Спросите ребенка, что такое карусель? И он ответит – это круг с лошадками. Спросите политика, что такое карусель? И он ответит – это способ обеспечить себе круговую любовь электората, выраженную в количестве голосов. Спросите государственного чиновника, что такое карусель? И он ответит – это метод обогащения себя любимого с помощью передачи государственной земли кругу лиц, самым важным из которых является последнее в этой карусельке. А именно – он сам!
Первое мы с вами проходили в детстве, второе – в 2004-ом году, а что ж такое третье?
Представьте себе, что в Одессе, в самом сердце Большого Фонтана, среди густой зелени дачных кооперативов, в зоне рекреации, есть свободный кусочек земли. Общественной. Как ее превратить в частную, да так, чтобы выжать из нее побольше? Рассмотрим типовой вариант чиновничьих действий.
Итак, давным-давно согласно решению исполкома Одесского городского совета № 818 от 05.08. 1993 земельный участок по адресу ул. Гаршина 3 был предоставлен Одесскому облпотребсоюзу для размещения санатория-профилактория. Облпотребсоюз начал строительство реабилитационно-оздоровительного центра, но спустя 9 лет, работы еще не были завершены, а на свет появляется нужная на тот момент бумага – распоряжение Киевской районной администрации Одесского городского совета от 29.09.2002 под № 1639, об утверждении проекта завершения строительства спального корпуса. С этой бумагой уже можно было двигаться дальше. Ровно через два месяца, вместо того, чтобы озаботиться окончанием строительства корпуса, председатель Облпотребкооперации И.В. Негода продает незавершенное строительство третьим лицам: С. Авраменко, Л. Сухиной и Г. Василиади. В договоре купли-продажи, удостоверенном нотариусом, обязательно должна быть ссылка на право продавца распоряжаться отчуждаемым имуществом, то есть указываться документ, подтверждающий право собственности. Такой ссылкой становится вышеуказанное распоряжение Киевской РА за № 1639 о завершении строительства спального корпуса, хотя оно ни в коей мере не является свидетельством о праве собственности и не дает И.В. Негоде права отчуждать данное имущество.
Однако при рассмотрении договора купли-продажи, удостоверенном частным нотариусом А. Юрасовой, кажется, что все еще не так страшно, поскольку в соответствии с пунктом 8 вышеуказанного договора «Все обязанности, предусмотренные договором строительства спального корпуса реабилитационного центра, берет на себя покупатель». Значит, троица покупателей должна все-таки будет достроить спальный корпус, а члены профсоюза получат возможность после напряженного реабилитационного дня в нем отдыхать. Правда, возникает вопрос, а как быть с тем, что весь оздоровительный центр принадлежит Облпотребкооперации, а его часть, спальный корпус, частным лицам? И что они с этого будут иметь, как говорят у нас в Одессе? Сдавать на ночь покоечно? Потому что, ежели ничего не будут иметь, кроме удовольствия поиграть в стройку, то надо признать, что вышеозначенная троица несколько не в ладах с собственной головой.
Однако, с головой у них, как оказалось, все в порядке, и играться в стройку они не стали, а 10.03.2004 г. перепродали незавершенное строительство ООО «Лазурное побережье» вместе с обязательством последнего завершить строительство спального корпуса.
У «Лазурного побережья» с головой тоже, как оказалось, все в норме, потому что ООО тоже не стало играться в детские игры, а сразу приступило к возведению многоквартирного пятиэтажного дома с мансардой и подземным паркингом. А что оно будет с этого иметь, спрашивать уже не приходится. Спрашивать уже надо у ГАСКа, каким образом его инспекция выдала разрешение на строительство пятиэтажки в рекреационной зоне под № 156/05 от 22.03.2005г. если для этого требовалось сначала получить разрешение органов исполнительной власти на изменение целевого назначения земли, а такое разрешение дано не было, поскольку его никто и не запрашивал. А не запрашивал, потому что знал, что таковое не получит. А потому ООО «Лазурное побережье» и вместе с ним ГАСК этот щекотливый пункт просто стыдливо обошли. И тут возникает еще один вопрос, а что имеет с этого ГАСК?
Однако, когда мирную тишину дачного места нарушили рев бульдозеров, грохот забиваемых свай, а с участка под номером Гаршина 3 один за другим поплыли грузовики с вывозимыми срубленными деревьями, жители окрестных домов этого благословенного местечка бросились искать справедливости в государственных инстанциях и писать жалобы в те компетентные органы, которые призваны стоять на страже порядка и законности. Именно таким образом, из ответа Одесского городского управления земельных ресурсов от 03.10.2005 они узнали, что в Управлении вообще отсутствует информация о продаже земельного участка Василиади, Сухиной и Авраменко в пользу ООО «Лазурное побережье», и ООО за разрешением на изменение целевого назначения земли в Управление не обращалось. Так что земля до сих пор числится рекреационной, то есть предназначенной для отдыха и оздоровления граждан, и жилое строительство на ней запрещено.
Естественно, обнаружив такое вопиющее нарушение законности, жители домов по Гаршина 5 и Гаршина 7 обратились именно в тот орган, который должен, прежде всего, заботиться о пресечении всякого рода безобразий – в прокуратуру. Переписка с прокуратурой представляет собой просто классический образчик бюрократического эпистолярного жанра с элементами пофигизма по отношению к ищущим справедливости гражданам.
Так, например, в своем ответе за №7/1-190-05 от 25.04.06 замобластного прокурора М. Черный пишет: «…об’єкт по вул. Гаршина 3… відчужено на підставі розпорядження Київської районної адміністрації міста Одеси про дозвіл на відчуження…» (это что, правоустанавливающий документ о праве собственности?) «Товариством земля використовується для будівництва житлового будинку». (Так ведь на это и жалуемся!)
«Земельна ділянка, на якій ведеться будівництво, відноситься до земель громадської та житлової забудови…» (Ну а это откуда пан прокурор взял, где соответствующий документ?) «З урахуванням зазначенного, підстав для прокурорського реагування не вбачається».
Короче, граждане, уймитесь, и не мешайте работать. Не до вас.
Тот же метод отписки использовал замгородского прокурора, С. А. Буяджи.
Обогатив жалобщиков информацией о незаконных, выданных ООО «Лазурное побережье» разрешениях и согласованиях, поданных им как свершившийся факт, а следовательно, как якобы законных, С. А. Буяджи, видимо, пожалев измученных стройкой века дачников, сообщил им, что за ними сохраняется право отстаивать свои интересы в суде.
Правда, они об этом и сами догадывались. И в суд обратились. Рассмотрев исковое заявление о запрете строительства многоэтажки в курортной зоне и материалы дела, судья Киевского района г. Одессы С. Рева вынес постановление о временном запрете любым лицам и организациям проводить какие бы то ни было строительные работы по адресу г. Одесса, ул. Гаршина 3, вплоть до рассмотрения дела по существу. То есть накладывает «арест» на стройку. Но кто ж из имущих нынче выпустит из рук лакомый кусочек, когда уже часть денег за него проплачена и сладкий результат вот он, уже и во сне и на эскизе виден?
«Лазурное побережье» подает апелляцию на арест, и Областной апелляционной суд в составе Ю. Яковлев, Л. Троицкая и В. Каранфилова, прикрыв глаза рукою, выносят решение об отмене ареста на стройку, ссылаясь снова на разрешение ГАСКа №156/06 от 22. 03. 2005 года. То есть, не рассуждая о правомерности выданных разрешительных документов, которые, по сути, не могут быть законными, идут по пути, проторенному заместителем областного прокурора М. Черным. Разрешение есть, а на каком основании оно выдано не важно. И то правильно – ежели прокуратура, которая должна стоять на страже закона, не имеет претензий к нарушителям, то чего там стесняться. Не быть же, в самом деле, большими католиками, чем Папа Римский. (А у нас все-таки вертится в голове все тот назойливый вопрос: а что имеет с этого…ну подставляйте того, кого вам фантазия укажет).
Но, в конце концов, стройка была законсервирована. Стороны замерли в ожидании разрешения конфликта. И тут нам пришел в голову вопрос, а что же сами руководители стройки по этому поводу думают? Мы позвонили по телефону, который прочли на многочисленных бигбордах города, и в газете «Авизо» с красивым рисунком будущего 5-этажного рая на крутом берегу Черного моря. И состоялся у нас такой разговор.
- А можно у Вас купить квартиру в этом замечательном доме?
- Конечно. Приходите, только денежки заплатите.
- Да вот, мне сказали, что там вроде соседи протестуют, мол, на рекреационной земле, и так далее, в суд подали…
- (смущенное молчание. Затем возмущенно): Да что Вы всяких идиотов слушаете, мало ли их…Дом будет построен, не волнуйтесь.
- Конечно, я волнуюсь, вдруг деньги пропадут.
- Тогда банк «Аркада» их Вам вернет. Этот банк финансирует строительство, а мы, «Лазурное побережье» только строим. (Какая скромность! Мол, мы только рабочие, и, естественно, ни слова про купчую на эту землю).
- Так как же все-таки, вы собираетесь решить конфликт с соседями?
- А что его решать? Тут, конечно, в соседях непростые люди. Сами понимаете, в таком районе лишь бы кто не живет. Но и у нас в Киеве тоже люди есть. Помогут.
- Можно узнать, как?
- (смех). Нет, конечно, по телефону я Вам такое сказать не могу. Нет, если лично придете, тоже. Но у нас все железно, не переживайте.
Добродушное пожелание «не переживать» своего действия на меня не возымело. Наоборот, заставило задуматься, это ж какие такие в Киеве люди есть? Что за люди? Воображение рисовало то всесильных депутатов Верховной Рады, то просто каких-то Карабасов-Барабасов с черными бородами и дубинами в руках, отгоняющих от стройки мирных соседей. С Земельным кодексом в руках против дубины не попрешь! Однако действительность впоследствии оказалась куда более сказочной, чем Карабасы.
Время шло. В связи с тем, что противостояние одесситов и ООО «Лазурное побережье» несколько затянуло дело, то у лазурнопобережевцев кончилось разрешение на строительство, и они обратились за ним в инспекцию Госархстройконтроля. Тут в связи с тем, что дело получило громкую огласку, Инспекция признала, что несколько погорячилась, выдав строителям разрешение на сооружение жилого дома в рекреационной зоне и в таком продлении отказала в связи с нецелевым использованием земли. Как мы помним, еще до обращения «Лазурного побережья» за разрешением на строительство жилого дома, первоначально такое разрешение выдавалось на проект завершения строительства спального корпуса санатория-профилактория Облпотребсоюза, а жилой многоквартирный дом явил себя на этом земельном участке, как истинный нахалстрой.
ООО оказывается в затруднительном положении. И вот тут в игру вступают те самые «киевские люди». Не знаю, носят ли они черные бороды и дубинки в руках, но напором и наглостью Карабаса-Барабаса наделены точно. А именно: распоряжением № 4-7-779/458 от 23.05.06 г. киевская Госинспекция по контролю за использованием и охраной земель (киевских!) отменяет распоряжение одесского Управления по контролю за использованием и охраной земель, о запрете изменения целевого назначения земли одесской (!)
Мол, мы тут в Киеве высоко сидим, далеко глядим, и решили, что на кой черт одесситам рекреационная земля, нам, киевлянам, выгоднее, чтобы на той земле милое нашему сердцу ООО жилой дом достроило.
Юридическое обоснование этого распоряжения достойно верной подруги Карабаса – Лисы-Алисы. В свое время земельный участок выделялся, если помните троице подставных лиц, Абраменко, Сухиной и Василиади. Выдавался, сначала якобы для окончания строительства спального корпуса профилактория, а потом профилакторий, который никто не собирался достраивать, плавно перешел в разрешение на постройку этими частными лицами садовых домиков, которые будут обслуживать их маленькие садочки. Ну вот, домиками же! А то, что в интерпретации «Лазурного побережья» три садовых домика выросли до размеров многоэтажного дома с паркингом, так это ведь просто у кого какой масштаб. В ООО солидные люди сидят, какие там домики?
Это все на бумаге выражалось таким образом: «…згідно зі ст. 38.Земельного кодексу України до земель житлової та громадянської забудови належать земельні ділянки в межах населених пунктів, які використовуються для розміщення житлової забудови, громадянських будівель та споруд, інших об’єктів загального користування». Ну, кто бы без них догадался, что в границах города строятся жилые дома! Вот только ни слова о том, что данная земля, хоть и находится в границах города, но относится к линии побережья, где жилое строительство запрещено. Из Киева-то моря не видно.
Однако этим летом справедливость казалось бы, восторжествовала. Протестующие соседи по улице Гаршина нашли сильного, более того, самого сильного защитника и союзника какого только можно было пожелать, в лице Одесского городского совета. Решением исполкома городского совета № 893 от 02.08.07 г. в соответствии с массой законодательных положений, стоящих на страже интересов территориальной громады, которые мы здесь приводить не будем, чтобы не утомлять читателя, строительство многоэтажного жилого дома в рекреационной зоне было остановлено. Инспекции госконтроля управления архитектуры и градостроительства было указано принять все необходимые меры по остановке незаконного строительства. Решение было подписано мэром г. Одессы Э. Гурвицем и управляющей делами Т. Ершовой.
Пережив первое легкое потрясение, и слегка оклемавшись, ребята из ООО «Лазурное побережье» решили прибегнуть к ставшему у нас в Украине классическим варианту: что незаконно, то можно узаконить с помощью суда. И в суд Киевского района г. Одессы уходит исковое заявление ООО «Лазурное побережье» «О признании недействительным решения Одесского горисполкома № 893». Самой любопытной фразой в заявлении мне показалась такая: «Исполнительные комитеты местных советов не наделены полномочиями останавливать строительство в связи с нарушениями правил городского благоустройства…».
Вот тебе на! Значит хозяин города, Городской совет, вовсе в городе не хозяин, и как бы лазурнопобережевцы город не разваливали, мэрия и цыкнуть на них права не имеет. А какие же права все-таки истцы благосклонно оставляют руководству города? А вот, цитирую: «Исполком Одесского городского совета в своем распоряжении ссылается на распоряжение Одесского городского головы № 893-01р от 08.09.2006 г. «О мерах соблюдения субъектами правоотношений в отрасли благоустройства, требований Правил благоустройства территории города Одессы». Этот документ не определяет никаких обязательств строителей, а только возлагает на органы местного самоуправления г. Одессы обязательства по проведению проверок. Нигде в этом документе не обозначено, что следствием проведения проверок может стать запрет на строительство…»
То есть, если всю эту заумную муть перевести на русский язык, то это будет означать – ну, ладно, уж товарищи городские руководители, проверять – проверяйте, так и быть, мы это вам позволяем, но если убедитесь, что стройка вредит городу, то останавливать строительство мы вам не дадим. Наслаждайтесь сознанием, того, что вы правы. А меры принимать – это уж слишком. Так что проверки проводите, пожалуйста, ради самих проверок, а работать нам не мешайте.
Одновременно ООО ускорило строительные работы, проводя их в две смены. А поскольку ускорение требовало прикрытия, то ООО направляет в суд Киевского района ходатайство об обеспечении иска в виде приостановления Решения горисполкома до решения судом вопроса по сути. Теперь можно тянуть процесс годами, не приходя в суд, а пока быстренько строить.
Суд Киевского района, проникнувшись жалостью к строителям из ООО (видимо, на суд особенно подействовали такие жалобные слова: «…призупинення будівництва призведе до підвищення цін на будівельні матеріали, будівельні роботи і завдасть суттевих збитків Позивачу і його контрагентам»), удовлетворяет иск.
Жители домов по ул. Гаршина тоже не дремлют и подают встречные иски на ООО. Может, они бы уже и опустили руки, но владельцы домов 5 и 7, люди принципиальные и настойчивые будоражат всех на борьбу, и сами от себя подает непрерывные иски и жалобы во все инстанции, от которых зависит судьба незаконной стройки. Более того, дотошные жители раскопали и фамилию того самого чиновника, который запустил карусель для того, чтобы с помощью этой нехитрой игрушки перевести государственную землю в частное владение, и сейчас выискивают доказательства его заинтересованности, чтобы дать делу законный ход.
А пока что военные баталии переходят линию фронта, расположенную на территории суда Киевского района. Суд стройку разрешил? Разрешил! Так что, теперь свою неправоту признавать? Авторитет судебной власти пострадает! И более того, ладно уж с авторитетом суда, но ведь пострадают интересы хозяев «Лазурного побережья». А поскольку у нас солидные люди хозяева не только побережий, но и жизни в целом, то хоть законодательство под этот казус меняй, но на своем стой.
Так судья А. Бойко в своем отказе удовлетворить ходатайство В. Ореза об остановке строительства ссылается на продление Гаском разрешения, делая вид, что запрет горисполкома на стройку просто не существует. Судья Н. Пучкова дважды оставляет без рассмотрения заявления Ореза и только после жалобы на ее действия в Верховный суд «думает» как принять их к рассмотрению.
Соседи пишут заявление в Областную прокуратуру, и прокуратура радостно рапортует, что «будівництво зупинено». На бумаге-то распоряжение одесской мэрии действительно выполнено – «зупинено», но не мешало бы прокурорам на стройку какого-то порученца послать, чтобы убедиться, как воют бульдозеры и скрежещут краны. Но зачем прокуратуре весь этот шум?
Классические произведения литературы действительны на все времена, даже, если это детская сказка «Золотой ключик». Это из нашей с вами жизни взяты беспардонный, как киевский ГАСК, Карабас-Барабас и хитрая Лиса-Алиса. Пересмотрите еще раз замечательный фильм о приключениях Буратино. И тогда вы ясно услышите, как на улице Гаршина кричат папы Карло:
«Караул! Реликтовые деревья вырубают. Закрывают потоки свежего воздуха с моря на город!»
А в ответ из судов и прокуратур доносится песенка Лисы-Алисы:
«Какое небо голубое,
какое небо голубое!
мы не сторонники разбоя,
на дурака не нужен нож,
ему покажешь медный грош
и делай с ним, что хошь, что хошь...»
Виктория Колтунова – по поручению Международного комитета защиты прав человека.
(Створено refdesitY, Лютий 21, 2018, 2:54 AM)