Одно время и либералы и украинские патриоты склоняли вот такую цитату ватного публициста Егора Холмогорова: «Война — это путь обмана. Если надо для святого дела — будем врать всей страной». Сказано было это в контексте темы российских «отпускников» и вообще российского военного присутствия в Украине и, вполне закономерно, было истолковано как свидетельство патологической лживости наших «диванных патриотов», открыто признающих брехню собственной пропаганды «о восставших шахтерах Донбасса». Упитанный публицист, в свою очередь, строит из себя этакого Кибальчиша-перестарка, призывая хранить Самую Страшную Военную Тайну путинской РФ «для святого дела». Настолько, понимаешь, «святого», что ради него якобы христианин Егор Холмогоров и призывает к нарушению девятой заповеди.
Однако движет существами, выдвигающими подобные лозунги, вовсе не стремление к «конспирации». Причина, побуждающая их к призывам «врать всей страной», лежит на самом деле куда глубже.
Сейчас уже мало кто сомневается в том, что против Украины на Донбассе воюют не «восставшие шахтеры», а вполне себе российские профи, в том числе и регулярные части. Об этом говорят украинцы — как на уровне официальных лиц, так и рядовых бойцов АТО, об этом говорят представители США и Евросоюза, об этом уже почти не скрываясь говорят и те, кто воюет или воевал на Донбассе: от Жучковского до Гиркина. В Пскове тихо догнивают в своих могилках неизвестные российские десантники, «Новая газета» дает полосное интервью с бурятским танкистом, экс- белогвардеец радует разнообразными откровениями день ото дня — в общем, «имеющий уши да услышит». Думаю, недалек тот день, когда и Путин или кто-то еще из высшего руководства страны озвучит данные по реальным приказам — как в недавнем фильме про Крым «нацлидер» расчехлился, рассказав о подлинной истории появления «стихийно возникшей самообороны». Я не буду приводить тут всех свидетельств — во-первых, за меня это давно сделали другие, а во-вторых, статья немного о другом. Повторюсь, данных уже более чем достаточно, но наши патриоты-задомбасцы всё равно продолжают отрицать очевидное — кто с пеной у рта, кто с нервными смехуечками и натужной издевкой. И делают они это вовсе не потому, что они боятся кого-то «раскрыть» или «подставить», что я и постараюсь показать ниже.
Вообще, «врать всей страной», конечно, преувеличение: абсолютное большинство населения РФ наглухо выключено из политической деятельности, как в области внешней, так и — что более важно — внутренней политики. «Холмогоровскую установку» приняли на вооружение носители определенного полуполитического, полуобывательского мировоззрения, сейчас, впрочем, распространяющегося вдаль и вширь стараниями патриотических блогеров и государственной пропаганды. Чеканная ленинская формулировка «великорусский шовинизм» к характеристике данного мировоззрения не подходит хотя бы по той причине, что великороссов за годы советской власти ментально изничтожили как этнос. Новой русской нации еще только предстоит сформироваться — и далеко не факт, что получится. Пока же на месте прежних великороссов доминирует «совок» — остаточно русифицированное население, вобравшее в себя представителей разных этнических групп и сформировавшее в итоге свой, глубоко особенный шовинизм, идеологами которого выступают холмогоровы, просвирнины, крыловы, дугины, лимоновы и прочая хм... публика. Идеология эта глубоко синкретична — пресловутый «великорусский шовинизм» лишь одна из ее составляющих, наряду со сталинизмом, евразийством, православным национал-мракобесием а-ля Баркашов и с бреднями левашовых, чудиновых и задорновых. Лучше всего этот идеологический винегрет характеризует термин «рашизм».
Рашизм принимает разные формы, порой даже антагонистичные друг другу, однако главная его идея остается практически без изменений: идея особого пути русско-советского народа, его «всемирной исторической миссии». В чем состоит эта миссия, правда, идеологи рашизма могут иметь весьма противоречивые представления, но ее наличие всегда осознается ими где-то «на подкорке». «Святой народ прекрасной святой страны», призванный богом облагодетельствовать всё человечество — примерно так можно охарактеризовать рашистскую сверхидею. Порой представление об «особенности» выражается в довольно курьезных формах, достаточно вспомнить высказывание министра культуры РФ Владимира Мединского о «лишней хромосоме».
Все, кто противится «народу-богоносцу», так или иначе демонизируются, однако украинцы у рашистов вызывает особую ненависть прежде всего тем, что не желают позиционировать себя русскими. То есть открыто и демонстративно попирают «сакральный» статус русского народа, посягая между делом на ряд системообразующих мифов «Великой Рашистской Идеи»: миф о «Крещении Руси» и «колыбели крещения», «тысячелетней истории России» и так далее. Поэтому со стороны главных идеологов рашизма накал информационной борьбы против Украины превосходит по своей ожесточенности информационную войну против любого другого «врага». Сам по себе факт существования Украины и украинцев для них почти святотатство, в борьбе против которого все средства хороши.
Какие же средства предлагают идеологи рашизма? Предоставим опять слово Егору Холмогорову.
"Единственный способ умиротворения агрессивного «украинца» — это унижение. То есть наглядное и предметное разрушение его высокого самомнения о себе, созданного украинским мифом... _унижение_ всего, что связано с «внутренним украинцем» является единственным способом его усмирения и достижения им вменяемости... Хохол должен испытывать непрерывный стресс, от того, что он вписался в «украинцы», и тогда он скажет «та ну его — буду лучше русским»."
Парадоксальным образом этот рецепт «от рашиста» перекликается с определением «имперства», данным столь же яростным «антирашистом» Юрием Нестеренко, в статье «Гнуснейшие». Впрочем, ничего удивительного, ведь «имперство» еще одна важная составная часть рашизма:
"Главное для него — унизить другого, поиздеваться над более слабым, насладиться его беспомощностью и своей властью над ним (заметим, что само по себе такое желание возникает обычно у ничтожеств, понимающих, что уважать их не за что и что к «уважению» они могут только принудить, что единственный для них путь подняться, хотя бы в собственных глазах — это опустить других еще ниже себя). Именно таковы имперцы. Именно в этом смысл их существования."
Не согласен с уважаемым автором, что указанные выше черты есть общая характеристика для всех империй вообще, но в сочетании с рашизмом — самое то.
Своим высказыванием «Старец Холмоегорий» сделал поразительный в своей откровенности камин-аут, блестяще подтвердив данную таким как он характеристику — причем даже раньше, чем эта характеристика была сформулирована. И, возвращаясь к вопросу, заданному в заголовке статьи, мы можем дать на него четкий и ясный ответ: рашисты врут про российское военное присутствие в Украине, потому что их версия унизительна для украинцев — в их представлении. Унизительно ведь, если регулярную армию громят «донбасские ополченцы», восставшие против «бандеровской хунты»? В любом случае неприятно. Поэтому идеологи рашизма и их бесчисленные последователи будут педалировать эту тему дальше и больше, несмотря ни на что. Одни будут делать это в соцсетях и комментариях, а другие — уже в реале, на самом Донбассе, издеваясь над пленными украинскими солдатами — вроде того, как это делает полевой командир «Гиви», заставляя пленных есть шевроны. Или когда пленных проводят строем по Донбассу, под плевки и проклятия. Так они «убивают внутреннего украинца». Им уже неважно, что достигают они прямо противоположного эффекта в плане донесения своего месседжа до широкой украинской аудитории. Так уж получилось, что на призывы «унижать хохлов» охотнее всего откликается контингент, которому важен сам процесс, а не конечный результат. Также как и неважно, пишут ли свои тексты холмо-просвирнины по «велению души» или «за пайку»: тексты от этого не перестают быть для указанного контингента руководством к действию, а издевательства над пленными — менее изощренными. Всевозможные сетевые патриоты радостно кукарекают, смакуя подобные сцены, провоцируя тем самым садистов на новые «подвиги». Невероятно, но факт — стремление унизить оппонента настолько велико, что пересиливает даже извечное рашистское самолюбование, подпитываемое нескончаемой похвальбой о «победах русского оружия».
Хотя время от времени иные из этих пропагандистов проговариваются, да и шило в мешке становится утаить все труднее, однако стремление к унижению противника пока сильнее традиционного желания «похвастаться». Впрочем, данное противоречие снимается утверждением, что воюют там всё равно «простые русские мужики», дающие прикурить проклятым бандеровцам. Поэтому вата и изощряется в привычной для нее анально-фекальной риторике, желая посильнее уязвить оппонента.
«Наверху», кстати, отлично понимают эту особенность рашистского мышления, по мере сил ему подыгрывая, а заодно и насаждая соответствующие настроения среди населения. Все заявления Путина о «военторге», «стихийной самообороне», наконец недавнее заявление о том, что украинская армия «проигрывает вчерашним шахтерам и трактористам» — ровно из той же оперы. Чего они стоят — показали недавние откровения Путина в фильме о Крыме. Однако рашистам это неважно: придумывая на ходу топорные оправдания и грубо сляпанные опровержения, они , выблевывая очередную порцию гомосексуально-агрессивных оскорблений , продолжают «врать всей страной».