Вызывает к себе министр транспорта пана Овчара, ответственного за качество обслуживания пассажиров, и спрашивает: «Доложите, какова в Украине ситуация с обеспечением сельских населённых пунктов регулярными перевозками пассажиров. Неужели число таких сел действительно приблизилось к мистическому числу 666.
Овчар:
Что вы, это всё злые языки оппозиции, на сегодня число необслуживаемых сел снизилось практически до нуля.
Министр:
Как вам это удалось, коллега, вы что, где-то достали денег на ремонт сельских дорог или достали автобусы, а может применили на практике элементы программы «Прорыв» Юлии Владимировны?
Овчар:
Что вы, сэр, я же не Кирпа, я только поспособствовал созданию невыносимых условия для существования селян в отдалённых сёлах, вследствие чего молодые из сел уехали, а старики естественным образом вымерли, следовательно сёла с учета и сняли.
Министр:
Да вы просто гений! Вы прониклись идеологией Мюллера: нет человека – нет проблемы. Как в известном фильме.
Есть в Донецкой области небольшой городок с романтическим названием Красный Лиман. Крупный железнодорожный узел и масса поселков, 41 – если быть точным. Удаленность их от собственно города составляет десятки километров. И все социально значимые сельские перевозки легли на плечи так называемого монополиста, частного предприятия «Луч». А как иначе, ведь в прошлом это АТП 11437, единственный перевозчик пассажиров в городе.
Повсеместно сельские перевозки признаны убыточными. Этому способствуют многие факторы. Самое главное в том, что в селах проживает львиная доля населения преклонного возраста, так называемая льготная категория. Пенсионеры, ветераны, участники войн и ликвидаций. Те дотации, которые выделяет государство, явно не обеспечивают покрытие убытков перевозчиков, работающих на сельских маршрутах.
Вторая проблема – отсутствие нормальных дорог, особенно при неблагоприятных погодных условиях в зимнее время. На сельских дорогах расход горючего и износ подвижного состава значительно выше. Выход из этой ситуации есть: предоставить сельскому перевозчику приоритетное право осуществлять междугородные, межобластные и международные рейсы. Что, кстати, и предусмотрено положениями при проведении конкурсов. Тогда за счет прибыли, полученной от рентабельных междугородних рейсов, появится у сельского перевозчика возможность осуществлять и удерживать социально значимые перевозки пассажиров в наших сёлах.
В Красном Лимане эта проблема беспокоит местную власть. Первый заместитель директора Укравтотранса Петр Овчар с горечью констатирует: «По Украине регулярными рейсами автобусных маршрутов обеспечено 26,7 тыс. сельских населенных пунктов, что составляет 97,5 % от их общего количества. А это 664 населенных пунктов». Прямо таки мистика. Всего двух сел недостает до «числа диявола – 666» Понимает Овчар и проблемы сельских перевозчиков. «Дальнейший охват автобусным сообщением сел удерживается неудовлетворительным состоянием или отсутствием подъездных путей и убыточностью сельских маршрутов, поскольку для них характерны незначительные пассажиропотоки и также 60% пассажиров составляют льготники». Но выхода из этого тупика Овчар не видит. А ведь в свое время покойный министр транспорта Кирпа имел панацею от этих бед. Он обязывал международные авиакомпании, зарегистрированные в Украине, осуществлять внутренние рейсы, а сельским перевозчикам предоставлял право осуществлять прибыльные рейсы, на деле проводил в жизнь программу «Сельский автобус». Но после него в министерских кабинетах шла просто болтовня о проблемах, но никто не искал пути их решения. Сегодня перевозчикам сельских маршрутов министерство обеспечивает медленное вымирание.
Вот с этой проблемой и столкнулись краснолиманцы. На этот год в городе была разработана Программа развития городского пассажирского автомобильного транспорта общего пользования. Представленная программа не требует привлечения средств городского бюджета на её выполнение, в отличие от существующей практики финансирования аналогичных программ других городов. «Целью городской политики в сфере пассажирских перевозок на автомобильном транспорте является гарантированное и наиболее полное удовлетворение потребностей населения в безопасных и качественных социально значимых перевозках пассажиров при наименьшей стоимости проезда с учётом баланса между платёжеспособным спросом на услуги и объемом затрат на их предоставление.
В настоящее время, согласно договору с Краснолиманским городским советом, услуги по перевозке пассажиров на внутригородских сельских маршрутах автомобильном транспортом общего пользования осуществляет ЧП «Луч», которое является единственным в районе базовым автотранспортным предприятием такого рода.
На территории Краснолиманского городского совета расположено 40 населенных пунктов, при этом, регулярными автобусными сообщениями необеспеченными остаются 9 небольших удалённых от центра сёл – это, составляет 22% от их общего числа. В среднем по Украине неохваченными регулярными перевозками остаются – 2,5% населённых пунктов». Скажу сразу же – неплохая программа. Ее выполнение могло привести к решению проблем с автоперевозками на селе. Да и разрабатывали её специалисты-автотранспортники, знающие проблемы не на словах, а на деле и опирающиеся на существующие законы. Если бы не одно «но». Для ее выполнения необходимы средства, полученные в результате работы предприятия на рентабельных междугородних маршрутах.
Между тем, несмотря на обслуживание низкорентабельных сельских маршрутов, ЧП «Луч», по согласованию с Краснолиманским Городским головой, более 5-ти лет удерживали самые низкие тарифы на сельские и внутригородские перевозки пассажиров в Донецкой области, понимая большую важность такой акции для жителей села. С другой стороны это же препятствовало обновлению подвижного состава и развитию пассажирских перевозок.
Кроме того, предприятие, учитывая недостаточное финансирование отдела образования городского совета, за счет своих средств осуществляет подвоз детей в общеобразовательные школы сел Терны, Торское, поселка Кировск, участвуя при этом во многих городских благотворительных мероприятиях.
В 2007 году предприятие «ЛУЧ» произвело радикальное обновление подвижного состава с перспективой погашения кредиторских затрат на обновлённый транспорт за счёт введения предприятию рентабельных междугородних и межобластных перевозок пассажиров.
То есть, со стороны местных властей была полная поддержка, что далеко не часто встречается. Препятствия для осуществления задуманного возникли в Киеве.
Предприятие планировало освоить несколько междугородних и междуобластных маршрутов. Таким образом, за счет внедрения частным предприятием «ЛУЧ» высокорентабельных междугородних перевозок с территории Краснолиманского городского совета, стало бы возможным обеспечивать потребности сельского населения в пассажирских перевозках, удерживая на социально–приемлемом уровне тарифы на сельских и городских автобусных маршрутах, с последующим погашением кредитов предприятия, взятых на обновлённый транспорт. Стало бы возможным и более широкое участие предприятия в социально необходимых городских программах.
Но для этого, по закону, необходимо было выиграть конкурс у других перевозчиков в Киеве. А председателем конкурсной комиссии является ...уже известный нам господин Овчар. Казалось, он-то знает ситуацию с социально значимыми перевозками на селе и не допустит несправедливого решения конкурсного комитета.
Прилагаемые усилия ЧП «ЛУЧ» по участию в конкурсах на сегодняшний день не увенчались успехом – 40 обслуживаемых сёл предприятием и ни одного междугороднего рейса. Такова печально-мистическая действительность. Хотя из Красного Лимана существует 28 межобластных и 13 междугородних отправлений, обслуживаемых перевозчиками с других городов.
В октябре прошлого года департаментом автомобильного транспорта на конкурс был выставлен маршрут «Северодонецк-Красный Лиман». Мистика или присущая нашему времени, вездесущая коррупция, возможно, посетила и этот конкурс, оставив писаные законы для дилетантов.
Протокол заседания конкурсного комитета по вышеупомянутому маршруту явно свидетельствует о нарушениях и предвзятом отношении к сельскому перевозчику при определении победителя.
Конкурсный комитет не учел, что стаж работы ЧП «Луч» в три раза больше, чем у других претендентов, и составляет 6 лет, в отличие от победителя конкурса ООО «Северавто», стаж которого составляет 2 года. Конкурсным комитетом не был определен претендент, которой занял второе место, что подтверждается выпиской из протокола №150 (Пункт 21). Определяя победителя конкурса, конкурсный комитет не учел, что ЧП «Луч» обеспечивает перевозку пассажиров в сельский местности, при этом обеспечивает перевозку пассажиров 12 поселковых и сельских советов, которые содержат 40 сельский населенный пунктов (Пункт 15 Условий проведения конкурса).
Вдобавок, следует подчеркнуть, что главным фактором, который должен учитываться конкурсным комитетом, являются предложения претендентов, а их анализ, например, должен свидетельствовать о том, что претендент, определенный победителем, предложил выполнять перевозку более новым подвижным составом.
Действительно, победитель конкурса ООО «Северавто» предложил во время проведения конкурса автобус марки Богдан А09211 2006 года выпуска.
Соответственно, предложенный ПП «ЛУЧ» автобус марки «Аврора» Паз 4230 выше по комфортности но – 2005 года выпуска. У победителя конкурса ООО «Северавто» перед ЧП «ЛУЧ» было единственное преимущество в разнице одного года предложенных автобусов, разница в один год и стала решающим в определении победителя (написано в ответе Овчара).
Считаю, что преимущество в производстве автобуса в один год это ничто в сравнении с неучтенным конкурсным комитетом важнейшим преимуществом предприятия «ЛУЧ», как сельского перевозчика, обслуживающего перевозки пассажиров на территории 40 сельских населенных пунктов. В случае нарушения процедуры проведения конкурса, других условий Порядка проведения конкурса на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.2003г. №139, претенденты имеют право обратиться с соответствующим заявлением к директору Укравтотранса не позднее двух недель после получения копии решения конкурсного комитета. О результатах рассмотрения заявления Укравтотранс обязан сообщить заявителю на протяжении 15 календарных дней с момента его получения.
Но в письме П. А. Овчара сказано, что заказчик, т.е. Государственный департамент автомобильного транспорта, является заказчиком и организатором конкурсов. При заключении договоров департамент руководствуется исключительно решениями конкурсного комитета, которые он не уполномочен пересматривать или отменять. Из этого следует, что для П.А. Овчара не существует приказов Укравтотранса, а решение конкурсного комитета, принятые со многими нарушениями, заказчик должен воспринимать как правомерные – без рассмотрения имеющихся фактов нарушения условий проведения конкурсов.
Заместитель директора департамента автомобильного транспорта Л.С. Петренко считает «необходимым указать, что мысль о решении конкурсного комитета имеет целиком субъективный характер. Именно с целью недопущения субъективности при предоставлении права выполнения перевозок на регулярном маршруте Законом Украины «Об автомобильном транспорте» установлено, что определение перевозчика на маршрутах общего пользования осуществляется исключительно на конкурсных основах». Дальше на трёх листах письма изложены раздумья чиновника о радужных перспективах непонятно чего и кого и ни слова о нарушениях!!!
А пока длится беззаконие, у ЧП «ЛУЧ» нет ни одного междугородного маршрута. При этом в распоряжении предприятия имеются в четыре междугородных автобуса, приобретенных в соответствии с требованиями времени и согласованных с органами местного самоуправления для улучшения обслуживания сельских населённых пунктов.
Но выигравший конкурс перевозчик ООО «Северавто» за полугодие обслуживания им маршрута «Северодонецк-Красный Лиман», выигравший конкурс автобус БОГДАН пассажиры видели всего три раза. ООО «Северавто» на данном маршруте использует 16-местную «Газель» Рута-20, ежедневно глумясь над пасажирами, создавая «душегубку», набивая «Газель» на межобластном маршруте до отказа.
Хотелось бы надеяться, что происходящее скорее исключение, чем правило политики правительства и министерства транспорта Украины. Не хочется думать, что сельским перевозчикам уготовано место в Красной книге. И это – при «помаранчевой власти» и ее непосредственном участии.
Остается для сельских перевозчиков перспективно развивающийся рынок обеспечения транспортом ритуальных процессий, лидирующих как раз не в городах, где проживают министры, а на вымирающих сельских окраинах нашей демократической державы.
Каждый ответ на обращения ЧП «ЛУЧ» о восстановлении прав традиционно заканчиваются стандартной фразой: «При своём несогласии, вы можете обратиться в суд». Село обязательно воспользуется своим правом обратиться в суд, но только после сбора всех отзывов, направленных в соответствующие органы по данной проблеме.
Но никакое правительство и министерство не застраховано от мистики, и мы не хотим предполагать, что где-то в тайных коридорах уже давно выношен и стал государственной политикой план уничтожения села.
Продолжение развития событий в следующих номерах