Под ногами генерал-губернатора Донецкой области Александра Кихтенко горит земля.
Вначале прозвучала личная инициатива министра МВД Арсена Авакова об отставке главы Донецкой областной гражданско-военной администрации.
Затем последовала публичная критика из уст премьер-министра Арсения Яценюка «за возобновление экономических связей с оккупированным Донбассом» и создание Кабмином комиссии по проверке деятельности Кихтенко.
Вслед за этим влетел выговор от президента Петра Порошенко за «ненадлежащее осуществление мероприятий, связанных со строительством инженерных сооружений». Несколько собеседников «Украинской правды» в Администрации президента еще в конце апреля рассказывали, что Кихтенко могут уволить с должности в ближайшее время. Мол, президент недоволен работой губернатора и его публичными высказываниями.
Параллельно с этим происходил внутренний «бунт на корабле».
Разбираться с соратниками и недоброжелателями профессиональный разведчик начал по-армейски. Своим советникам и сотрудникам, позволявшим критику в адрес генерала, уже вручены повестки в армию.
Кихтенко пытается показать, кто в доме хозяин? Или, потеряв поддержку на киевском уровне, мстит «по мелкому»?
«Критикуешь генерала — иди рой окопы»
Утром 12 мая возле Краматорского военного комиссариата в армию провожали депутата местного горсовета Владимира Ржавского, который также является руководителем Блока Петра Порошенко в этом промышленном городе.
Спустя несколько часов глава государства подписал выговор генерал-губернатору Донецкой области Александру Кихтенко за неудовлетворительную работу по подготовке фортификационных сооружений.
Эти два, казалось бы, непересекающихся события объединяет личность нынешнего главы Донецкой гражданско-военной администрации.
Еще месяц назад советником Кихтенко на общественных началах был призывник Ржавский. Но из-за разногласий до и после свержения памятника Ленину в Краматорске Ржавский публично отказался быть советником и громко хлопнул дверью.
Спустя месяц после конфликта, вышедшего за пределы области, один из его инициаторов ушел служить в Нацгвардию. Но перед этим передал «привет»: «Одного жаль, что человек, который об этом распорядился, так и не понял, что Украина больше не будет тем коррумпированным государством, которое он хочет видеть, и в своем кресле, за которое он так отчаянно держится, не усидит. У этой истории еще будет продолжение...» — написал Ржавский на своей странице в Фейсбуке, после чего начал выкладывать свои фото с полигона в Николаевской области.
Но повестку в армию получил не только взбушевавшийся соратник из президентского блока Петра Порошенко, но и уволившийся заместитель департамента информационной политики Донецкой ОГА Илья Суздалев. Он тоже на днях идет в военкомат по «доброй воле» своих бывших патронов — Александра Кихтенко и его заместителя Михаила Нечепорука.
Подчиненные генерал-губернатора в частных беседах признаются, что «реально наступил 37-й год. Критикуешь генерала, значит, готовься рыть окопы. Идет постоянное запугивание сотрудников и их родственников мобилизацией».
В свою очередь, у Кихтенко сужается как пространство для лавирования, так и количество сторонников среди проукраинских жителей области.
Одновременно идет кулуарная борьба за губернаторский «электрический стул», в который включились представители практически всех фракций нынешней Верховной Рады.
Свой среди чужих
Разведчика Александра Кихтенко, пять лет командовавшего Внутренними войсками МВД Украины, президент усадил в губернаторское кресло в октябре прошлого года, за несколько недель до внеочередных парламентских выборов.
Предшествовала этому назначению критика из уст тогдашнего председателя Донецкой ОГА Сергея Таруты о содержании законов «Об особом статусе Донбасса», принятых ВР по инициативе Петра Порошенко.
Параллельно с неожиданным «воскрешением» Кихтенко и его утверждением глава государства назначил своим советником Игоря Смешко, экс-главу СБУ, «под» которого планировалось создание комитета по внешней разведке.
Их синхронное появление в орбите влияния Петра Алексеевича неслучайно: Александр Кихтенко возглавлял избирательный список партии «Честь и сила» Игоря Смешко.
Но после парламентских выборов расклад изменился.
И одним из тех, кем Порошенко пришлось пожертвовать, стал генерал Смешко, который фактически несколько месяцев был королем без королевства. 30 января указом президента Украины Комитет по разведке ликвидировали. Сейчас его создание в компетенции главы СНБО Александра Турчинова.
Этот момент — один их ключевых, в том числе при рассмотрении деятельности Кихтенко на посту генерал-губернатора, когда в силу политических обстоятельств был потерян куратор в высоких киевских кабинетах.
Люди, приближенные к председателю Донецкой ОГА, подтверждают, что все это время он практически не контактировал с премьер-министром Арсением Яценюком.
В условиях, когда на территории области, управляемой Кихтенко, — сотни разрушенных зданий, тысячи переселенцев, нуждающихся в крыше над головой, разрастающиеся коррупционные схемы при пересечении блокпостов — столь отстраненное поведение не красит ни премьера, ни губернатора.
При этом Яценюк позволяет себе публичные выпады в сторону Кихтенко и даже в легком стиле намекает о возможной отставке, называя генерала «пока что главой обладминистрации».
Уровень общения Кихтенко в кругах Порошенко замыкается на ком-то из заместителей глав Администрации президента.
Первые месяцы его губернаторства в кабинете, расположенном в здании Краматорского горсовета, часто встречали нардепа Артура Герасимова, руководителя БПП в Донецкой области и своеобразного куратора от самого ПАПы. Учитывая более близкий уровень общения с президентом, под Герасимова начали подстраиваться как нардепы, так и сам губернатор.
Еще со времен их совместной службы в МВД у Кихтенко довольно натянутые отношения со своим соседом, губернатором Луганской области Геннадием Москалем. Разница в подходе к работе также очевидна. Нет и совместной координации и согласованности действий. Из-за этого освобожденный Донбасс превращается в губернию, где каждый решает дела по своему усмотрению.
Москаль не всегда идет по инструкциям, проявляет инициативу, а в некоторых случаях и своеволие. Кихтенко, наоборот, выполняет все поручения. В итоге после рейдов Москаля сократилась контрабанда через Луганскую область. В данном случае губернатор продемонстрировал своеволие — но показал свой бунтарский стиль и хотя бы дал отчетливый сигнал и контрабандистам, и сепаратистам, что через его вотчину грузы идти не будут.
Кихтенко — другой. И теперь колонна с «контрабасом», по словам собеседников «Украинской правды» в правоохранительных органах, идет через Красный Лиман на Артемовск и Дзержинск, и далее на оккупированные территории.
В отличие от своего предшественника Таруты, Кихтенко пришел в область без полноценной команды. В качестве «проводников» он выбрал нескольких заместителей с «донецким» прошлым.
Первым замом стал Александр Кравцов, экс-заместитель председателя Донецкого облсовета. На его увольнении с первых дней работы в губернаторской команде настаивали депутаты от блока Петра Порошенко, но не в связи с профессиональными качествами Кравцова, а из-за его близости к «семейным». В годы правления Януковича он занимал должность заместителя Андрея Федорука, сбежавшего вслед за «Батей» из Украины. На этой неделе Кравцов написал заявление и покинул кабинет гражданско-военной администрации. На его место сейчас претендует Сергей Натрус, директор департамента экологии и природных ресурсов Донецкой ОГА.
За промышленность и экономику у Кихтенко отвечает экс-нардеп от «Нашей Украины», председатель Украинской народной партии и владелец ряда элитных магазинов Донецка Александр Клименко. Сотрудники ОГА в частных беседах называют его «серым кардиналом». Клименко остается в тени, хотя и является инициатором многих спорных решений, которые в итоге бьют по репутации его патрона. Одно из таких — прием в команду губернатора на должность советника 22-летнего Ярослава Секирожа и его дальнейшее чуть ли не принудительное назначение на должность заместителя мэра Славянска. Тогда Клименко лично приезжал на заседание депутатской комиссии, где открыто, без намека, заявил: если народные избранники не поддержат молодое дарование, дотации Славянску не видать.
Тем временем, в самом городе депутаты взбунтовались против губернаторского ставленника, которому хотели даже предоставить кабинет находящейся в СИЗО экс-мэра Нели Штепы. Они нашли несколько юридических нарушений при назначении Секирожа — незаконченное высшее образование, нет необходимого стажа работы на руководящей должности, а количество депутатов, которые проголосовали за его назначение, было недостаточным. На ближайшей сессии будут инициировать его увольнение.
При этом, в отличие от Кихтенко, у его заместителя Клименко более серьезные связи в Киеве. И, чего греха таить — губернаторские амбиции.
Многолетнего, с 1999 по 2009 годы, начальника управления по вопросам внутренней политики и связей с общественностью ДонОГА — Михаила Сливку тоже вернули во власть, наделив его должностью зама Кихтенко. С другой стороны, вокруг генерал-губернатора стали собираться новоизбранные народные депутаты, входящие в блок Петра Порошенко. Правда, БПП в Донецкой области страдает той же болезнью, что и разведчик Кихтенко.
Избранные по мажоритарной системе как беспартийные и имеющие прочные «регионаловские» связи, часть парламентариев сразу переметнулись в президентскую фракцию. Ситуативность их союза и несогласованность действий видна невооруженным взором. Судите сами.
В то время как Олег Недава, один из топ-менеджеров предприятия одиозного Юрия Иванющенко и нынешний нардеп от БПП, грудью защищает в Славянске памятник Владимира Ленина от посягательств проукраинских патриотов — Владимир Ржавский, руководитель БПП в Краматорске и на тот момент советник губернатора, становится инициатором сноса постамента.
А еще один парламентарий от БПП Максим Ефимов отказывается голосовать за законопроекты о «десоветизации» и, по данным интернет-издания «Донецкая правда», продолжает получать прибыль от ведения бизнеса в оккупированном Крыму, являясь соучредителем предприятия ООО «Домкрымстрой».
Губернаторские грехи
Всю губернаторскую каденцию Александра Кихтенко сопровождали скандалы, связанные со спецификой нынешнего политического и экономического ландшафта Донецкой области. Выделим главные из них:
1. Особенности пересечения грузов и людей между оккупированными и освобожденными городами, коррупция в пропускных секторах. В отличие от своего соседа-губернатора Луганской области Геннадия Москаля, Кихтенко, кроме заявлений на пресс-конференциях, ничего не предпринимает, чтобы искоренить эти поборы. Сам Кихтенко в интервью «Украинской правде» еще в феврале признавал несовершенство нынешней пропускной системы.
«Да, система в нынешнем виде создает определенные неудобства при организации перемещения людей по территории области. Этот процесс необходим, но требует усовершенствования. Фактов того, что на блокпостах требуют деньги, у меня нет, тем более подтвержденных. Я на это всегда обращал внимание, в том числе при проведении рабочих совещаний с руководством АТО и координационных групп», — говорил он тогда. С того момента прошло три месяца, а проблема так и не решена. Жители оккупированных территорий так и жалуются на мздоимство со стороны украинских военных на постах.
2. Контрабанда угля из оккупированных городов. Донецкая область во времена правления генерала превратилась в огромную серую зону.
3. Договороспособность с бывшими «регионалами», людьми Ахметова, Колесникова, Иванющенко. Активист донецкого Евромайдана и волонтер Сергей Чирин видит проблему в том, что местные элиты договорились со ставленником президента. «Местные мэры и чиновники сказали, что мы будем лояльны к новой украинской власти, мы организуем выборы, в итоге они остаются на местах и их покрывают. В том числе и преступления их покрывают», — считает активист.
4. Не поддающаяся объяснению кадровая политика. Константин Батозский, советник экс-губернатора Донецкой области и нынешнего нардепа от Мариуполя Сергея Таруты, считает, что Донецкая ОГА так и не стала центром притяжения для украинского Донбасса. При Кихтенко происходит рекрутинг в управленческую команду политиков не первого эшелона, во многом ассоциирующихся со «старым временем».
5. Отсутствие субвенций из госбюджета на восстановление разрушенных домов и зданий. Как результат — возрастающее недоверие к губернатору в городах области, мэры которых уже скоро будут прятаться из-за горы проблем, озвученных на приемах местными жителями. Это — один из признаков неспособности защищать интересы Донбасса в Киеве, следствием чего стали пропуска и прочие странные инициативы, о которых работники ДонОГА узнавали из новостей.
6. Нет консолидации вокруг губернатора местного бизнеса и проукраинских активистов. «Власть абсолютно отстранилась. У меня был разговор с Кихтенко, мы собирались на форуме, я ему говорю: Александр Тимофеевич, если вам нужна помощь от общественности, давайте, чтобы у вас было больше полномочий. Но Александр Тимофеевич с октября месяца опустил руки...» — возмущается активистка из Дружковки Василина Джура.
7. Неспособность возобновить работу облсовета и восстановить полноценную власть в населенных пунктах вокруг линии фронта. В то время как сотрудники Луганской ОГА вместе с почтальонами развозят пенсии в отдаленные села и поселки — в Донецкой области местные предоставлены сами себе.
Кулуарная борьба за «электрический стул»
Со стороны, кажется, что Александр Кихтенко тяготится этой работой и воспринимает ее как кару к пенсии.
Ему намного комфортнее командовать военными, не задающими лишних вопросов, чем чиновниками. Ему есть о чем поговорить с генералами и не всегда нравится быть в одном кабинете с проукраинскими активистами, требующими радикальных действий в отношении «регионалов», восстанавливающими утерянные позиции в Донбассе.
Но борьба за губернаторское кресло идет в основном кулуарно и направлена совсем не на то, чтобы превратить города Донецкой области в образцовые — по контрасту с территориями, оккупированными боевиками. Подковерные игроки соревнуются за то, кто будет «сидеть» на схемах и получать солидные добавки к официальным окладам.
Министр МВД Арсен Аваков, судя по всему, тоже окопался на передовой в борьбе за «электрический губернаторский стул». Именно он выступил двигателем этого процесса, публично раскритиковав Кихтенко за его высказывания о «необходимости возврата из тени контрабанды в правовое поле экономических связей с оккупированными территориями».
Аваков, ориентирующийся на «Народный фронт» и больше подконтрольный премьеру Яценюку, чем президенту Порошенко, не против изменить нынешний расклад.
В этом отношении Донецкая область ничем не отличается от всей Украины, раздираемой между «президентскими» и «премьерскими».
А всем несогласным — повестки в армию...
http://www.ukrrudprom.com/digest/Elektricheskiy_stul_Aleksandra_Kihtenko.html