Украина за почти 17 лет независимости так и не получила нормальных политических партий. Из более чем 120 проектов под категорию «политическая партия» не подпадает ни одна из них. В том числе и левые КПУ и СПУ, оставшиеся в наследство от партии–государства из СССРовского прошлого. Все партии или бизнес-проекты или же вывески под возможность продать свидетельство о регистрации. Пример – приобретение партии «Вперед Украина» под внеочередные выборы Юрием Луценко. Точно так же Павел Лазаренко в 90-е годы прикупил «Громаду», Медведчук - СДПУ(о), а кировоградская водочная королева Антоньева - Демпартию. И ни о какой идеологии здесь даже речи нет. Как ни смешно это звучит, но с введеним виборов по пропорциональной системе мы голосуем не за партии, а за кота в мешке. И сейчас в Украине пришло время заняться партийным строительством.
Часть первая. НУ –НС : партия или клуб по интересам?
Из трех политических сил (БЮТ, НУ-НС, ПР) ни одну нельзя назвать не только партией но и политической силой. Народный союз «Наша Украина» еще в 2005 году создавалась как единая пропрезидентская партия. Но уже тогда даже эйфория Майдана не смогла слить сторонников Ющенко в одну партию. Более того, ребенок родился хилым, разрываемым противоречиями, загнанным в угол грызней среди «любых друзив» президента. Да и в период создания НУ ни одна партия, имевшая отношение к этому процессу, не самораспустилась. В ряды НСНУ в 2005 году вошли главы и члены таких политических сил, как "Единство", Молодежная партия Украины, "Возрождение", Партия защитников Отечества, Социал-демократический союз и партия "Солидарность". Говорилось и о значительно более широких перспективах нового союза. По крайней мере, все эти господа должны были, написав предварительно заявления о выходе из "материнских" партий, стать членами вновь созданного партийного образования, что и состоялось впоследствии. Но уже в 2006 году большинство из них вышли на выборы самостоятельно, возвратив себе свои партии. Как говориться, сыграли в «кошки-мышки» с президентом.
Второй заход состоялся в преддверии внеочередных выборов, когда ради попадания в парламент 8 минипартий торжественно расписались под обязательствами слиться в победном экстазе с «Нашей Украиной». Но после победы. Сейчас же эти обещания уже можно выбросить на свалку. Да и в самой «Нашей Украине», наверное, кроме разве Виктора Балоги, лидерами забыта сама идея мегапартии. После досрочных парламентских выборов многим казалось, что позиции Виктора Балоги покачнулись. Его упрекали в «значительном недоборе голосов по сравнению с блоком Юлии Тимошенко, неэффективности идеи объединения «Нашей Украины» с «Народной самообороной», сочетании обязанностей главы секретариата и руководителя избирательного штаба и прочем». А некоторые руководители «НУ-НС» стали давать интервью, обвиняя Виктора Ивановича в проигрыше выборов. В этих условиях он и начал вносить в уши президента старую идею мегапартии, которую, кроме него, никто не в состоянии осуществить. И нужно сказать, зерно упало на благодатную почву. Ющенко вынужден думать о предстоящих президентских выборах и он, не смотря на придворный вой приближенных, понимает, что на выборах Балога необходим.
Когда возник вопрос о возможной смене главы секретариата, и заговорили о Вере Ульянченко, то они так и остались разговорами. Ющенко понимает, что его старая подруга – очень плохой менеджер и на посту губернатора Киевщины она только доказала это. Киевщина на фоне других областей выглядит провальной для НУНС. Никакого улучшения сравнительно с 2006 годом для пропрезидентской политсилы нет. Даже наоборот.
Потому идею создания партии поручили воплощать в жизнь Виктору Балоге. В его пользу говорило то, что 14% – результат НУ-НС на фоне ожидаемых 8-9 процентов выглядел не так уж и плохо. А если же вспоминать, что Виктор Иванович после своих предшественников на должности главы секретариата получил полный бардак, и, тем не менее, вытянул раздавленного и деморализованного Ющенко из-под дорожного катка «донецких», то станет понятно, такими кадрами никто разбрасываться не будет.
И Балога запустил машину партийного строительства. Одним из ведущих направлений межпартийных дискуссий о создании партии из мегаблока "Наша Украина – Народная самооборона" стало обсуждение расхождений между ними. Вот как характеризовало эти дискуссии http://rep-ua.com/ru/ : «Вопрос о соблюдении взятых субъектами блока политических обязательств, лидерство в будущей партии, ее политическое лицо, возможности выработки общей партийной идеологии остаются на периферии. Показательно, что эти бесконечные дискуссии продолжаются на фоне ожидаемого всеми создания парламентской коалиции БЮТ-НУ-НС. Единственная политическая партия нужна Президенту В. Ющенко – нужна, в первую очередь, как консолидированная сила, а не дискуссионный форум для 9 партийных сил с разными взглядами на государственное строительство. Осознает это НУ-НС или нет, но в массовом общественном сознании она все же, по традиции, ассоциируется не так с Ю. Луценко или В. Кириленко, как с нынешним украинским президентом. Да и сам В. Ющенко во время избирательных гонок не только демонстрировал и декларировал при любом случае свое политическое расположение к НУ-НС, но и открыто поддерживал блок.
Что же происходит сейчас? Не смотря на «героические» усилия Балоги, будущая партия трещит по всем швам. Основные споры возникают вокруг технологии объединения, лидерства в будущей мегапартии и ее идеологических основах. УНП уже фактически отвергла саму идею своего вливания в партию. Она занялась самопиаром, а на сьезде не поддержала идею самороспуска. Украинская народная партия требует от коалиции Блока Юлии Тимошенко и Блока Наша Украина – Народная Самооборона подать заявку на вступление в НАТО и обеспечить вступление в Европейский Союз до 2016 года. Кроме того, Костенко требует от коалиции внедрить систему выборов в Верховную Раду на основе открытых региональных избирательных списков, провести люстрацию, а также обеспечить соблюдение требований законодательства по функционированию украинского языка как государственного. Партия также выступает за ликвидацию памятников Екатерине II, Ленину, Сталину, другим коммунистическим вождям. УНП также считает приоритетным для коалиции БЮТ-НУНС принятие законов «Об установлении уголовной ответственности за публичное отрицание голодомора 1932-1933 годов как акта геноцида украинского народа», «О признании воинов ОУН-УПА борцами за независимость Украины и предоставлении им статуса участников войны», «О ликвидации на территории сел, поселков и городов Украины символов тоталитарного режима и переименовании топонимических названий, олицетворяющих собой тоталитарную эпоху», «О признании утраченных сбережений украинских граждан, хранившихся в Сбербанке СССР, государственным долгом России перед Украиной». Кроме этого партия считает приоритетным закон «О декларировании высшими должностными лицами Украины, государственными служащими 1-3 категории и руководителями органов местного самоуправления доходов и расходов».
Как видно из всего этого, Костенко, прорвавшись в Верховную Раду, затеял свою собственную политическую игру, и не в пользу президента. Фактически все инициативы Ющенко он приписывает себе и своей партии. Он в выигрыше. Проголосуют – будет кричать о своей победе, провалят – обвинит в предательстве. В отношении единой партии Юрий Костенко занял особую позицию. Он назвал "преувеличением" распространенную в СМИ информацию о том, что переговорный процесс о создании единой партии должен возглавить Виктор Балога: "Вопрос объединения – прерогатива самих партий, которые на своих съездах будут принимать решение, а не Секретариата Президента. Другое дело – Народный союз "Наша Украина" может делегировать полномочие по переговорам Виктору Балоге, поскольку он является членом этой партии", – заявил он в преддверии съезда УНП. От Костенко аж веет пылким желанием стать гетьманом новой партии. "...Нужно определиться, о какой партии идет речь. Если о правой, то мы готовы объединяться. И уже приняли соответствующее решение об объединении с Рухом. А если речь идет о какой-то другой идеологии, то нужно в этом вопросе внимательно разобраться", поскольку не "могут быть в одной партии левый Луценко и правый Костенко. Я условно говорю". Мини-Наполеон в действии.
Кстати, даже воссоздание единого Руха, который сам же и развалил, Костенко активно саботирует, не идя дальше деклараций. А вот лидер УРП "Собор" Анатолий Матвиенко оказался еще более оригинальным. Он предложил начать создание единой партии после внесения изменений к закону "О политических партиях Украины", поскольку "механизм ликвидации во время объединения является унизительным". А еще он заявил, что УРП "Собор" готовая принять участие и создании новой партии путем самоликвидации в соответствии с действующим законодательством, но вот партия должна создаваться на основе УРП "Собор".
«Отсутствие четко определенных сроков объединения, их отодвигание на неопределенное будущее (невзирая на заявления В. Кириленко о том, что это может состояться в декабре) оставляет сегодня мегаблок НУ-НС в тисках традиционной для него громоздкой процедуры принятия решений, а в один момент предоставляет лидерам политических партий, которые его создают, широкое пространство для кадровых маневров и намного более мощные возможности для лоббирования разнообразных интересов, чем это было бы в объединенной политической силе». http://rep-ua.com/ru/ А отсюда и нестабильность в самой демократической коалиции, саботаж решений, принятых ранее о союзе с БЮТом.
Отсюда и особая позиция Юрия Еханурова, заявившего, что "спикер должен быть избран не просто коалиционным большинством, а всем парламентом, потому что председатель Верховной Рады должен отвечать интересам всех групп, которые в ней представлены. Только в таком случае парламент будет работать". Это открытие: конечно, спикер должен уметь наладить работу парламента, но как может демократ отвечать интересам коммунистов? Или «регионалов»? Более того, это дает возможность старому буряту считать, что Украина разделена "на две разные модели идентичности: европейскую, которую исповедует "Наша Украина", и евразийскую – Партии регионов. Именно эти политические силы должны найти формулу сосуществования на основе патриотизма и демократических ценностей". Какие уж здесь идеологии национальной демократии?
Да и Матвиенко не менее оригинален. "Знаете, еще в марте 2006 года я сказал, что наилучшей коалицией является коалиция БЮТ, "Нашей Украины" и Партии регионов. Социалистов в этом списке, заметьте, не было. Почему? Потому что, к сожалению, разница в идеологии очень весома. А команда, которая формируется из разных, принципиально противоположных идеологических заданий, не может быть стойкой и действенной. Более того, я считал, что для единства нации, а это очень важно, стоило бы говорить о широкой коалиции. Я и сегодня говорю, что об этом нужно думать. И амбиции Тимошенко, Януковича стоило бы отбросить, а в знаменателе написать "Украина"... Не нужна им единая партии. Ведь тогда нельзя будет торговаться с «донецкими» да выдавать себя за идейных лидеров национал- демократии. Ведь останется только один… Поэтому перспективы создания единой партии президента не менее призрачны чем в 2005 году.
Разве что снова начать с белого листа, отбросив всех «гетьманов» и прихлебателей у трона, сделав ставку на новые кадры, не связанные со старой партноменклатурой. Но есть ли у президента на это политическая воля?