Каждая хозяйка знает, как трудно избавиться от тараканов, если они поселились на кухне. Ты их выгоняешь из одного места, они лезут в другое, прячутся и все равно строят свои гнезда. Нужно иметь большое терпение, чтобы от них избавиться. Так и в Киеве сегодня. Общественность не успевает следить за стройками (гнездами), которые вырастают в историческом центре городе даже вокруг шедевра архитектуры – Андреевской церкви. Уж очень привлекательное это место для «выколачивания» огромных прибылей. Пока еще живописны склоны, Андреевский спуск и … восхитительная церковь. Строить стремятся на любом пятачке вокруг церкви. Это при том, что улицы Владимирская, Десятинная и Андреевский спуск находятся в охранной зоне комплекса сооружений Софии Киевской и охранной зоне Андреевской церкви.
Кроме строительства новых зданий, надстраивают старые дома. Все это очень плохо само по себе, но, что особенно важно, несет угрозу существованию самой Андреевской церкви. И, прежде всего, потому, что холм, на котором стоит церковь, и территории рядом, склонны к проседанию и обрушению. Об этой стороне незаконного строительства никто из проектировщиков и чиновников не задумывается. Не лучше обстоят дела и вокруг другого уникального сооружения Киева, расположенного недалеко от Андреевской церкви – фуникулера. С каждым годом растет количество зданий, которыми собираются «обстроить» фуникулер. А ведь еще в конце 2004 г. при строительстве рядом с нижней станцией гостиницы, рельсы фуникулера просели ниже допустимого значения.
Как сохранить жемчужину барокко?
Что же происходит сегодня вокруг Андреевской церкви?
Более года назад была завершена незаконная (памятники архитектуры нельзя надстраивать) безобразная надстройка двумя этажами памятника архитектуры, расположенного на ул. Владимирской, 4 (у фундаментов Десятинной церкви, напротив Андреевской церкви). «Нахлабученные» (иначе не скажешь) на этот дом этажи визуально «принизили» Андреевскую церковь и существенно изуродовали вид на церковь со стороны Софийской площади. Дом на ул. Десятинной, 13 инвесторы собираются реконструировать, а дом 11 снести, и вместо него построить жилищно-офисный комплекс высотой 32 м – в два раза выше окружающих старых зданий. Опыт такого строительства на плотно застроенных исторических территориях свидетельствует о том, что все окружающие стройку здания могут быть серьезно повреждены или даже разрушены, так как новые комплексы возводятся на сваях и имеют многоэтажные подземные паркинги. Разрушается также грунтовая структура горы, на вершине и по кромке которой проходит улица. По улицам и через дворы начнет двигаться тяжелая техника. Грунты на Старокиевской горе слабые, лессовые, поэтому могут активизироваться оползневые процессы, подняться уровень грунтовых вод. На активизацию оползневых процессов может повлиять также надстройка несколькими этажами дома на ул. Десятинной, в котором сегодня располагается музей «Скарбы Украины», Дом стоит на самой кромке горы в непосредственной близости от Андреевской церкви. Благие намерения киевских властей, касающиеся реставрации Андреевского спуска, могут также обернуться угрозой для существования Андреевской церкви. Тяжелая техника начнет день и ночь сотрясать дорожное покрытие спуска вокруг церкви. Дорогу, может быть, и отреставрируют, но что будет с церковью?!
Все, о чем говорилось выше, касается уровня Старокиевской горы, но существует угроза для церкви и снизу. Пока еще никто не отменял абсурдного плана строительства внизу, в теле горы огромного Культурного центра «Музей художника Ивана Марчука». Подъезд к этому участку проходит по верхней части Андреевского спуска и далее вокруг фундаментов Андреевской церкви (!). На улице Боричев спуск, которая проходит вдоль обрыва горы, идущей непосредственно под Андреевской церковью также ведется активное строительство.
В связи с грандиозными планами застройки склонов хочется напомнить, что специалисты Центра аэрокосмических исследований земли НАН Украины в 2005 г. и затем в начале 2008 г. предупреждали о том, что на вышеобозначенных участках горы активизировались оползневые процессы. В настоящее время действующими признаны оползни на склонах в районе Андреевской церкви и фуникулера.
Мы решили обратиться к известному защитнику киевского исторического наследия, искусствоведу с 30-летним стажем работы в институте УкрНИИпроектрестарация, автору книг «Андреевская церковь», «Михайловский златоверхий монастырь», «Подольские храмы Киева» Михаилу Георгиевичу Дегтяреву с просьбой рассказать об истории сохранения церкви и о состоянии церкви сегодня.
- Михаил Георгиевич, Андреевская церковь украшает Киев уже более 240 лет. Как удалось сохранить это сооружение?
- Место, на котором располагается Андреевская церковь, является оползнеопасным, и поэтому за все годы существования шедевра архитектуры инженеры наблюдали за состоянием конструкций здания и склонов, на вершине которых стоит церковь. В советское время уже в 1923 – 1926 гг. на Андреевской горе вокруг церкви сооружается обводное кольцо дренажной системы и проводится расчистка уже существующих 5 колодцев. В 1935 г. на выделенные Совнарком УССР деньги были проведены ремонтно-реставрационных работы.
После войны в полном объеме ремонтно-восставительные работы были выполнены на протяжении 1949 – 1954 гг. арендатором здания (Киевской духовной семинарией), одновременно в 1950г. вдоль подпорной стены лестницы до паперти возводится кирпичная одноэтажная пристройка. Ее помещения, связанные с первым этажом стилобата, используются в качестве жилья для семинарской администрации. Помещения стилобата приспосабливаются для размещения учебных комнат, столовой, кухни, общежития. В 1951 – 1954 гг. были выполнены также работы по реставрации икон, во время которых было установлено авторство некоторых живописных композиций. В 1965 – 1967 гг. республиканскими специальными научно-реставрационными мастерскими снова производится капитальный ремонт сооружения. Наибольший объем работ в этот раз приходится на стилобат, значительная часть которого была к тому времени деформирована.
В 1969 г. после осенних дождей начались оползни на склонах Андреевской горы, особенно в ее восточной части. В связи с этим в 1970 – 1972 гг. склоны закрепляют полукольцом буронабивных железобетонных свай на глубину до 20 метров. На сваях устраивается железобетонная подушка, а для отвода дождевой воды прокладываются дополнительные желоба и дренажные колодцы. Созданное железобетонное сооружение накрывается землей и дерном и на нем устраивается смотровая площадка.
Это мероприятие ослабило склон, он стал катастрофически сползать и, начиная с 1995 г., со склона стали падать деревья, а грунт – вымываться уже из-под фундаментов паперти церкви, создавая под покрытием паперти пещеры, которые в ближайшее время могут достичь фундаментов самой церкви.
Следующим этапом в жизни Андреевской церкви явилась разработка в 1979 г. проекта реставрации памятника в первоначальном виде с максимально возможным использованием металлического каркаса куполов (авторы проекта архитектор В.И. Корнеева, инженер Б.М. Левандовская, институт “УкрНИИпроектреставрация”). Реставрационные работы начались осенью 1979 г., велись в соответствии с проектом на протяжении 8 лет. В июне 1988г. они были закончены, церкви был возвращен тот внешний вид, который был задуман Б. Расстрелли.
Очередные ремонтно-реставрационные работы Андреевской церкви необходимо было выполнить еще в 1996 – 1997 гг. Но из-за отсутствия средств выполнение этих работ затянулось, и они были осуществлены лишь на протяжении 1999 – 2000 гг. Автор проекта – архитектор В.И. Корнеева. Последний капитальный ремонт церкви и реставрационные работы включали:
- реставрацию кирпичной кладки основного объема церкви, колонн, карнизов, цокольной части и штукатурки. Для сохранения старой кладки колонны охватывались хомутами, покрывались сеткой, затем штукатурились;
- ремонт штукатурки и полную замену покраски стен (идентичной замыслу) с использованием современных стойких высококачественных красителей;
- ремонт и покраску конструкций крыши основного объема и кровель всех глав;
- очистку и реставрацию позолоты;
- ремонт всех дверей, замену мраморных полов (в Италии были заказаны плиты), замену системы отопления и многих “невидимых” конструкций;
- ремонт, очистку и реставрацию иконостаса;
- большая работа была проделана по ремонту лестницы – выполнена гидроизоляция, полностью переложены сохраненные прежние чугунные ступени;
17 ноября 2000г. в Киеве после капитального ремонта и реставрации состоялось торжественное открытие Андреевской церкви. Но по сей день остается открытым вопрос укрепления склонов, и не только потому, что не выделяются на проведение необходимых работ деньги, но и потому, что никто не знает, как это лучше сделать.
-Что происходит с церковью сегодня?
- За последние годы в стенах церкви появились глубокие трещины. Это говорит о многом. Церковь находится в аварийном состоянии. Необходимо срочно принимать меры. И, конечно, нужно очень осторожно обращаться с территорией, окружающей церковь. Сегодня ведется надстройка дома рядом с церковью на ул. Десятинной. Никакой информации о том, сколько этажей собираются возвести, нет, хотя рядом с домом должен стоять информационный щит. Даже дирекции музея «Андреевская церковь» не удается получить информацию о том, как будет выглядеть надстройка. К сожалению, есть сведения о том, что здание будет выше церкви, а за ним внизу, каскадом по горе будет построено еще что-то массивное.
Все это делается в тайне от общественности. Понятно, что насильственное вторжение в структуру склона и увеличение нагрузки на него не сможет не сказаться на прочности и устойчивости холма, на котором стоит церковь. Угрозу для церкви представляют также планы строительства Культурного центра «Музей художника Ивана Марчука», дорога к которому проходит в средней части холма, как раз под церковью. Киевские архитекторы разработали проект массивного здания, в котором, кроме выставочных залов, предусмотрены и развлекательные заведения. Машины, которые будут подъезжать к зданию (во время строительства и во время эксплуатации), будут сотрясать и без того «хрупкий» холм. Этого нельзя делать категорически.
Существует еще один аспект проблемы. Андреевская церковь украшает панораму Киева со стороны Днепра. Она стоит обособленно на холме, массив зелени внизу является для нее роскошным пьедесталом. Если рядом с церковью надстроить старые жилые дома или построить новые здания массивные или повышенной этажности, то церковь может утратить свою доминирующую роль в панораме. Это будет большой потерей для Киева.
- Я слышала, что Андреевскую и Кирилловскую церкви собираются внеси в Список объектов мирового наследия ЮНЕСКО. Что Вам известно об этом?
- В этом и состоит цинизм властей. С одной стороны памятники уничтожаются, если не прямо, то путем недофинансирования или агрессивной застройки окружающей территории, а с другой стороны, чтобы не выглядеть в глазах мировой общественности дикарями, делается вид, что государство обеспокоено сохранением национального достояния. Примерно год назад Минкультуры заявило о намерении активизировать процесс внесения в списки ЮНЕСКО исторических объектов Украины. В ноябре 2007 г. Украина предложила Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) внести в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО от Украины Андреевскую и Кирилловскую церкви в Киеве и Судакскую крепость в Крыму. Сотрудниками заповедника «София Киевская» вместе с профильными министерствами и Национальной комиссией Украины по делам ЮНЕСКО был подготовлен и направлен в Париж необходимый пакет документов. Украина предложила включить церкви в список ЮНЕСКО под тем же номером, под которым в нем уже находятся Киево-Печерская лавра и комплекс сооружений Софии Киевской, расширив, таким образом, эту категорию.
Предполагается, что вопрос будет рассмотрен ЮНЕСКО в июне 2008 года. Но я хочу напомнить, что объекты, которые включаются в Список ЮНЕСКО, должны быть в хорошем состоянии, т.е. они должны быть отреставрированы и конструкции должны иметь необходимую прочность и надежность. Кроме того, вокруг памятников должна быть очерчена буферная (охранная) зона, на территории которой не должны проводиться строительные работы, угрожающие памятнику. Но, Вы же видите, сегодня не только ничего не делается для сохранения Андреевской церкви, но и вокруг ведутся строительные работы.
Под угрозой уничтожения находится и Кирилловская церковь – наиболее сохранившийся объект древнерусского зодчества в Киеве. Строительство огромного элитного комплекса с 20 – этажными домами планируют осуществить в непосредственной близости от уникальной церкви. Этот элитный комплекс может не только визуально уничтожить памятник, но и физически. Ведь и там церковь стоит на горе, на слабых киевских грунтах. В последние годы много говорят о необходимости воссоздания колокольни Кирилловской церкви архитектора Григоровича-Барского. Я считаю, что это было бы правильным. Но как это сочетается со строительством жилого комплекса!?
Судьба фуникулера, по-видимому, решена
Причины, из-за которых могут закрыть фуникулер – это масштабное строительство, которое уже несколько лет ведется у подножия горы вплотную к зданию нижней станции фуникулера, а также строительство двух массивных зданий на площадках. Их собираются устроить в теле горы, и примыкать они будут к линии фуникулера в средней ее части. Эти два сооружения – Культурный центр «Музей художника Ивана Марчука» и 7-этажное офисно–жилое здание с подземным паркингом на ул. Боричев спуск, 4а. 6 февраля 2008 г. Градсовет одобрил строительство этого здания. Дом планируется построить немного ниже Культурного центра. Что после этого произойдет с фуникулером, никто не задумывается.
В декабре 2004 г. работа фуникулера была остановлена примерно на месяц в связи с опасностью сползания склона, по которому движется фуникулер. Оползень активизировался из-за строительства глубокого котлована под здание гостиницы с подземным паркингом. Это строительство привело также к образованию широких трещин в фундаментах трехэтажного старого здания, расположенного на горе выше стройки, мелких трещин в фундаментах здания напротив (банк «Родовид») и проседанию основания рельсов фуникулера на нижней станции. Руководитель службы фуникулера Павел Кондратов в одном из интервью тогда сказал, что при таком проседании рельсов по всем правилам он обязан остановить работу фуникулера. Но фуникулер работает и по сей день.
Начиная с 2003 г., когда стало известно о планах киевских властей, общественность резко выступала против застройки подножия горы рядом с фуникулером двумя массивными сооружениями – гостиницей (справа) и офисно-развлекательным комплексом (слева) архитектора В.Смирнова. Оба здания имеют по 6 этажей при ширине корпуса 40 м и паркинги, которые «вгрызаются» в подземное пространство и в саму гору. Группа ученых, известных архитекторов-реставраторов, деятелей культуры, искусствоведов (всего 11 человек) обратилась с письмом к чиновникам, от которых зависело принятие решения с просьбой пересмотреть вопрос застройки Почтовой площади и в частности, проект строительства возле фуникулера. Письмо было направлено в Главкиевархитектуру, Минкультуры и Госстрой Украины. Ответ на обращение общественности начальника Главкиевархитектуры В.Присяжнюка был однозначным – проект В.Смирнова согласован. И это несмотря на то, что градостроительным советом были высказаны очень серьезные замечания к проекту.
Против строительства офисного и гостиничного комплексов выступил и научно-методический совет, который действовал при начальнике Управления охраны памятников КГГА Р.Кухаренко. Тем не менее, в 2004 г. строительство началось. В настоящее время гостиница справа от фуникулера уже построена, ведется строительство здания слева от фуникулера. Сегодня киевские власти стоят перед невозможностью решить транспортную проблему в районе Почтовой площади и на Градсовете все чаще слышатся сожаления о том, что участок рядом с фуникулером уже невозможно использовать для общественных нужд, но «поезд ушел». А градостроительные «ошибки» продолжают множиться.
В свое время известным в Киеве гидрогеологом В.Рыбиным были высказаны соображения по поводу строительства на Подоле, на территории заповедника «Древний Киев». Ослаблять склоны горы, находящейся рядом с фуникулером встроенными гаражами категорически нельзя. Прежде всего, потому, что грунтовые воды должны будут «обходить» железобетонное сооружение и искать новые пути для своего движения. Это очень опасно и может служить причиной размыва части горы, по которой движется фуникулер.
Подол, – это уникальная территория не только в историческом плане, но и в геологическом. На Подоле старые дома имеют очень глубокие (до 4-5 метров) подвалы. В настоящее время эти подвалы подтоплены, потому что произошел подъем уровня грунтовых вод (верхнего водоносного горизонта). Это случилось потому, что на протяжении многих лет были значительные утечки из коммуникаций, сыграло свою роль и строительство метрополитена. На Подоле строительство новых тяжелых зданий с подземными помещениями способствует подъему уровня грунтовых вод и сопряжено с большой опасностью разрушения стоящих рядом зданий, особенно на ленточных фундаментах. В.Рыбин обратил внимание на то, что за консультацией к геологам проектировщики обращаются редко. Возможно, это сопряжено с боязнью получить отрицательное заключение на проекты, в которых нарушаются все существующие нормативы. Но проекты согласовываются и без заключения геологов. Сегодня все стремятся получить «быструю» прибыль. Проект быстро согласовывается, быстро строится, затем здания (квартиры) продаются и будь, что будет. Неужели должна произойти какая-нибудь крупная авария или разрушение, чтобы прозреть!?
СПРАВКА.
Андреевская церковь является памятником мирового значения. Она входит в состав музейного комплекса “Национальный заповедник “София Киевская”, который объединяет пять объектов: в Киеве – Софийский музей, музей “Кирилловская церковь”, музей “Андреевская церковь”, музей “Золотые ворота” и в Крыму – музей “Судакская крепость”.
Существует легенда о том, что в середине первого столетия апостол Андрей Первозванный установил на месте нынешней Андреевской церкви крест, и предсказал великое будущее городу, который здесь возникнет. Первая, деревянная, церковь и строения женского Янчиного монастыря на этом месте были возведены в 1086г. В 1212г. рядом с монастырем сооружается Крестовоздвиженская церковь – символ основания города.
В 1240г. во время татаро-монгольского нашествия эти древние сооружения были разрушены. В XVI – XVII веках на том же месте, одна за другой строится две деревянные церкви. Последняя из них в 1724 г. “от ветров великих развалилася”.
В 1744 г., в связи с приездом в Киев императрицы Елизаветы Петровны, на горе, вместо деревянной церкви, была заложена каменная церковь в честь Андрея Первозванного. Строительство велось с перерывами и было закончено в 1767 г. Архитектор – выдающийся зодчий Б. Расстрелли, инженер и организатор работ – И. Мичурин. Основные каменные работы выполнялись мастерами Киево-Печерской лавры.
Изумляющее своим изяществом сооружение возвышается над уровнем Днепра на 87,3 метра, церковь стоит на двухэтажном стилобате, имеет в плане форму четырехконечного креста.
В 1918 г. Андреевская церковь была включена в список памятников архитектуры, подлежащих охране. В 1936 г. после завершения реставрационных работ в Андреевской церкви разместился филиал Киевского Софийского антирелигиозного музея, а помещение стилобата используется в качестве служебного.
Во время войны сооружение было значительно повреждено. С 1949 по 1959 гг. Андреевскую церковь арендовала Киевская духовная семинария, которая использовала ее в качестве учебной церкви. В этот период были выполнены все необходимые ремонтно-восстановительные работы. В 1959 г. Духовная семинария была переведена их Киева в Одессу. Некоторое время после этого здание стилобата использовалось “Киевпроектом”, затем в нем разместились Республиканские специальные научно-реставрационные производственные мастерские. В 1968 г. после выполнения очередных ремонтных и реставрационных работ в помещении Андреевской церкви был открыт архитектурно-исторический музей, который вошел в состав Государственного архитектурного заповедника “София Киевская”.
Киевский фуникулер является редким транспортным средством. Обычно фуникулеры строятся для соединения районов лежащих на разных высотных отметках. Трасса Киевского фуникулера идет через заросший деревьями склон Владимирской горки и соединяет Михайловскую площадь с Почтовой площадью. С верхней станции открывается замечательный вид на Днепр, кварталы Подола, Оболони, Дарницы. Разница между высотными отметками составляет 75 метров. Построить фуникулер в этом месте было необходимо. Проблема транспортного соединения между Верхним и Нижним городом существовала с давних времен. Идея построить механический подъем в виде наклонной небольшой железной дороги с канатной тягой принадлежит инженеру А. Абрагамсону, проект разработали инженеры М. Пятницкий и М.Барышников. Сооружение фуникулера длилось с 1902 по 1905 гг. Это было довольно прогрессивное сооружение: рельсы лежали на крепкой эстакаде, хорошо работали подъемные машины. Торжественное открытие Михайловского механического подъема (так тогда назывался фуникулер) состоялось 7 мая 1905 г. 7 мая 2005 г. Киевскому фуникулеру исполнилось 100 лет. 103 года назад рельсы фуникулера имели длину 200 м, вагоны были открытыми и вмещали 70 человек. Оборудование и вагоны закупили в Швейцарии. С тех пор фуникулер трижды реконструировался, – в 1928, 1958 и 1984 гг. Во время последней реконструкции были заново построены здания верхней и нижней станций, заменены оборудование и вагоны. Сегодня длина трассы фуникулера составляет 220 м,, вагоны вмещают 100 человек каждый. Расчетный объем перевозок составляет 4 млн. человек в год, хотя фактически по данным служб фуникулера он составляет 17,7 млн. человек в год. Киевский фуникулер является уникальным сооружением.
(Створено Igorrqa, Листопад 19, 2021, 4:31 PM)