Диву дивишься наглости наших доморощенных политиков. Политики из «оранжевого» лагеря, конечно, тоже бывает, удивляют, но им не сравниться с представителями из лагеря Виктора Януковича. При этом не стоит говорить исключительно о «донецких», та же Сюзанна Станик никакого отношения к Донбассу не имеет. Но удивлять умеет как донецкие. Помнится, еще во времена глухого кучмизма эта юстиционная дама уже отличалась. И далеко не тем, что во время ее пребывания в Польше случился конфуз, поскольку для поляков ее фамилия звучала не совсем благозвучно: «станик» по-польски, прошу прощения, бюстгальтер. Более она запомнилась другими своими качествами.
Будучи подругой Людмилы Кучмы, она умудрилась потерять кресло министра юстиции, не смотря на заслуги перед венценосным семейством как её самой, так и мужа ее – Вадима Долганова. О её причастности к коррупции говорили еще в 2001 году. Тогда Алексей Баганец, заместитель генпрокурора Потебенько, заявил (цитирцю) «Сюзанна Станик, занимавшая пост министра юстиции, должна ответить перед законом за деятельность подчиненной Минюсту структуры «Укрспецюст». Данная структура, напомню, была создана Станик для реализации конфисканта. Там проворачивались такие схемы, что даже послушная Генпрокуратура не выдержала, а сам Кучма сплавил семейство с глаз долой в Польшу. Ведь это её структура в апреле 2001 года за искусственно созданные долги продала по заниженным ценам три из пяти электростанций «Донбассоблэнерго», а в июне акции ЗАО «СП Росава». Последние при стоимости 103,5 миллиона – всего за 4,2 млн грн. Вот это, я понимаю, размах! Так что для нее 12 миллионов – не деньги. Не даром перед всем миром, в открытую, она предложила главе СБУ половину этой суммы. Не стесняясь коллег-судей, журналистов и украинского народа, которому так клялась в верности за несколько мгновений до этого.
В ходе проверки СБУ установила, что один из родственников судьи Станик получил земельные участки в Ялте, Киеве, а также квартиры в Ялте, Киеве и несколько дорогих автомобилей, в частности Mercedes, BMW. СБУ также установила факт передачи родственнику 500 квадратных метров нежилого помещения в Киеве. Заметим, что родственник был не какой-нибудь троюродный пленмянник, а ее родная мать. 13 апреля Наливайченко обратился к председателю КС Ивану Домбровскому с просьбой предоставить какие-либо материалы для расследования дела относительно Станик. «В пятницу я написал письмо председателю КС с просьбой предоставить мне какие-либо материалы по делу. Мы также хотели бы получить объяснение от самой Станик», – заявил он.
А тем временем Служба безопасности Украины получила 17 апреля дополнительные данные по приобретению и реализации нежилых помещений и земельных участков одним из близких родственников судьи Конституционного Суда. Такие данные для выяснения фактов коррупции были представлены и в обращении 57 народных депутатов вместе с требованием ускорить проверку информации. Так в СБУ прокомментировали выступление исполняющего обязанности Генпрокурора Виктора Пшонки о «недостоверности информации о незаконном получении одним из членов семьи Сюзанны Станик недвижимого имущества». «На данное время проверка продолжается, проводится объективно и беспристрастно, в рамках полномочий СБУ и соответственно требованиям действующего законодательства с целью установления объективной истины», - подчеркивается в сообщении. Также СБУ заявляет, что «материалы проверки в соответствии с запросом Генпрокуратуры сегодня будут присланы на ее адрес для предварительного изучения и принятия решения». Так что срочное бегство на больничный генпрокурора Медведько вполне объяснимо. Слабаком он оказался в чрезвычайных обстоятельствах. А раз так, то поменяли его срочно на надежного Виктора Пшонку. Это он, верный воспитанник Геннадия Васильева, прокурорствовал в Донецкой области во время губернаторства Януковича. И нечего удивляться тому, что творилось 17 апреля перед зданием Конституционного суда.
Во время столкновений Сюзанна Станик выразила сожаление в связи с тем, что Служба безопасности Украины недооценила ее. «СБУ оценивает меня в 12 миллионов – я стою 120 миллиардов». После этого судья дала пощечину народному депутату фракции БЮТ Михаилу Волынцу, доказав что для нее депутатская неприкосновенность – ничто. Донецкие омоновцы поняли все правильно и начали избивать народных депутатов. Чему удивляться: лицо нашей милиции общеизвестно.
Всего один пример. Шахтерской межрайонной прокуратурой был задержан 26-летний преступник, подозреваемый в ряде грабежей и изнасиловании. Им оказался старший оперуполномоченный сектора уголовного розыска одного из райотделов милиции Луганской области. Ему, помимо разбоя, инкриминируется и изнасилование двух девушек, одна из которых – несовершеннолетняя. Преступления, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 152 Уголовного кодекса Украины (изнасилование с применением насилия, угрозы его применения или с использованием беспомощного состояния потерпевшего; изнасилование несовершеннолетней) были совершены в городе Шахтерске в январе текущего года. Занимался он и вымогательством и грабежами. Не такие ли, как он, сейчас – последняя надежда коалиции?
К тому же, именно в преддверии столкновений у стен Конституционного Суда из Донецка и Луганска было переброшено 18 тысяч так называемых активистов Партии регионов. Только поездами 17 апреля, из Донецка в Киев убыло две тысячи сторонников парламентской коалиции. Они отбыли на двух поездах – из Донецка и Дебальцева. Ранее, 9 апреля, было переброшено автобусами еще несколько тысяч. Зачем? Впрочем, спасибо вам, Виктор Федорович, за то, что показали настоящим дончанам, каким может и должен быть наш город, освободив Донецк (пусть и временно) от алкоголиков, наркоманов, бомжей и хулиганов... Вот только киевлян жалко. Мы то привыкли.
Но вернемся к Конституционному Суду. Следственное управление Генеральной прокуратуры Украины возбудило уголовное дело по факту вмешательства в деятельность судей Конституционного Суда, в том числе и деятельность Сюзанны Станик – судьи-докладчика при рассмотрении по сути дела по представлению о конституционности Указа Президента о досрочном прекращении полномочий парламента. Очень интересное сообщение. А дальше все как в плохом анекдоте. ГПУ «установила», что «с целью помешать исполнению судьями КС обязанностей» в Интернет-изданиях, а также в СМИ, распространяется информация, не соответствующая действительности, являющаяся неправдивой и дискредитирующей судью-докладчика по этому делу Cюзанну Станик. Вот уж загнули господа прокуроры! Но дальше – больше!
По факту незаконного получения Станик квартиры стоимостью 2 млн долларов Генеральной прокуратурой в возбуждении уголовного дела отказано «из-за отсутствия события преступления», как выяснил господин Пшонка. По его данным, квартира была получена в результате договора дарения от близкой родственницы в соответствии с требованиями действующего законодательства. Если перевести это с пшонкинского языка на человеческий, то получается, что пенсионерка 74-х лет от роду взяла, да и подарила доченьке квартирку в 2 миллиона долларов. А сама получила ее, конечно же, законно – на основании инвестиционного договора. И вообще, дело было не сейчас, а еще четыре года назад. Вопрос лишь в том, за какие заслуги бабушка получила сказочное жилье? Неужто от какого-нибудь пылкого 100-летнего дедушки, прельстившегося ее юностью?
Впрочем, был ли дедушка, мы знать не можем. И уж, тем более, не информированы о том, как его фамилия. Но что точно вызывает ряд вопросов, так это сроки, в какие старушке приспичило сделать доченьке маленький подарочек. Почему сейчас? Неужели доченька, бывший министр юстиции, а ныне – судья Конституционного Суда, не подсказала маме, что как раз сейчас делать такие подарки никак нельзя? А, может, у судьи не хватает квалификации для таких советов близким родственникам? И вот что еще интересно: только ли родительницу Сюзанны одолел приступ щедрости? Или это коллективное заболевание родственников еще некоторых судей КС, нечто вроде весенней аллергии? Небедные вы наши правосудники-фемидники…
А ведь есть еще зарплаты в миллионы долларов, которые даже Бушу не снились. Так что любо было смотреть шоу с лазающими через забор судьями, избиением депутатов омоновцами и агрессивной толпой местных и привезенных. Зарплаты отрабатывать надо... Не смотря на то, что одним платят 130, а другим 12 миллионов в разной валюте, и дураку понятно, что коалиция имеет больше возможностей ожидать положительного для себя решения, нежели сторонники президентского указа. Но в то же время, сами представители коалиции, принимая участие в пикетировании КС и потасовках возле него, делает все, чтоб обесценить выгодное для себя решение суда в глазах общества. И это уже прозвучало в резолюции ПАСЕ
Пункт 7. Однако Ассамблея обеспокоена сообщениями о привлечении отдельными политическими силами несовершеннолетних в массовые политические акции, что является нарушением Конвенции ООН о правах детей. Ассамблея подчеркивает, что такая практика является недопустимой, и призывает все политические силы Украины придерживаться указанной Конвенции, стороной которой является Украина.
Пункт 13. Ассамблея осуждает тот факт, что судебная система Украины систематически используется ненадлежащим образом другими ветвями власти, а высшие должностные лица не выполняют решения судей, что свидетельствует о разрушении этого ключевого демократического института. Независимое и непредвзятое правосудие является предпосылкой существования демократического общества, которое руководствуется верховенством права. Отсюда острая необходимость проведения комплексной судебной реформы, в том числе путем внесения изменений в Конституцию.
Пункт 14. Ассамблея повторяет, что власть единого органа конституционного правосудия – Конституционного Суда Украины – должна гарантироваться и уважаться. Давление в любой форме на судей является недопустимым и должно расследоваться и преследоваться в уголовном порядке. С другой стороны, досадно то, что на протяжении восьми месяцев существования своего нового полномочного состава Конституционный Суд не принимал решений, тем самым, не выполнив свою конституционную роль и не сделав вклад в преодоление кризиса на его более ранних стадиях, что подрывает доверие к Суду. Существует острая потребность в принятии решений касательно всех дел, которые находятся на рассмотрении, и, в частности, решения касательно конституционности Указа Президента от 2 апреля 2007 года. В случае принятия, это решение должно быть признано как обязательное всеми сторонами.
Да, не в унисон прилизанным европейцам звучит любимая фраза Юрия Луценко: «…кто из Вас отдаст своего ребенка в садик воспитателю, который подозревается в педофилии и кто доверит делать операцию на сердце хирургу, у которого, вроде бы, эпилепсия…?». Как можно довериться суду, где коррупция стала нормой?
Оппозиция призывает Президента вмешаться в ситуацию с КС, сам суд, не смотря ни на что, начал рассмотрение дела о неконституционности президентского Указа о роспуске Верховной Рады. А тем временем, чем больше пикетов и драк будет возле КС, тем меньше доверия к его решению в стране. А о Сюзанне Станик, после ее пощечин народным депутатам и определения собственной цены в 120 миллиардов, сказано все. Что же касается Правительства, которое она защищает, то народ ему вынес свой вердикт. По результатам опроса, проведенного социологической службой Центра Разумкова в конце марта – начале апреля 2007 года, только 17% опрошенных считают работу правительства в целом хорошей или очень хорошей, тогда как 42,8% - плохой или очень плохой. Хуже всего оценивают украинцы деятельностью правительства в сфере борьбы с коррупцией (считают ее плохой или очень плохой 58,8%, и в сфере борьбе с преступностью – 53,9%. Опрос проводился социологической службой Центра Разумкова с 23 марта по 6 апреля 2007 года во всех областях, Киеве и АР Крым по многостепенной случайной выборке с квотным отбором респондентов на последнем этапе, представляющем взрослое население Украины по основным социально-демографическим показателям (регион проживания, тип и размер населенного пункта, возраст, пол). Опрошены 2011 респондента старше 18 лет. Теоретическая погрешность выборки опроса (без учета эффекта дизайна) не превышает 2,3%.
Впрочем, цену конституционного решения так же можно определить, если провести соцопрос о доверии КС. Думается, отношение к судьям будет не лучше.