В украинско-евросоюзовских отношениях случился шкандаль. Еврокомиссар по вопросам внешних связей и соседства Бенита Ферреро-Вальднер заявила о том, что соглашение об упрощении визового режима между странами Евросоюза и Украиной не будет ратифицировано до тех пор, пока Украина не установит безвизовый режим въезда на свою территорию для граждан Болгарии и Румынии.
Представитель Украины при Европейском Союзе Роман Шпек заявил в ответ, что не понимает и не принимает ультимативной тональности заявления Ферреро-Вальднер, и напомнил, что установление безвизового режима для граждан стран – членов ЕС было актом доброй воли со стороны Украины. Шпек также напомнил, что Украина пообещала изучить и рассмотреть вопрос о предоставлении болгарам и румынам безвизового въезда в Украину, после чего и объявить о своём решении. Как известно, безвизовый режим для граждан стран – членов Европейского Союза был в одностороннем порядке установлен весной 2005 года. Болгария и Румыния тогда членами ЕС не были.
Что же случилось? С одной стороны, тональность и содержание заявления еврочиновницы действительно оскорбительны. Украина вправду не обязана предоставлять безвизовый режим кому бы то ни было, и никто не вправе требовать от неё ничего подобного, тем более требовать ультимативно. Не зря форум «Украинской правды» переполнен гневными призывами вновь ввести визовый режим для граждан всех стран Евросоюза.
Оно было бы, конечно, хорошо – вот только так ли уж стремятся евросоюзовцы посетить Украину? В случае введения виз они просто проголосуют ногами и станут ездить куда-нибудь в другие места и именно там тратить свои деньги. Реальность, увы, такова, что евросоюзовские туристы нужны Украине больше, чем она им. Асимметрия, отход от паритетности в визовых правилах – довольно распространённая в мировой дипломатии практика. Если гражданин Украины получит индийскую визу без лишних вопросов и едва ли не в считанные минуты, то гражданину Индии для получения украинской визы придётся приложить немало усилий. Объяснение здесь настолько же просто, насколько и универсально: страны с более низким уровнем жизни всегда стараются привлечь туристов из стран с более высоким уровнем жизни и именно поэтому устанавливают для них максимально благоприятный режим въезда.
С другой стороны, понять евросоюзовцев тоже можно. Ферреро-Вальднер в своём заявлении подчеркнула: одной из важнейших задач для ЕС является соблюдение принципа солидаризма, и новые члены ЕС должны пользоваться всеми теми правами, которыми пользуются остальные члены Союза. Добавим от себя: в отношении Болгарии и Румынии соблюдение этого принципа ещё долго будет отстаиваться с подчёркнутой тщательностью – ввиду того, что, вступив в ЕС, эти страны и без того испытывают сильнейший комплекс неполноценности. И потому, что новые. И потому, что бедные. И потому, что переход на евро в обозримом будущем им не светит. И потому, что право свободно ездить по всей территории Евросоюза ещё долго будет оставаться для большинства граждан этих двух стран чисто номинальным, ибо не по карману. Поездки в Украину для них по карману в намного большей степени – но тут возникает визовый барьер. А по свидетельствам иностранцев, посещение украинских консульств и получение украинской визы – процедура отнюдь не из приятных.
С третьей стороны, из контекста и заявления Ферреро-Вальднер, и ответа Шпека ясно, что вопрос о предоставлении безвизового режима въезда гражданам Болгарии и Румынии возник уже некоторое время назад. И тогда Евросоюз отнюдь не ставил ультиматумы, а выражал просьбу. В этой связи не очень понятно, почему вопрос о режиме въезда для граждан Болгарии и Румынии должен так долго «изучаться и рассматриваться». В чём, собственно, загвоздка? Чего опасается Украина? Что её города и сёла заполнят болгарские и румынские нелегалы? Ерунда – уровень жизни там выше, чем у нас. Что, получив безвизовый въезд, румыны тут же бросятся устраивать в Украине массовые беспорядки с требованием отдать Черновцы и Измаил, а болгары – с требованием отдать Болград? Тоже ерунда: уж если российских политиков-провокаторов смогли наградить титулами персона нон грата, то приструнить румынских и болгарских провокаторов будет совсем не сложно. Безвизовый режим, в конце концов, не отменяет пограничного контроля. Очень похоже, что украинская сторона вполне преднамеренно (демонстративно?) засунула вопрос о режиме въезда для болгар и румын, что называется, под сукно.
А ларчик, кажется, открывается просто. Да, за время премьерства Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова не произошло таких уж грандиозных прорывов в отношениях Украины с Евросоюзом. Можно сетовать на медлительность евросоюзовской бюрократической машины, можно принять в расчёт тот факт, что дипломатия – вообще крайне неспешная отрасль. Но несомненным остаётся то, что само соглашение об упрощении визового режима въезда в страны ЕС для граждан Украины было-таки принято (пусть и не успело пройти ратификацию). Точно так же несомненным остаётся тот факт, что тогда ЕС не позволял себе разговаривать с Украиной языком ультиматумов.
Приход в премьерское кресло Виктора Януковича – именно это и ничто другое изменило отношение Евросоюза к Украине. И в этом нет ничего удивительного. Станет ли организация, 21 из 27 стран-членов которой являются одновременно членами НАТО, так уж раскрывать объятия стране, премьер-министр которой по совместительству возглавляет партию, именующую НАТО не иначе как агрессивным блоком и устраивающую громкие антинатовские акции?
Регионалы любят ссылаться на оставшиеся 6 стран Евросоюза, не входящие в НАТО. Вот именно к этому, мол, стремится и Украина. Да, Австрия, Ирландия, Кипр, Мальта, Финляндия и Швеция в НАТО не входят. Но вы можете себе представить, чтобы правящая партия в любой из этих стран бросалась лозунгами вроде: «НАТО, вон из Австрии!» или: «Натовский сапог не будет топтать святую ирландскую землю!»? «Не входить» и «клясть на чём свет стоит» – разве это одно и то же? Позиционировать себя и свою страну как геополитического, идеологического и вероятного военного противника НАТО – разве это имеет хоть что-нибудь общее с нейтралитетом? Автор по своей наивности всегда полагал, что нейтральная страна (и, соответственно, политическая сила, выступающая за нейтралитет своей страны) не применяет понятие «противник» к кому бы то ни было и не называет кого бы то ни было агрессором, тем паче в мирное время.
Ссылаясь на нейтральные страны – члены ЕС, Янукович, похоже, очень давно не заглядывал в карту Европы. Если бы он заглянул туда, он бы обнаружил: Австрии, как и соседней совсем уж нейтральной Швейцарии, вступать в НАТО нет никакой нужды. Они и так со всех сторон окружены странами – членами Организации Североатлантического Договора, и ни один агрессор в мире не сможет до них добраться, не встретив сопротивления со стороны НАТО. О том, чтобы Австрия и Швейцария опасались «агрессивного блока» и изо всех сил крепили оборону на своих рубежах с ним, лично автор никогда не слышал. Как раз напротив: Австрия, наряду с натовскими Германией, Италией и далее по списку, входит в Шенгенскую зону и вообще не только не охраняет, но даже не контролирует свою границу с соседними «агрессорами». Из пограничного швейцарского Базеля в близлежащие городки натовской Германии можно проехать… на трамвае. Ирландия чувствует себя в безопасности благодаря соседству с натовской Великобританией. На Кипре расположена военная база той же Великобритании, да и не менее натовская Греция, в случае чего, защитит. Мальта может себе позволить нейтралитет, будучи под защитой натовской Италии. Об оборонных договорах ну просто идеально нейтральной Швеции с тем же НАТО не слышал только совсем уж ленивый.
Это только пылкие сторонники Партии регионов не понимают очевидного: человек, рисующий радужные перспективы сотрудничества Украины с ЕС и тут же ругающий НАТО, мягко говоря, кривит душой – или, в самом лучшем случае, вообще ни бум-бум во внешней политике и должен держаться от неё как можно дальше. Европейцы это прекрасно понимают. Вот вам и результат: Янукович может сколько угодно ездить по Европам с визитами, беседовать с королями, президентами и премьерами о погоде и о природе, расточать улыбки корреспондентам и срисовывать со шпаргалок записи в книгах почётных гостей. Он может сколько угодно рапортовать о своих внешнеполитических победах. Всё это не изменит главного: как и Украина Кучмы, Украина Януковича выглядит в глазах европейцев назойливым просителем, требующим того, претендовать на что не имеет никаких оснований. А уж снисходить до натянутых улыбок этому просителю или поставить его на место – это уже зависит от настроения.