Продолжение. Начало см.: http://www.kontrast.org.ua/news/1781.html
http://www.kontrast.org.ua/news/1776.html
«Куда идем мы с Пятачком…»
Герои знаменитого мультфильма о Винни-Пухе сходили в гости к Кролику и элементарно, оборжавшись медом, не смогли вылезти из кроличьей норы. В этом положении оказались и высшие представители украинской власти, сходившие несколько раз в «гости» на Майдан посредством пресловутого «Беркута», они элементарно застряли в норе, попытавшись «разрулить» ситуацию. И сейчас ни туда, ни назад. Только ноги в крокодильих ботинках торчат наружу…
Сейчас Майдан действует как мощнейшая установка инфразвука, вызывающая резонанс во всей системе власти, построенной Януковичем и его командой. Украинская власть придумала гениальную в своей простоте стратегию. Организовав репрессии против активистов Майдана по всей стране, она принялась активно распространять в дружественных СМИ версию о том, что с украинскими гражданами расправляется вовсе не режим, а его оппоненты. Мол, Януковичу невыгодно обострять ситуацию, значит, побои и поножовщину все время организовывает кто-то другой. «Проклятая оппозиция» повсюду свои щупальца распростерла. И «Беркут» натравила на студентов 30 ноября, и Татьяну Черновол сама изуродовала. И вообще: все, что плохо – это от оппозиции по определению. А от Гаранта – лишь гарантированное хорошо.
В самом деле, давайте скажем нашему Гаранту «спасибо»! Шаг за шагом, бойня за бойней этот человек воспитывает в Украине то, чему, казалось бы, у нас уже никогда не случиться — пресловутое гражданское общество. Мы, в конце концов, поняли, что ждать от власти элементарной защиты своих прав не стоит и, более того, объединившись, мы способны дать отпор любым поползновениям на наши права.
Резонанс – явление коварное. И вследствие его по всей поверхности власти пошли трещины. Её представители в панике. И начинают либо зверствовать, либо, трусливо поджав хвосты, прятать голову в песок, словно страусы. Всего два примера. Заместитель председателя Луганской ОГА Эдуард Лозовский считает, что милиция с самого начала должна была использовать оружие против участников протестов в Киеве. Назвав участников Евромайдана «залетными гопниками», он предложил более радикальные методы действий в отношении них. «Банды залетных гопников захватили центр столицы, и только через месяц после нападения штурмовиков наци на Банковой, наконец, милиция имела право стрелять» – пишет Лозовский (в первом варианте поста было еще и «А чего не стреляли?» - авт). «А может, надо как Жуков в Одессе в 45-м?» - добавил он. Эти сентенции представителя власти возникли в результате известных событий возле Киево-Святошинского суда и райотдела милиции того же района.
Впрочем, не он один такой. Высокопоставленные представители киевской милиции заявили, что милиционеры имели полное право стрелять в активистов во время штурма Киево-Святошинского суда 11 января. Напомню, что в 1945 году в Одессе переодетые в гражданское офицеры Одесского военного округа по приказу его командующего Жукова без суда и предупреждения расстреливали каждого, кого они считали причастным к криминальному миру. Ради объективности, напомню также: поводом к тому зверству послужило то, что перед этим криминал очень жестоко расправился с несколькими милицейскими офицерами и членами их семей. В Киеве не было и близко чего-либо подобного тому поводу, но вот поиграть в войнушку у многих чиновников руки чешутся. Конечно же, сами они будут отсиживаться за стенами кабинетов под охраной милицейского спецназа.
Режим «донецких», в отличие от других диктаторских режимов бывшего СССР, пока маскируется под демократию. И потому не расправляется со своими конкурентами напрямую, как это делают Лукашенко в Белоруссии и Путин в России. Для расправы над неугодными украинские власти активно используют нанятых боевиков, причастность которых к правящей партии в случае поимки доказать весьма непросто. Но события под судом показали, что подобная маскировка скоро будет отброшена за ненадобностью.
Сдалась ли окончательно «партия войны» в окружении Януковича (или Путина) – покажут ближайшие несколько суток. Но крысы побежали с корабля. Пока лишь мелкие. Судья Киево-Святошинского районного суда Юрий Бурбела, который осудил «васильковских террористов», госпитализирован в реанимацию одной из киевских больниц. Судью с острой сердечной болью и повышенным кровяным давлением доставили в медучреждение. И сразу же появилась утка о том, что правоохранительные органы проверяют информацию об избиении народными депутатами и активистами в помещении Киево-Святошинского суда судьи, который признал виновными и приговорил «васильковских террористов». Но, скорее всего, судья просто спрятался, прекрасно осознавая, что вынося приговор по надуманному делу, сам совершил действия, не совместимые не только с законом, но и с общечеловеческой моралью. Закрадываются подозрения, что судья уже не доверяет эффективности его защиты государством и предпочел больницу. Но …
Власть уже ничего не стесняется. Даже собственной глупости. О том, что Богатырева давит на врачей с тем, чтобы те срочно выписывали избитую Татьяну Черновол домой, написано много. А вот опровержение Минздрава по этому поводу не воспринимается всерьез. Потому что, если та будет находится в больнице не более 21 дня, то нанесенные ей телесные повреждения можно будет оценивать как повреждения даже не средней, а всего лишь легкой степени тяжести. Властным утверждениям не верят потому, что они не раз были ложью. И чем дальше, ьтем больше власть демонстрирует свою способность врать в глаза. Даже мировой общественности. Если власть так защищает ублюдков, избивших журналистку, значит ублюдки исполняли заказ власти, считают украинцы. Но уже сложно сейчас чему-либо удивляться.
Хотя в свое время власть пыталась защищать и Пукача и даже отпускала его из зала суда. Но, в конце концов, власть и закрыла его. Об этом стоить поразмыслить, лежа на больничной койке, судье Юрию Бурбеле и его коллегам, которые ещё «при исполнении». А власти неплохо бы задуматься вот над чем. Свободные люди, которые сейчас восстали и борются за свои права, — это самообучающаяся армия, боевые единицы которой обмениваются телефонами, делятся соображениями в социальных сетях, учитывают все допущенные ошибки и берут на вооружение все удачные наработки прошлого сражения. Такая армия твердо знает, что своих сдавать нельзя. И не сдает, выходя на бой в самых, казалось бы, невыгодных ситуациях. И эта армия формируется именно на Майдане.
Крысы из корыта ПР побежали значительно раньше. Еще год назад 13 членов Партии регионов в поселке Черноморское, Коминтерновского района Одесской области, демонстративно вышли из партии. И демонстративно порвали партбилеты. Тогда инцидент постарались замять. Сейчас депутаты из областных и городских Советов уже выходят из фракций ПР. И этот процесс трудно остановить.
Джон Хербст работал американским послом в Киеве во время Помаранчевой революции и лично был вовлечен во многие процессы, которые сформировали новые политические реалии в Украине. Поэтому интересна его оценка Евромайдана. «В 2004 году оппозиция готовила свои действия, потому что знала о планах властей украсть выборы. Сейчас протесты на улице – это незапланированный сюрприз. Эти протесты спонтанны, они скорее напоминают Арабскую весну, чем Оранжевую революцию. В 2004 оппозиция знала, чего они хотят добиться в результате протестов – честных выборов и переголосования второго тура. На Евромайдане нет такой ясной цели. Сперва оппозиция требовала, чтобы Янукович ушел. Но это никогда не было реалистичной целью. Янукович выиграл на честных выборах в 2010 году. Вы можете сказать, что отказаться от соглашения с ЕС – это политическая ошибка. Вы можете сказать, что разогнать протестующих – это политическое преступление. Но даже этого недостаточно, чтобы требовать отставки президента. Да, это может быть основанием для снятия министра внутренних дел, который никем не выбирался, но не президента.
Сегодня у протестующих на Майдане нет критической, но реалистичной цели, которую бы приняли большинство украинцев. Это – главное отличие от 2004 года, и это причина нынешнего тупика».
Но и со стороны власти нет конкретных шагов к примирению. Пока нет признаков готовности властей идти на далеко идущие компромиссы и учесть настроения общества ради решения глубочайшего с 2004 года политического кризиса в Украине. Не хватает воли даже на убедительный тактический компромисс: закон об амнистии участников акций не работает, ГАИ «кошмарит» автомайдановцев, «неустановленные лица» систематически совершают насилие в отношении знаковых лиц движения сопротивления... Каждый день приносит новую информацию относительно прессинга власти на «целевые группы» с целью вывода из игры или уменьшения их активности.
Долгое время власть воспринимала санкции против своих чиновников скептически, да и, скажем честно, санкции против украинской власти со стороны США выглядели только пугалом, которым оппозиция время от времени «троллила» Януковича. Но в течение двух последних, майдановских, месяцев Банковая в своих отношениях с Америкой совершила головокружительный прыжок в пропасть. Санкции – это последний инструмент реагирования, который означает фактическое замораживание отношений с такой страной. Решение об их применении даются сложно, но Америка имеет такой опыт. И, в отличие от Европейского Союза, где решения принимаются консенсусом среди 28 государств, Вашингтон способен реагировать быстро и жестко. За два последних месяца были предприняты несколько решительных шагов в этом направлении.
Был принят проект резолюции Палаты представителей № 447, внесен 16 декабря 2013 года шестью конгрессменами. Проект гласит: «...в случае дальнейшего применения силы представителями властей против мирных протестующих Палата представителей может рассмотреть адресные санкции против тех, кто давал команды или был привлечен к применению силы». Вслед за ним принят проект резолюции Сената № 319, внесенный 11 декабря 2013 года одиннадцатью сенаторами: «в случае дальнейшего применения силы против мирных протестующих, президент США и Конгресс могут рассмотреть, следует ли применять адресные санкции, в том числе визовые ограничения и замораживание активов, в отношении лиц, ответственных за отдачу приказа или совершения насилия». И, наконец, заявление руководителя Хельсинской комиссии США сенатора Бена Кардина 11 декабря 2013 года: «Если украинская власть не предпримет конкретных действий для улучшения ситуации, международное сообщество должно серьезно рассмотреть вопрос о проведении дополнительных мероприятий, таких как адресные санкции против украинских чиновников, ответственных за нарушения прав человека, в том числе подавление мирных протестов».
А дальше все смахивало на снежную лавину. Сенатор от Аризоны и бывший кандидат в президенты США Джон МакКейн 19 декабря 2013 года резко заявил: «Администрация президента и Конгресс должны довести до сведения украинской власти, что дальнейшее насилие и другие примеры нарушения прав человека в отношении мирных граждан будут встречены адресными санкциями против виновных. Это не пустая угроза».
Вслед за ним официальный представитель Государственного департамента США Джен Саки предупредил: «Все варианты политики в отношении Украины, включительно с введением санкций, находятся на столе».
Часть украинского истеблишмента имеет ошибочное представление, что для введения санкций США нужно принять отдельный акт или даже специальный закон вроде «Закона Магнитского», что займет несколько лет и много часов изнурительных заседаний Конгресса. На самом деле, законодательная база для введения наказания против украинской верхушки уже давно существует. На сегодня есть как минимум две нормы американского права, которые позволяют наказывать украинских чиновников и их родственников путем запрета выдачи новых или аннулирования уже имеющихся виз.
И буквально с 13 января иностранные банки начали блокировать международные платежи украинских финансовых учреждений, заставляя их идентифицировать отправителей денег. В частности, американцы заставляют украинские банки дополнительно проверять своих клиентов на наличие против них международных экономических санкций. Против украинских чиновников индивидуальные санкции США пока не применялись, но, похоже, подготовка к их введению идет полным ходом.
А что Майдан? Многие носятся с идеей Гражданской войны. Но, как написал один украинский журналист, «Успокойтесь! Гражданской войны не будет! Те, кто ее анонсируют, выдают желаемое за реальность. Но забывают главное: гражданская война – это война одной активной части народа с другой активной частью народа. Одна часть активно, до дрожи в руках, хочет перемен, другая активно, с такой же дрожью в руках, не хочет этих изменений. Теперь скажите мне: вы где-то видите две одинаково активные части украинского народа? Я не вижу. «Беркут» вижу, «тітушок» вижу, «спонсорскую» зеленку вижу, заказное «правосудие» вижу, а две не согласных друг с другом половинки одного народа – нет!
Почему же их нет, этих половинок? Почему только одна половина проявляет активность, заявляя словом и делом о своем желании жить по-другому? Почему вторая половина молчит и смотрит украинский телевизор? Или соглашается под обещанные 400 гривен поехать на митинг для защиты власти на предоставленном властью автобусе, а потом, вернувшись домой, плюется и рассказывает, что после поездки заставили расписаться за получение 200 гривен, а на руки дали только 100, сообщив, что остальные 100 удержанные «за проезд»?
Полностью согласен с автором приведенных выше слов. Восстановление платного Антимайдана – жест отчаяния власти. Снова везут бюджетников за мифические деньги, которых нет в природе. Но обещают. Но это не сила, которая будет защищать власть…