Гасла про «революцію гідності» пора здавати в смітник, оскільки в країні, де меншість жирує, а переважна більшість грузне в злиднях, жодної «гідності» немає і бути не може в принципі, вважає експерт.
«Новая» «демократическая власть» неуклонно добивается того, на что не решалась даже предыдущая «подлая и антинародная» власть Януковича: в дополнение к космическим и неуклонно возрастающим жилищно-коммунальным тарифам, депутаты решили повесить на шею гражданам еще и удавку в виде пени за просрочку оплаты коммунальных услуг.
Еще раз повторим, что при Януковиче подобные поползновения были, но в СМИ тогда поднялся серьезный скандал, и даже у «донецких» хватило ума не доводить дело до греха.
Эта норма является составной частью законопроекта № 1581-д «О жилищно-коммунальных услугах», принятого в первом чтении 242-мя голосами 2 февраля 2016 года, аккурат на первом заседании 4-ой сессии 8-го созыва. Если честно, то одно это голосование лишний раз подтвердило, что эту Раду вместе с этим Урядом следует как можно скорее гнать поганой метлой!
Подробным анализом этого объемного документа следует заняться отдельно. Отметим лишь, что это уже второе радикальное изменение в законодательстве о жилищно-коммунальных услугах (ЖКУ) за последние два года. Очевидно, более важных проблем в стране нет! Но еще более очевидно, что «реформации» набрасывают на рядового гражданина все более тугую удавку, а проводятся они в интересах крупного олигархического капитала, прибравшего к рукам коммунальную инфраструктуру.
Тот факт, что в проталкивании норматива заинтересованы некие влиятельные силы, подтверждается невиданной скоростью, с которой законопроект был внесен в Раду и проголосован. Если верить сайту парламента, то доработанный вариант документа был внесен 10 декабря 2015 года, а уже 2 февраля 2016 года его бегом проголосовали в первом чтении в музыкальном темпе «prestissimo», что означает «быстрее уже не бывает».
Более того, на сайте Верховной Рады в разделе, посвященном этому законопроекту, отсутствуют необходимые в таких случаях пояснительная записка к законопроекту и выводы Научно-экспертного управления Рады. Очевидно, спешили очень, потому что кому очень надо было. Или мы что-то пропустили, и в Раде уже успели изменить Регламент?!
Обращает на себя внимание еще и тот факт, что руководителем «мощного авторского коллектива», сочинившего этот законопроект, является заместитель главы парламентского комитета по вопросам строительства, градостроения и ЖКХ Алена Бабак, входящая в депутатскую фракцию Политической партии «Объединение «Самопоміч» – той самой фракции невесть откуда взявшихся «младореформаторов».
Просто диву даешься, как лихо эта публика берется за реформирование ЖКХ, не поработав ни дня ни дворником, ни сантехником, ни «хотя бы» начальником ЖЭКа! Впрочем, за авиастроение и акушерство с гинекологией они берутся не менее яростно, и похоже, им вообще все равно, что «реформировать»!
Остановимся пока только на норме о пене за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) как на одном из наиболее антинародных положений.
Согласно пункту 2.10 статьи 5 норматива, в случае несвоевременного осуществления платежей за ЖКУ, потребитель должен уплачивать пеню, установленную законом или договорами о предоставлении ЖКУ.
В свою очередь, в пункте 1 статьи 24 законопроекта говорится, что пеня устанавливается договором на оказание ЖКУ, но не выше 0,1 процента за каждый день просрочки от суммы долга, а общий размер уплаченной пени не может превышать 100 процентов общей суммы долга.
А теперь немного истории, чтобы понять, какую удавку навешивают на шею гражданам страны. Понятие пени за просрочку появилось еще в советское время после введения Жилищного кодекса Украинской ССР. Но обратим внимание, что «проклятая советская власть» устанавливала пеню в размере не 0,1% за день, как сейчас, а 0,01% за день, то есть в 10 раз меньшую. Кроме того, максимальная сумма пени устанавливалась в размере не 100%, как сейчас, а 50%. Почувствуйте разницу, между нынешней «демократией» и нормами времен «страшного» Юрия Андропова, при котором принимался Жилищный кодекс УССР.
Но дело не только и не столько даже в суммах и процентах, а в общей социально-экономической ситуации. В то время оплата ЖКУ, по сравнению со средним доходом и на фоне низких цен на продукты питания и товары первой необходимости, составляла более чем умеренную сумму.
Не говоря уже о том, что понятия безработицы, невыплаты зарплаты или задержки таковой тогда отсутствовали как таковые. Позднесоветская власть гарантировала работу и уровень зарплаты, минимально достаточный для обеспечения хотя бы элементарной жизнедеятельности.
Словом, тогда за квартиру не платил только совершенно мизерный процент законченных «алкашей» и асоциальных элементов. Сейчас же мы имеем пенсии в размере 1200 гривен при квартплате 1000-1500 гривен под телевизионную болтовню Яценюка о субсидиях и «европейских реформах».
В 1996 году действие нормы о взимании пени было приостановлено специальным законом по причине хронических задержек по выплате зарплат и пенсий. В начале 2000-х годов ситуация с доходами населения несколько стабилизировалась, платить стали более или менее аккуратно, и о пене забыли.
Проблема опять вернулась во время кризиса 2008-2009 годов, когда доходы населения обесценились и упали, многие потеряли работу и источники дохода, и начался рост неплатежей. Именно в это время начались первые серьезные волны повышения тарифов, причем чаще всего незаконные, в частности в Киеве при Черновецком.
С приходом к власти Януковича начались поползновения на тему возврата нормы о пене. Кстати, именно тогда ставку пени увеличили в 10 раз до 0,1% в день, а максимальную сумму пени подняли в два раза до 100%. Но, повторим, крайне негативная реакция, в частности, в СМИ заставила Януковича, Азарова и компанию отказаться от этой затеи, и норму опять заморозили.
Нынешнюю же ситуацию с учетом обвала гривни, галопирующей инфляции и космических тарифов на коммуналку едва ли стоит особо комментировать. Кроме нарастающей задолженности по зарплатам, имеет место катастрофическая нехватка средств на элементарное существование. «Фиговым листком» широко разрекламированных копеечных «субсидий от Яценюка» скрыть все это невозможно. О безработице даже вспоминать не будем.
На этом фоне опять предпринимается попытка вернуть норму о пене, причем в редакции, так сказать Януковича, а не Андропова. И эту норму выволакивают разного рода «реформаторы» под лживые лозунги о каких-то «европейских реформах».
Кроме того, законопроект устанавливает, что предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляется на договорных началах, и в случае, если потребитель в течение 30 дней не внес изменения в договор, то он считается заключенным в редакции исполнителя коммунальных услуг.
Суть этой «демократической» нормы в реальных условиях современной Украины состоит в том, что каждого гражданина, независимо от его желания, загоняют в договорную зависимость от олигарха-монополиста, например, от Ахметова и «Киевэнерго». Причем загоняют на условиях монополиста, поскольку ни одной буквы составленного монополистом договора потребитель изменить не может. Болтовня о возможности разрешения споров в судах рассчитана разве только на полных идиотов!
Отсюда следуют выводы более общего характера.
Лозунги о «революціях гідності» пора сдавать в утиль, поскольку в стране, где меньшинство жирует, а подавляющее большинство погрязает в нищете, никакой «гідності» нет и быть не может в принципе! Тем более что есть масса действительно серьезных поводов для «нормальных» революций социально-экономического содержания. Одним из таковых, несомненно, является тема жилищно-коммунальных тарифов.
Нашим гражданам уже давно пора прекратить орать дурацкие кричалки в адрес Путина и заняться нормальной классовой борьбой за свои элементарные социально-экономические права. Если для этого нужно устроить еще одну революцию, то чем скорее – тем лучше.
Иначе скоро с подачи каких-нибудь очередных «еврореформаторов» будет принят следующий закон – об изгнании граждан из их квартир. Думается, что такой «закон» уже где-нибудь втихаря готовят...
(Створено Виктория Колтунова, Березень 11, 2016, 11:05 AM)