Майдан уже стал историей
Три месяца понадобилось восставшей стране для того, чтобы прогнивший режим рухнул. Три месяца – и сотни убитых, тысячи раненых. У Януковича рук по локоть, а ноги по колени в крови. И сбежал он из Киева, бросив в Межигорье свой золотой унитаз, словно крыса с тонущего корабля.
Янукович – уникальное явление. После поражения УПА в украинских землях не было войны, не велись боевые действия. Страна мирно и спокойно пережила развал СССР, мирно и спокойно, с песнями, радостью и карнавальными действиями прошла Майдан-2004. Её президенты, возможно, были негодяями, каждый – по-разному, негодяями в разных отношениях и разной степени. Но уродами они не были. Кравчук пошел на добровольные досрочные выборы, Кучма не пожелал следовать советам раненых в мозги прихлебателей, и не пошел на третий срок под видом второго. Более того, не отдал приказ на силовой вариант зачистки Майдана в 2004 году. Крови в Украине не было. И вот Янукович построил «Украину для людей»… Результат налицо. Страшный. Кровавый. Но и победный.
И сейчас нужно смотреть вперед. Смотреть и идти. Необходимо срочно решить три задачи.
Задача первая – экономическая.
Логика исторических, глобальных экономических и политических процессов вынуждает Украину переходить к экономическому управлению. Это тип управления, при котором доминируют экономические стимулы, безукоризненно уважаются имущественные права человека, а внеэкономическое вмешательство сведено к минимуму. Я здесь полностью солидарен с Дмитрием Пастернак-Таранушенко. Привожу его мнение.
«Когда оба полюса геоэкономического «притяжения» для Украины обладают в разы более высоким уровнем жизни – Россия за счет огромных природных ресурсов, Европа за счет более высокой эффективности управления, – страну будет «рвать» на части. И общество будет переживать один кризис за другим. Здесь, как в физике. Напряжение возникает из-за разности потенциалов. В свою очередь, «чем больше разница, тем меньше стабильность и более динамичны изменения, и наоборот». Не случайно страны Восточной Европы так резко «развернуло» и быстро унесло течением истории в направлении Запада сразу же после развала СССР. Теперь географическая граница назревших перемен передвинулась. И это – объективный процесс. К примеру, Россия – окруженная, в основном, не слишком богатыми соседями и способная поддерживать более высокий уровень жизни – значительно менее подвержена необходимости перехода к экономическому управлению, чем Украина. У нас переход созрел и даже перезрел, судя по градусу накаленности общества.
…Экономическое управление обеспечивает переход к более высокому уровню благосостояния именно за счет качества управления, а не за счет более ожесточенной, «экстенсивной» эксплуатации ресурсов. Это – оптимальный вариант для Украины. Заметим, что любая украинская власть не получит надежной социальной опоры без перехода к более высокому уровню благосостояния. Украинцы всегда будут хотеть жить не хуже, чем соседи. Это укоренено в ментальности».
Как бы нас не запугивали бандеровцами, американцами, россиянами и т.д., нужно быть объективным – и националисты, и американцы, и российское вмешательство были всегда: и при Кучме, и при Ющенко. Но именно «проффесиональное» руководство Януковича довело страну до грани, за которой гражданская война. И не только политическое руководство, но в первую очередь – экономическое. Любая украинская власть, которая не начнет оперативно решать вопрос перехода к обществу с минимумом внеэкономических «тормозов», останется слабой и неустойчивой. Как раз такую ситуацию мы и наблюдаем в последние 10 лет, когда были предпосылки для перехода к ЭУ, но элиты обеспечить переход не смогли.
У нас же превалировало военно-экономическое управление. И оно устраивало многих, в первую очередь чиновничий аппарат, и самое главное ту часть, которая тесно связана с коррупционными схемами. И именно поэтому эта часть любыми способами будет тормозить переход к экономическому управлению.
Вторая задача – политическая.
Эта задача должна решаться в неразрывной связи с первой. В Украине проблему сопротивления чиновничьего аппарата решить многократно сложнее, чем в большинстве окружающих нас стран. И её нужно первым делом решать в политической плоскости. В рейтинге Transparency International Украина топчется на 144-м месте по уровню (отсутствия) коррупции. У нас возникла огромная прослойка людей, давно уже не способных жить на среднюю зарплату: чиновники, судьи, милиция, прокурорские работники. При Януковиче они даже перестали прятать свой достаток. Огромные виллы, самые дорогие авто, элитные клубы и т.д. И это все на скромную зарплату!!!
Эта часть чиновников будет сопротивляться до конца. И они не остановятся перед тем, чтобы утопить Украину в реках крови. У них сейчас в руках находится административные и силовые рычаги. Именно этот слой готов подавлять восстания. Именно они были (и остаются) главной опорой режима Януковича. Задача политическая – лишить этих людей власти. Это должно решаться мгновенно. Майдан требует не отстранения от власти одиозных чиновников, но в первую очередь «демонтажа всей системы». «Рядовой чиновник или силовик, несравненно более зависящий от зарплаты из бюджета, на самом деле не против смены правил игры на более прозрачные. Он делает свое дело и рад его делать в более эффективном обществе, то есть, за большую зарплату. К тому же, при значительно меньших моральных издержках». Это должно стать главным лозунгом Майдана.
В качестве шагов для решения политической задачи необходимо:
1. Запретить деятельность ПР, как носителя преступной идеологии, культа уголовного самосознания, политической структуры, которая показала себя как террористическая организации, которая провоцировала и культивировала такие явления как коррупция, бандитизм, безграничный экономический, олигархический монополизм во многих отраслях экономики, ограбление оборотных средств и прихватизация через «суррогатные» ценные бумаги основных средств производства государственных и арендных предприятий, фиктивные банкротства и приватизация госпредприятий, бесправие граждан (судебная система Портнова), налоговый рэкет (Клименко), создание отрядов титушок-гопников (Кернес и Добкин, Богачев), фальсификация выборов (Клюев), возмещение НДС из фиктивного экспорта и ограбления бюджета (Азаров, Клименко), тотальная безработица, идеология лжи и цинизма, насаждаемых через подконтрольные СМИ, обнищание населения страны и установление на всем пространстве Украины новой модификации рабовладельческого строя.
2. Институциональная и законодательная легализация Самообороны и переформатирование ее в Национальную гвардию, возможно, по американскому образцу. И это одна из самых первоочередных задач, так как со стороны Харькова все еще возможен всплеск сепаратизма. «Согласно оперативной информации, антиукраинский режим готовит провокацию, которая угрожает независимости и территориальной целостности Украины», – заявил лидер Правого сектора Дмитрий Ярош. Можно согласиться с ним в том, что «ни гражданская война, ни федерализация в Украине невозможны. Режим Януковича ненавидит большая часть украинского населения. Его ненавидят те, кто говорит на украинском и те, кто говорит по-русски. Его ненавидят жители Львова и Луганска. Его ненавидят украинцы, крымские татары и многочисленные представители национальных меньшинств. И никакие «страшилки» об «экстремистах», «фашистах», «террористах» и «русофобах» не спасут антинародный режим от разрушения». Однако страна в нынешней переходной ситуации не застрахована от попыток ее федерализации и раскола. В таких условиях Майдану как самоорганизованной пассионарной части гражданского общества Украины должна, на мой взгляд, иметь и рожденные ею силовые структуры.
Справка: Национальная гвардия Соединённых штатов (англ. National Guard of the United States) — вид вооружённых сил, группы резерва, организованные армией и ВВС США. Формирования НГ существуют в каждом штате и территории США. Имеет двойное подчинение: штату и федеральное. Национальная гвардия представляет собой так называемый организованный резерв Вооруженных сил США (неорганизованный (индивидуальный) резерв состоит из лиц, имеющих достаточную военную выучку, которые сравнительно недавно закончили службу в войсках и не нуждаются в дополнительной подготовке). Национальная гвардия может быть активирована в чрезвычайных ситуациях губернатором штата для выполнения различных задач внутри страны (ликвидация последствий стихийных бедствий, поддержание правопорядка в случае массовых волнений и другие), выполняя в таких случаях примерно те же функции, что и внутренние войска и МЧС. Также по решению президента США могут быть использованы для поддержки Армии и ВВС США, в том числе за пределами США. Из последних событий Национальная гвардия участвовала в задержании 19-летнего террориста чеченского происхождения Джохара Царнаева (подозреваемого в соучастии во взрывах на бостонском марафоне) в апреле 2013 года, в устранении массовых беспорядков в Лос-Анджелесе в 1992 году (в мероприятиях по подавлению беспорядков участвовало 9 975 национальных гвардейцев), охране общественного порядка после террористической атаки 11 сентября 2001 года, устранении последствий урагана Катрина (в спасательной операции в зоне бедствия участвовало 43 тысячи бойцов Национальной гвардии США), в войнах США в Ираке и Афганистане, через последнюю прошло более 300 000 гвардейцев. Служба в Национальной гвардии добровольная и совмещается с работой по основной специальности.
Путем институционализации Самообороны Майдан получает официальную и законную вооруженную силу. Конечно, это пока только идея, и она требует доработки, но этот вопрос необходимо решать уже сегодня.
Третья задача – реформы системы власти.
Общественные организации Майдана требуют включить своих представителей в технократическое правительство, либо, в случае невыполнения этого требования, сформируют свое правительство народного доверия. Это правильная позиция. Майдан должен иметь влияние на систему реформирования власти изнутри. Хотя бы для того, чтобы не повторились события прошлой недели. Вспомним: «Ни один международный стандарт не позволяет правоохранителям вести огонь на поражение для прекращения массовых беспорядков. Наоборот, международные документы призывают к минимизации вреда вследствие применения силы. Иначе такие действия являются преступлением». Но для того, чтобы это не повторилось, необходима децентрализация власти. То, что происходит сейчас в парламенте, показывает, что регионалы до сих пор пытаются заговорить проблемы. Выиграть время. Но людям нужны конкретные решения, а не отложенные во времени обещания. И это заставляет ожидать обострения ситуации в любой момент. Вероятность того, что завтра кровь польется снова, все еще очень высока, особенно в регионах, где она все еще льется.
Кризис сегодня заключается не в противоречии между русскоязычными и украиноязычными, в его эпицентре не языковые, а геополитические ориентации граждан. И потому среди первоочередных задач должны быть:
1. Наведение порядка в системе правоохранительных органов;
2. Реформа самоуправления в сторону реальной передачи властных полномочий местным громадам;
3. Переформатирование бюджетного механизма – тоже в сторону его формирования снизу доверху;
4. Качественно новый диалог с ЕС и восстановление авторитета государства как международного игрока.
Вот выполнением этих четырех задач и должны в первую очередь заняться те, кто взял власть в стране. В любом другом случае мы можем скатится к новому диктаторскому режиму.