”Iнформацiйно-аналiтична Головна | Вст. як домашню сторінку | Додати в закладки |
Пошук по сайту   Розширений пошук »
Розділи
Архів
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поштова розсилка
Підписка на розсилку:

Наша кнопка

Наша кнопка

Яндекс.Метрика


email Відправити другу | print Версія для друку | comment Коментарі (0 додано)

К войне с Украиной Путина подтолкнули два человека — российский политолог

image

Про те, чому Володимир Путін пішов на анексію Криму, людей з його оточення, які розпалювали війну проти України, яку частину своєї військової сили Москва кинула на Донбас, і що можуть змінити вибори в РФ, в інтерв’ю ONLINE.UA розповів політолог і соціолог, президент російського дослідницького центру «Політична аналітика» Михайло Тульський.

— Путин хотел аннексировать Крым? Ведь аннексия — это не совсем то, что мы видим в Приднестровье или Абхазии.

— Думаю, что сначала Путин хотел из Крыма делать Приднестровье и Абхазию. Но в Крыму на уличных протестах проукраинские массы были активнее, чем пророссийские, причем среди майдановцев были не только крымские татары и украинцы, но даже русские с табличками «Я — русский, хочу жить в Украине». Даже на митинге 26 февраля 2014 — за день до путинского вооруженного захвата — у парламента Крыма в Симферополе проукраинских демонстрантов было в разы больше, чем пропутинских. И это при том, что большинство путинских были централизованно привезены в Симферополь на автобусах из Севастополя (т.е. среди симферопольцев проукраинских было раз в десять больше, чем пропутинских). В итоге путинисты проиграли, были вытеснены с площади у парламента и ни с чем на тех же автобусах вернулись в Севастополь. Вообще, даже пропутинские крымчане отнюдь не желали конфликтовать с Украиной и на вопросы даже российских журналистов: «Вы за Россию?» отвечали: «Мы — за Крым». Крымские чиновники тем более не хотели выступать на стороне России, а ряд горсоветов даже принимали резолюции в поддержку Украины.

То есть, крымчане — даже пропутинские — не горели желанием не только на деле (тем более, с оружием в руках!), но даже на словах — на митингах — выступать против Украины. Никто не хотел и входить в «сепаратистское правительство» типа ДНР. Настрой пропутинских крымчан и 100% пропутинских крымских чиновников был такой: если вы там в Кремле чего-то от нас хотите — то сами за нас всё и делайте, берите нас официально под своё покровительство, гарантируйте нам поступления из российского бюджета, тогда мы, может, и согласны...

В этой ситуации Путин должен был либо захватить Крым, либо отступить. Отступать для него тогда значило вообще никак не отомстить за начало ухода Украины из-под колониальной зависимости РФ. Путин пошел на захват, так как в Крыму это было несложно: там было российских войск (25 тысяч) примерно в 3-4 раза больше, чем украинских. Военный перевес — на стороне РФ, а украинская армия не была готова к активным и агрессивным действиям. Далее, увидев, что все получилось в Крыму, он начал раскручивать Донбасс. В первую очередь, путем жесточайшей телевизионной пропаганды за войну. В России все телеканалы путинские, даже отчасти и полунезависимый «Дождь», который курируется Сурковым (помощником президента РФ Владиславом Сурковым, — ред.), тем более, что «Дождь» на платной подписке, он недоступен обычным жителям. Все каналы подчинены Кремлю — Сергею Иванову (руководитель администрации президента России, — ред.), поэтому на путинском ТВ Иванова или Путина критиковать нельзя, а Медведева (премьер-министра страны Дмитрия Медведева, — ред.) — можно.

— Почему?

— Потому что Сергей Иванов и Сергей Чемезов — лидеры самой милитаристской группировки в окружении Путина — хотят сместить Медведева и поставить премьером кого-то своего.

— Кого именно?

— Вариантов может быть несколько. Это сам Сергей Иванов или его ставленник, кто-то типа Дмитрия Рогозина (вице-премьера РФ, — ред.). Может, даже Кудрина (бывшего вице-премьера и министра финансов РФ, — ред.) — он в этом противостоянии играет на стороне Иванова и Чемезова.

Именно Иванов и Чемезов, в первую очередь, были инициаторами войны с Украиной, они и подталкивали к ней Путина. Они обогащаются на войне. Чемезов возглавляет главную военно-промышленную монополию — корпорацию «Ростех», куда входит большинство заводов по производству оружия и взрывчатки. Те предприятия, которые не входят в монополию, как, например, производитель танков «Уралвагонзавод», управляются ставленниками Чемезова — его другом еще по Иркутску (после которого Чемезов служил вместе с Путиным в КГБ в ГДР) Олегом Сиенко и сослуживцем по КГБ в ГДР Евгением Школовым. Чемезов — друг Иванова (когда в 2007 Иванов рассматривался как один из двух кандидатов в будущие президенты, Чемезов поддержал его, и пошли разговоры, что Чемезов будет премьер-министром при Иванове-президенте) и, вероятно, делится с ним частью доходов.

Если вы посмотрите, кто реально самый главный в Крыму и Севастополе — это полпред президента РФ Олег Белавенцев (разговор проходил до перевода Белавенцева на другую должность и включения Крыма в состав Южного федерального округа РФ, — ред.), про которого часто пишут, что он якобы «ставленник» министра обороны Шойгу (например, в российской Википедии, — ред.) — но это неправда. Белавенцев еще в конце 1980-х годов служил в КГБ в ГДР вместе с Путиным, Чемезовым и Щеголевым (Игорь Щеголев, помощник президента РФ, включен в санкционный список США, — ред.). Потом в 1999-2000 годах Белавенцев снова был замом Чемезова по военно-промышленному ФГУП «Промэкспорт», и только после этого проверенного путинца-чемезовца Белавенцева отправили путинским «смотрящим» к изначально не путинскому Шойгу.

Если вы посмотрите на Гиркина и Бородая, то увидите связь с Константином Малофеевым (российским бизнесменом, которого считают причастным к так называемой «русской весне» в Украине, — ред.), а у него в попечительском совете Фонда Василия Великого находится Игорь Щеголев, сослуживец Путина, Чемезова и Белавенцева по КГБ в ГДР. Малофеев также известен тем, что покупал акции для сына Сергея Иванова.

Эти все люди — костяк путинской милитаристской группировки Иванова-Чемезова, которая организовывает все путинские войны и получает от них финансовую выгоду. Другое дело, что Россия получает только убытки.

— О каких суммах идет речь?

— В 2015 году весь военный бюджет РФ — 5 триллионов рублей (80 млрд долларов, — ред.). В том числе, 1670 млрд — бюджет Минобороны (формально возглавляемого Шойгу, но фактически с 1999 года — с перерывом разве что на министерство Сердюкова 2007-12 — курируемого Сергеем Ивановым), еще 19,2 млрд — официально подведомственные Минобороны Спецстрой, ФСВТС и ФСТЭК, 23,3 млрд — Росрезерв, 4,4 млрд — Росграница. Но самый большой кусок — 2980,5 млрд — это «закрытые цепочки бюджетной росписи» (и самый большой рост за год — если бюджет Минобороны вырос на 8%, то «закрытых цепочек» — на 35%), куда входят возглавляемый Чемезовым «Ростех», возглавляемый друзьями Чемезова «Уралвагонзавод», «Объединенная судостроительная корпорация» (совет директоров которой возглавляют выходец из чемезовского «Оборонпрома», министр Мантуров и вечный зам Чемезова Артяков), основанная Ивановым (вместе с другом Чемезова по Иркутску Алексеем Федоровым) «Объединенная авиастроительная корпорация» и т.д.

Еще 200-300 млрд (точную цифру мы увидим только в бюджете-2017) расходует Росгвардия Виктора Золотова (также член клана Иванова-Чемезова), куда вошли внутренние войска, ОМОН, СОБР и т.д. Я перечислил только чисто военные ведомства, а в частичном выполнении военно-армейских функций задействованы и целый ряд других министерств и ведомств — от ФСБ, МВД, СВР, ФСО и ФСИН до Роскосмоса и Росатома, и от Минобразования (начальная военная подготовка, военные кафедры, милитаристская пропаганда на «уроках мира» и «встречах с ветеранами»), Минздрава и ФМБА до Минэкоромразвития, Минпромторга, Росимущества и Росреестра.

Кроме того, еще более 1 триллиона идет на холодную войну: это тайное финансирование примерно 200 различных коммунистических, фашистских, нацистских, исламистских и сепаратистских организаций по всему миру — всех деструктивных сил по всему миру.

Еще полузамаскированные расходы — почти 1 триллион рублей на раздачу российского оружия российским колониям и полуколониям, признанным и непризнанным «государствам». Формально его раздают в кредит, но фактически все понимают, что эти кредиты никогда не будут возвращены. Эти так называемые кредиты вынуждены выдавать ВТБ (Внешторгбанк) и ВЭБ (Внешэкономбанк), которые изначально очень даже прибыльные (выдают кредиты под 20-30%, а платят по вкладам — лишь 3-6%), но из-за таких «кредитов» «государственной важности» постоянно влетают в убытки и ежегодно требуют докапитализации из бюджета по 200-300 млрд. Таким образом, весь этот милитаризм — горячий и холодный — обходится простым россиянам в 7 триллионов рублей ежегодно.

— А есть группы, которые могут противостоять милитаристской?

— Это все остальные. Но дело в том, что все остальные боятся сказать Путину что-то «не то» в лицо. Доклады Путину подают Сергей Иванов и его администрация президента. Вся информация проходит через него. У всех остальных нет возможности системно влиять на Путина. Намеки не действуют. Тем более, что Иванов и Чемезов ведут жесточайшую агитацию в противоположном направлении, и под контролем Иванова всё телевидение. А там можно иногда критиковать Медведева, но никогда нельзя ни словом — войну и милитаризацию. В газетах — то же самое. Поэтому создан такой контекст, когда голос критики, если и есть, то его никто не слышит. Путин создал ситуацию, когда вокруг него нет самостоятельных фигур, только люди, которые ему всем обязаны и не хотят его огорчать.

— Есть ли конфликт между различными силовыми и правоохранительными структурами?

— Наиболее известный конфликт в России — между Александром Бастрыкиным (председатель Следственного комитета РФ, — ред.) и Юрием Чайкой (генеральный прокурор РФ, — ред.). Конфликт давний, который просто перерос в войну. То Чайка через пиарщиков заказывает у Навального наезд на Бастрыкина, то наоборот — Бастрыкин заказывает наезд на Чайку. Война Генпрокуратуры и Следственного комитета идет уже почти 8 лет. Это традиционные феодальные войны между вассалами. Такая же война идет между «Газпромом» и «Роснефтью» (первый ассоциируется с Медведевым, вторая возглавляется Сечиным). Такая же война идет между Тимченко и Сечиным, между Медведевым и Ивановым.

— Эти войны как-то отразятся на осенних выборах в Думу?

— Есть определенные трения между партией Медведева «Единая Россия» и блоком партий Иванова-Чемезова КПРФ-СР-ЛДПР. В последних трех проектах большое количество ставленников Иванова-Чемезова. В КПРФ это где-то треть депутатов в проходной части списка. Жириновский традиционно работает с тем, кто возглавляет администрацию президента. Его хозяин там.

— А новые партии?

— Из новых партий наибольшие шансы у нового кремлевского проекта — «Партии Роста» Бориса Титова и Оксаны Дмитриевой. Хозяином партии является Борис Титов, бизнес-партнер Геннадия Тимченко еще с 1989-90 годов. Там сконцентрированы интересы крыла экспортеров, которые заинтересованы улучшать отношения с ЕС, Турцией, Украиной, США. Если вы посмотрите, откуда Россия получает нефтегазодоллары, куда РФ экспортирует нефть и газ, то основные покупатели — это страны ЕС, Украина и Турция. В случае газа, по газопроводам на ЕС, Турцию и Украину приходится почти 100% российских поставок. И это как раз те страны, с которыми Путин поссорился. Экспортеры нефти и газа — за примирение с покупателями. Ведь понятно, что европейские страны могут запустить политику постепенного отказа от российских нефти и газа. За год-два не откажутся, а за 10-20 лет — это реально. Им политическая конфронтация с потребителями не нужна. Поэтому «Партия Роста» — это проект той части окружения Путина, которая хотела бы смягчения отношений с ЕС, Турцией и Украиной.

— А Медведев?

— Медведев скорее представляет группу, которая не заинтересована в обострении. «Газпром» в определенной степени считается медведевской монополией, а эта корпорация заинтересована в том, чтобы от российского газа не отказывались в ЕС, Украине и Турции. Тогда как Зюганов, Жириновский и Миронов (лидеры Компартии РФ, ЛДПР и партии «Справедливая Россия», — ред.) управляются Ивановым-Чемезовым и поддерживают наиболее конфронтационную линию.

— Путин может под выборы в России обострить ситуацию на Донбассе?

— Обострить может когда угодно, но с выборами это не будет связано. Надо понимать важнейшую вещь: рейтинг Путина вырос не из-за захвата Крыма, а из-за радикального усиления телевизионной пропаганды. С 2014 года путинское телевидение стало промывать мозги раз в 100 сильнее, жестче и тотальнее, чем раньше. Людям как бы каждый день говорят: ты или за Путина, или ты враг народа и агент ЦРУ. Так сказать, «по законам военного времени». Такая атмосфера начала формироваться с февраля 2014 года. Именно это привело к росту рейтинга Путина. Хотя очень трудно понять, реально ли люди стали лояльнее к власти, или просто стали намного сильнее бояться признаться в нелояльности. Рейтинг Путина растет от пропаганды, а не от захвата Крыма, Донбасса или бомбежек Сирии. Если бы ту же реальность подавали по телевидению негативно, то рейтинг Путина упал бы.

И это радикальнейшее усиление-ужесточение телепропропаганды (а также пропаганды в интернете и газетах) раз в 100 — то есть сразу на несколько порядков — понадобилось Путину вовсе не для какого-то «поднятия рейтинга», который и до этого был, может, не на высочайшем уровне, но на средне-высоком, вполне удовлетворительном. Цель огромного ужесточения путинской пропаганды с февраля 2014 была в том, чтобы агитировать всё население, а главное — военных, против Украины, за войну с Украиной, ведь поначалу даже те военные, которые раньше стреляли и убивали, не были готовы стрелять в украинцев. Именно поэтому, кстати, Путину понадобилось бросать на войну против Украины чеченцев, абхазов, осетин, дагестанцев и прочих кавказцев, а также и бурятов с тувинцами — для всех них украинцы не братья.

Когда в 1994-95 годах в РФ было два основных телеканала, и «1 канал» освещал ввод российских войск в Чечню лояльно, но без восторга, а РТР — даже критически, то и после того, как Коржаков-Грачев очень постарались создать картинку «страшного чеченского терроризма» руками своих марионеток Басаева-Кадырова, всё равно 74% россиян были за переговоры о прекращении войны, и лишь 12% — за военные действия до полной победы. И рейтинг Ельцина тогда упал в разы — опять же, не столько из-за войны как таковой, сколько из-за того, что на ТВ попадала правда о войне. На РТР тогда было много идейных демократов — не гениев, не заметивших всех тайных колониальных войн Ельцина 1991-94, но когда война была объявлена официально, не могших уже молчать и взбунтовавшихся против войны. Если бы тогда на ТВ освещали войну так, как сейчас — то и рейтинг Ельцина бы тогда вырос...

— Но теоретически Россия может завести сегодня еще больше войск на Донбасс?

— Надо понимать, что в российских войсках формально более 1 миллиона человек. Но там и пограничные войска, и ракетчики, и военкоматы, и штабисты, физруки, секретари с секретаршами и прочие различные люди, которые оружия в руках не держали и не собираются, а если и держали — то не готовы сами под пули и под снаряды... Поэтому тех, кто реально может воевать — около 100 тыс. человек. В Афганистане одновременно находились около 100 тыс. военных. Первая война в Чечне — 80-тысячная группировка. Вторая война — 70 тысяч.

Поэтому на Донбассе и на территории Ростовской области сейчас находится вся реальная мощь армии России. Плюс Путин ведет войну в Сирии, где около 20 тыс. человек воюет. Плюс война в Йемене, где тоже несколько тысяч человек. Есть войска в Армении, Таджикистане, Приднестровье, Вьетнаме и т.д. Больше военных у Путина нет. Можно бросить в Украину необстрелянные части, но это может закончиться трагически для Путина. Если российская армия начнет разбегаться, то путинский режим может рухнуть. Путин на такой риск никогда не пойдет — он человек очень опасливый. Мне кажется, он каждый день встает с мыслью: а что бы еще такое сделать, какую бы дырочку в российской политсистеме заделать, чтобы точно никакая мышь не пробежала, и чтобы точно никто никогда не смог лишить его власти, и он мог царствовать вечно.

Вся реальная мощь российской армии воевала и воюет против Украины. Это касается как численности войск, так и вооружения. Например, на 2012 год в РФ было систем залпового огня «Град» в рабочем состоянии 800 штук (и еще 1700 в нерабочем состоянии, на так называемом «хранении»), из них в пиковые моменты находилось в ДНР-ЛНР 430 «Градов» и еще 300 — в Ростовской области на замену им. То есть, и вся оружейная мощь российской армии была задействована в войне против Украины. В результате, к 2016 году число «Градов» в рабочем состоянии упало в российской армии до 550.

— Почему боевые действия на Донбассе на некоторое время затихали, а сейчас опять обстрелы?

— Обстрелы были приостановлены только в сентябре-октябре 2015 года (впрочем, и тогда, когда не было обстрелов, путинские боевики каждую ночь ставили мины-растяжки, чтобы украинские военные при утреннем обходе подрывались и гибли). Тогда Путин бросил силы и внимание на спасение своей колониальной администрации в Сирии. Потому что к концу августа 2015 сложилась ситуация, когда сирийская оппозиция могла взять Дамаск и Латакию — то есть, столицу и родной город семейства Асадов, самые последние оплоты. С ноября 2015 снова начались десятки путинских обстрелов ежедневно. Гибнут украинские военные, мирные жители и путинские боевики, на которых Путину абсолютно плевать.

— ЕС может пойти на одностороннее снятие санкций с РФ?

— Пока не будет прекращения войны, никто в Европе не будет серьезно думать о снятии санкций с РФ. Санкции не просто так, а вполне логично: захват Крыма в феврале и его официальная аннексия в марте, начало войны на Донбассе в апреле, сбитие «Боинга» в июле, массированный ввод регулярных российских войск в августе 2014 года, захват Донецкого аэропорта в январе и г. Дебальцево в феврале 2015 (а точнее — превращение путинскими обстрелами и того, и другого в руины).

Но группе Иванова-Чемезова невыгодно, чтобы война прекращалась, так как они прямо обогащаются на росте военных расходов.

Но, как это ни удивительно, сейчас такой момент, когда и простые россияне имеют возможность повлиять на ситуацию: если политические агенты Иванова-Чемезова в лице КПРФ-СР-ЛДПР получат меньше, чем на прошлых выборах, а особенно, если вдруг второе место займет не КПРФ, а «Партия Роста», то это будет серьезный аргумент для Путина за то, что россияне хотят курса на примирение с ЕС, США, Украиной, Турцией. Кроме того, если в сумме «Партия Роста» Титова-Дмитриевой, ПАРНАС Касьянова и «Яблоко» наберут больше, чем ивановско-чемезовская тройка КПРФ-СР-ЛДПР, то это тоже будет чётким и ясным сигналом для Кремля, что народ проголосовал за мир, а не войну. Путин не сможет эти настроения просто игнорировать — он человек очень опасливый, и очень боится «потерять рейтинг». Конечно, он не пойдет сразу на кардинальное изменение ситуации, но будет стараться «найти общий язык» уже с новыми общественными настроениями.

news.online.ua/749331/k-voyne-s-ukrainoy-putina-podtolknuli-dva-cheloveka-rossiyskiy-politolog/

 


1140 раз прочитано

Оцініть зміст статті?

1 2 3 4 5 Rating: 4.50Rating: 4.50Rating: 4.50Rating: 4.50Rating: 4.50 (всього 119 голосів)
comment Коментарі (0 додано)
Найпопулярніші
Найкоментованіші

Львiв on-line | Львiвський портал

Каталог сайтов www.femina.com.ua