От редакции. В период распада СССР Александра Невзорова, тогда – молодого и талантливого журналиста, называли одним из первых идеологов русских правых. В то время он горячо поддерживал жестокое подавление антитоталитарных революций в странах Балтии. Поскольку по отношению к своим сторонникам он частенько употреблял выражение «наши», возник и термин для обозначения выражаемого Невзоровым правого течения – «нашизм». Однако за прошедшие годы его радикализм несколько смягчился, а переформатированная тоталитарная действительность России по-иному расставила приоритеты. Свойственное русским, пренебрежительное отношение к представителям других стран и наций, у Невзорова сохранилось и сегодня также весьма ощутимо. Показательно, к примеру, такое его утверждение (см. в тексте): «Религиозная вера — не наличие каких-то специальных знаний, а отсутствие элементарных. И в этой связи Украина, конечно, религиознее и доходнее». Однако порой даже типичный русский менталитет не является препятствием для трезвой аналитики и честной позиции.
Может ли православие объединить русских и украинцев, когда наши государства находятся в политическом конфликте? Безусловно, нет. Вспомним XVII век, с каким диким азартом православные уничтожали друг друга из-за абсолютной фигни — как складывать пальчики. В ту эпоху все было напичкано благочестием, а церковь еще тогда расколола монолитную нацию и создала один из самых драматичных прецедентов во всей русской истории.
Современное русское православие — часть имперской идеологии, агрессивной, нетерпимой, которая досталась современности из XIX века. Российская империя по степени тоталитаризма была абсолютно подобна сегодняшней Северной Корее. Чаадаев едва говорит слово поперек — психушка, у издателя Новикова не менее печальная судьба. В положении о наказаниях — 14 статей Уголовного кодекса, предполагающих вырывание ноздрей, лишение прав на состояние, ссылки за любую атеистическую мысль, не только за действие. Православие держалось только на штыках и Уголовном кодексе. Как только рука государства разомкнулась, как только православие перестало быть обязательным компонентом общественной жизни, люди мгновенно потеряли необходимость навещать храмы и совершать обряды. Мы же не будем всерьез верить в то, что революцию 1917-18 годов совершили три еврея со ржавыми маузерами, которые взяли и постреляли всю святую Русь. Все это делали русские люди, огромными массами, озверело и свирепо.
Православие никого ни с чем не способно объединить или смягчить какую-нибудь политическую ситуацию. Те, кто сбрасывали попов с колоколен, жгли иконы и прикалывали штыками поповских изнасилованных дочек, — это все были люди крещеные, воцерковленные, причащенные, получившие христианское образование и воспитание. Других не было в России в восемнадцатом году, поскольку православие было государственной религией, то есть обязательной частью жизни.
Не случайно даже Деникин с огромным удивлением обнаружил, что его солдаты, не красноармейцы, без всяких проблем устраивали общественные клозеты в разоренных церквях. Русский человек находится в полном рабстве у взглядов начальства. Если начальство изображает что-нибудь со свечкой в руке, немедленно это подхватывают подданные. Стоит начальству махнуть рукой — и все теряют интерес. По сути, в 1917-18 годах произошло именно это. Надо понимать, что мучили этих попов их собственные прихожане.
Православие, будучи идеологией, причем идеологией многовариантной, может только еще глубже рассорить Россию и Украину. Хотя вроде бы украинские попы ходят в таких же шапках, выкрикивают и поют одинаковые слова, но их веселое издевательство над тем, что РПЦ считает святым, — лучший показатель того, как они могут ужиться друг с другом.
Украинские иерархи ведут себя в отношении русских иерархов с предельной развязностью. Когда привозили всякие дары волхвов, высшие чины украинской православной церкви открыто хихикали, что скоро им привезут тень апостола Павла и найдут твиттеры апостолов. Такое отношение было на уровне митрополита. Все фетишистские инициативы РПЦ, на которых она последнее время делает свое имя, вызывают смех. Просто потому, что это делает РПЦ. Крушение дипломатическое, политическое, финансовое, каноническое уже состоялось. Что бы дальше ни произошло. Естественно в области, которые станут российскими, РПЦ принесут на штыках.
Украинцам важна их собственная каноничность, законность с точки зрения церковного права. Сказать, что сейчас они неканоничные, ни в коем случае нельзя. Было два Собора: в 1686 году в Константинополе и в 1924 году, где решалась судьба Украинской автономной православной церкви, но так до конца и не решилась. РПЦ не любят, видят у нее капающую с клыков слюну и понимают, что у нее амбиции несуразные каноническому положению. РПЦ — всего лишь одна из поместных церквей, занимающая далеко не первое, не второе и не третье место в иерархии. Вся эта чудовищная роскошь, показуха, постоянное стремление быть у наполированного властного сапога, подпрыгивать от ударов бичом или, наоборот, кого-то пороть. Теперь украинцы смогут спокойно рвать отношения с московской патриархией и забирать себе такие ключевые точки, как Киево-Печерскую лавру, Почаевскую лавру и Святогорский монастырь.
Украина для РПЦ не просто житница — это 11 тысяч приходов, почти основной источник доходов, место, откуда РПЦ черпает свои внегосударственные финансовые возможности. Альфа и омега церквей — это бизнес. Для РПЦ уход Украины — голодный паек.
В России православие абсолютно номинально, вера не становится частью общественной жизни. Машина казенного православия не заводится. Ее красят, украшают цветочками, инкрустируют, но толкать ее приходится вручную. Ну, и сзади бегают несколько городских сумасшедших, которые изображают рычание двигателя с помощью собственных голосовых связок, для того, чтобы мы поверили, что она действительно работает. А на Украине она работает. Каким чудом? У меня есть только обидный ответ — обижать украинцев мы не имеем никакого права, но ответ, к сожалению, точный и правдивый. Религиозная вера — не наличие каких-то специальных знаний, а отсутствие элементарных. И в этой связи Украина, конечно, религиознее и доходнее.
Главная геополитическая и дипломатическая миссия Гундяева — сшить вместе полотна украинской и русской православных церквей и на этом полотне пытаться оттащить к себе достаточно беззащитную в религиозном смысле Украину.
Но авторитет московского патриарха был подорван отфотошопленными часами. На Украине количество скандалов абсолютно то же самое, как в нормальной бизнес-корпорации, которая имеет дело с большими деньгами. Там какие-то монахини увозили кого-то в заложниках, у кого-то вымогали жилплощадь, без конца торговали мощами… Но украинская православная церковь каким-то чудом заняла тонкую и мудрую позицию, что вообще не присуще попам. Они сразу определились, что они за Украину и что в конфликте двух сторон жестко выбирают одну сторону: сторону своего народа. Они выбирают спокойствие и благоденствие Украины любой ценой. Эта позиция оказалась очень сильной позицией.
А РПЦ неофициально, но устами своих верных чад и проповедников, благословила агрессию. У нее отношение к российскому движению на украинскую землю положительное. Этого не скрывают черносотенные издания, которые пылают имперским огнем, искрятся и требуют крови, войны и танков. И РПЦ проиграла. Судьба любой религиозности печальна, вне зависимости от того, украинская она или русская. Но украинцы приобретут преимущество в этой ситуации, однозначно. РПЦ они обставили.
http://www.snob.ru/profile/20736/blog/75092
(Створено Виктория, Квітень 19, 2014, 6:58 PM)