Вот уже больше недели в Украине бушуют страсти вокруг переименования столичной улицы Сичневого повстання (начиная с 1980-х годов, даже на изданных в Москве русскоязычных картах она фигурирует именно под таким названием, поэтому будем называть её так и мы) в улицу Гетьмана Мазепы. Давно уже ни одно переименование не вызывало подобного резонанса. Никогда, как припоминается, кампанию протестов против того или иного переименования не вела Партия регионов и связанные с ней печатные издания – раньше это было исключительной прерогативой коммунистов и прогрессивных социалистов. Не шумели нынешние активисты ПР и 8 лет назад, когда решение о переименовании было принято впервые: пусть даже оно не было тогда надлежащим образом утверждено, тем не менее, по крайней мере как намерение, было предано огласке.
«Это – оскорбление УПЦ (МП), это – надругательство над чувствами верующих», – заходятся во гневе регионалы. «Это – происки националистов!» – убеждают они украинцев. (Здесь хотелось бы отметить вот что: в различных интернетовских форумах самые активные клеймители националистов рано или поздно проговариваются, и тогда оказывается: они терпеть не могут людей с небелым цветом кожи, или другого вероисповедания, или выходцев из определённых регионов. А весь антинационалистический гнев, как оказывается, сводится к одному: мы, мол, считаем вас «истинными арийцами», почти русскими, а вы – неблагодарные!)
И хотя особые отношения между Партией регионов и Московским патриархатом ни для кого не секрет, хотя регионалы не скрывают своих симпатий к России, вполне вероятно, что истинная причина столь нервозной реакции ПР иная: именно на этой улице расположен дом, одна из квартир которого зарегистрирована как официальное место жительства Виктора Януковича. Если так, то придётся констатировать ещё одно подтверждение не слишком приятного факта: за последний год Партия регионов настолько почувствовала себя хозяйкой в Киеве, что теперь пытается диктовать киевлянам даже городскую топонимику так, словно речь идёт о Донецке. Не случайно, видимо, за возмущёнными возгласами регионовских комментаторов: мол, мнение киевлян и, в частности, жителей улицы не спросили, – никогда не следуют собственные опросы мнения киевлян, которые бы подтверждали праведный гнев комментаторов. Регионалы понимают: мнение это, скорее всего, будет в поддержку решения городского совета.
Ещё два странных факта обращают на себя внимание. Первый: совсем ещё недавно Леонид Черновецкий заявил, что прерывает всякие отношения с «Нашей Украиной». Он не скрывал своей ориентации на Партию регионов. Большинство Киевского горсовета также ориентировалось на ПР. Что же побудило лояльное к регионалам руководство Киева сделать такой шаг? Неужели победа демократических сил на выборах вынудила руководителей столицы сделать вид, что никакого сотрудничества с ПР не было? «А мы всегда за тех, кто побеждает»? Возможно ещё одно пояснение: после избирательной кампании между Черновецким и ПР пробежала чёрная кошка, и столичный мэр не может простить регионалам того, что в их обширном списке для него так и не нашлось места.
Второй факт не менее загадочен: как известно, в 1999 году было принято не утверждённое впоследствии решение о переименовании сразу нескольких центральных улиц. Теперь же о переименовании Артёма, Красноармейской, Горького ничего не слышно, по неведомой причине такое счастье выпало только улице Сичневого повстання. «Активировано» было только то переименование восьмилетней давности, которое обещало вызвать мощный общественный резонанс, и на котором можно до бесконечности спекулировать. В самом деле: если бы улицу Артёма переименовали, как планировалось, в Сичовых Стрильцив, в чём обвиняла бы ПР киевских «националистов»? В «антидонбасскости»? Нет, неубедительно было бы. Вот и выглядит всё так, что столичная администрация подняла этот вопрос именно сейчас не без согласования со своими патронами, и переименование киевской улицы – событие из того же ряда, что обещания референдума по вопросу о вступлении в НАТО, второго государственного языка и членства в ЕЭП. Пока в муках рождается демократическая коалиция, пока её стороны пытаются сгладить все возможные разногласия на пять лет вперёд, вплоть до самых мелких и малопринципиальных, которые вполне можно решить потом, в рабочем порядке (тем более что для парламентской практики демократических стран вполне обычно, что члены коалиции могут так и не прийти к согласию по второстепенным вопросам и голосовать по-разному), обществу была эффектно подброшена ещё одна тема для противостояния.
Ну, а что же демократическое крыло как Киевского горсовета, так и общеукраинского политикума? А оно, как всегда, сыплет штампами, даже не пытаясь сделать так, чтобы их контраргументация была адекватна аргументации оппонентов. «Мазепа – герой, он боролся против российского колониализма!» – говорят они. А тем временем противники Мазепы чаще всего этого не отрицают. И осуждают его не за то, что он пошёл против России, а за то, что называют клятвопреступлением. «Если он хотел освободить Украину, зачем нужно было присягать на верность Петру? – спрашивают они. – Никто ведь его за язык не тянул!» В одном из интернетовских форумов встретилось даже категоричное: «Восхваляя Мазепу, нельзя осуждать Мороза: он поступил точно так же».
Вне всякого сомнения, поступок Мазепы имеет множество вполне оправдательных объяснений. Вот только почему патриотические политики до них, как правило, не снисходят? «Мазепа – герой, и разговорчики в строю!» – именно так выглядит их позиция. И позиция эта вполне укладывается в общую тенденцию подмены истории стереотипами. Да, от респектабельных патриотически настроенных политиков не услышишь чего-нибудь на манер «древних укров, впервые в мире подковавших коня». Но само их стремление к мифологизации истории разве так уж сильно отличается от мифологизации в исполнении радикал-патриотов? Между тем, замалчивать пытаются то, что и так общеизвестно. Не получая новых авторитетных трактовок замалчиваемых событий, множество граждан Украины вынуждены пользоваться трактовками советских или даже российско-имперских времён. Вопрос на засыпку: это вот уклонение от дискуссий по неоднозначным моментам и персонам украинской истории – способствует ли оно росту патриотизма украинцев?
Ещё одна подобная «зона умолчания» – освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого. Общеизвестно, что в её ходе массово уничтожалось мирное польское и еврейское население Украины. Далеко не все поляки были помещиками: целые сёла были заселены поляками-крестьянами, чья жизнь вряд ли отличалась от жизни крестьян-украинцев. Далеко не все евреи были управляющими или арендаторами: чем и кем управляли жители многочисленных еврейских местечек? Тем не менее, эту тему принято деликатно обходить стороной, рисуя освободительную войну как однозначно героическую. Вот только стоит ли потом удивляться, что многие молодые патриоты уверены: именно в истреблении инородцев и иноверцев и состоял героизм?
Можно ли представить себе, чтобы ведущие американские политики, историки, публицисты делали вид, что не было в истории США ни истребления коренного населения, ни работорговли, ни расовой дискриминации в отдельных штатах вплоть до второй половины ХХ века, ни Хиросимы, ни войны во Вьетнаме? Вообразить такое сложно, не правда ли? Может быть, и с патриотизмом в США всё в порядке именно потому, что американцы не замалчивают тёмных страниц своей истории и преподносят её своим гражданам такой, как она есть? А потому ни у кого не остаётся вопросов, ни у кого не остаётся подозрений в том, что им преподносят некую «историю постфактум», искусственно созданную историю, что чёрное пытаются выдать за белое?
Если же вернуться к переименованию, то, несомненно, улица Мазепы в Киеве должна быть. Вот только разве свет сошёлся клином именно на улице Сичневого повстання? Почему нельзя именем Мазепы назвать нынешнюю улицу Артёма, а Сичневого повстання переименовать в Сичовых стрильцив? Очень уж напоминает эта ситуация попытку копировать поступок американцев, благодаря которому посольство СССР в США оказалось на площади Сахарова. Да, УПЦ (МП) во многом занимает недружественную к Украине позицию. Но, во-первых, насколько я помню, ни одного официального документа, осуждающего позицию этой церкви, органы государственной власти Украины не принимали. Ни одного официального предупреждения по поводу её внерелигиозной деятельности никогда не выносили. Во-вторых, миллионы граждан Украины остаются верными её последователями. Так стоит ли демонстративно её дразнить? Не напоминает ли такое поведение детское показывание языка из окна?
А впечатление в итоге остаётся крайне неприятное: и для тех, и для других трагическая фигура Ивана Мазепы служит разменной монетой и не более того.