В Украине крестьянство перевелось. Наверное. Иначе я не понимаю, зачем в Одесской области был разработан пилотный проект программы по заселению иностранных беженцев в села с предоставлением им работы и жилья. Об этом в июне сообщил начальник отдела по делам миграций Управления миграционной службы в Одесской области А. Максименко. Приводя статистические данные, А. Максименко отметил, что в целом с начала 2011 года в миграционную службу Одесской области обратились 160 человек, желающих получить статус беженца. При этом Одесская область лидирует по количеству мигрантов. Большая часть беженцев — из Афганистана, есть также из стран Африки, Сомали и Коморских островов.
Почему беженцы с Коморских островов просятся именно в Одесскую область, я понимаю. Зачем им, таким теплолюбивым темнокожим товарищам, север Украины с его холодами и дождями? Они привыкли за спичками на лодках в Мтвару и Нампулу ездить, а там как раз Экваториальная Африка. То есть тепло. И в Одессе тепло. Но вот зачем нам в Одесской области производители овса и ячменя с Коморских островов, не понимаю. Это же сколько времени пройдет, пока они поймут, чем зерновые отличаются от картошки? И что такое озимые, это от какого-такого слова «озимые» происходят?
Афганцы (не наши, а те самые) тоже к теплу привыкли. И тоже в Одесскую область очень хотят. Этим летом 19 афганских семей переехали в села Одесщины, пообещав нам большой прирост свиного поголовья. Но вот беда, главной сельскохозяйственной культурой в Афганистане, то есть на родине наших незваных гостей, являются конопля и опийный мак. 90 процентов всех наркотиков, поставляемых в Европу, приходят из Афганистана. И тогда опять же, зачем нам крестьяне, умеющие культивировать сверхрентабельные растения, и не глупо ли рассчитывать, что они бросят дурные, зато столь выгодные, вековые привычки, чтобы с трудом освоить методы выращивания украинских буряков?
Это удивительное по логике вещей постановление миграционной службы о заселении наших сел людьми чуждой нам культуры земледелия, и вообще чуждой нам культуры и менталитета, я вспомнила в связи с принятым ВР Законом «О рынке земли». Имеются в виду земли сельскохозяйственного назначения. Несмотря на явно негативный настрой всего населения Украины и даже выраженный под ВР бурный протест фермеров с буренкой в качестве группы поддержки, закон приняли, что называется галопом, в течение часа. Уж очень, видимо, хочется нашим нардепам поскорее приступить к закупкам.
Видимо, поскольку все заводы, фабрики, мартены и угольные копи уже проданы (читай: раскуплены, кем надо), а деньги еще в закромах остались (у кого надо), то требуется их с умом вложить. И самое патриотичное – это, конечно, вложить их в родную землю. Так что желающие купить у нас в стране есть. Их очень немного. Не у всех же такие деньги. А тех, у кого денег нет, никто и не спрашивает. Хотя земля, пока, вроде бы ихняя.
Есть в США такая организация USAID. Гуманитарная организация, помогающая за деньги простых американцев налаживать в других странах просветительские и гуманитарные программы. Эта организация работает в Украине уже несколько лет, и действительно много помогла в развитии разных полезных проектов. Сейчас она открыла новый проект Агроинвест, призванный помочь Украине с толком и результативно распорядиться нашим главным богатством – лучшими в Европе черноземами. То есть, подчеркиваю, принимать или нет, закон о продаже земли, решают слуги нашего народа, то есть наши родные депутаты. А американцы присоединяются уже потом – решили украинцы свою землю продать, значит, USAID будет учить их делать это в рамках закона. Но они только деньги платят, а работают в проекте Агроинвест наши соотечественники-украинцы. А значит, работают так, как нашему правительству надо.
Это я поняла, участвуя в семинаре о рынке земли, проводившемся Агроинвестом в Симферополе. Вроде как мы, журналисты, должны были поучиться разбираться в земельнорыночных отношениях на протяжении 6 часов. Но половину этого времени занял тренинг по эффективности написания новостей, сам по себе полезный, но не имеющий к земле отношения. Вторую половину семинара заняла пресс-конференция местных, крымских, товарищей, имеющих в отличие от тренинга самое непосредственное отношение к будущему рынку крымской земли. А потому ратующим за будущий (на то время) Закон двумя руками.
Это были Полюшкин Н.П. – замминистра аграрной политики и продовольствия АР Крым и Чабанов А.П. – голова Республиканского комитета по земельным ресурсам той же АР Крым. Один из них – владелец земли уже. И еще несколько экспертов-специалистов по земельному вопросу, тоже из тех же институций. Что такое пресс-конференция и чем она отличается от семинара – понятно. На семинаре можно высказать свое мнение, на пресс-конференции только задавать вопросы, не более трех, и молча съедать полученные ответы. Поэтому я позволю себе рассказать не только о тех вопросах, которые были заданы на пресс-конференции, и полученных ответах, но и о том, что я, как самая обычная гражданка Украины, об этом думаю. Потому, что у нас в Одессе есть такое ходячее выражение: «Как ты говоришь, так ты прав, а как я говорю, так я прав».
Говорить на семинаре журналистам не пришлось, поэтому я перефразирую таким образом: как ты говоришь, так ты прав, а как я думаю, так…
Итак, вопрос: сколько земли можно купить одному человеку? То есть в одни руки? Ответ: до 2 100 га. Что я думаю: а члены семьи, а чады и домочадцы? Набрать их можно «в одни руки» человек десять. Вот тебе и маленькое такое украинское поместье, в 21 000 га. А куда пойдут те селяне, что исконно жили на этой земле? Продавшие свои паи за бесценок, поскольку условий для развития частного хозяйства у них нет. В частности нет возможности взять на развитие хозяйства кредит не под 17 процентов, а так, как в Европе, под 0,3 – 0,5 процента, смотря где. Понятное дело, куда пойдут. Либо в батраки к новоявленному хозяину, либо в пригороды больших городов, где у них нет шансов хорошо устроиться, поскольку нет нужной для города профессии. И увеличат собой число городских люмпенов.
Вопрос: будет ли продаваться земля иностранцам? Ответ: нет, это прямо запрещено законом. Что я думаю: прямо продавать никто и не будет. Иностранцы будут скупать землю через подставных лиц. Номинальным хозяином будет украинец, получающий за это копейки. Или организуя совместные предприятия. Или беря их в фиктивную аренду. Снова через подставных лиц. А, кроме того, есть еще и такая лазейка: иностранцы могут приобретать в собственность земли несельскохозяйственного назначения, на которых расположены приобретенные ими в собственность здания и постройки. Размер этих участков земли не ограничивается. Как и возможности любых махинаций на этой почве.
Вопрос: могут ли владельцы земель снимать сверху жирный плодородный слой почвы и продавать его? Ответ: да могут, но только с земли, предназначенной для жилищного, дачного или гаражного строительства. Что я думаю: две бумажки о том, что здесь будет строиться дом, и никакого дома не надо, почву можно вывозить. Что на самом деле: уже вывозится в больших количествах. И дай Бог, чтобы пока только в пределах Украины, а не за кордон. Правда, есть поучительный опыт немцев. Во время ВОВ они вывозили роскошную украинскую землю в Германию вагонами и насыпали ее на свои каменистые и подзолистые грунты. Однако урожай такая почва давала только 2-3 года. Затем она развеивалась, коррозировала, и снизу проступали природные грунты Германии. Но это факт, известный историкам войны. Не все ж такие образованные.
Вопрос: зачем нам всем это надо? До сих пор жили нормально, не жаловались. В Украине, если не считать периода искусственного голода в 30-ые годы, проблем с аграрным сектором никогда не было. Ответ: для привлечения иностранных инвестиций. Вот откроем рынок земли, и иностранные инвестиции потекут рекой. Что я думаю: чего ж они потекут, если прямая продажа земли иностранцам запрещена? Ну, предположим, возьмут в аренду. Но чем это для иностранцев вложения в землю будут привлекательнее вложений в другие секторы украинской экономики? Если до сих пор не спешат вкладываться, то и не поспешат. Препятствие этому одно – нестабильность, даже не самой экономики, а всей украинской системы. Власти меняются и не просто меняются, а кардинально, с поворотом на 180 градусов. И какая бы ни была власть, но все принимаемые законы подстроены под ее собственные нужды. В том числе о земле.
Вопрос: а что будет, если кто-то купит землю со спекулятивной целью, то есть не будет сеять и обрабатывать, а отложит ее «гулять» до тех пор, пока цена на нее не вырастет в несколько раз? Откуда тогда возьмутся сельхозпродукты? Ответ: такой момент предусмотрен законом. А именно: Декрет Кабмина «Про державне мито» предусматривает для покупателей земельных участков, которые продаются в срок до пяти лет со дня приобретения, уплату пошлины: первый год – 100% от нормативной денежной оценки, второй – 90%, третий – 80%, четвертый – 70%, пятый – 60%. То есть держать землю и не обрабатывать становится невыгодно. Что я думаю: а зачем ее покупать каждому новому владельцу? Вообще не надо. Оформили договор аренды и никаких пошлин и платежей государству. Аренду можно оформить на 50 лет. И выплатить владельцу сразу же договоренную сумму, равную сумме продажи. Вот тебе скрытая продажа без всякой головной боли. В смысле отчислений государству. А кто из двух участников сделки проживет еще 50 лет, это Господь решит.
Вопрос: почему же не сделать так, чтобы государство само покупало землю у тех крестьян, кто от нее отказывается, и сдавало ее в аренду, кому хочет? Таким образом, наше общество будет более защищено от всяких негативных моментов. Ответ: так и будет. У государства приоритетное право. И только если государство отказывается от покупки, это право передается следующему в очереди. Что я думаю: во где жирнющая собака зарыта! Это ж сколько денег местный чиновник сдерет с потенциального покупателя за желаемый участок земли! За якобы отказ местной администрации купить данный участок. Наша земля точно станет бесценной! Вот для кого этот закон обернется поистине золотым.
Вопрос: как может вообще продаваться то, о чем в Конституции написано, что земля – это общенациональное достояние? Если оно общенациональное, то нельзя его продавать в частные руки. Ответ: земля всегда была общенациональным достоянием, но она же раньше принадлежала колхозам и совхозам. Что я думаю: колхозы и совхозы не были частными хозяйствами и очень строго контролировались государством, то есть именно общенациональным органом, каковым оно было на тот момент.
Но я, конечно, не специалист в области аграрной экономики. Я опираюсь на жизненный опыт и логику. Поэтому давайте послушаем, что заявил в своем интервью специалист – владелец крупного агрокомплекса – Андрей Корнацкий: «Будь-який закон, навіть найбільш досконалий, який, на відміну від цього земельного законопроекту, не соромно називати законом, можна обійти. Українське законодавство, а аграрне і земельне у першу чергу, абсолютно безтолкове. Я його називаю дебільним, тому що воно фрагментарне, суперечливе, антиселянське і антидержавне. Кожний спеціальний закон у нас недосконалий, тому його обійти можна без проблем. Якщо іноземець або іноземна компанія захоче купити 1, 2 чи 10 тисяч гектарів землі, нічого не забороняє їй це зробити».
Вот как! Значит, возможно, богатые иностранцы уже накупили в Украине земли? Но вот что рассказывает Андрей Корнацкий дальше: «Так склалося, що в університеті Патриса Лумумби я навчався і проживав з арабами в одній кімнаті. І зараз я підтримую з ними дружні і ділові стосунки, я маю друзів в ОАЕ, в Сирії, Іорданії, Бахрейні, Кувейті, Катарі, інших країнах.
Я вам можу не просто голослівно заявити, а можу показати відео і фотодокументи, коли ці араби уже приїжджали в Україну. Не кажучи про те, що вони мене до себе туди постійно тягнули і просили допомогти їм з придбанням землі, хоча б у оренду.
Вони і в минулому році ще приїжджали, але я, як людина чесна, не вмію і не хочу нікого «розводити», якщо застосувати загальнопоширений у нас термін. Я їм просто сказав: «Хлопці, майте на увазі, якщо будете інвестувати, то зараз половина усіх інвестицій має піти на власну потужну армію, озброєну до зубів, і на висококваліфіковану юридичну службу, тому що інакше не відіб'ємося, інакше, ці гроші будуть плакати».
Почему и зачем арабским шейхам понадобится армия, вооруженная до зубов? Да потому, что никто и не собирается привлекать к нам богатых иностранных инвесторов! Ложь это! Как только кто-то попробует честно купить землю (или взять ее в аренду) и начать обрабатывать, так тут же на него накинутся государственные рейдеры и выгонят вон! Потому что вся эта история с рынком земли затеяна только для того, чтобы несколько человек высокопоставленных украинцев, скупили как можно больше в одни руки и стали полновластными хозяевами той самой родной земли, за которую умирали наши отцы. Таких примеров уже есть множество. По роду работы уже приходилось мне разбирать отчаянные письма селян, у которых силой или хитростью представители райадминистрации отбирали их земельные паи или сертификаты. Либо себе, либо продавали их мелким бизнесменам. Там, где паи разбросаны или не слишком удобны, там мелкие собственники. Там, где огромные плодородные массивы, они должны, по плану украинских хозяев жизни, достаться более сильным хищникам из своих же. А иностранные инвесторы, на практике окажутся теми самыми нищими беженцами из Африки, которыми уже для вида заселяют Одесскую область и о которых говорилось выше.
А теперь представим себе такую картину, вся земля, в конечном счете, сосредоточится в руках двух «семей». Антимонопольный комитет у таких «семей» будет просто под подошвой. Он и так не работает, но сейчас не работает, потому что его чиновникам проще брать откаты. А в случае скопления самого большого национального достояния в руках одной – двух «семей», он просто не пикнет. И сколько тогда будет стоить наша картошка? Хлеб? Мы все станем заложниками в их руках. Вот для чего понадобилось разрушать сложившиеся веками отношения на земле, уничтожать украинское крестьянство.
Ладно, А. Корнацкий – крупный землевладелец, хозяин целого комплекса «Агрофирма Корнацких». Может, у него частные обиды на государство? Для объективности давайте послушаем «голос снизу», простого крестьянина. Вот что написал в православную газету «За истину» один из бывших аграриев, Виктор из Полтавской области:
«Все знают, что украинский чернозем – лучший в мире. Даже Гитлер вывозил его вагонами. Земля – наше национальное достояние: как в Сибири газ, в Кувейте нефть, так у нас – чернозем. Богатейшая аграрная страна – вот наша национальная идея – я так думаю. Когда распаевывали наши земли между колхозниками в 90-х годах, это всем крестьянам нравилось... Каждый год хозяйства платили крестьянам арендную плату за использование земельного участка. Тогда никто и не задумывался, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Прошло 20 лет независимости, из всех фермеров, что начинали хозяйничать на земле в 90-х годах, разорились все. Разорились все колхозы и совхозы. Сейчас все они в руках у инвесторов. Я агроном по специальности, три года работал фермером, три – заместителем генерального директора колхоза. И я на собственном опыте знаю, что честно работать на земле с прибылью в нынешних условиях без поддержки извне – невозможно. Но суть не в этом.
Понятно, что искусственно созданы такие экономические условия, чтобы крестьяне отказались от хозяйствования на земле и были готовы ее продать. Но когда я нашел в почтовом ящике листовку, в которой неистово доказывают преимущества от продажи сельскохозяйственных земель, то почувствовал, здесь что-то не так. Ведь это же тот самый метод, который используют сектанты, заманивая в свои секты. Ни Кучма, ни Ющенко не посмели замахнуться на самое ценное – на землю, а нынешние руководители вышли на финишную прямую. До финиша остался один шаг, и если наш православный Президент это сделает, то Украины как страны не будет».
Он уже это делает!
Нам остается одно – дышать воздухом. Он тоже общенациональное достояние.
Так что: украинцы, дышите воздухом! Хватайте, хватайте воздух, он пока еще не продается, он пока еще наш!
18.12.2011г.