Раздача местными властями земель под новое строительство, планы возведения высотных коммерческих объектов в историческом центре города и строительства коттеджных поселков в зонах, предназначенных для массового отдыха, разрушение исторических зданий сегодня волнуют все общественные организации и население Киева. О том, как ко всем этим событиям относятся в Украинском обществе охраны памятников истории и культуры (УООПИК), мы попросили рассказать заместителя председателя УООПИК Николая Трофимовича Пархоменко.
- Николай Трофимович, как Вы считаете, изменилась ли в прошлом, 2007 году, ситуация с застройкой центральной части Киева по сравнению с предыдущими годами?
К сожалению, ничего хорошего не происходит. Можно сказать, что ситуация стала хуже, чем была при А.Омельченко, хотя и его не за что благодарить. Проекты высотных зданий для строительства в историческом центре и на берегу Днепра в последнее время уже беспрепятственно проходят через Градсовет и открыто поддерживаются Главкиеввархитектурой. Общественные слушания по проектам перестали проводить, хотя это четко записано в законодательстве. Министерство самоустранилось от рассмотрения знаковых для столицы проектов, хотя ранее все проекты, имеющие особое значение для города, рассматривались в Госстрое. Сегодня в Положении об архитектурно-градостроительном совете при Минрегионстрое говориться, что на Совете должны рассматриваться «проектные предложения, градостроительные, историко-градостроительные и технико-экономические обоснования на размещение, проектирование и строительство объектов на территориях приоритетного развития, в исторической застройке, которая имеет национальную или мировую ценность; в зонах, прилегающих к памятникам истории, архитектуры, культуры и природы; предпроектные исследования, связанные с разработкой инвестиционных программ на новое строительство, реконструкцию существующих объектов и комплексов и реставрацией памятников архитектуры и градостроительства». Однако ни одного заседания этого Совета, посвященного строительству в Киеве, не было проведено. Свою отрицательную роль в процессе застройки Киева сыграла отмена Президентом Украины Указа №208/2007 «О мерах по упорядочению застройки территории и сохранению историко-культурных территорий и объектов в городе Киеве». Отмена Указа шокировала киевлян. Создается впечатление, что все политические, независимо от цвета, и государственные силы в Украине объединились для застройки Киева. И единственная цель, которую они преследуют, – это обогащение любой ценой.
- Можно ли остановить градостроительный произвол?
Я не вижу никакого желания ни со стороны парламента, ни со стороны Президента, ни со стороны правительства сделать что-нибудь для остановки киевского градостроительного произвола. Я не говорю уже о киевских властях. Хотя иногда под давлением обстоятельств из уст некоторых парламентариев и можно услышать возмущение тем, что происходит в городе. Но это говорит лишь о том, что они понимают, что делают. Рвать Киев на части и застраивать центр высотками народные депутаты друг другу не мешают, независимо от того, находятся они в правящей коалиции или в оппозиции. В этом все они единомышленники.
Только коррумпированностью властных структур и круговой порукой можно объяснить тот факт, что до сих пор не решен вопрос об освобождении площади перед Олимпийским стадионом от одиозного строения, а ведь речь идет о национальных интересах и престиже Украины. Я уверен в том, что участок под строительство был выделен незаконно. Необходимо поднять документы по отводу участка, рассмотреть вопросы безопасности эвакуации людей со стадиона (она изначально не могла быть обеспечена), вопросы сохранения памятника архитектуры – Театра оперетты (здание трещит по всем швам) и др. Существует большое количество разрешительных документов, подписанных разными чиновниками и, прежде всего главным архитектором Киева, в то время это был С. Бабушкин, экспертами «Киевинвестэкспертизы» и др. Имена этих людей хорошо известны. Почему не говорят об этом? Почему сегодня, размышляя о компенсации застройщикам, чиновники разных уровней видят единственным источником такой компенсации средства из бюджета? Почему народ Украины должен расплачиваться за противозаконные действия киевских властей? Настало время назвать имена виновных публично! Или они действовали по указанию свыше?
К строительству жилого комплекса на ул. Грушевского, 9а имело отношение множество известных в Украине лиц, которые сумели, употребив свое влияние, воспрепятствовать не только сносу этого здания, как требовал Президент, но и снижению этажности. А сколько было разговоров?! Сейчас вплотную к нему ведется строительство второй очереди комплекса. Никто не отказался от реализации преступного плана. И по одному и по другому объекту были нарушены все нормы и правила строительства. И то, и другое строительство своей безнаказанностью открыло путь к дальнейшему циничному и безнравственному разрушению облика города. Стало возможным (проект одобрен Градсоветом) строительство на склоне, на ул. Январского восстания, 11а, в 50-ти метрах от Аскольдовой могилы, огромного уродливого дома, который в панораме Киева «дополнит» дом на Грушевского, 9а. В 2007 г. Главкиевархитектура поддержала строительство трех высотных зданий, которые окончательно могут изуродовать панораму Киева со стороны Днепра: высотное здание напротив Мариинского парка, высотное здание рядом с Музеем ВОВ и небоскреб на ул. Крещатик, 5.
Но я думаю, что существует еще одна причина безумных строек. Архитекторы сами «подсказывают» отечественным инвесторам, а это 10, может быть 15 самых богатых семей Украины, где и как можно нажиться на киевских территориях. «Специалисты» различных исследовательских «центров» услужливо пишут градостроительные обоснования, а эксперты поддерживают любые градостроительные и архитектурные изыски. Так что дело это коллективное и для многих очень выгодное.
Третьей причиной градостроительного произвола является бездействие судов. Часто суды отказываются принимать иски от жителей домов или микрорайонов, жалующихся на застройщиков, которые собираются вплотную к их дому возвести высотку, или уничтожить сквер, детскую площадку и др., мотивируя тем, что для нового строительства имеется вся разрешительная документация. Получается, что власть чиновников безгранична, – они могут принимать любые, даже преступные, решения безнаказанно. Если же суд принимает решение в пользу жителей, то обычно оно игнорируется застройщиком, – вырытый котлован никто не сравняет с землей, а вместо срубленных деревьев никто не посадит новые. В этих случаях застройщик занимает выжидательную позицию и терпеливо, иногда годами ждет подходящего момента для повторного натиска. К сожалению, такая практика себя оправдывает. Так был построен, например, фитнес-центр у стены Софии Киевской, который представляет постоянную угрозу национальной святыне, и многие другие объекты. Созданные прецеденты очень опасны для города. Кроме того, своей безнравственностью они убивают надежду на справедливость, приучают население к тому, что со злом бесполезно бороться, – оно всесильно.
- Давайте продолжим тему панорамы Киева со стороны Днепра. Как Вы оцениваете решение построить на склоне рядом с Парком славы Мемориал жертвам голодомора 1932-33 гг.?
Идея объявить склоны Правого берега Днепра от моста Патона до Почтовой площади комплексным памятником природы, истории и архитектуры возникла давно. Об этом шла речь на международной конференции, прошедшей в Киеве 5 лет назад. Тогда было признано, что этот участок склонов следовало бы объявить национальным достоянием Украины. Недаром никто на протяжении веков даже в мыслях не посягал на их застройку. А сейчас существует угроза того, что эти склоны могут быть застроены. Начало этому процессу уже положено. Я уже говорил о жилых домах на ул. Грушевского, 9 а и Январского восстания 11 а. Отдельно нужно сказать о намерениях властей построить на склонах Мемориал жертвам голодомора 1932-33 гг. Место выбрано очень красивое, с великолепным обзором, оно должно радовать, умиротворять, а не удручать страшными напоминаниями о миллионах погибших. Нужна ли сегодня украинцам, и без того переживающим жизненные трудности, глобальная, всепоглощающая «скорбь над Днепром»? Кроме того, перепад высот не позволит пожилым людям свободно передвигаться по территории мемориала, это может превратиться для них в мучительное истязание. Не решаются также вопросы подъезда. К сожалению, политики, мало заботясь о нуждах народа сегодня, стремятся восполнить этот «пробел» показушным почитанием памяти погибших. Таким образом, продолжаются и развиваются традиции советского режима, которому была свойственна гигантомания. Мы имеем сегодня рядом с Лаврой Музей ВОВ с огромной статуей Родины – матери, к которой трудно привыкнуть. Теперь, уже с другой стороны Лавры, политики навязывают строительство другого, «скорбного» монумента. Мемориал нужно построить, но не в этом месте и грандиозность сооружения следовало бы заменить монументальностью и сдержанностью.
Вернемся к склонам. Украинское общество охраны памятников уже несколько лет ведет работы по включению упомянутого выше участка склонов в Государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры. Работа эта очень сложная и кропотливая. Нужно подготовить историческую справку и историческое обоснование, провести обмеры и фотофиксацию памятников архитектуры, выполнить обмеры и фотофиксацию территории, нанести границы территории и охранные зоны памятников архитектуры на Генплан Киева. У нас уже сделаны некоторые шаги и накоплен определенный материал. Нам удалось включить в Реестр исторические объекты (13 зданий), которые были построены на набережной. Сдерживающим фактором служит отсутствие средств, мы не можем привлечь к этой работе специалистов. По нашим подсчетам, внесение одного памятника в Реестр стоит от 5 до 10 тысяч грн. Но в конце прошлого года мы нашли людей, которые согласны участвовать в работе на общественных началах, и в 2008 году, я надеюсь, мы завершим эту работу.
Одновременно, я хочу отметить, что процедура включения памятников в Государственный реестр, принятая в конце 90-х годов, на мой взгляд, специально искусственно затруднена для того, чтобы максимально затянуть процесс и отодвинуть его на неопределенный срок. А время инвесторы и строители активно используют для своих целей. Несмотря на наличие известного Постановления № 920, в котором территория склонов и набережной являются охраняемой, идут постоянные посягательства на их застройку. Мы надеемся, что нам удастся этот процесс если не остановить, то существенно затруднить.
Я хочу коснуться еще одной темы: новые скульптуры и старые памятники. Когда-то поставить скульптуру в центре города или на склонах было очень сложно, требовались серьезные обсуждения и обоснования. Сегодня достаточно решения одного – двух чиновников. Думаю, что такой подход является неправильным, так как на эти скульптуры, если они не являются высокохудожественными, вынуждены смотреть как киевляне, так и гости столицы. Мне хочется сказать еще об одной тенденции. Недавно вышел Указ Президента, в котором предлагается убрать с улиц, площадей и скверов памятники деятелям советского режима. По такому политическому принципу были уничтожены в 30-х годах памятники царям, дореволюционным деятелям и меценатам. Сегодня мы сожалеем об этом. Я думаю, что следовало бы исходить не из личности увековеченного в памятнике, а из исторической и культурной ценности памятника. Если скульптура высокохудожественная, значит, ее нельзя уничтожать. При этом необязательно сохранять ее на том месте, где она была поставлена, но разрушать нельзя.
- Как сегодня обстоят дела с соблюдением границ охранных территорий Государственного музея народной архитектуры и быта в Пирогово?
Борьба за охранные территории музея продолжается. Земли вокруг музея привлекают всех, а там сотни гектаров, многие хотели бы там обосноваться, – построить дворцы с видом на ветряные мельницы, развлекательные центры, многоэтажное жилье и др. Я хочу напомнить, что более четырех лет по заказу директора музея, специально созданная УООПИК группа специалистов проводила исследования, разрабатывала документацию, в которой приведены границы территории самого музея с учетом его развития, границы охранной зоны и регулируемой застройки и согласовывала эти документы. Были пройдены все необходимые процедуры, и в конце 2005 г. охранные зоны были утверждены на государственном уровне. Тогда мы были уверены, что территория музея является достаточно защищенной от посягательств. Однако, Академия наук Украины, в ведении которой находится музей, после утверждения охранных территорий, неожиданно выступила с инициативой урезать эти территории до уровня ограждающего музей забора. И Министерство культуры с готовностью откликнулось на это предложение – отменило свое предыдущее решение об утверждении охранных зон. Все это выглядит, как очередная, достаточно примитивная, грязная технология присвоения заповедных территорий. Чиновники утвердили, чиновники отменили.
Когда УООПИК подняло вопрос о недопустимости такого отношения к музею, чиновники министерства заявили, что они не против того, чтобы снова пересмотреть свое решение, только теперь необходимо обращение к ним Академии наук с просьбой об отмене своей предыдущей инициативы. И Академия наук отменила свою инициативу. Лицемерию чиновников нет предела. Пока тянется волокита, земли раздаются. Недавно стало известно, что 40 участков на околице музея уже имеют своих хозяев. Фактически Академия наук сдала Пирогово. А ведь уникальный музей был создан по инициативе и за деньги общественности. Он пользуется огромной популярностью и есть необходимость увеличивать количество экспонатов музея. Но будет ли такая возможность?! Десятки лет музей находился в ведении УООПИК и только отсутствие средств на финансирование музея заставило Общество передать его под попечение НАНУ.
В Украине вообще очень остро стоит проблема отсутствия охранных зон вокруг памятников архитектуры и уникальных природных и искусственно созданных объектов. В советские времена само собой разумелось, что рядом с памятником нельзя строить новые здания. Сегодня строят не только рядом, а вплотную к памятнику. Последствия таких действий могут быть необратимыми. Украина может утратить свою историческую культурную основу.
(Створено NN, Квітень 23, 2008, 11:34 PM)