Как-то ехала я рейсовым автобусом из турецкого города Измир в Стамбул. На одной остановке в автобус вошли и сели на заднее сиденье два старых турка. Это были явно сельские жители, в поношенных пиджаках, сапогах и фесках. Они тихо разговаривали между собой, положив на колени натруженные мозолистые руки. И пахло от них не одеколоном, а простой едой, от земли, без изысков. Вдруг мне показалось, что я уже видела это, вдыхала запах картошки и кислого молока где-то в таком же автобусе. Я вспомнила: точно, рейс из Одессы в Великомихайловку. На заднем сиденье два старика в поношенных пиджаках, сапогах и картузах. Руки, натруженные, мозолистые спокойно лежат на коленях и такой же запах простой сельской еды. И также тихо, неспешно обсуждали они свои извечные крестьянские дела. И я подумала, как схожи простые турки и украинцы, если не язык, то и не различишь. Было время, сражались, дрались, брали друг друга в плен. Но то было другое время, и вели таких простых людей на войну чужие интересы. А когда люди заняты собственными делами, то по сути своей человеческой, они одно и тоже.
Украина и Турция объединены не только водами Черного моря. Они обе динамично развивающиеся страны, обе стремятся к миру, обе стремятся в ЕЭС. И, пожалуй, вдвоем это легче сделать, если согласовывать свои усилия, делиться опытом и технологиями. Во многом способствовали укреплению взаимовыгодного сотрудничества контакты обеих стран на высшем уровне – президентов и премьер-министров. Однако, высший уровень решал свои высшие, глобальные проблемы, а то, что произошло сейчас в Анталье, выводит украинско-турецкие отношения на качественно новый уровень.
В конце октября в городок Кызылач на анталийском побережье высадился украинский десант из 48 журналистов и мэров городов Украины, чтобы повстречаться с турецкими мэрами и завязать деловые контакты на региональном уровне. Такие контакты имели место впервые в истории Украины и явились принципиально новым подходом к вопросам взаимовыгодного сотрудничества с другими странами. Инициаторами этих «Украинских дней в Турции» были два увлеченных идеей человека, Почетный консул Украины в Анталье Айхан Сарач и предприниматель Эржан Эрен. C их подачи еще 8 лет назад в Турции стали проходить ежегодные «Дни украинских СМИ», в которых на тот момент принимали участие только журналисты. Тогда Айхан-бей открыл в Одессе отделение своей туристической компании «ЮнаяТур», стал часто бывать в Украине и загорелся идеей турецко-украинского содружества, которую двое энтузиастов решили в этом году вывести на уровень общения мэров украинских и турецких городов. Для осуществления этой идеи Айхан Сарач, будучи президентом «ЮнаиТур» предоставил чартерный рейс своей компании, а Эржан Эрен – номера в своем собственном пятизвездочном отеле «Лира» в городе Кызылаче.
Тем для обсуждения между мэрами было много, но я бы выделила три, которые показались мне основными. Это строительство, в котором турки достигли большого умения и высот, туристический бизнес и уникальная вещь, по сути, вечный источник энергии – солнечные батареи, которые покрывают все крыши средиземноморской части Турции.
Начнем со строительства. Первый поразительный пример – пятизвездочная, роскошная «Лира», в которой мы жили, расположенная на двух га земли, имеющая 6 этажей, вместе со своими скульптурами и мраморными полами, электроникой и современными кухнями, випзалами и дискотекой была сдана строителями «под ключ» за шесть с половиной месяцев! Да у нас простой ремонт занимает годы!
Сейсмостойкость «Лиры» и любого нового дома в Турции – 9 баллов, хотя в этом регионе землетрясений практически не бывает. Очень способствует сейсмической безопасности и быстроте стройки то, что дома возводятся каркасным способом. Несущих стен, как таковых нет, есть железобетонный каркас, в проемах кирпич. Стены отделываются штукатуркой, а затем краской, полы мраморные, как в квартире, так и в подъездах. Оказывается в Турции мраморные полы на 20 процентов дешевле паркетных.
Нас повезли на осмотр стройки в городке Махмутлар, таком же небольшом, как Кызылач. Наверное, скоро в Турции не останется сел на побережье. Все они постепенно перестраиваются в то, что у нас называется поселки городского типа. От такого поселка до ближайшего города ходят автобусы и проезд в них довольно дешев. Зато здесь свежий морской воздух и дешевые продукты питания.
Что нас поразило в Махмутларе, так это то, что при каждом таком многоквартирном доме есть внутренний двор, выложенный плиткой, бассейн или фонтан. Сенсорное освещение двора. И это не вип-дом, это для самых обыкновенных граждан. Ванные комнаты сдаются со встроенной сантехникой, кухни с мебелью. Интересная деталь, канализация проходит вдоль стены по воздуху, так что если что-то сломается, квартира от нечистот не пострадает. По желанию покупателя квартиры, дизайнеры обставят ему комнаты и повесят шторы. Квартплата за трехкомнатную квартиру составляет 50 евро в месяц, куда входят все коммунальные платежи: уборка и стерилизация бассейна, замена в нем воды, мытье и освещение двора, обязательные в каждом доме, Интернет, охрана территории, услуги садовника и пользование лифтом. Электричество (0,05 евро квт) и вода (0,07 евро кубометр) непосредственно в квартире по счетчику. Средняя стоимость квадратного метра трехкомнатной квартиры для покупателя – 1000 долларов США.
Если человек не желает жить с соседями, то может построиться на приобретенном участке самостоятельно. А теперь внимание: от подачи заявления на строительство до получения разрешения проходит от одного до двух месяцев максимально! И это, включая все разрешительные документы, проект и согласования со всеми инстанциями. Меня, неоднократно проходившую все мытарства подобных перипетий, ну например, узаконение сарая, который моя семья выстроила, когда меня самой еще и в планах не было, очень интересовало, берут ли местные чиновники взятки. С этим вопросом я обратилась к Ирхану, молодому человеку, который как раз осматривал в Махмутларе место под застройку своего будущего семейного гнезда. Он недавно окончил университет, получил место в крупной компании и собирался жениться на застенчивой темноволосой Фатме, которая стояла рядом. В Турции молодые люди не заводят семью, пока не получат возможности ее содержать, но на постройку дома, как сообщил мне Ирхан, их родители добавят денег. Мой вопрос Ирхана озадачил. Я долго пыталась на английском объяснить, что значит «откат», пока не вспомнила восточное слово «бакшиш», знакомое мне по «Повести о ходже Насреддине».
Ирхан очень удивился. Как это, брать взятки, ведь если мэр или другой чиновник возьмут взятку, они скомпрометируют партию, выдвинувшую их на государственную службу, и саму госслужбу. Их немедленно выкинут с работы и посадят в тюрьму, уверенный в незыблемости такого порядка вещей, заключил Ирхан. Думаю, развитие Украины, о котором турки говорили, как об очень быстром и уверенном, происходило бы намного быстрее и увереннее, если б не коррупция, гнилью разъевшая страну, и тормозящая поступательное движение вперед.
Надо сказать, что место под будущий дом определено достаточно жестко. Хаотичная застройка исключена. Дома выстраиваются в линии, и сначала застраивается одна линия, затем следующая и т. д. Поэтому такое явление как прокладка подземных коммуникаций к одному дому, а потом рытье по тому же месту к другому дому – исключены. Линии домов сдаются сразу же со всеми подведенными коммуникациями и электрокабели также прокладываются подземным способом, а не воздушным.
Юридическое лицо может купить несколько гектар земли под застройку, но в таком случае его обяжут выделить 20 процентов земли под общественный сквер, детскую площадку или что-то другое, и обустроить за свой счет. Я разговаривала с представителем строительной компании, который сообщил, что за получение участка земли на выгодном для них месте мэрия обязала компанию купить для города мусороуборочную машину, но купить что-то для города в Турции считается почетным.
Предположим, дом уже построен. После чего у нас начинается приемо-сдаточная лихорадка. А в Турции нет. Потому что существует государственная компания по приему готового жилья и строительство сдается комиссии поэтажно. В конце остается сдать только последний этаж и отделку. После чего автоматически следует ввод в эксплуатацию.
Поднимаемся на крышу. На крыше установлены какие-то марсианские блестящие конструкции. Это солнечные батареи. Они нагреваются от солнца и подают в квартиры горячую воду. Внутри они представляют собой что-то вроде изогнутого в синусоиду термоса. Над «термосом» установлено зеркало под углом в 45 градусов к солнцу. Интересно, что нагреваются они не только от инфракрасных, но других спектров лучей, то есть работают и в пасмурную погоду, было бы светлое время суток.
Батареи бывают трех видов. Самой простой конструкции стоимостью 600 долларов – для тех мест, где солнце жарит, как ядерный котел, более усложненной по цене 850 долларов, для средней Турции, где больше пасмурных дней, и с подключением к ней в помощь электробойлера по цене 1100 долларов для северных областей, где и морозы бывают. Но главное, что, заплатив один раз указанную сумму, человек как бы навечно получает бесплатно горячую воду. Для Украины с нашими газовыми проблемами и сумасшедшей ценой на газ, солнечные батареи могли бы во многом решить вопрос и сократить расходы на газ не менее, чем на 50 процентов. В Турции есть один-единственный завод по производству солнечных батарей, которые он поставляет на всю страну. Вот бы организовали турки у нас такое производство!
Второй фактор, в котором проявились во всю мощь организаторские и предпринимательские способности турок, это туристический бизнес. За несколько лет юго-западное побережье Средиземного моря превратилось из глухого аграрного закута в один из центров всемирного туризма. Провинция Анталья, с ее мягким морским климатом (зимой температура редко опускается ниже 11 градусов тепла), красивейшими пейзажами и множеством живописных развалин, оставшихся от Римской империи – театров, акведуков и даже общественного античного сортира (!) времен гладиаторов, это место, которое достаточно было благоустроить, чтобы снимать с него пенки. И турки это сделали с размахом.
Более пятисот клубных отелей пятизвездочного класса и множество поскромнее усыпали анталийское побережье. Благоустраивалась территория, расцветала местная торговля, богатело местное население. Например, отель «Лира» господина Эржана Эрена, в котором мы жили. Он строился буквально на пустыре, но очень скоро оброс двухэтажными аккуратными домиками для обслуги отеля, проложил дорогу к шоссе, ведущему на Манавгат и местный базар, на следующий год здесь планируется открыть Торговый центр, и уже сейчас начато строительство причала для яхт. Рядом уже построился «Вашингтон-отель», а это значит, что еще один гектар дикой земли превратился в цветущий сад.
Обслуга отеля часто набирается из наших соотечественников. Это очень удобно в плане языкового общения, но обидно, что наши люди уезжают на работу в чужую страну, когда у нас на побережье Черного моря, да и на Азовском, есть все условия, чтобы развить туристический бизнес не хуже турецкого. Это и огромный приток иностранного капитала, и занятость населения, и окультуривание территорий.
Осваивается не только приморская часть, но и горная. В отеле нам предложили экскурсию по реке Манавгат до озера, по которому можно покататься на яхте или совершить прогулку на горных велосипедах. Красота пейзажа завораживает, от зрелища водопада оторвать глаз нельзя, а от чистого воздуха кружится голова. Стоит такая экскурсия 85 долларов, в день озеро посещают 600-700 туристов. Вот и считайте, сколько денег можно было бы собирать на склонах наших Карпат и Крыма, будь мы чуточку разворотливее. Интересно, что все туристическое обслуживание у турков завязано в комплексы. Отель обслуживает такси, которое повезет по музеям, выставкам, магазинам, на почту. За то, что такси привозит из отеля покупателей именно в этот магазин, от суммы продаж отелю и таксисту отчисляются проценты. А туристу удобно тем, что он как бы находится постоянно в круге внимания, такси ждет его у входа в музей, а потом доставит обратно именно в нужный отель.
Отдельная тема – питание в отелях. Шведский стол представляет все, что можно себе вообразить, и что может выставить на стол гостеприимный хозяин. Здесь найдут себе еду по вкусу и немец, и японец, и француз. Завершают каждую трапезу, конечно, восточные сладости, а это, наверное, самые изысканные сладости на земле. Но самое приятное впечатление производит сама страна – страна очень доброжелательных, очень вежливых и в то же время предприимчивых людей, с жестким рабочим графиком, не приемлющих расхлябанности, столь присущей нашей экссоветской натуре. Однажды, когда мы должны были выехать на встречу с одним из чиновников в г. Сиде, наши журналисты и мэры что-то медленно собирались к автобусу. Юля, наш гид, была просто в панике.
– Мы опаздываем на 10 минут! – кричала она. – Это невозможно! Здесь Турция, здесь так нельзя!
Вот может быть именно поэтому, потому что турки не берут взятки, потому что никогда не опаздывают, потому что держат слово, данное друг другу, потому что думают, не о том, как не дать соседу построиться, а как построиться самим, они и обогнали нас во многом, и это бесспорно.
Наши мэры на последней перед отъездом пресс-конференции жаловались друг другу, что турецкие мэры больше как бы использовали «Дни Украины в Турции» для пиара своей страны и турецкого бизнеса, нежели шли с какими-то деловыми предложениями к нашим мэрам. Но это и понятно, приходит бедный человек к богатому и говорит: «У тебя денег много, отдай мне часть». А тот ему отвечает: «А зачем? Мне и так хорошо».
Но тем более, если нам нужнее, если нам нужен их опыт, их наработки, их умение на пустом месте разбить сад, заставить каждый клочок земли приносить пользу и деньги, то тем более нам нужны были эти «Дни Украины в Турции». Это только начало, а там глядишь и пойдут двусторонние, взаимовыгодные контакты. Надо только понять, чем мы можем быть им полезны. А чем они нам и так ясно.
В последний день пребывания в Кызылаче, я пошла на базар, купить домой сувениры. Из любопытства забрела в ювелирную лавку и разговорилась с одним из хозяев, Байрамом, который довольно бегло говорил по-русски. Мой взгляд не мог оторваться от витрины с необычной золотой подвеской – фигуркой девушки.
- Купите, сезон финишд, я ее дешево отдам, за 200 долларов, - предложил Байрам.
- Сезон финишд и мой доллар тоже финишд. Не могу. – Ответила я.
Байрам вгляделся в мое лицо и неожиданно предложил: «Возьмите так. А деньги вышлете завтра из дома по Вестерн Юнион». Я растерялась. Но тут в разговор вступил его компаньон Ибрагим. Он жестикулировал и яростно что-то втолковывал Байраму по-турецки. Не зная языка, я все-таки догадалась, что Ибрагим несколько сомневается в моей порядочности, умственных способностях напарника и его дальнейших жизненных перспективах. Но тут Байрам хлопнул ладонью по столу и закричал по-русски: « Я разбираюсь в людях! Эта украинка вышлет деньги, как только завтра откроется банк. Или я буду последний человек в Кызылаче!»
Назавтра я выслала деньги, как только открылся банк. Но дело не в деньгах. А в том, что при взгляде на изящную, сияющую мягким золотым светом фигурку, у меня становится тепло и радостно на душе, и перед глазами всплывает лицо пожилого красивого человека – турка по имени Байрам Шивил.