Недавно Президент Украины В. Ющенко подписал Указ «О государственной охране важных государственных объектов», которым поручил Управлению государственной охраны Украины обеспечить осуществление государственной охраны имущественного комплекса, предназначенного для создания культурно-художественного и музейного комплекса «Художественный арсенал» и прилегающих к нему территорий, расположенных в г. Киеве по ул. Мазепы, 28-30. Решение принято в соответствии со ст. 9 Закона Украины «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц». Другим Указом Ющенко поручил Кабинету министров Украины решить вопрос о передаче Государственному управлению делами государственного предприятия «Культурно-художественный и музейный комплекс «Художественный арсенал», а также имущества, предназначенного для создания культурно-художественного и музейного комплекса «Художественный арсенал». Президент также поручил генеральному прокурору Украины Александру Медведько взять под личный контроль расследование уголовного дела по факту разрушения архитектурного памятника «Мазепинский вал» в музейном комплексе «Художественный Арсенал».
Такие действия главы государства обнадеживают. Однако события по уничтожению памятников архитектуры, в том числе тех, в которых располагаются другие киевские музеи, заслуживают большего внимания. Из-за строительства рядом огромного жилого комплекса трещит здание Музея русского искусства на ул. Терещенковской. Есть все основания считать, что в ближайшее время такая же участь постигнет и Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, во дворе которого ретивыми чиновниками и инвесторами планируется построить еще один элитный комплекс. Может быть, следует все киевские музеи, расположенные в центре города, передать Государственному управлению делами, а для охраны привлечь Управление государственной охраны Украины? Иначе, судя по тому, что происходит, эти музеи и коллекции, которые в них сберегаются, потомки не увидят.
Мы решили обратиться к директору Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (Музей западного и восточного искусства) Вере Ильиничне Виноградовой с просьбой рассказать о Музее и о противостоянии Музея застройщикам.
- Вера Ильинична, какие охранные территории существуют вокруг зданий Музея, и чем они подкреплены?
- Границы охранной зоны памятников архитектуры - «Особняк Ханенко», здание Музея западного и восточного искусства (г. Киев, ул. Репина (сегодня Терещенковская) 15)», жилой дом (г. Киев, ул. Репина (Терещенковская) 17) – были утверждены еще в 1989 г. Этот документ был подписан заместителем председателя Киевского горисполкома Г.Менжерес и согласован начальником отдела исторической застройки Госстроя УССР Ю. Лихим. В охранную зону, кроме основных зданий, были включены три дворовых флигеля. Понимая, что документы 1989 г. в любой момент могут быть признаны устаревшими, в 2002 г. дирекцией музея была заказана Всеукраинскому научно-методическому и исследовательско–информационному центру архитектурного наследия (Госстрой Украины) разработка Паспорта зон охраны памятников архитектурного наследия «Усадьба Терещенко, 1875-1891 гг. ул. Терещенковская, 15-17, г. Киев». Этот Паспорт был разработан к концу года и затем утвержден Управлением охраны культурного наследия КГГА. Фактически этим документом были подтверждены ранее утвержденные (в 1989 г.) границы охранной зоны. В Паспорте также рассматривается зона регулируемой застройки. Весь квартал, очерченный улицами Терещенковской, Толстого, Пушкинской и бульваром Т.Шевченко входит в зону регулируемой застройки первой категории, где новые строения не должны по высоте превышать самое высокое историческое здание (здесь – 7 этажей). Это ограничение было нарушено строительством нового высотного элитного жилого комплекса внутри квартала, рядом с Музеем русского искусства, что привело к печальным результатом – здание музея из достаточно крепкого превратилось в аварийное.
В распоряжении № 210 от 28.12.2002 г. подписанном начальником Управления Р. Кухаренко говориться, что в соответствии со ст. 6 Закона Украины «Об охране культурного наследия», с целью защиты традиционной среды памятников архитектуры и искусства местного значения утвердить границы зоны охраны памятников архитектуры на ул. Терещенковской 15-17, контроль выполнения распоряжения оставляю за собой. Это распоряжение давало нам уверенность в том, что границы охранной зоны не будут нарушены. Однако, оказалось, что эти документы мало, что значат, как для чиновников, так и для инвесторов.
Можно еще добавить, что в соответствии со ст. 53, 54 Земельного кодекса Украины и распоряжения Киевской горгосадминистрации от 17.05.2002 г. № 979 (приложение п.3, 4, 7) территории исторических усадеб, зданий и сооружений, а также их охранных зон относятся к землям историко-культурного назначения. На этих землях запрещается деятельность, которая плохо влияет или может негативно повлиять на соблюдение режима их использования, одновременно предусматривается сохранение исторической планировки и застройки, исторической среды и ландшафта.
- Кто и почему претендует на застройку охранной зоны Музея?
- Уже более 5 лет отечественными инвесторами делаются попытки снести старые сооружения в охранной зоне памятников архитектуры, и построить на освободившейся территории элитный жилой комплекс. Несмотря на то, что существуют утвержденные властями границы территории музея и охранной зоны вокруг памятников архитектуры, киевские чиновники и депутаты позволяют себе не считаться с действующим законодательством и правилами застройки. Решением Киевсовета №241/1675 от 7.02.2002 г. ООО «Ремакс-Груп» в неспосредственной близости от музея был отведен участок земли площадью 0,25 га для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома с трехэтажным подземным паркингом. На протяжении двух лет инвестор не проявлял особой активности, и лишь в 2004 г. возобновились его действия по продвижению проекта. Но активный протест против строительства со стороны дирекции музея остановил инвестора. Потеряв надежду на реализацию одиозного проекта, ООО «Ремакс-Груп» решило отказаться от него.
Следующий инвестор – Промышленно-инвестиционная группа «Арсенал» – решил действовать через Шевченковскую районную администрацию. Так как на нужной ему территории находилось три малоэтажных здания, то была выдвинута идея купить их с целью дальнейшей реставрации и реконструкции. Эту идею поддержали и киевские городские власти. Таким образом, в соответствии с распоряжением Киевской городской государственной администрации от 20.09.2006 г №1392 «О привлечении инвестора к реставрации жилого дома № 17Б и реконструкции нежилых строений № 17В и №17Г на ул. Терещенковской в Шевченковском районе» упомянутые строения были проданы в собственность Промышленно-инвестиционной группе «Арсенал». Стоимость этих строений по нынешним меркам, учитывая месторасположение зданий, является чрезвычайно низкой: немного более 700 тыс. грн за дома и 630 тыс. грн – добровольный взнос на социальное развитие Шевченковского района.
Как потом выяснилось, новый собственник не собирался строения реставрировать и реконструировать. Основной задачей было снести старые здания, а на их месте построить 10-этажный жилой дом. Эти намерения инвестора с готовностью поддержали чиновники Государственной службы по вопросам национального культурного наследия (Н. Кучерук) и Главного управления культурного наследия КГГА (Р. Кухаренко), объясняя свою поддержку тем, что строения не являются памятниками архитектуры. Конечно, они не могли не знать, что все здания расположены частично на территории музея, частично на охранной территории памятников архитектуры, поэтому их поддержку инвестора можно назвать противоправной. Но это было лишь началом действий по продвижению проекта.
В 2007 г. под строительство 10-этажного дома Шевченковской райгосадминистрацией был выделен земельный участок, границы которого были существенно увеличены по сравнению с границами трех зданий, которые ранее собирались реконструировать. Сегодня эти границы проходят вдоль контура стен зданий музея и занимают всю территорию, прилегающую к памятникам архитектуры, которая по действующему законодательству является «землями историко-культурного назначения». Таким образом, было принято решение о фактическом уничтожении памятника градостроительства «Усадьба Терещенко», стало невозможным осуществлять эксплуатацию музейных зданий, так как запасные пожарные выходы и входы в служебные помещения находятся во дворе. Кроме того, нельзя обеспечить охрану зданий, как памятников архитектуры, истории и культуры и коллекций, которые в них сберегаются. Перечеркивается также перспектива развития музейной инфраструктуры, – сегодня музей не имеет самого необходимого – фондохранилищ, реставрационных мастерских, достойного выставочного зала. Мы не согласовали этот отвод земли, но есть опасение, что власти обойдутся и без нашего согласования. Доверия к чиновникам у нас нет.
- В каком состоянии находятся сегодня конструкции музейных зданий, какие существуют проблемы?
- Здания, в которых располагается музей, были построены более 100 лет назад, и конечно они требуют особого внимания. Сегодня существует острая аварийная ситуация с музейным зданием №15. Дом №13 – памятник архитектуры, который расположен рядом, находится в плохом состоянии – там есть трещины на фасадах. Несмотря на это, в подвалах дома ведется обустройство ресторана. С началом этих работ начали покрываться трещинами стены музейного здания №15. Мы пригласили конструкторов, чтобы те оценили ситуацию и предложили меры по укреплению конструкций здания.
В музейном здании №17 недавно был закончен капитальный ремонт. Однако остались нерешенные проблемы. Под фундаментами дома были обнаружены водонасыщенные грунты, поэтому подвалы необходимо было хорошо изолировать. Было сделано все возможное. Уже два года мы наблюдаем за состоянием подвалов, однако в них существует высокая влажность, и поэтому мы не можем использовать эти помещения для хранения экспонатов.
Следует отметить, что все инженерные коммуникации очень старые, можно предположить, что они протекают. Мы частично переложили трубы возле дома №17, однако это не исправило положения. Дома стоят на склоне. По мнению гидрогеологов, строительство бювета на территории парка, фактически напротив музея, также играет свою негативную роль. Бювет стоит на возвышении, и все утечки воды направляются вниз на фундаменты памятников архитектуры. Но серьезно этими проблемами никто не занимается. Влияет на состояние памятников архитектуры также чрезмерные нагрузки от проходящего рядом транспорта.
Единственный подъездной путь к предполагаемому строительному участку проходит в подворотне под домом №17. Она имеет небольшие габариты и непосредственно над ней находится новая экспозиция «Восточная коллекция». Проведение масштабных строительных работ на территории памятников и непосредственно под стенами музея с применением крупногабаритной техники и рытьем глубокого котлована может привести к разрушению старых зданий.
- Как следовало бы использовать территорию исторического квартала?
- В этом году мы направили в ряд управлений КГГА наши предложения по использованию граничащих с музеем внутриквартальных территорий и старых малоэтажных флигелей для удовлетворения культурных запросов киевлян и гостей столицы. Свои предложения мы мотивировали тем, что флигеля находятся в историческом квартале центральной части города, на территории памятника архитектуры, истории и культуры, в охранной зоне и зоне регулируемой застройки 1-й категории, где сохранилась характерная застройка исторических городских усадеб. В соответствии с действующим законодательством и регламентирующими документами, в границах исторических ареалов, охранных зон памятников приоритетным направлением градостроительства является сохранение традиционного характера исторической среды, охрана и рациональное использование объектов культурного наследия, сохранение ее градоформирующей роли и исторической планировки.
На ул. Терещенковской находится три музея, дома №№ 9, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25 являются памятниками архитектуры. Существует уникальная возможность за счет использования и упорядочения внутриквартального пространства, реконструкции и реставрации существующих строений создать музейный комплекс частных коллекций. Сегодня в Киеве существует несколько десятков крупных частных коллекций музейного значения, которые требуют специального режима сохранения, общедоступного экспонирования. Владельцы этих коллекций имеют финансовую возможность стать инвесторами этого проекта. Создание такого комплекса позволит сохранить историческую достоверность застройки квартала 2-3-этажными дворовыми сооружениями со стилевыми особенностями фасадов, разделить квартал на соединенные между собой уютные дворики с проездами, украшенными прозрачными кованными решетками ворот и высоким уровнем благоустройства. Принятие такого решения могло бы содействовать оптимальному органичному соединению всех составляющих исторического квартала, как внешних, так и внутренних. Этот квартал мог бы стать одним из неповторимых мест исторического центра Киева и обогатить культурный потенциал города.
Мы получили ответ на наше письмо от первого заместителя киевского городского Головы Дениса Басса. В нем пишется, что киевская администрация считает, что нет оснований для сноса ООО «Арсенал» существующих строений на ул. Терещенковская, 17 – Б, 17 – В, 17 –Г и строительства нового десятиэтажного жилого дома на освободившемся земельном участке. Кроме того, с целью сохранения объекта культурного наследия и сохранения режима использования территории зоны охраны памятников, предлагается:
- поручить Шевченковской райгосадминистрации расторгнуть инвестиционный договор от 18.04.2004 №06/07;
- провести общественное обсуждение об определении функционального назначения объектов после реконструкции и реставрации;
- учесть основные условия и ограничения по размещению объектов в зонах размещения памятников, старой планировочной структуры и исторической застройки.
Ответ обнадеживающий, однако, учитывая чрезвычайную настойчивость и изворотливость некоторых отечественных инвесторов и «слабости» наших чиновников и депутатов, мы не уверены в том, что территория рядом с музеем не будет застроена высотным жильем. Я не исключаю того, что инвестор может придти к нам со всеми согласованными на строительство документами и тогда противостоять этому будет намного сложнее, чем сейчас. Успокаиваться рано.
СПРАВКА. Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко сохраняет самую значительную коллекцию зарубежного искусства в Украине. Уникальные коллекции и отдельные произведения искусства мирового значении обеспечили музею признание далеко за границами Украины. В число музейных экспонатов входят произведения художественной культуры Древнего мира (Древний Египет, Античная Греция, Рим, Этрурия), классического искусства Европы (Италия, Испания, Нидерланды, Франция, Великобритания), Близкого и Среднего Востока (Иран, Ирак, Сирия, Турция, культуры Средней Азии и Кавказа), Центральной и Юго-восточной Азии (Тибет, Монголия, Непал, Индия, Таиланд).
Основой коллекций музея стало частное собрание выдающихся украинских меценатов и коллекционеров Богдана Ивановича Ханенко (1849-1917) и Варвары Николаевны Ханенко (1852-1922). Собранная за 40 лет неутомимой работы, бесконечных поисков и больших материальных затрат, коллекция Ханенко поражала своим разнообразием. Произведения искусства покупались на самых престижных аукционах Рима, Флоренции, Берлина, Вены, Парижа, Варшавы, у антикваров Москвы и С.Петербурга. Уже в начале ХХ в. коллекция высоко ценилась специалистами и была признана лучшей среди новых частных собраний того времени. Увлеченные идеями гуманизма, Богдан и Варвара Ханенко намеривались создать в Киеве общедоступный художественный музей.
В 1919 г. коллекция Ханенко была национализирована. В 1921 г., на основании «Дарственной» Варвары Ханенко, музей был передан Украинской Академии Наук. Высокий научный потенциал музея стал основой для создания при музее аспирантуры по подготовке искусствоведов – музейщиков. В 1930-х годах начался процесс уничтожения «Киевского Эрмитажа» с постепенной реорганизацией его в «Музей западного и восточного искусства». Из коллекции были изъяты и переданы в другие музеи портретная галерея семьи Ханенко, археологические экспонаты (значительную часть коллекции составляли византийские изделия Х-ХI вв.), украинская и русская живопись, прикладное искусство, иконопись, ценное собрание старинного европейского и восточного оружия, уникальные изделия из драгоценных металлов великокняжеских времен. К этой акции были привлечены Госбанк и Госторг. Тем не менее, несмотря на непоправимые утраты, коллекция Ханенко и сегодня остается наиболее ценной частью музейного собрания. Уже в годы Независимой Украины, в 1999 г. постановлением Кабинета Министров Украины была восстановлена историческая справедливость, и Киевский музей западного и восточного искусства был переименован в Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
СПРАВКА. Усадьба Терещенко
Комплекс Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко расположен на территории двух смежных участков №№ 15 и 17 на ул. Терещенковской и состоит из нескольких разных по хронологии, стилевому направлению и назначением строений. Первоначально эта территория представляла собой одну городскую усадьбу, принадлежавшую известному сахарозаводчику и меценату Н. Терещенко. Площадь исторической территории усадьбы составляет 0,33 га. В 1888-89 гг. Н.Терещенко разделил усадьбу на две части, подарив их двум своим дочерям: северную (с особняком и флигелем) – Варваре Николаевне (в замужестве Ханенко), а южную (с доходным домом и другим флигелем) – Ефросинии Николаевне (в замужестве Сахновской). Свой особняк супруги Ханенко очень быстро превратили в место сохранения одной из наиболее значительных частных коллекций в Украине. В 1891 г. к особняку была выполнена двухэтажная пристройка со стороны двора. Доходный дом Сахновских до 1919 г. использовался согласно своему назначению, а позже – как многоквартирный жилой дом. В 1986 г. здание было передано Музею искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Был выполнен капитальный ремонт дома с приспособлением помещений под размещение экспозиций.
Согласно утвержденному в 2002 г. Паспорту зон охраны памятников культурного наследия «Усадьба Терещенко, 1875-1891гг.» охранная зона памятников архитектуры составляет 0,76 га, зона регулируемой застройки комплекса памятников истории и культуры составляет 5 га. В разделе Паспорта «Режим реконструкции и использования зон охраны» представлены две очереди реконструкции и использования территории памятников. В первую очередь считается необходимым провести реставрацию флигеля усадьбы №15 и благоустройство внутреннего двора с декоративным озеленением, размещением зон отдыха, малых архитектурных форм. Следующим этапом должно стать отселение пользователей флигелей №№ 17-б и 17-в и возвращение их Музею искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, реставрация этих флигелей и проведение работ по благоустройству всех прилегающих к музею территорий.