”Iнформацiйно-аналiтична Головна | Вст. як домашню сторінку | Додати в закладки |
Пошук по сайту   Розширений пошук »
Розділи
Архів
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поштова розсилка
Підписка на розсилку:

Наша кнопка

Наша кнопка

Яндекс.Метрика


email Відправити другу | print Версія для друку | comment Коментарі (0 додано)

Тоталитарная демократия и унитарная конфедерация…

image

Республика Беларусь живет по самой демократичной Конституции, составляет общее целое с Российской Федерацией, а человек, говорящий в Беларуси на беларусском – оппозиционер по определению.

Часто украинские обыватели начинают жаловаться на власть и жалеть, что живут в самом худшем государстве мира. Заводы стоят, денег не платят, жена не дает, мужики – козлы, политики – сволочи, и вообще: мир катится в пропасть.

Однако все познается в сравнении. Автор обратился за опытом, дабы далеко не ходить, к нашим северным соседям – и нашел немало фактов, говорящих в пользу того, что Украина – чуть ли не образчик демократии на постсоветском пространстве. Дальше нас пошли по пути глобализации, либерализации и всяческого «народовластия» только поляки и прочие развращенные капитализмом соседи.

Свобода собраний

Судите сами. В Украине каждый волен выйти на площадь, взять с собой неограниченное количество друзей и высказать о власти все, что ему в пьяном чаду приснилось. В трезвом тоже, не суть важно. Ну, часто следует регистрировать подобные акции, но большому счету… Все равно.  В Республике Беларусь, живущей по самой демократической в СНГ Конституции, за собрание в количестве около 5 человек (хотя «вязали» и 2-3 чалавек с транспарантами, а такого себе Алеся Пушкина когда-то повязали и однаго) вас может успешно «повязать» патруль. Ссылаясь при этом на некий Закон, которого в Беларуси в природе не существует. Классический случай произошел недавно с гомельскими «ролевиками»: стоило им собраться на улице на очередную игру в эльфов-орков, как бравая патрульно-постовая служба подбежала проверять документы и брать любителей средневековья под белы ручки. Спасло только то, что среди ролевиков обнаружился сотрудник «органов», чего он, впрочем, от друзей и не скрывал. Гомельчане называют это не иначе, как беспределом милиции, потому что официального оправдания таким действиям нет. Называют, правда, тихо и про себя…

Диссиденты и странности союзничества

Факт второй. В стране сто тысяч невыездных граждан Беларуси. По данным tut.by, главного новостного сайта страны, в список лиц, которым временно запрещен выезд за пределы Беларуси, внесено около 100 тысяч человек. МВД Беларуси официально сформировало банк данных по лицам, которым «временно запрещен» выезд за пределы республики. Это «лица, владеющие государственными тайнами, имеющие непогашенную судимость и задолженность за кредиты».

Далее начинается полный трагифарс, связанный с государственным устройством Беларуси. Хотя по Конституции РБ – унитарное государство, официально она член Союза Респулики Беларусь и Российской федерации. То есть имеет общие войска противоракетной обороны (с 1999 г.) и практически номинальные общие границы. Когда вы едете из Минска в Санкт-Петербург, вы пересекаете границу с РФ без проверки документов и досмотра вещей.

Между тем, диссиденты, которым проживание на территории Беларуси разрешено только на срок до 3 месяцев, нашли оригинальный способ жить на родине хоть и год: проезжать из, скажем, Польши через Украину в Россию и потом уже – на территорию РБ. На беларусско-российской границе просто не проверяют документы. А списки невъездных на руки милиции, как правило, не выдают. И по прибытию на родину хоть трава не расти. Главное – переехать границу России и Беларуси. Правда, устроиться на работу дома ты уже не можешь... Решайте, мол, сами.

Кстати говоря, феномен «союзности» двух братских стран сами беларусские юристы не могут внятно назвать и обьяснить. Это и не конфедерация, поскольку союз не отвечает критериям классической конфедерации. Скорее уж к конфедерации приближается Европейский союз. Это и не федерация, потому что страны имеют отельные парламенты, президентов, герб, гимн, армию… Так и не могут дать внятное с точки зрения политической науки и права определение этому чуду юриспруденции.

До сих пор в Минске стоит памятник Дзержинскому напротив самого что ни есть настоящего КГБ. Фотографировать оное здание очень не советуют – могут просто повязать на месте. И ходить вокруг него почем зря не рекомендуют. По тем же причинам.

Фликеры как черта национального характера

В Беларуси вас обяжут носить фликер (только в тёмное время суток и на неосвещенной местности). Это небольшой светоотражающий значок, который делает тебя заметным в дальнем свете фар посреди ночи. Казалось бы, благая инициатива, снижает количество ДТП… Но носить фликер вы не просто МОЖЕТЕ, вы ОБЯЗАНЫ. Поначалу это была просто рекомендация ГАИ. Сейчас при поимке без фликера, особенно  в сезон, когда ГАИ отрабатывает квоту на штрафы (есть и такая!), вас запросто оштрафуют.

Самый известный по этому поводу анекдот: «Как отличить беларусскую проститутку от русской и украинской? Она с фликером!»

Почувствовали разницу между Украиной и Беларусью? Едем дальше.

В стране официально упразднены часы изучения истории Беларуси в школах, а курс истории Беларуси включен в общий сокращенный курс истории. С этого года обещают отменить обязательную сдачу беларусского языка на вступительных экзаменах в вузы (по данным все того же tut.by и по словам студентов). Комментарии излишни?  

За деньги или за идею?

Да, существует в Беларуси и оппозиция. Но по словам минского журналиста Глеба Лабадзенки, оппозиция ныне уже не та. Она живет на гранты Запада и работает уже не на «идею», а за деньги. Народу начинает надоедать выходить из года в год на марши оппозиции, считает журналист. «Как можно говорить об эффективности партии «Беларусский народный фронт», – возмущается Глеб, – если с 1989 года она поставила целью прийти к власти и не пришла к власти до сих пор?»

Оппозиционеры выходят из списков оппозиции на выборах. Так сделал, к примеру, политически активный студент Роман Устинов, учащийся ныне в гуманитарной академии имени А.Гейштора (Польша) и попавший за свои убеждения в список «невьездных». Да, он утверждает, что против ныне действующей власти. Но он добавляет: «я против продажности борющихся с этой властью».

Напоследок – о том, чего стоит быть патриотом своей культуры в отдельно взятом городе Гомель. Рассказывают студенты Гомельского университета имени Франциска Скорины, не пожелавшие назвать имен – далее понятно, по каким причинам…

Студент 2 курса математического факультета, Дмитрий Железнеченко, организовал в Гомеле бардовский фестиваль. Беларусскоязычный. Фест прошел успешно, и в Украине парня, несомненно, даже похвалили бы в СМИ за рвение.

Не так, однако, у соседей. Парня сразу обвинили в неуплате налогов. При том, что он их честно уплатил. Автоматически Дмитрия (отличника, кстати) исключили из университета за то, что против него возбудили уголовное дело. Когда активист доказал свою безнаказанность, его восстановили в университете… На три дня. Из студенческой аудитории он уехал прямо в армию – поскольку его отсрочка была более недействительной.

Сейчас парень – в военном госпитале с отбитыми почками (неофицальные данные). За отказ исполнять приказы, отданные не на государственном языке. Догадайтесь, на каком. Том самом, на котором пели исполнители на первом и последнем бардовском фесте.

«Плюсы». Дабы не сгущать краски…

В Беларуси очень чисто... Асфальт в центре Минска сияет до блеска, мусорные баки стоят на каждом шагу, газоны в Гомеле посыпают для красоты опилками и трудолюбиво высаживают где только можно цветы… В Украине, увы, такое почему-то невозможно. Спросите, чей менталитет после этого лучше?

Вместо постепенно умирающих от водки и безработицы украинских сел – у «сябров» агрогородки. Поселения с полной инфраструктурой, учрежденные около пяти лет назад, чтобы поднять на ноги сельское хозяйство и привлечь рабочую силу в деревни. Каждый агрогородок управляет сетью деревень, специализирующихся по-разному – на молоке, мясе… В чем – в чем, а в этом Беларусь дает пример южным соседям. Многозначительный пример, кстати говоря. Никто не кричит в Беларуси о необходимости фермерства и о продаже земли частным лицам. Только аренда, и то крайне затрудненная.

В Беларуси невозможно создать национальный природный парк на частных землях (как у нас). Вся земля – собственность государства. И штрафы за отстрел, скажем, краснокнижных зубров в РБ намного выше, чем у нас, «диких капиталистов».

 

Существует анекдот, очень много говорящий о психологии беларуса…

Нацисты вешают узников трех национальностей. Русский умер сразу, украинец помучался и умер, беларус висит, дергается, мучается от удушья… И не умирает. Палачи уходят пить пиво, возвращаются… А беларус висит, руки по швам, живехонький, и улыбается. «А как это ты так?.» - спрашивают палачи. «Да вот, сначала было очень неудобно, а потом как-то привык…» 

«Лица протеста» по-беларусски

 Да, в Минске существует понятие «протест против уничтожения исторической застройки». Только вот протест этот – не оккупирование крана застройщиков и не захват на час-другой территории застройки, как ныне практикуют киевские активисты из «Сохрани старый Киев!» В Минске такие «орлы» долго бы не прожили на воле. Протест против уничтожения последних старых зданий в столице Беларуси возможен только в печати, и только из-под пера ретивых журналистов.

Самое отважное, на что способны члены «гражданского общества» в Беларуси – это робко подать голос против того, чтобы машины не заезжали на газоны. Это пока. Неизвестно, на что пойдут граждане Минска, когда проблемы застройки детских площадок докатятся и до их тихой псевдокоммунистической обители.

Пока мы имеем только несколько забавный опыт Глеба Лабадзенки, который «беларусифицирует» родную страну довольно своеобразными методами. К примеру, приходит на «Коммунарку», ведущую конфетную фабрику страны, и предлагает своими силами перевести все обертки конфет и прочих кондитерских изделий на беларусский. Руководство фабрики на удивление легко пошло навстречу. И – вуаля! – имеем беларусскоязычные надписи на конфетах – визитной карточке страны. Мелочь, а приятно.

Это уже не анекдот, это вполне реальная ситуация, иллюстрирующая то, как остается бороться диссидентам в братской стране. Глеб комментирует происходящее так: «У нас практически нет собственных инициатив. Мы все время ждем, что из-за границы нам что-то подскажут. Власть сама изживает в нас эти инициативы». Эпизод с конфетами – это попытка Глеба хоть что-то изменит в стране, где спокойно уживаются серп и молот на стенах, учебник «Государственная идеология» в вузах и «Макдональдсы» в центре Минска.  

Господа, вы все еще сомневаетесь, что в Украине с ее варварской застройкой, дерибаном земли, тотальной коррупцией, экономической эмиграцией за границу… Что в нашей, как говорят, «богом данной стране» мы живем не при демократии?

Я отнюдь не предлагаю смиряться с этими симптомами болезни, свойственные как раз молодой демократии, но…

Оглянитесь. Загляните за ближайшую северную  границу. Быть может, вы узреете столько, что увиденное заставит вас посмотреть на мир чуточку оптимистичнее?


1834 раз прочитано

Оцініть зміст статті?

1 2 3 4 5 Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00 (всього 5 голосів)
comment Коментарі (0 додано)
Найпопулярніші
Найкоментованіші

Львiв on-line | Львiвський портал

Каталог сайтов www.femina.com.ua