Убожество наших школ и системы образования достойно венчает то, что называется «школьная линейка». Откуда это жуткое явление пришло в наши школы – с армейских плацов, из кадетских корпусов, из штрафбатов? Почему в торжественные и праздничные дни дети должны подолгу выстаивать, переминаясь с ноги на ногу? Почему до сих пор никто не восстал против этого позорного явления, которое можно охарактеризовать фразами «НЕ ВЫСОВЫВАЙСЯ», «ВСЯК СВЕРЧОК ЗНАЙ СВОЙ ШЕСТОК» и кучей подобных, направленных лишь на то, чтобы равняться, тупо таращить глаза и выпячивать грудь?
У меня был отличный повод убедиться в том, что праздновать и торжествовать дети могут без демонстрации каких-то верноподданических проявлений. Мы посетили Рождественские торжества в Нью-Хэмпшире, в школе. Случай был особенный – это был первый визит советских школьников, и вообще советских людей, в штат Нью Хэмпшир со времён подписания мирного договора между Российской империей и Японией в 1905 году (мы были на экскурсии на военной базе, где был подписан этот договор).
Наш визит широко освещался в местных СМИ. В школе проходили торжества по этому поводу, у нас брали интервью. Но, не поверите)), не было никаких линеек. Все мероприятия проходили в просторных залах. Люди (дети, в основном) сидели и никто никуда не равнялся.
Нам была предоставлена свобода посещать любые уроки в любых классах. Помню, как я пришла в 1 класс – просторное уютное помещение, пол которого покрыт толстенным ковром. На ковре столики, за каждым сидят 4 малыша. И тоже никто не равняется. Пятилетним трудно высидеть урок по стойке СМИРНО. За крайним столиком явно мается маленькая девчушка. Видно, что ей уже этот поход за знаниями порядком поднадоел – она то приляжет на стол, подложив руку, то откинется на спинку стульчика. В конце концов, не выдерживая, сползает под стол (на ковёр). Учительница происходящего как бы не замечает – не кричит зычным голосом, не мечет громы и молнии. Повалявшись пару минут, малышка встаёт и направляется в туалет, расположенный в пределах классной комнаты. Включает свет (выключатель расположен низко, с учётом роста первоклашек), заходит, через несколько минут выходит. Никто на этом не акцентирует внимание. Никаких «Можно выйти?» и грозных окриков. Процесс обучения идёт безболезненно и без особых напряжений. А главное, без унижений и запретительно-грозных окриков.
В Сиэтле я побывала в школе без всякого официального статуса. Была в гостях у своих камчатских друзей. Их сын получал отдельные уроки математики, поскольку российская программа далеко ускакала от американской. К нему, с учётом уровня его подготовки, приезжал университетский преподаватель. Я же пошла на урок математики в седьмой класс. Продолжительность урока – полтора часа, тема – площадь поверхности. Учительница жевала эту несложную тему полтора часа. Был опрошен по новому материалу КАЖДЫЙ. Видно было, что учительница неспроста распределяет, с кого начать закрепление материала и кем его закончить. Но самое главное – каждый ученик получил ОДОБРЕНИЕ учителя. Каждый услышал в свой адрес: «Какой же ты молодец!», «Как ты правильно обратил внимание на...», «ВЫ обратили внимание, как хорошо сформулировано...».
Короче, тупиц нет, все молодцы, и на каждом ответе все остальные приглашаются насладиться чьим-то триумфом.
Это я к новшеству Табачника, касающегося курсов физики и математики в средней школе. Это, пожалуй, единственный случай, когда я согласна с мэтром (или метром?:)) украинского просветительства. Далеко не всем в жизни нужны точные науки. Какие-то элементарные знания даются на элементарном уровне обучения. Не все имеют склонности к точным наукам, поэтому мне кажется, что целесообразней сосредоточить своё внимание на том, что даётся хорошо, а главное – что интересно. И главное – не все учителя той же математики демонстрируют хорошие знания своего предмета и способность передать эти знания детям. Обычно дети рано проявляют свои способности и приоритеты. Вот и надо дать им возможность определиться (с помощью родителей) и не тратить их время на то, что они никогда всё равно не будут знать. Короче, я за раннюю специализацию, которая соответствует способностям и склонностям ученика.
***
28 августа могло бы исполниться 65 лет актрисе, которую я очень люблю – Наталье Гундаревой. Она – не Макаренко и не Сухомлинский, но, наверняка, многие помнят, как она, женщина, у которой не было своих детей, сыграла мать-героиню в «Однажды 20 лет спустя». Я решила вспомнить о ней даже не по случаю её дня рождения, а потому что когда-то она произнесла фразу, которая, на мой взгляд, должна стать путеводной звездой в воспитании детей – маленьких граждан страны: «Опереться можно только на то, что сопротивляется». Эта трактовка сопромата, по-моему, должна быть поставлена во главу угла нашей системы воспитания и образования. Потому что мы хорошо знаем, что из тех, кто верноподданически таращит глазёнки, равняется, тянет носочки ...может вырасти только раб.