Часть вторая. Партия регионов: на перекрестке дорог. Партия регионов, как и НУНС, сейчас должна или стать партией, или развалиться на группы по интересам. Как в сказке: «Пойдешь вправо –Януковича потеряешь, пойдешь влево – Ахметов недоволен, а прямо идти нельзя – дорога кончилась».
Интенсивный развал ахметовского проекта начался сразу же после выборов. Победа, о которой трубил Янукович, вышла не лучше пирровой. И скажем прямо, регионалов не радуют набранные ими проценты. Ведь голосов-то реально получено на миллион меньше, чем на выборах год назад. И это при том, что в выборы были вложены огромные деньги, и практически в угоду Партии Регионов уничтожены Партии «Союз» Костусева, «Вече» Богуславской и СДПУ (о) Медведчука. Их лидеров (за исключением Медведчука) взяли в проходную часть списка взамен неучастия в выборах самих политических сил. Причем этот удар нанесли не какие-то там «западенцы», а свои, родные, зомбированные «восточники» с Донбасса и Харькова. А Янукович, бедняга, верил слепо, что его харизма на юго-востоке не померкнет никогда и ни при каких обстоятельствах. Оказалось, и померкла: слезла, как позолота с шикарного писсуара. И осталось Нестору Шуфричу юродствовать с пеной у рта, бросая в толпу идиотскую фразу: «Правду не спрячешь, победу не скроешь!». Действительно не скроешь.
Янукович первым делом после первых данных о результатах голосования, ссылаясь почему-то на демократические западные (а не на фактически исповедуемые им тоталитарные принципы), когда партии-победительнице поручается формировать коалицию, заявил, что он предлагают ее составить с кем угодно. «Ми отримали значну підтримку народу, і це дає карт-бланш для Партії регіонів формувати новий успішний уряд", - без лишней скромности и заметьте на «державній мові» произнес с довольно-таки глупым видом Янукович. Но это он на национальном телевидении такой. Выйдя на площад, перешел на русский и выдал «Я уверен, что ми в очередной раз будем формировать новое правительство – правительство народного доверия. Это правительство будет формировать коалиция во главе с Партией регионов!». Одним словом, разошелся Янукович в амбициях перед своими площадными почитателями – не остановишь.
Но вот противники оказались не из пугливых. Не испугались и не дали любимую игрушку. Хорошо, хоть пинками из Кабмина не вытолкали. Не оценил... И занялся обиженный Янукович двумя более привычными делами: скупать депутатов и ублажать с масляно-холуйским видом президента. Поупражнявшись с месяц, решил, что его поняли и простили. На заседании правительства в конце октября Виктор Янукович не стал скрывать, что намерен продолжить работу на посту премьер-министра и что он всячески поддерживал инициативы Виктора Ющенко всегда и везде. Более того: проштрафившейся премьер несколько раз заявил о ведущей роли президента среди всех институтов власти в государстве. И пулей помчался к Президенту на рандеву, едва заслышав телевизионное обращение того с милостиво широким предложением трем ведущим политическим силам парламента будущего созыва покумекать насчет возможного братания в Верховной Раде. Вдохновило Виктора Федоровича, очевидно, отсутствие в телеобращении Виктора Андреевича упоминания о том, что коалиция должна быть непременно демократической, как о том еще несколько дней тому назад тот твердо заявлял, для категоричности добавив – «и точка!». А тут вдруг многоточие – и Янукович ухватился за него, словно за спасительный парашют», – пишет http://novosti.dn.ua/details/. Но не помогло…
Конечно, в этих условиях никто и не собирался заниматься партийным строительством. Партии Регионов стояла на панели, словно старая публичная девка, никому не нужняя и никому не интересная. Попользовались и бросили. «Ее высокие проценты — это на самом деле провал, поскольку за ПР голосуют только потому, что нет других. Но создать такие партии будет очень трудно, так как это требует очень больших вложений», – считает Владимир Маленкович. Трудно с ним не согласиться. Бесконечные игры с укрупнением партий, вытеснение мелких игроков из электорального поля и ставка на единственного лидера, который может спасти страну, дали в сумме ожидаемый результат. Мелкие партии практически сошли на нет.
Что же собой представляет так называемая партия Регионов? Каждая политическая партия построена на идеологии. Это аксиома, доказанная вековым опытом. Можно ли сформулировать идеологию ПР? – Нет. Разве являються идеологией такие догмы, как, например, внеблоковый статус Украины? Или требование не допустить вступления в НАТО без соответствующего решения на всеукраинском референдуме. То же самое происходит и со следующим постулатом – о предании русскому языку статуса второго государственного. И, тем более, идея федерализации Украины. Еще более далеки от идеологии такие призывы, как повысить благосостояние народа, улучшить состояние окружающей среды и т. д.
Василий Коломиец пишет: «Идеология это – коммунизм, социализм, консерватизм, либерализм, национализм, фашизм. Что это? Фактически ничего. Идеологию ПР можно было бы назвать либерализмом, если бы не слишком назойливые действия ее членов, откровенное пренебрежение законами или неуважение к мнению половины населения (тот же статус воинов УПА, вопроса украинского языка и т.д.). Именно поэтому невозможно дать ей объективное определение. Как, собственно, и всем партиям, которые прошли в Верховную Раду.
Поэтому в настоящее время Партия регионов держится на некоторых постулатах, а, точнее, мифах. Вот они.
1. Нельзя допустить возвращения к власти оранжевых сил. Они втянут Украину в ЕС и НАТО, оторвут от России, вырвут языки русскоязычным украинцам.
2. В Западной Украине живут ненавистные националисты. Они мечтают реабилитировать воинов УПА (которых «східняки» называют фашистами) и приуменьшить значение героической борьбы Советской армии.
3. Наконец, никто, кроме ПР, не защитит жителей Юга и Востока Украины от наступления украинофилов. Родной язык юго-восточных областей – исключительно русский и никакой другой. Украинское для них чужое.
4. Только федерализация Украины спасет богатых жителей Юга и Востока от наступления западноукраинской бедноты.
Эти мифы слагались на протяжении многих лет. Кто их автор? Догадаться не тяжело. Вероятно, сам лидер партии, ведь он, не выступая против подобного, тем же их и поддерживает. Поддерживает их и местная бизнес-элита, а также «интеллектуальная» элита». И с этим нельзя не согласиться. Донецкая криминально-бизнесовая группа привнесла много нового в методы фальсификации и запугивании избирателей. Но с появлением Партии Регионов эти проявления стали системой. На протяжении пяти лет в области оттачивалась схема массовых фальсификаций результатов выборов. И в особенности циничной система выборов стала в Донбассе в последние два года, после парламентской кампании 2002 года. Эти события заняли довольно солидный отрезок времени и территории, на которой происходили. Поэтому можно говорить о системе, отработанной досконально и всесторонне.
Становление партии тоталитарного типа в Донбассе имеет свою историю. Первая попытка превратить олигархическую партию донецкого клана в авторитарную имела место в 1995 – 1996 годах в бытность губернатором области Владимира Щербаня. Устранение из партии ее основателя И.Р. Маркулова и непосредственный приход к власти бизнеса, который даже в регионе считается полукриминальным (и представителем которого был Владимир Щербань и ряд ныне покойных "донов"), стало первой попыткой создать для "донецких" дееспособную политическую модель партии авторитарного типа. Уже тогда проявились тоталитарные тенденции в партии либералов. По указанию руководства облгосадминистрации, возглавляемой В.Щербанем, было проведено часто насильственное привлечение в партию руководителей городов и районов. Новые назначения зависели от того, был ли претендент в партии или нет.
Два месяца средства массовой информации области в 1995 и в начале 1996 годов вынужденные были печатать хвалебные отклики о согласии губернатора В. Щербаня возглавить партию, а потом и обсуждение новой программы Либеральной партии. Но сам Щербань не смог стать лидером не только Украины, но даже своего региона. Поэтому его устранение с должности губернатора, а потом и паническое бегство из Украины (на несколько месяцев наш "герой" оставил страну, бросив партию), как и сложение с себя полномочий председателя областного Совета не вызвали особого сопротивления у "Донецкого клана". Щербань не выполнил поставленных перед ним задач и был выброшен из Донбасса вместе с его Либеральной партией. Тогда взгляды клана остановились на партии мэра Донецка Владимира Рыбака. Партия регионального возрождения Украины была аморфной организацией без своих структур, в основу программных заявлений были положены позиции русского шовинизма и едва прикрытого сепаратизма. Она была без идеологии, так как идеологией идею федерализации Украины считать нельзя. Именно это и стало наиболее привлекательной для идеологов клана – для ее раскрути как всеукраинской партии с претензией на правящую партию государства. Для этого на скрижаль регионального партийного бренда были нанизаны Партия труда, представлявшая интересы "красных директоров", и несколько карликовых партий, не значимых в украинской политике, но своими названиями определявших либерализм, социал-демократизм и открытый популизм. Далее был включен админресурс, вложены несколько миллионов долларов, и путем фальсификации выборов 2002 года полностью захвачена власть в регионе.
Партия Регионов была создана как партия тоталитарного типа. Она имела все классические признаки партий этого типа за исключением идеологии. Программа партии регионов – это набор популистских лозунгов, а не серьезная научная работа о целях и задачах политической силы. И самое главное – это полное отсутствие идей. С приближением выборов президента и выдвижения в качестве претендента на эту должность Виктора Януковича появилась насущная необходимость в обрастании Партии собственной идеологией. При этом ставиласьзадача сделать ее максимально удобоваримой для электората. В ней должны были слиться как христианские ценности, так и коммунистические идеи, обольстительные для старшего поколения. То есть делалась попытка объединить антагонистические, по своей сущности, идейные учения. Используя открытие Лавры в Святогорске, донецкая элита решила обзавестись собственной идеологией. Возможно, когда-то это получит название – христианский социализм. При этом глава РПЦ Алексий должен был взять на себя роль символа новой партийной идеологии. Для этого в области активизировалась борьба против Киевского Патриархата и других христианских конфессий. Однако поражение в 2004 так и не дало партийным идеологам нарастить на партию даже камуфляж идеологии. Однако, воспользовавшись противоречиями «оранжевых», «Донецкие» снова «вошли» в Киев. Воплощением этого стало вторичное назначение на должность премьер-министра Виктора Януковича — ставленника Рината Ахметова, классического номенклатурщика на службе у крупного капитала.
Однако 2007 год стал поистине роковым для ПР. Война с Президентом закончилась полным и позорным провалом регионалов. И центробежные тенденции в её руководстве, наметивиеся еще в начале 2006 года и проявившиеся в его конце, привели в январе текущего года к убийству Евгения Кушнарева и обострению противостояния внутри партии. Уже в марте появились сообщения о том, что, «в Партии регионов усиливается внутрипартийная конкурентная борьба, целью которой является избавление от перспективных конкурентов "путем преждевременной засветки". Такое мнение выразил политолог Валерий Кучерук. "Заявление Анны Герман о том, что рупором фракции Партии регионов должен стать ближайший соратник Виктора Януковича Антон Пригодский, можно расценивать не иначе как попытку на старте публичной политической карьеры избавиться от перспективного политика", - заявил он. По словам Кучерука, до недавнего времени Герман самостоятельно выступала в роли одного из главных спикеров Партии регионов и ее фракции, однако сейчас, очевидно, происходит перегруппировка в партии, и на первые роли выходят до недавнего времени малозаметные политики, такие как Василий Киселев. В то же время динамично усиливается влиятельность и популярность лидера фракции Раисы Богатыревой, уже давно вышедшей на следующий уровень влиятельности, в отличие от остальных членов фракции Партии регионов", - добавил он. По мнению эксперта, Герман, озвучив намерение заменить Богатыреву на Пригодского, пытается преждевременно сжечь карьерные перспективы одного из наиболее перспективных политиков от Партии регионов, который до недавнего времени не вел публичный образ жизни». И это было только начало. Этому предшествовало заявление Тихонова о возможной постановке на съезде партии вопроса о смене руководства ПР, в первую очередь Януковича. После этого в Партии регионов начались чистки. Первыми пострадали партийцы Харькова. Анна Склярова, председатель Боровского райсовета Харьковской области была исключена из Партии регионов за предательство партийных идей. За ней последовали другие. И только знаменитые указы о роспуске ВР приостановили маховик внутрипартийных репрессий.
Что же происходит в партии сегодня? На данный момент создание широкой коалиции с НУ — НС рассматривается как «манна небесная». Однако, даже если это случиться, условия, которые могут предложить «регионалам», поставят их в положение, которое не идет ни в какое сравнение с тем, к чему они успели привыкнуть за последний год. Даже в программной части «регионалов», видимо, заставят убрать положения, касающихся языка и НАТО. Возможно, только формулировки будут по просьбе «бело-голубых» несколько смягчены. Что же касается принципов раздела «сфер ответственности», то ПР придется довольствоваться ролью младших партнеров в правительстве. Недовольными таким поворотом останутся лично Виктор Янукович и его команда. «В условиях широкой коалиции Виктор Янукович практически останется не у дел. Представить его спикером или хотя бы лидером парламентской фракции очень сложно. Кроме того, главный «акционер» партии Ринат Ахметов уже с выборов 2006 года подумывает о том, как избавиться от достаточно самостоятельного и харизматичного Виктора Федоровича» считают социологи.
Поэтому Виктор Янукович поручил однопартийцам и после выборов продолжать встречи с избирателями, усилить работу региональных штабов, обеспечить постоянное присутствие ПР в СМИ и укреплять связь руководства партии с ее рядовыми членами. Кроме того, он поручил "не только не свертывать работу избирательных штабов, а, реформировав, перевести ее на постоянную основу". Этому служило и широкое празднование 10 годовщины ПР. Дата надуманная, взяли её с потолка, подогнав к дню регистрации ПРВУ Владимира Рыбака. Это дало возможность Януковичу громогласно объявить: «В отличие от тех политических сил, которые были представлены на досрочных выборах разного рода блоками, мы являем собой монолитную силу, которой не грозит перспектива рассыпаться в результате внутриблоковой борьбы за власть. Мы единственные, кто может гарантировать выполнение взятых на себя обязательств, не опасаясь сопротивления со стороны так называемых союзников, которые на самом деле заинтересованы в ослаблении друг друга». Тем временем Юрий Мирошниченко создал теоретический журнал «Регионал», который претендует стать партийным идеологическим рупором. Как не удивительно, но именно оппозиция может стать спасением для Януковича. Если конечно он готов в ней оказаться, а не сбежать за границу как в 2005 году.
Сейчас мы видим реально приближающийся раскол Партии Регионов на две части. Ахметовская часть, похоже, примеряет себе либеральные одежды, а вот Янукович и бизнес круги, которые за ним стоят (а это ни много ни мало господин Фирташ) склонны все же сыграть в тоталитарную модель. Со всем набором классически – тоталитарных постулатов, вплоть до идеологии – странного соединения итальянского фашизма и сталинского большевизма. Что из этого выйдет – посмотрим.