Российская власть ведет активную информационную войну против оппозиции и своих врагов, особенно в Украине. Аннексия Крыма и попытки развалить Украину через идею федерализации сопровождаются беспрецедентной по масштабам информационной кампанией не только в основных медиа, но и в интернете.
Один из активистов и солдат этой информационной войны в интернете рассказал в интервью журналу «Афиша», кто и как все организовывает.
Начал он в 2011 году и курировал в интернете так называемых «мурзилок»: «Они за определенную плату отрабатывали повестку, организовано это было примерно так: собирался пул «мурзилок», и всем им в девять утра присылался брифинг. Там указывалось, как и на что они должны обращать внимание в течение дня, как обыгрывать, какие акценты где ставить. Они должны были работать — не один пост написать, а транслировать и поддерживать повестку постоянно».
— Откуда вы получали то, что нужно публиковать и распространять по «мурзилкам»?
— Мне повестка спускалась сверху, из кругов рядом с администрацией президента. Нас можно называть информационным сопровождением, медиаконсультантами, отделом пропаганды. Я пришел, когда работа в интернете уже шла. И не застал, например, комментарии за 85 рублей. Да и мне казалось это проигрышной работой. Этим занимались люди из молодежных движений. У них денег много было, и нужно их было на что-то давать. Поэтому они сидели в ЖЖ и писали совершенно бессмысленные комменты. А по хэштегам работали на моей памяти до путинского юбилея (октябрь 2012-го. — Прим. ред.). Тогда еще писали более-менее живые люди, потом это дело отдали ботам. Сейчас, когда оппозиция выводит какой-нибудь свой хэштег в топ, мы его сразу начинаем засорять. Самый низший сотрудник пишет твит, этот твит отдают специальному человеку, а он его заливает в машину, которая запускает ботов с хэштегом. 85% твитов пишут боты, 15% твитов пишут живые и более-менее известные люди, чтобы создать видимость. Это самое дно информационных войн.
Особо интересно то, как кремлевские пропагандисты отрабатывают украинский сценарий:
— Заказные тексты всегда пишутся по структуре: даются пунктов пять, потому что мы не можем довериться журналистам или блогерам полностью. И видно, как по этим пунктам пишут. Вот по Украине, например. В материалах обязательно должны были упоминаться «бандеровцы», «историческое наследие».
Пиарщик признает, что в начале 2013 года система «мурзилок» была признана неэффективной: «Многое поменялось с приходом новой администрации (президента. — Прим. ред.). Новая команда урезала финансирование.
В начале 2013 года мы носили отчеты и писали докладные, что надо делать контрповестку. Все поддерживали. Так появился, кстати, kontr.tv. Если бы они не начали жутко пилить деньги, думаю, по сей день бы работали. По мне, это было пошлое, но живое. Но к весне 2013 года поставили другую повестку осто начали закрывать издания. Зачистку проводят. Люди, которые принимают решения по таким вопросам, вовсе не либералы и не тонкие медийщики. Они решают так: «Есть угроза? Надо ликвидировать угрозу».
Солдат информвойны рассказал, что в Москве работает восемь отделов, занимающихся информационными войнами и каждая группа работает по своему сегменту: «Кто-то ведет Изборский клуб Проханова, по патриотам работают — я им не завидую; когда мы встречаемся, они жалуются, что не могут больше слушать про Сталина, водку и империю».
— У Тины Канделаки, Владимира Соловьева сколько настоящих подписчиков?
— Все пропутинские звезды накручены. Когда какой-нибудь человек начинает за нас выступать — мы подарки дарим. У Бурматова и других пропутинских блогеров живых фолловеров процентов двадцать. Я намекал Соловьеву, что, может, у него не совсем живая аудитория, но он уверен, что живая. Хотя Соловьев, конечно, популярнейший, живых тысяч тридцать точно у него есть. Еще и потому, что когда ты фолловишь Медведева, то сразу Соловьева рекомендуют добавить.
— Насколько вы чувствуете себя бойцом информационной войны?
— Вначале себя чувствовал очень ярко. Мне казалось, что мои десять «мурзилок» — это вообще. Пропаганда идет всегда бомбежками. Это не один пост, который все обсуждают. Она должна быть везде, должно быть много материалов. И она очень действует на людей. Была у меня знакомая, пламенная оппозиционерка с журфака. А тут она мне недавно начала затирать про агрессию Запада. Был знакомый-навальнист, а недавно затирал мне про то, что Навальный — националист и это плохо. Я вижу, что пропаганда работает. Людям нужно закладывать мысли в головы.
— Сейчас у вас затишье?
— Я полтора месяца провел в Киеве. Мы блестяще отработали. Сделали потрясающие картинки, спасибо боевикам «Правого сектора» за свастики. Обычно мы сами на митинги приводим странных старичков с глупыми плакатиками и наклейками. А там делать ничего не пришлось. Только вот памятник Ленину упал, не буду говорить, с чьей помощью. Что дальше будет, не знает никто.
«Я бы добавил к предупреждению — не только с осторожностью, но и с сомнением. Собеседник слышал звон, много, в том числе и монет; в технологии разбирается слабо, а в своих рефлексиях много. Сознательно «палит» многих людей, но аккуратно молчит о других», — прокомментировал публикацию известный российский специалист по новым медиа Василий Гатов. Однако эксперт признал, что информационная война идет и у нее уже есть очень много жертв.
«В последние пару недель меня реально выводит из себя, когда люди — часто вполне вменяемые во всем остальном — постят у себя совершенно липовые «доказательства» той или иной явно недостоверной новости из Украины. Эти новости легко вычленяются из общего по совершенно левым названиям сайтов; они в мгновения распознаются как элементы информационной войны (стоит только взглянуть на формулировки, или на источник типа «одна баба в Донецке сказала»). Или люди, которые на полном серьезе начинают под очередным фейком проклинать высказывающих другое мнение, предлагая "принять закон о лишении гражданства и высылке предателей". Удивительно, что среди этих людей попадаются вполне вменяемые в остальном. Но на "фронте информационной войны" они ранены, контужены и, наверное, даже убиты», - написал Гатов на своей странице в Фейсбуке.
«В России за последние два года была создана уникальная система «мягкого» управления интернетом. По данным на рынке, для этого вокруг администрации президента работает 8-10 медийных структур, которые сегодня достигли в своем деле небывалых высот. Парадоксальным образом, впрочем, их эффективность сама по себе может оказаться миной замедленного действия, — написал в газете «Ведомости» шеф-редактор сайта телеканала «Дождь» Илья Клишин. — Результаты действительно поражают: если тема поступит утром, уже вечером вы будете ее обсуждать в социальных сетях вполне добровольно, даже не осознавая того, что вам ее навязали. Причем в отличие от большинства авторитарных режимов, просто вводящих файерволы или паспортный контроль, теневое министерство правды маскируется под бизнес, прячась в серой зоне».
В тоже время российские власти объявили настоящую войну независимым блогерам. Госдума буквально за неделю приняла закон о регистрации блогеров как СМИ со всеми вытекающими последствиями. Если закон подпишет президент Путин, а сомнений в этом нет никаких, то ограничения в полиблогосфере России начнут действовать с 1 августа 2014 года.
http://www.belaruspartisan.org/politic/265011/
(Створено Ivanqyr, Листопад 14, 2021, 1:28 PM)