Массовые акции под ширмой шахтерских митингов, состоявшиеся в недавно в столице страны, получили большой резонанс. Многие в увидели в данных уличных протестах угрозу «раскачки Киева» в крайне тяжелое для всей Украины время, и подобное мнение очень не далеко от истины. Суть же в том, что все происходящее является лишь естественным продолжением всей предыдущей политики постмайданной украинской власти в отношении отечественных коллаборантов, а также выжидательной тактики, взятой на вооружение нашим народом. То, что за «шахтерским демаршем» в столице стоит Ринат Ахметов с его личными шкурными интересами – уже ни для кого не секрет. Как не была загадкой и роль богатейшего олигарха Украины в разжигании очага терроризма в Донбассе и последовавшей за ним полномасштабной войны. Не видеть этого, а, точнее, не признавать официально, могла только нынешняя власть.
Цена слабости
С самого начала кровавых событий Ахметову планировалось пожаловать губернаторство над Донецкой областью, а устами Юрия Луценко власть назвала основного спонсора Партии регионов «попутчиком революции». Параллельно силовики предпринимали неоднократные попытки обелить Ахметова, сообщая об отсутствии у них доказательств причастности извечного «хозяина Донбасса» к терроризму. Полностью логично, что теперь пресс-служба Ахметова в деле защиты своего босса апеллирует именно к прежним заявлениям глав силовых ведомств о его невиновности. Последний раз об отсутствии у силовиков претензий к Ахметову глава СБУ Наливайченко заявлял в середине апреля.
Такая лояльность Порошенко и его команды к своему «коллеге»-олигарху с донецкой пропиской может очень дорого обойтись стране. Достаточно вспомнить прошлое десятилетие. Сегодня история повторяется уже как фарс. Импотенты из новой власти за прошедший год создали все предпосылки для возрождения и дальнейшего реванша представителей прежнего режима. Пусть даже без Януковича и «семейных» во главе.
Напомню, что в весьма объемном плане «Крепость», якобы разработанном директорами ахметовского ДТЭК и опубликованном народным депутатом Найемом, отправной точкой его реализации назван январь текущего года. Без должного внимания украинцев осталось февральское сообщение народного депутата от «Оппозиционного блока», в недалеком прошлом видного «регионала», Михаила Папиева о работе одного из ближайших соратников Ахметова еще с 90-х Бориса Колесникова над новым политическим проектом. Планируется, что новая партия будет основываться на депутатах из парламентской фракции «Оппозиционного блока» и объединит представителей разных партий, вошедших перед досрочными выборами Рады в этот избирательный проект. Кроме того, по словам Папиева, новое политическое объединение будет левого направления и ориентировано на социальный слой рабочих, а, значит, и на прежний электорат Партии регионов.
Отсюда и бигборды «Оппозиционного блока» на центральных улицах оккупированного Донецка в октябре 2014 года – когда было наверняка известно, что досрочные выборы в ВР Украины там не состоятся. Из той же колоды и гуманитарная помощь ахметовского фонда «Развитие Украины», непрестанно отправляемая на подконтрольные боевикам территории. Все это делалось и делается с прицелом на пусть и не на ближайшее, но неизбежное, по их мнению, будущее.
Симптоматична также и резко возросшая активность политической «содержанки» Ахметова Натальи Королевской, нелестно прозванной украинцами «Королевой луганских копанок». Сначала она попыталась прибиться к мартовскому митингу донецких переселенцев против ужесточения условий получения справки временно-перемещенного лица. А затем выступила перед крепостными шахтерами Ахметова.
Разница между Крымом и Донбассом сквозь призму войны
Вообще, для понимания текущего политического контекста, важно четко осознать две основные вещи.
Во-первых, все мечты и чаяния так называемой донецкой элиты относительно своих судеб и дальнейшего безоблачного будущего по-прежнему связаны с Донбассом и только с ним. С Донбассом в составе именно Украины, так как Россия его присоединять и даром не собиралась. Во-вторых, не стоит преувеличивать грандиозность захватнических планов Путина относительно Украины изначально.
Как я писал еще апреле-мае минувшего года, массовые волнения в Донбассе в первую очередь были выгодны именно тамошним элитам, испугавшимся свержения режима народной революцией, потери былого влияния в своей вотчине и уголовных преследований себя любимых в недалекой перспективе. И именно представители Донецкого клана развязали бойню, когда осознали, что малой кровью тут не обойтись. Лишь к лету в конфликт по полной программе вмешался Кремль, который просто не мог пропустить удобный случай в очередной раз «позащищать» русскоязычных граждан в соседнем возглавляемом «хунтой» государстве. Особенно в свете собственных обоснований вероломного отторжения Крыма.
Однако, крымский и донбасский сценарии изначально самым коренным образом разнились. Не в плане средств, но в плане конечных целей. Из заслуживающих доверия источников я знал, что уже в сентябре 2013 года на картах для внутреннего пользования в российских администрациях различного уровня АРК рисовался в состав РФ. Аннексия Крыма тем или иным образом заблаговременно готовилась Россией. В отличие от Крыма, Москва до сих пор официально не признала ни «референдумы», ни выборы в «ДНР» и «ЛНР», а ограничилась лишь «уважением к волеизъявлению» местных жителей. Вспоминается также, как в январе текущего года в эфире одного из российских телеканалов террорист Стрелков-Гиркин сетовал на то, что Путин обманул Донбасс, отказавшись сразу ввести туда регулярные войска РФ. Также, согласно плану, якобы разработанному администрацией президента России еще во время украинского Евромайдана, и позже опубликованному «Новой газетой», ставка делалась на дестабилизацию Харьковщины, а никак не Донбасса.
Да и зачем Путину вечно дотационный Донбасс, если даже Крым сегодня становится для России, истощенной санкциями, непосильной ношей? Кроме того, если полуостров достался россиянам в идеальном состоянии и без единого выстрела, то на восстановление разрушенных городов востока Украины потребуются средства, в сравнении с которыми строительство объектов для Олимпиады в Сочи может показаться цветочками. При этом на финансовую помощь Запада, уже обещанную Украине, России, в случае присоединения Донбасса, даже рассчитывать не придется. Зато дальнейшие усиления санкций и изоляция гарантированы.
Сегодня всерьез верить в захватнические планы Путина относительно «всей Украины» могут только люди, одурманенные российской пропагандой или месседжами, тиражируемыми украинской властью посредством карманных медиаканалов. Этой угрозой Порошенко и его команда попросту отвлекают внимание украинцев от сдачи Крыма россиянам, а Донбасса – террористам, и грандиозного дерибана бюджета самой властью.
За более чем год войны в Донбассе оккупирована едва ли половина региона. И не столь важно в этом свете, благодаря кому или чему не произошло дальнейшее вторжение россиян и «ополчения» – из-за самоотверженности украинских воинов, или из-за отсутствия у Путина подобных амбиций. Уж точно не стараниями нашего Главнокомандующего. Важен результат Кремля, а его ничтожность налицо. Да и кто ведет полномасштабное вторжение с использованием лишь одного фронта? Где наступление из Крыма? Что мешает Путину атаковать северо-восточные границы Украины? Да и как потом это объяснить Западу или самим россиянам, если официально Россия до сих пор открещивается от своего участия в войне?
Лики донбасского шантажа
Вопросов много, а ответ один: сегодня, как и год назад, продолжается банальный, но кровавый шантаж официального Киева Москвой и Донецком. И, судя по последним событиям – завозу в Донецк огромного количества военной техники, выводу на центральные улицы Киева крепостных рабочих Ахметова, попытке заблокировать трибуну ВР «Оппоблоком», аресту части активов президентского «Рошена» в Липецке – агрессор торопится. Путину все сложнее делать хорошую мину при плохой игре, а позволить себе уйти проигравшим он не может. Ведь, правы были отдельные эксперты, во время последней встречи в Минске украинская сторона, по сути, полностью сдала Донбасс, пообещав выполнить все навязываемые ей требования. Если же верить вышеуказанному плану «Крепость», то Ахметов замахнулся даже на получение украинской компенсации за потерю им эспроприированного Россией «Крымэнерго»!
Давно сдать Донбасс украинскому «президенту мира» мешали лишь добровольцы. Кремль и «донецких» бесит невыполнение Украиной обещанной в Минске нейтрализации незаконных вооруженных формирований еще больше. Ведь украинские добровольцы в зоне АТО – единственное на сегодняшний день напоминание о Майдане.
Судя по всему, Ахметов таки рассчитывает на решение украинской властью этой «проблемы». А там уже и к осенним выборам в местные советы можно готовиться. Скорей всего, что выведение им шахтеров на митинги – это не столько реакция на демонополизацию президентом энергетического рынка, или желание надавить на министра Демчишина. Это игра мускулами и сигнал Кремлю, что роли выразителя воли России в Украине и наместника Путина в Донбассе способен выполнить лишь могущественный Ахметов. Ведь раскачивать ситуацию в Киев приехали уже шахтеры с предприятий ДТЭК в Днепропетровской области, с недавних пор позиционируемой многими как форпост патриотизма в Украине. А вот отрядом людей в белых балаклавах явно пытались припугнуть уже украинцев. Мол, вспомните, кто начинал волнения в Донбассе год назад.