благовидным предлогом: необходимостью борьбы с бешенством; тем, что собаки нападают ни с того ни с сего и т. д. Чтобы разобраться… мы провели анализ записей почти тысячи случаев покусов животными, зарегистрированных на пастеровской станции Москвы. Было обнаружено, что, как правило, покусы были спровоцированы потерпевшими. И опять четко проявился возрастной пик – около 15 лет».
§ Немотивированность агрессии, когда подросток не может четко объяснить причин и оснований своих поступков, либо объясняет их нелепо: «убивал просто так», «интересно», «от скуки», «животные вредны и гадят», «кошка меня исцарапала», «моя соседка котят топила. Она меня и научила...», «кошки разносят инфекцию» и проч.
§ Склонность к усугублению тяжести агрессии. Это значит, что вслед за жестоким обращением с животными подросток может совершить насилие и по отношению к человеку. «По словам антрополога Маргарет Мид, «самое опасное, что может произойти с ребенком - это если он убивает или мучает животное и это ему сходит с рук». Ужасающее впечатление производит следующий случай: двенадцатилетний Эрик Смит задушил соседского кота садовым шлангом; его простили, посчитав это невинной шалостью. Год спустя он убил четырехлетнего Деррика Робби». В рамках исследования «Студенчество и охрана природы» московский уголовный розыск провел проверку судеб тридцати подростков, ранее замеченных в жестоком обращении с животными. «Среди них выявился повышенный процент [лиц]… привлеченных позднее к уголовной ответственности с лишением свободы за правонарушения».
Считаем, что указанные признаки детско-подростковой агрессии требуют уточнения.
1.2 Формы враждебной зооагрессии.
Способы выражения зооагрессии многообразны. Приведем лишь самые распространенные из них:
§ ударение животным об пол, стены. Животное предварительно связывается либо зажимается в руке и потом с силой ударяется об асфальт или любую другую твердую поверхность. «Несколько лет назад в Котласском районе молодой человек зарубил топором… отца. Когда-то он… убивал кошек: видел бежавшее по улице животное, ловил и бил его головой о забор». Суд Промышленного района Ставрополя вынес приговор по схожему делу, признав 18-летнего местного жителя виновным в убийстве животного. Как сообщает местная пресса, в конце апреля 2005 г. осужденный совершил убийство полуторагодовалого кота. Сначала он «опалил зажигалкой морду животного, затем связал ему лапы проволокой и со всей силы швырнул. Кот ударился о забор». Как сообщает агентство «Интерфакс», подросток намеренно целился в забор. На одном из форумов г. Петрозаводска молодой человек делится воспоминаниями о своем опыте расправы с животными. «В детстве, годах 8-9, наверное, проводил я лето на базе отдыха. Познакомился там с парнем старше меня из Москвы... И вот однажды он показал мне, как убивать лягушек. Ловил лягушку и с силой кидал на камень. Лягушка разбивалась почти вдребезги. Из пасти вываливались кишки, она дергалась в судорогах несколько секунд. Я видел это и не испытывал при этом никаких негативных эмоций, просто любопытно было. Потом и сам попробовал. Точно ощущений не помню, но, наверное, понравилось».
§ удушение. Оно может производиться веревкой, шлангом, руками и любыми подручными материалами. В городе Нолинске 17-летний Сергей Потапов и 16-летний Дмитрий Буланов расправились с бездомными кошками. Как выразились молодые люди, кошки «гадили в подъезде. Там все время дурно пахло». Именно это будто бы послужило причиной убийства. Одной кошке отрубили топором лапы и голову, а другую, «надев [ей] на шею веревочную петлю, пытался задушить, держа веревку в руке, Д. Буланов. Ее мучения прервали ударом обуха топора по голове и тоже расчленили».
§ сбрасывание животных с крыш домов. Выбираются, как правило, высотные здания и оттуда животное сбрасывается.
§ поджигание. Это один из самых частых приемов расправы с животными, встречающийся среди подростков. Как мы увидим позже, некоторые исследователи отмечают связь между склонностью подростка к пиромании и жесткостью к животным. Приведем несколько таких примеров. «Три британских подростка привязали… йоркширского терьера к ракетам для фейерверка, в результате чего тело собаки разорвало на куски. После этого подростки кинулись фотографировать изувеченный труп собаки фотокамерами своих мобильных телефонов». «Eagle-Tribune» сообщает о 13-летнем мальчике, который бросил своего кота в огонь, потому что животное исцарапало его за несколько дней до этого. «Вятский наблюдатель» пишет о том, что в г. Кирове среди подростков стали популярны поджоги кошек. Молодые люди «в возрасте 15-16 лет обливают бензином кошек и поджигают их или жарят их живьем на костре.… По данным местных жителей, юные живодеры умертвили подобным способом, по меньшей мере, 30 животных». В Брянске возрастной порог «поджигателей» еще ниже. «В одном из дворов в центре Брянска десятилетние мальчики бросили в костер, где догорал весенний мусор, черного котенка. Пока животное визжало и извивалось, его придерживали палками, затем позволили убежать». Иногда кошек запирают в коробки, которые, в свою очередь, поджигают.
§ членовредительство, отрубание конечностей или головы, т.е. отделение частей тела животного. Перебивание лап, выкалывание глаз, отрезание ушей, иногда вырывают зубы, предположительно плоскогубцами (подобный случай произошел в г. Шахтострое). «Черноголовская газета» рассказывает о подобном происшествии. Так, «мальчик… отрубил голову попавшейся ему под руку кошке и повесил изувеченный труп животного на заборе для всеобщего обозрения. Уголовное дело по ст. 245, касающейся жестокого обращения с животными, не может быть возбуждено лишь по причине малолетства живодёра: ему ещё не исполнилось 14 лет». Иногда животное могут заживо разорвать при помощи нехитрых приспособлений. «Изверги привязали животное [кошку] капроновым шнуром к двум деревьям и разорвали его на части».
§ расстрел из оружия (пневматического, огнестрельного, метательного). Стрельба не имеет промысловых целей и осуществляется без достаточных в этом смысле оснований. Жертвами этих действий чаще всего становятся птицы, мелкие домашние животные. Газета «Деловой Александров» в одном из репортажей написала про женщину, которая «не раз наблюдала, как во время каникул дети просто так, от нечего делать, издеваются над животными. Ее кот погиб от того, что в него выстрелили, причем, дважды из какого-то самодельного оружия».
§ умерщвление животных с помощью холодного оружия. Это закалывание животного при помощи ножей, металлических прутьев и тд. «Против 17-летнего Евгения Джелохванова выдвинули обвинение в жестоком обращении с животными. На допросе в суде Евгений признался, что ему нравилось смотреть, как кошка дергает головой, цокает зубами, когда он протыкает ее металлическим штырем... Его приговорили к году исправительных работ». О похожем случае пишет газета «Известия». «Молодая девушка Юлиана Романова… натравила своего пса на бесхозную, как она думала, псину, а потом, достав из разноцветного рюкзачка столовый нож, хладнокровно зарезала собаку».
§ утопление. Данное действие происходит, когда животное насильно лишается возможности плыть и выбрасывается в водоем. Иногда жертву не связывают, но как только она начинает выплывать, животное забрасывают камнями. При этом убийство напоминает спортивное соревнование - камни бросают в голову на меткость.
§ натравливание других животных. Иногда на кошек и ослабленных собак натравливаются более сильные собаки. В. Копьин подробно описывает случай глумления над животным. «Паренек взял на руки… котенка, но направился почему-то не к подъезду, а к металлическим гаражам, что стояли напротив. Там веселилась компания подростков - две девушки и двое парней. На… поводках брызгали слюной и скалились… псы. Одна из подружек протянула руки и, сказав: "Дай, я сама!", забрала котенка… В тот же миг она его отпустила на землю между рвущимися с поводков грозными псами. [Раздался] душераздирающий вой…».
§ сдирание с живого животного шкуры. Подобный инцидент зафиксирован в г. Котласе, где «вскрылись подробности истязаний: сначала живодеры привязали на шею [кошке] веревку, таскали ее по бетонному полу, пинали, бросали в нее камни, затем подвесили и с живой принялись сдирать шкуру. Когда животное уже билось в конвульсиях, один из подростков ножом вспорол ей живот...».
§ вспарывание живота (в т.ч. беременным животным);
§ избиения животных в виде нанесения ударов, побоев. Некоторые подростки охотно об этом рассказывают: «Однажды я ударил котенка. Рукой. Он прямо таки крякнул... Короче звук какой-то издал. Я ему добавил. Добавлял, пока он сознание не потерял. Или он, наверное, умер. Кстати, меня слабо заботит боль животных. Они дурные и бесчувственные. У меня была собака, которую я избил, так что она умерла. Так суть в том, что бьешь ее, бьешь, причём сильно. А потом позовёшь её, а она уже и бежит хвостом виляет. Приходилось сильнее бить». Газета «Красная искра» описывает другой случай с избиением животного. Маленького котенка «заметил 17-летний изувер. Подбрасывая его вверх, юноша из всех сил бил его ногой, слёту, как футбольный мяч. За этой расправой с интересом наблюдал мальчик помладше – ученик 7-го класса местной школы. Когда после очередного удара котенок задергался в конвульсиях, оба подростка с удовольствием добили его».
§ причинение животному неоправданных страданий включает все остальные способы издевательства над животными (сбрасывание в вентиляционные люки домов; замазывание глаз цементом; обливание животного химическими реактивами, например, кислотами, щелочами; введение в анальное отверстие или во влагалище животного посторонних предметов. Примеров подобного обращения с животными достаточно много. Приведем лишь несколько из них. «Мальчики сидели на корточках и громко смеялись. Трое держали кошечку, четвертый, постарше, лет двенадцати, сзади вбивал в нее палку». Причинение неоправданных страданий может заключаться также в создании плохих условий содержания животного. Домашних питомцев «держат впроголодь, даже без воды, не разрешают им передвигаться по квартире. И кошка, и собака, бывает, постоянно привязаны к табуретке или батарее. Другие, напротив, целыми днями и ночами бегают по улице без присмотра. Известно и такое: семья - мать с сыном - держат в квартире множество кошек и несколько собак голодными, больными. Животные часто умирают, их складывают на балконе. Собак же держат, как узников, в ванной или в туалете. Когда к ним пришла комиссия с проверкой, проверяющие были в шоке: собаки-полутрупы с кожными заболеваниями еле держались на ногах без света и воздуха… Известны случаи, когда дети издеваются над животными, колотят их с молчаливого согласия своих родителей. Однажды к нам поступило сообщение о том, что в подъезде живет семья, не выводившая свою собаку на улицу в течение трех лет!».
1.3. Формы инструментальной зооагрессии.
В.Ф. Пирожков различает следующие формы инструментальной зооагрессии:
§ браконьерство подростков, т.е. незаконная охота на зверей и птиц и незаконный лов рыбы и водных животных.
§ нелегальный ввоз в страну для продажи редких животных. На некоторых этапах этого преступления участвуют преступные группы несовершеннолетних.
§ кражи животных (домашнего скота, пушных зверей с целью наживы и др.)
Полагаем, что к перечисленным видам зооагрессии можно добавить еще два, а именно:
§ использование животных в качестве орудий преступления. Уже в Ветхом завете описан подобный случай. Самсон связал хвосты лисицам, поджег их и запустил к неприятелю. «И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны, и нежатый хлеб, и виноградные сады, и масличные». Как сообщает CNN, современные поджигатели до сих пор успешно используют опыт библейского героя. Полиция Колорадо задержала двух молодых людей в возрасте 18 и 22 лет при попытке поджога средней школы г. Арвада. Они поступили следующим образом. Поймав кота, правонарушители, облили его бензином, подожгли и забросили на крышу школу в надежде поджечь здание.
§ косвенная агрессия к кому-либо из мести, зависти, ненависти осуществляемая путем жестокого убийства животного, принадлежащего объекту агрессии.
Необходимо отметить, что деление зооагрессии на инструментальную и враждебную достаточно условна. Как мы показали, инструментальное насилие может совершаться с не меньшей, а то и с большей жестокостью, чем враждебное.
Бесспорным является тот факт, что мониторинг детской и подростковой зооагрессии является важным элементом профилактики преступности вообще. Поэтому так важно при назначении наказания за жестокое обращение с животными, направлять малолетних правонарушителей на комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, а случаях садистической и рецидивной жестокости к животным назначать принудительное лечение. Не исключено, что подобные меры позволят своевременно обнаружить будущую деструктивную личность и снизить риск ее преступного поведения.